Опрос в социологии. Социологическое исследование

57. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС. АНКЕТИРОВАНИЕ

Социологический опрос – самый распространенный метод сбора информации. Методом опроса изучаются явления, которые не поддаются прямому наблюдению. Его основное назначение – обеспечить двусторонний поток информации между управляющими и управляемыми, получить информацию о мнениях людей, их мотивах и оценках явлений (например, как основная масса населения относится к международным событиям). Его основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность, обусловленная добровольностью участия.

Виды опросов: телефонный, факсовый, почтовый личный, письменный (анкета, тест), устный (интервью), очный, заочный, сплошной, выборочный, массовый, специализированный (опрашиваются специалисты или эксперты в определенных областях).

Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляющаяся без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом (анкетируемым человеком), длится не более 40 мин. Анкета – перечень предложенных вопросов, на которые необходимо односложно или развернуто ответить. В зависимости от вида составленных вопросов бывает открытой (когда есть строчка для своего варианта ответа) или закрытой (с перечнем вариантов ответов). Вопросы подразделяют на прямые, личные и косвенные (последние повышают правдивость ответа). Опрашиваемый может сам заполнять анкету. Формы проведения – индивидуальная или групповая.

Интервьюирование – форма очного проведения опроса, при которой исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Метод предполагает личное общение интервьюера с опрашиваемым. Факторы, влияющие на результаты опроса:

Настроение респондента в момент опроса; ситуация опроса (благоприятные для общения условия – хорошая погода, удобное место опроса и др.); содержание анкеты или устного вопроса; качество работы интервьюера (правильная речь, приятная внешность, последовательность действий).

Социометрический опрос – используется для анализа взаимоотношений в коллективе и их оптимизации путем взаимовыбора по предложенным критериям. Позволяет анализировать отношения внутри коллектива или группы, изучать их проблемы (авторитет, лидеры, изгои).

Условия проведения опроса: проводить в коллективах, работающих вместе не менее 6 месяцев;

Исследовать группами по 10–15 человек. В конце исследования проводится разработка коррекционных мер отношений в коллективе. По результатам опроса выстраиваются социометрическая матрица (в горизонтальных строках по числу членов коллектива указываются субъекты выбора (кто выбирает), а в вертикальных столбцах – объекты выбора (кого выбирают)) и социограмма (схема межличностных отношений в коллективе).

Шкала приемлемости – вид анкетирования на приемлемость различных видов поведения. Используется для выяснения отношения респондентов к тем или иным социальным явлениям (разводам, проституции и др.).

Из книги Энциклопедия пикапа. Версия 12.0 автора Олейник Андрей

Секс-опрос (Вадим Хмелинский) Считается, что женщины любят задавать вопросы. И тем не менее, есть вопросы, которые они предпочитают не обсуждать с мужчинами, несмотря на то, что знать наше мнение по этим поводам им очень хочется. Ты можешь сделать первый шаг к тому, чтобы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АН) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВС) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОП) автора БСЭ

Из книги Теория управления: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Оперативно-розыскная деятельность: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Основы социальной работы: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

51. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МИГРАНТАМИ В РОССИИ Социальный работник обращается к социологическим аспектам миграции. Содержание его деятельности может изменяться в зависимости от вида миграции, условий бывшего и нынешнего пребывания мигранта,

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

55. СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. АНАЛИЗ Структура исследования: постановка цели; определение параметров сбора информации;(выборка объектов – целевая группа (например, только мужчины от 45 до 60 лет. Выборка формируется

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

2 ОПРОС, КЛИНИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ И ВЕДЕНИЕ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ В психиатрии, как и в медицине вообще, правильность диагноза зависит от внимательного сбора анамнеза и тщательного проведения клинического обследования. Однако психиатрия отличается от всех остальных областей

Из книги автора

Опрос для установления диагноза До начала опроса надлежит предварительно обеспечить соблюдение определенных необходимых требований. Помещение, где проводится беседа, должно быть в достаточной степени звуконепроницаемым; нужно заранее позаботиться о том, чтобы беседа

Из книги автора

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГИЗМ - плюралистическое направление социологии, принимающее в качестве основной предпосылки исследования и объяснения социальных явлений и процессов действие и взаимодействие общественных, групповых и индивидуальных психических факторов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Введение

Любая наука в процессе познания определенной области действительности использует определенные способы, средства, приемы для достижения поставленной цели. Поэтому, когда говорят о науке, имеют в виду не только предмет, который она изучает, но и приемы и средства, используемые ею в познании своего предмета. Научный метод, таким образом, представляет собой совокупность различных приемов, способов и средств, с помощью которых приходят к научным истинам. Учение же о методах научного познания обычно называют методологией. Задача методологии -- открывать, обобщать и разъяснять методы научного познания.

Науки отличаются друг от друга не только своими предметами, но и методами, которые они используют для познания предмета своего исследования. Структурно-функциональное понимание метода социологии базируется на основных положениях функционализма, стремящегося раскрыть роль отдельных элементов по отношению к структуре общества в целом. С позиций функционализма общество предстает как стабильная система, все части которой хорошо интегрированы, хотя каждая и имеет свою функцию.

Сбор данных является важным этапом в процессе научного исследования. На этом этапе собирают сведения, на основе которых впоследствии делают выводы о связях между явлениями и выясняют их сущность. Поэтому в «социологии уделяется большое внимание способам сбора данных. Развитие и применение многочисленных методов сбора данных в социологических исследованиях в значительной мере способствовали точности социологии и ее утверждению как науки в полном смысле слова - науки, которая устанавливает истины подобно естественным наукам.

Особая трудность в сборе данных о социальных явлениях связана с их сложностью. В связи с этим при наблюдении некоторого общественного явления требуется обращать внимание на многие влияющие на него факторы и выяснять их значение как для явления в целом, так и для отдельных его элементов. Однако выделить отдельные из этих факторов и установить из значение весьма нелегко, хотя усилия в этом направлении в известной мере облегчают постоянно развивающиеся статистические и математические методы.

Наконец, сбор данных затрудняется и тем обстоятельством, что человек, собирающий сведения об определенных общественных явлениях, об обществе, сам является составной частью общества. И дело не только в том, что люди, о поведении которых собираются данные, узнав, что их поведение является предметом исследования, начинают вести себя по-другому, но и в том, что сам исследователь весьма часто видит явление таким, каким он хочет его видеть, а не таким, каким оно является в действительности.

Для того чтобы уменьшить (если их нельзя избежать вообще) эти и другие трудности в процессе сбора данных об обществе и социальных явлениях, современная социология располагает многими развитыми методами. Один из них - это опрос.

Цель работы - исследование социологического опроса.

социологический опрос анкета интервью

Глава 1. Опрос как метод сбора социологической информации

Социологический опрос -- это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.

Опрос является наиболее часто используемым способом сбора информации в современных социологических исследованиях. Он представляет собой форму вербальной коммуникации между исследователем и испытуемыми. И именно потому, что речь идет о вербальной коммуникации, следует учитывать тот факт, что возможности данного способа в сборе объективной информации достаточно ограничены. Тем не менее метод опроса все чаще используется для сбора данных при исследования общественных явлений.

В ходе опроса исследователь задает определенным лицам вопросы об известных им явлениях, на которые те дают ответы. По способу, которым задаются вопросы, опрос может быть устным и письменным, хотя чаще всего проводится в форме устной беседы. Устный опрос может проводиться также в форме свободного собеседования или на основе вопросника. Свободное собеседование строится таким образом, что вопросы задаются в зависимости от ситуации, складывающейся в ходе самой беседы. Опрос на основе опросника мы имеем в том случае, когда вопросы составлены предварительно и исследователь руководствуется ими в ходе опроса. Подобный метод наиболее пригоден при опросе большого числа людей.

В зависимости от того, каким образом формулируются ответы, опрос также может быть свободным - когда опрашиваемые свободно отвечают на поставленные вопросы, самостоятельно, формулируя свои ответы, - или же опросом с определенными ответами, когда на вопрос можно ответить заранее определенным образом (например, «да» или «нет»). Последний метод опроса позволяет получать информацию в форме, удобной для статистической обработки, но вместе с тем имеет и свою слабую сторону, поскольку сужает ответы и не позволяет опрашиваемому коснуться того, что не предусмотрено стандартизированным ответом.

Недостаток опроса как метода сбора информации заключается в том, что с его помощью получают не объективную картину исследуемого явления, а его субъективную картину, созданную опрашиваемым. Чтобы уменьшить возможность недостоверных ответов, исследователь должен уметь внушить опрашиваемому уверенность в том, что его ответы не принесут неприятностей ни ему самому, ни близким ему людям. Ибо от опрашиваемого, от искренности его ответов во многом зависит качество опроса. А поэтому и вопросы должны быть хорошо продуманными и не должны быть неприятными для опрашиваемого.

Глава 2. Методы социологических опросов

Чаще всего в опросах при исследовании общественных явлений используются такие методы, как анкетирование, интервью и тест, применение которых в каждом конкретном случае зависит от многих обстоятельств.

Анкетой называется список вопросов с возможными вариантами ответов или без них, который предлагается респонденту в печатной форме.

Вопросником называется перечень вопросов, составленный не для опрашиваемого, а для интервьюера, который использует вопросник в соответствии с заранее установленными правилами: либо, как текст, прочитывается респонденту, либо как общее руководство к беседе в случае экспертного опроса или неформализованного интервью.

Основное преимущество анкетирования по сравнению с интервью - меньше затрат на проведение обследования. Другие плюсы анкетирования сомнительны, но все же укажем их. Так, в частности, считается что анкетирование по сравнению с интервьюированием носит более интимный характер и поэтому даёт более достоверную информацию. Кроме того, возможность спокойно, не торопясь, работать с анкетой, приводит к более продуманным ответам. Что же касается недостатков анкетирования, то их можно свести, в основном, к следующим.

Во-первых, при анкетировании ситуация опроса остается неконтролируемой. Неизвестно, где и в какой ситуации заполняется анкета, не подсказываются ли кем-нибудь ответы.

Во-вторых, если некоторые вопросы непонятны респонденту, то разъяснить их уже некому. Поэтому для анкетирования не рекомендуются сложные вопросы типа: «Если на этот вопрос Вы ответите «да», то переходите к вопросу №...»

Поэтому же анкетирование предполагает более тщательную разработку инструментария. Для анкеты, чтобы она как можно лучше воспринималась респондентом, необходимо тщательно продумывать формулировки и компоновку вопросов, и полиграфическое оформление, и даже сорт бумаги. Один из частых недостатков анкетирования -- почти полное отсутствие неожиданных ответов: ведь анкетирование строится четко в соответствии с принципом «спрашивай - отвечаем», тогда как в интервью рецензент может дать неожиданный ответ, что существенно обогащает исследователя, натолкнув на новые гипотезы.

В-третьих, низкий процент возврата анкет. Ведь ничто не может лучше заставить отвечать на вопросы, как интервьюер, перед которым у респондента, если он согласился на интервью, возникает моральная обязанность.

Как метод сбора социологической информации опрос ограничен тем, что полученные ответы не обязательно правильно отражают исследуемую ситуацию. За внешне простой схемой «вопрос-ответ» стоит очень сложная проблема, которая заключается в том, какова реакция респондента на ситуацию опроса: во-первых, понятны ли ему предлагаемые вопросы, во-вторых, насколько искренне он на них отвечает, далее, располагает ли респондент информацией по данному вопросу и т.д.

При интервьюировании часть трудностей снимается за счёт квалификации интервьюера, который должен расположить к беседе, разъяснить и уточнить непонятные вопросы и т.д. При анкетировании снизить ситуацию неопределённости в получении адекватных ответов помогает тщательная работа над анкетой, проведение пробных «пилотажных» исследований, сочетание анкетирования с опросом экспертов и т.д.

Интервью чаще всего используется для получения информации о явлениях, которые непосредственно затрагивают опрашиваемых лиц и очевидцами которых эти лица являются. Однако в социологических исследованиях интенсивное интервью часто используется также с целью проверки данных, полученных при помощи экстенсивных исследовательских методов. В любом случае, для того чтобы информация, полученная в ходе интервью, была точной и представляла собой реальную основу для выводов, интервью должно быть тщательно подготовлено, и, прежде всего, необходимо четко сформулировать вопросы.

Тест является инструментом получения информации о склонностях, предрасположенностях и реакциях индивидов в связи с некоторой могущей возникнуть ситуацией. С помощью тестирования исследуются интенсивность и специфика склонностей индивида, а также их значение.

Тест чаще всего состоит из систематически выстроенного ряда вопросов или утверждений, на которые тестируемое лицо должно отреагировать. Но точно также же тест может состоять и из серии фотоснимков или кинокадров, способных вызвать у тестируемого ту или иную реакцию.

Если тестирование осуществляется в целях изучения предрасположенностей и тенденций, складывающихся в больших социальных группах, тестируемые лица должны характеризоваться репрезентативностью в отношении данных групп.

Тестирование как метод социологического исследования зачастую является предметом острой критики, вплоть до полного его отрицания. Основным аргументом в подобной критике является то, что тестирование осуществляется в искусственно созданных обстоятельствах. Индивиды в ходе тестирования реагируют на обстоятельства, которые лишь могли бы возникнуть в действительности.

Большое значение в исследовании имеет методический раздел программ, который включает в себя описание методики и организации исследования. Центральное значение в этом разделе занимает обоснование выборки. Характер решаемой проблемы, цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования.

Иногда, когда объект исследования сравнительно невелик и социолог располагает достоверными силами и возможностями его изучить, он может исследовать его целиком. Тогда, говорят социологи, объект исследования тождествен генеральной совокупности. Но часто сложное исследование невозможно или в нем нет необходимости. Поэтому для решения задач исследования осуществляется выборка.

Критериями качества инструментария являются устойчивость и обоснованность. Под устойчивостью понимается степень совпадения результатов измерения при повторных применениях измерительной процедуры и описывается величиной случайной ошибки.

Наиболее сложный вопрос качества измерения - его обоснованность. Обоснованность связана с доказательством того, что измерено вполне определённое заданное свойство объекта, а не некоторое другое, более или менее на него похожее.

Нужно учитывать, что в процессе измерения участвуют три составляющие: объект измерения, субъект, проводящий измерение, измеряющее средство, с помощью которого производится измерение, в нашем случае анкета или вопросник. Условия надежного измерения крепятся в каждой из этих составляющих.

Среди требований, которые необходимо учитывать при составлении анкеты (вопросника), можно выделить следующие:

Релевантность. Понятие релевантности связано с тем, насколько разумно выбрана данная форма инструмента для данной характеристики. Релевантность может быть доказана только логическим путем.

Объективность или нейтральность. Инструмент исследования должен быть составлен максимально нейтрально, чтобы не вызвать у респондентов смещение установки при ответе на вопрос в негативную или положительную сторону.

Доступность. Смысл этого требования заключается в том, чтобы задаваемые вопросы были понятны всем участвующим в опросе респондентам. Для повышения надежности получаемой в ходе социологического исследования информации большое значение имеет организация проведения самого опроса.

Если опрос проводится в форме интервьюирования, важное значение имеет квалификация интервьюера; если в форме анкетирования - только содержание вопросов анкеты и их компоновка. Главная цель -- добиться того, чтобы респондент по возможности искренне «рассказал о себе».

Заключение

Итак, наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос. Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей - респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. По нормам и условиям общения социолога с респондентом различаются письменные (анкетирование) и устные (интервью) опросы, по месту жительства, по месту работы и в целевых аудиториях (зрители в кинотеатрах, пациенты в клиниках и т. д.), очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение, по телефону), групповые и индивидуальные и т. д.

Метод опроса используется в ряде случаев: Когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют. Когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения. Когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т. д. В качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.

Метод опроса предусматривает получение социологической информации в ситуации социально-психологического общения. И это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных. В социологии выработано значительное количество методических требований и процедур для того, чтобы преодолеть субъективизм, повысить надежность и эффективность данной формы сбора социологической информации.

Список использованной литературы

1. Кравченко А.И. Социология. М.: Академ. проект, 2012. - 736с.

2. Маркович Д.Ж. Общая социология. М.: ВЛАДОС, 2015. - 432с.

3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М.: Центр, 2013. - 160с.

4. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Самар. ун-т, 2015. - 332с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Опрос - метод сбора социологической информации. Устный и письменный опросы. Анкетирование, интервью, тесты. Простая и сложная выборки при интервьюировании. Тест как инструмент получения информации о склонностях, предрасположенностях и реакциях индивидов.

    контрольная работа , добавлен 25.03.2010

    Основные методы сбора информации для социологического интервью для журналистской заметки: анкетирование, интервьюирование через Интернет, письменный и устный опрос, анализ полученных корреспондентом результатов. Особенности профессионального мышления.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2012

    Основные методы сбора социологической информации. Виды опросов: анкетирование, свободные, стандартизованные и полустандартизованные интервью. Анализ официальной и неофициальной документации. Невербальное поведение в групповом фокусированном интервью.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2011

    Анкетирование в социологическом исследовании. Интервью как один из видов общения, его применение. Метод опроса как основной метод получения социологической информации, его разновидности, особенности и условия использования. Правила составления вопросов.

    курсовая работа , добавлен 25.09.2011

    Социологическое исследование: понятие и основные виды. Опрос как способ сбора информации. Основные виды опросов: анкетирование, интервью. Суть социологического исследования как отображения настроения общественности или ее реакцию на какое-либо событие.

    реферат , добавлен 23.08.2012

    Специфика метода опроса в социологии. Достоинства и недостатки наблюдения. Анкетирование и интервьюирование как разновидности опроса. Анализ документов как широко применяемый метод сбора первичной информации. Социологическое исследование аудитории радио.

    контрольная работа , добавлен 03.06.2009

    Понятие и сущность анкетных опросов, требования к их проведению и классификация вопросов. Анализ проблемы достоверности получаемой информации. Виды, принципы и правила проведения интервью. Основные методы анализа и классификации документов в социологии.

    реферат , добавлен 01.02.2010

    Сущность опроса как метода сбора социологической информации. Структура анкеты и типы вопросов, используемых в ней. Основные разновидности анкетирования, типы опроса. Интервьюирование и его основные типы. Особенности применения опроса в оперативных целях.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2012

    Интервью - распространенный метод сбора информации в социологии. Сбор данных методом формализованного интервью называют анкетированием. Он подразумевает стремление к максимальной стандартизации и унификации процедур сбора данных, их обработки и анализа.

    контрольная работа , добавлен 29.12.2008

    Социологические исследования, понятие, разновидности и характеристика. Анкетирование его сущность и методы проведения. Виды вопросов, их особенности. Методика проведения опросов, выборочное исследование и его проведение. Интервью и наблюдение, их суть.

Такой способ сбора первичной разнохарактерной информации, как социологический опрос, в последнее время стал невероятно популярным и, можно даже сказать, привычным. Люди, которые занимаются их проведением, встречаются практически везде - на улицах, в интернете, от них можно получить сообщение на телефон или почту. Чем обусловлена такая популярность опросов и в чём, собственно, заключается их суть?

Лучший метод исследования

Социологический опрос - это один из самых лучших и надежных которые только могут быть. Чаще всего их проводят для того, чтобы выяснить, что думают люди по тому или иному поводу. Другими словами, когда необходимо сформировать общественное мнение. Почему этот метод считается хорошим? Потому что здесь действует принцип случайности. В опросах стараются задействовать максимальное количество людей, никак не связанных и не знакомых друг с другом, в общем - случайных прохожих. Ведь в таких случаях важно услышать отличающиеся мнения и составить определенную статистику, которая выстраивается на основе полученной информации. А для чего она необходима - это уже совершенно другой вопрос.

Назначение опросов

Социологический опрос является главной составляющей психологических исследований. Главное его назначение заключается в том, чтобы получить специфическую информацию, касающуюся коллективного, группового, общественного и, конечно же, сугубо индивидуального мнения. Ещё их порой проводят для того, чтобы узнать мысли людей касательно определенных событий, которые тоже, как правило, связаны с обществом. Этот метод применяется сегодня повсеместно, ведь именно с его помощью удаётся получить более 90 процентов социологических данных.

Специфика метода

Социологический опрос является, скорей, специфическим методом исследования, поскольку предполагает использование индивидуального подхода к каждому человеку, который участвует в этом эксперименте. Собственно говоря, каждая личность - это первичный Именно социологический опрос может помочь изучить сферу сознания людей. Чаще всего к нему прибегают тогда, когда необходимо узнать информацию касательно той ситуации или явления, которые не являются общедоступными для прямого наблюдения. Или если о них нет никаких документальных данных, которыеобычно, помогают составить определенное мнение.

К тому же это довольно экономичный, оперативный, мобильный и простой способ. Однако по поводу последнего можно долго спорить. Поскольку порой получить некоторые данные сложно. Опять-таки опрос подразумевает прямой контакт с респондентом. А всем нам известно, какими могут быть определенные личности. Некоторые просто из принципа наотрез отказываются рассказывать что-либо. Это создаёт определенные проблему человеку, который занимается проведением опроса.

Проблемы с контактом

Зачастую приходится преодолевать целую полосу психологических препятствий и "стен", чтобы провести социологический опрос. Пример: необходимо узнать мнение пенсионеров по поводу нынешней экономической ситуации. Всем известно, какими могут быть люди, относящиеся к возрастной категории "60+". Опросчику придётся столкнуться с кучей вопросов, не связанных с темой. "Зачем вам это нужно?", "А что-то изменится?", "Будете опять завтраками кормить!" - целый шквал абсолютно необоснованных и нелогичных обвинений обрушится на голову человека, который задал свой вопрос. Возможно, чтобы узнать мнение ста таких человек, придется потратить на это целый день. Что же делать для достижения поставленной цели?

Как наладить связь с респондентом?

Необходимо иметь при себе надежный инструментарий, который обоснован непосредственно программой исследования. С пустыми руками идти нельзя! Также надо постараться быть максимально дружелюбным, приветливым, но при этом ненавязчивым - собеседник должен быть настроен на общение. Даже если кто-то будет наотрез отказываться, опросчик обязан оставаться уверенным в своей подготовленности. Надо помнить, что далеко не всё зависит от него. И, наконец, необходимо проявить себя как тонкого психолога - предугадывать развитие той или иной ситуации (которая может затянуть проведение опроса), уметь направлять собеседника в нужное русло, а также следить за настроением респондента. Если быть готовым, то можно с успехом провести социологический опрос. Пример тому - многочисленные анкетирования, записанные в рамках какой-либо телепрограммы и продемонстрированные в эфире.

Информация для исследований

Но что следует потом, когда задание выполнено? После этого начинается самое главное. Изучаются результаты социологических опросов - детально, педантично, скрупулёзно. Параллельно специалисты составляют статистику. Если метод социологического опроса заключался в проведении своеобразного теста (то есть был задан вопрос и дано несколько вариантов ответа, среди которых надо было выбрать один), то это занимает мало времени. Нужно просто посчитать, сколько человек выбрали первый вариант ответа, сколько - второй, третий и т. д. И уже на основе полученной статистики специалисты делают определенный вывод.

Например, если проведение социологического опроса осуществлялось с целью выявить, как приняли жители города N новое постановление о запрете то вывод может быть такой: "На основании проведённого среди жителей опроса удалось выяснить, что 52% поддержали закон, 48% - наоборот, и 4% выразили своё безразличие. Из этого следует, что..." - и в таком духе. Некое своего рода заключение о проделанной работе. В зависимости от назначения, оно может быть разным - иногда хватает нескольких строк, а порой социологи излагают свои мысли на нескольких страницах. Если нужно просто донести до общества то тогда используется первый вариант. А если необходимо добиться каких-либо изменений, для чего зачастую необходима помощь вышестоящих органов власти или управления, то социологи долгое время работают над текстом.

Метод анкетирования

С тестированием всё понятно, каждый из нас хоть раз в жизни, да проходил нечто подобное. А вот что можно сказать про такой метод, как анкета? Социологический опрос, проведённый путём заполнения определенного бланка, по времени длится значительно больше. Респонденту выдают анкету с заранее прописанными там вопросами, на которые он должен дать ответ. И статистику на основании этих данных составлять тоже сложнее, плюс ко всему на это уйдёт больше времени. Такой метод применяют в том случае, если необходимо получить более подробную и развёрнутую информацию. И если в единичном "тестовом" опросе озвучивают проблему и дают два-три варианта для ответа, то здесь респонденту надо будет потрудиться и высказать своё мнение более полно.

Стоит отметить, что не каждый перечень вопросов может считаться анкетой. Она составляется социологами по особому принципу. Во-первых, необходим единый исследовательский замысел. Анкета - это не просто бланк. Это некая письменная беседа с человеком. Обычно в ней есть небольшое, но понятное вступление, где респонденту рассказывают о теме, целях и основных задачах опроса. И, конечно же, немного информации об организации, занимающейся анкетированием.

Нужны ли опросы?

Многие, поверхностно разбираясь в этой теме, считают, что результаты социологических опросов ни к чему не приводят. Однако это не так. На самом деле опросы дают возможность лучше разобраться с теми или иными проблемами, понять окружающий мир и познать истину в той или иной ситуации. К слову, так считают многие россияне. И, кстати, это было выяснено при помощи всё тех же опросов. В конце концов, если необходимо решить какую-то то данный метод может в этом помочь. Но только в том случае, если результаты будут доказаны, ведь вся информация проверяется.

Надежда Доманова Бюллетень Московского ИСАР, №8, 1999

Существует мнение о простоте и удобстве социологических опросов. Действительно: захотят власти вырубить рощу в микрорайоне, поставить гаражи на месте детской площадки , построить новое предприятие или полигон по захоронению отходов - можно провести опрос местных жителей и получить оружие для противостояния властям, не считающимся с мнением населения. Результаты анкетирования могут помочь и при планировании просветительской деятельности, и в работе по привлечению кадров, и в других видах деятельности . Одним словом, социологические опросы могли бы быть полезным инструментом в работе НПО. Однако представление о простоте подготовки и проведения опросов ошибочно.

Как правильно провести социологический опрос, чтобы его результаты имели вес, как избежать распространенных в этом деле ошибок?

Многие с большой легкостью берутся за социологические опросы, считая это несложным делом.

И часто либо получают данные, которые нельзя нормально обработать, либо оформляют все таким образом, что сведущий в этом деле человек легко докажет некомпетентность проводивших опрос.

Зачастую при составлении вопросов куда-то пропадает здравый смысл. Например, широко распространено анкетирование среди слушателей различных обучающих семинаров, где задается прямой вопрос о степени профессионализма преподавателя или консультанта на семинаре. Вопрос совершенно бессмысленный: если респондент нуждается в консультации и обучении, то ему сложно оценить степень профессионализма преподавателя.

За сложные многоплановые исследования без специалистов лучше не браться. Но несложное анкетирование с небольшим количеством вопросов, требующих простых, однозначно трактуемых ответов типа "да-нет", "за-против", вполне может быть проведено и НПО.

Берясь за социологический опрос, необходимо обеспечить его надлежащее проведение и оформление. Чтобы вас не обвинили в некомпетентности, в манипуляциях или клевете, опрос обязательно нужно проводить по принятой в научной среде методике. Всегда следует помнить, что вы проводите исследование, на которое распространяются общие требования к научной работе: тому, кто будет знакомиться с вашими данными, должна быть ясна проблема, методика исследования, результаты и способ их обработки. Только тогда может идти речь о квалифицированной работе.

Например, написать, что 90 процентов опрошенных жителей дома против вырубки деревьев во дворе, недостаточно. Неизвестно ведь, кого вы опросили. Может быть, 10 пенсионеров с трех лавочек. Тогда эти данные не отражают разброс мнений всех жителей дома. Ваша позиция будет очень уязвима именно потому, что не обоснована и не описана методика опроса.

Как же нужно проводить опрос, чтобы его результаты были достоверны и имели вес для окружающих?

Социологический опрос мало хорошо провести, его нужно соответствующим образом оформить, чтобы защититься от обвинения в голословности и некомпетентности. Итоговый документ должен состоять из описания гипотезы опроса, текста анкеты, описания полученных результатов, выводов. Остановимся подробнее на гипотезе, поскольку именно она определяет все последующие этапы и результаты работы.

Гипотеза - это детальное обоснование и описание методики исследования. В гипотезе формулируется проблема, с решением которой связан опрос, цель опроса, его тематика и форма, способ обработки данных, которые будут получены. В ней обосновывается также выбор аудитории, указываются ожидаемые результаты. В ходе написания гипотезы вы заранее детально продумываете все этапы будущего исследования. Это поможет избежать неприятных неожиданностей на стадии обработки данных.

Для примера возьмем какую-нибудь проблему, "лежащую на поверхности" и многим знакомую. Мы ходим по улице, тут и там видим собачьи кучи. По этому поводу возмущаются некоторые граждане. Этим недовольны чиновники, отвечающие за городское хозяйство . Они не могут найти решение проблемы, поэтому ужесточают меры против владельцев животных, ссылаясь на общественное мнение: негодующие граждане требуют, мол, наведения порядка.

Ваша общественная организация добивается, чтобы проблема была решена не за счет резкого сокращения численности собак в городе и ужесточения мер против их владельцев. У вас есть основания полагать, что "повальное негодование граждан" по поводу куч - выдумка чиновников, оправдывающих свои действия. Вы решаете выяснить общественное мнение: провести социологический опрос и узнать действительную степень возмущения населения.

Готовя любой опрос, надо помнить, что абсолютно объективных результатов здесь не бывает, потому что логика вопросов всегда будет отражать представления и позицию авторов анкеты, определяться их целями. Респонденты при этом не могут навязать своей логики. Если спросить у человека, существует ли проблема собачьих куч, то он вполне может ответить отрицательно. Но если начать сразу выяснять его отношение к проблеме, то она автоматически признается существующей. Человек не будет иметь возможности задуматься, есть ли проблема, а будет скорее всего покорно размышлять о том, как он к ней относится и как ее решать,

Итак, вы начинаете с написания гипотезы опроса, в которой после формулировки проблемы, цели исследования, методики опроса и обработки собираемых данных обосновываете выбор аудитории, мнение которой вас интересует.

Обоснование выбора аудитории - очень важный момент работы. В гипотезе вы должны указать, мнение каких слоев населения и по какой причине вы будете узнавать. Имеет ли, например, смысл опрашивать бизнесменов, которые ездят на машинах, не выгуливают детей и собак и вообще ногами на газоны не ступают? Считаете ли вы нужным опрашивать специалистов типа дворников, представителей администрации и городских служб? С одной стороны, для разработки законов и распоряжений по поводу выгула собак их мнение знать необходимо, с другой - вы можете посчитать это мнение предвзятым.

Опрос может быть сплошным, тогда вы пишете в гипотезе, что для получения наиболее объективного результата следует обойти все квартиры всех домов вашего района. Правда, тут же встанет вопрос, сколько на это потребуется людей и средств. Сплошной опрос стоит очень дорого и возможен только, когда у вас не более одного-двух вопросов, и на них могут ответить из-за закрытой двери или по телефону.

Можно опрашивать не всех поголовно, а выбрать представителей разных слоев населения и работать с ними. Но нужно обосновать репрезентативность этой выборки. Предположим, вы поняли, что в опросе вас интересует мнение семей, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вы можете опрашивать не все семьи, а, скажем, 50% из них. В гипотезе нужно привести данные по количеству таких семей в районе опроса, надо узнать адреса этих семей и посетить каждую вторую квартиру из этого списка. Или опрашивать родителей в детских садах и поликлиниках. Следует обозначить также, будете ли вы опрашивать каждого члена семьи, или кого-то одного, только родителей (без бабушек и дедушек), тех, кто гуляет с детьми, или кто подвернется...

Понятно, что чем больше количество опрошенных и чем лучше учтены всевозможные нюансы опроса, тем более статистически достоверны его результаты. Но в жизни все определяется реальными возможностями данной исследовательской группы: человеческими, временными и материальными ресурсами.

Мало теоретически выбрать аудиторию, нужно не ошибиться и опросить именно ее. И учесть, что в зависимости от времени и места опроса респондентами окажутся вполне определенные социальные группы, а не "среднестатистические граждане".

Поэтому для обоснования достижимости аудитории опроса в гипотезе должны быть указаны время и места опроса. Если это будет происходить по утрам, то вы столкнетесь с пенсионерами и домохозяйками. Если вы будете ходить по квартирам в вечернее время, значит, сможете опросить работающих членов семьи, но упустите большую часть молодежи, которая вечерами дома не сидит. Детей можно опрашивать в школе, а также раздавать анкеты на дом, чтобы на вопросы ответили и родители. Если вы будете стоять на улице и опрашивать прохожих, то в зависимости от времени суток мимо вас будут проходить очень разные слои населения, поэтому утром вы получите совсем иную картину мнений, чем вечером. Во дворе спектр основных ответов будет иной, чем на улице. Если вы будете опрашивать пенсионеров с собаками, получите один расклад, без собак - совершенно другой. Все это учитывается в гипотезе, где подробно объясняется: кого, когда и где вы опрашиваете и почему именно их.

Составление анкет - очень ответственный этап исследования. В гипотезе следует четко аргументировать, для чего задаются именно эти вопросы.

При составлении анкеты всегда необходимо представлять себе, как она будет обрабатываться. Анкеты бывают открытые и закрытые. В закрытых на поставленный вопрос дан спектр готовых ответов, из которых опрашиваемый должен выбрать и отметить один. Такую анкету обрабатывать удобнее всего. Когда можно отмечать несколько ответов сразу, обработка становится гораздо сложнее, потому что приходится искать корреляцию между ответами. Проще всего в обработке закрытая анкета с небольшим количеством вопросов при разрешении отмечать только один ответ по каждому. Например, вы спрашиваете: "Как вы относитесь к собакам?". Варианты ответов: "1. Я их люблю; 2. Я к ним равнодушен; 3. Я их не люблю". После обработки тысячи анкет вы сможете четко сказать, сколько человек из тысячи опрошенных любят собак, сколько равнодушны, сколько не любят. Если добавить к ответам еще два: "Я их безумно люблю" и "Я их терпеть не могу", то можно уже построить шкалу отношений респондентов к собакам. Но не только: так как две крайние степени отношения к собакам наиболее конфликтны, можно косвенно выяснить потенциальную агрессивность аудитории в случае принятия радикальных мер по разрешению проблемы.

В нашем случае очень важно выяснить, есть ли у респондента собака, поскольку человек, имеющий собаку, скорее всего, будет спокойнее и лояльнее относиться к кучам как своей, так и чужой собаки. В гипотезе так и должно быть написано: мы предполагаем, что люди, содержащие собак, спокойнее относятся к кучам, а наиболее агрессивно настроены домохозяйки, имеющие детей и не имеющие собак, потому что они больше боятся болезнетворных микробов и больше времени проводят на улице и видят эти кучи. А также пенсионеры, собак не имеющие и резко реагирующие на любое нарушение их покоя. Такое предположение и называется "ожидаемыми результатами".

Подводя итоги, можно будет четко сказать, что, например, из сорока владельцев собак к проблеме собачьих куч лояльно относятся 97,5%, а из сорока не имеющих собак людей лояльно относятся 20% домохозяек и 5% пенсионеров, и, следовательно, гипотеза подтвердилась. Если же она не подтвердится - это тоже отмечается.

Можно еще ограничиться выяснением отношения к самим кучам. Можно еще выяснить, какое решение проблемы опрашиваемого удовлетворит. А также что он может предпринять, чтобы проблема была решена, и на что готов пойти, если она решена не будет. Все это - отдельные вопросы, и каждый из них обосновывается в гипотезе. Вы должны продумать весь спектр вопросов, которые следует задать по этой проблеме, а также возможные варианты ответов. Для этого необходимо саму проблему хорошо изучить.

В открытых анкетах респонденту предоставлена возможность самому сочинять ответ. Если вы спросите об отношении к собакам в такой анкете, то вполне можете получить ответы вроде: "у меня живет три собаки, столько с ними проблем, а кормить уж и не знаю чем, так все стало дорого". Такие анкеты очень сложны в обработке. Вы не сможете расклассифицировать ответы, и большая их часть пропадет без пользы. Часто на основании собранного таким способом материала пишут собственную интерпретацию общественного мнения, ничего общего с нормальной обработкой данных не имеющую. Открытую анкету можно использовать только в том случае, когда вы абсолютно уверены, что каждый респондент либо ответит "да" или "нет", либо перечислит несколько всем известных терминов (фамилий, названий и т. п.).

Применяются также полуоткрытые анкеты. В них вместе со спектром возможных ответов помещается строка для тех, кто захочет привести собственную формулировку: некоторых людей может раздражать запрограммированность их ответов. Эти анкеты оптимальны при пробных опросах по данной проблеме или опросах специалистов для выяснения возможных ответов, не учтенных авторами. Обрабатывать их труднее закрытых, однако они могут дать интересные, оригинальные дополнения к вашим вариантам. Бывают еще смешанные анкеты, содержащие как открытые, так и закрытые вопросы.

Очень многое зависит от характера вопроса. Есть вопросы прямые, подразумевающие только три варианта ответа: "да", "нет", "затрудняюсь ответить". Предположим, вопрос: нравятся ли вам собачьи экскременты? Понятно, что на поставленный таким образом вопрос вы получите 99 и 9 в периоде процентов ответов "нет". Так опрашивать очень удобно для санэпидемстанции, жаждущей запретить содержание собак в квартирах. Или вопросы типа "кусали ли вас когда-либо собаки", "считаете ли вы собак источником бешенства ". Такие вопросы в лоб совершенно дики на взгляд специалиста, который хочет разобраться в проблеме. Но именно так собирать общественное мнение - одно удовольствие, поскольку ответ вычисляется однозначно и обрабатываются анкеты очень просто. Чем глубже вы попытаетесь разобраться с помощью анкетирования в закономерностях общественного мнения, тем сложнее будет обработка мнений и исследование корреляции.

Анкеты бывают анонимные и персонифицированные. Часто опросы делаются анонимными, так как люди хотят, чтобы их фамилия и адрес нигде не фигурировали. Однако это не значит, что не следует отмечать пол, возраст, занятие человека. Именно занятие, профессию или социальное положение, а не место работы. Что именно будет выясняться о респонденте и зачем, также должно быть обосновано в гипотезе.

Если вам нужно получить ответ "да-нет", или чтобы человек ткнул пальцем в любимого кандидата, вполне эффективен телефонный опрос. Анкетирование по почте позволяет охватить огромное число людей. Однако даже при вложении конверта с обратным адресом возвращаются в лучшем случае 10-15 % анкет. Если раскладывать анкеты (уже в конверте с обратным адресом) по почтовым ящикам, возврат уже больше 30%. Но нужно помнить, что тут обычно отвечают активные пенсионеры и дети, для которых опрос - своеобразная игра. А также те, кого сильно задевает данная проблема, особенно если они настроены негативно. Остальная масса людей, которые работают, растят детей и внуков, бегают по магазинам, короче, заняты с утра до ночи, на такие вещи не реагирует и не отвечает.

Экспертный опрос - опрос специалистов в интересующей вас области. Он проводится либо для решения проблемы, либо перед опросом общественного мнения для проверки гипотезы. Он позволяет глубже изучить проблему и грамотно подойти к методике проведения широкого анкетирования; правильно сформулировать вопросы. Для этого бывает достаточно опросить 10-15 специалистов.

Социологический опрос - это метод сбора первичной социологической ин­формации об изучаемом объекте по­средством обращения с вопросами к определенной группе людей, именуе­мых респондентами. Основу социологического опроса со­ставляет опосредованное (анкетирование) или не опосредованное (интервью) социально-психологическое общение социолога и рес­пондента путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекаю­щих из цели и задач исследования.

Социологический опрос занимает важнейшее место в социологи­ческих исследованиях. Его основное назначение состоит в получении социологической информации о состоянии общественного, группо­вого, коллективного и индивидуального мнения, а также о фактах, событиях и оценках, связанных с жизнедеятельностью респондентов. По подсчетам некоторых ученых, с его помощью собирается практи­чески 90 % всей эмпирической информации. Опрос является ведущим методом при изучении сферы сознания людей. Этот метод особенно важен в исследовании социальных процессов и явлений, малодоступ­ных непосредственному наблюдению, а также в случаях, когда изу­чаемая сфера слабо обеспечена документальной информацией.

Социологический опрос в отличие от других методов сбора соци­ологической информации позволяет "уловить" через систему форма­лизованных вопросов не только акцентированные мнения респон­дентов, но и нюансы, оттенки их настроения и структуры мышления, а также выявить роль интуитивных аспектов в их поведении. Поэтому многие исследователи считают опрос наиболее простым и доступ­ным методом сбора первичной социологической информации. В са­мом деле, оперативность, простота, экономичность этого метода де­лают его весьма популярным и приоритетным по сравнению с дру­гими методами социологических исследований. Однако эта простота

и доступность нередко являются кажущимися. Проблема состоит не в проведении опроса как такового, а в получении качественных его данных. А для этого необходимы соответствующие условия, соблю­дение определенных требований.

К основным условиям опроса (что проверено практикой социоло­гических исследований) относятся: 1) наличие надежного инструмен­тария, обоснованного программой исследования; 2) создание благо­приятной, психологически комфортной обстановки опроса, что да­леко не всегда зависит только от подготовки и опыта лиц, его проводящих; 3) тщательная подготовка социологов, которые долж­ны обладать высоким интеллектуальным быстродействием, тактом, умением объективно оценивать свои недостатки и привычки, что прямо сказывается на качестве опроса; знать типологию возможных ситуаций, тормозящих проведение опроса или провоцирующих рес­пондентов на неточные или неверные ответы; обладать опытом со­ставления анкет по социологически корректным методикам, позво­ляющим перепроверять достоверность ответов, и т. д.

Соблюдение указанных требований и их значимость во многом предопределяются видами социологического опроса. В социологии принято различать опросы письменные (анкетирование) и устные (интервьюирование), очные и заочные (почтовые, телефонные, прес­совые), экспертные и массовые, выборочные и сплошные (например, референдум), общенациональные, региональные, локальные, местные и др. (табл. 7).

В практике социологических исследований наиболее распростра­ненным видом опроса является анкетирование, или анкетный опрос. Это объясняется как разнообразием, так и качеством той социоло­гической информации, которую можно получить с его помощью. Анкетный опрос основан на высказываниях отдельных лиц и прово­дится в целях выявления тончайших нюансов в мнении опрашивае­мых (респондентов). Метод анкетного опроса является важнейшим источником информации о реально существующих социальных фак­тах и социальной деятельности. Начинается он, как правило, с фор­мулировки программных вопросов, "перевода" поставленных в про­грамме исследования проблем в вопросы анкеты, с формулировкой, исключающей различные толкования и доступной пониманию опра­шиваемых.

В социологии, как показывает анализ, чаще других используются два основных вида анкетного опроса: сплошной и выборочный.

Таблица 7

Классификация видов социологического опроса

Основание классификации

Виды опросов

Степень охвата генеральной

совокупности

Индивидуальные

Выборочные

Сплошные

Способ коммуникации между

респондентом и социологом

Анкетные

Интервью

Почтовые

Телефонные

Прессовые

Степень формализации

Свободные

Формализованные

О фактах, событиях

О поведении людей

О внутреннем мире людей

Опросы индивидуумов

Тип респондентов

Групповые (социометрические)

Экспертные

Разновидностью сплошного опроса является перепись, при которой оп­рашивается все население страны. С началаXIX в. переписи насе­ления регулярно проводятся в европейских странах, а сегодня они используются практически повсеместно. Переписи населения дают бесценную социальную информацию, но чрезвычайно дороги - даже богатые страны могут позволить себе подобную роскошь лишь один раз в 10 лет. Сплошной анкетный опрос, таким образом, охваты­вает всю совокупность респондентов, принадлежащих к какой-либо социальной общности или социальной группе. Население страны - самая крупная из таких общностей. Однако есть и более мелкие, на­пример персонал фирмы, участники афганской войны, ветераны ВОВ, жители небольшого города. Если опрос проводится на таких объек­тах, он также называется сплошным.

Выборочный опрос (в отличие от сплошного) является более эконо­мичным и не менее надежным методом сбора информации, хотя тре­бует изощренной методики и техники проведения. Его основа - вы­борочная совокупность, которая представляет собой уменьшенную копию генеральной. Генеральной совокупностью считают все насе­ление страны или ту его часть, которую социолог намеревается

изучить, а выборочной - множество людей, опрашиваемых социо­логом непосредственно. В сплошном опросе генеральная и выбороч­ная совокупности совпадают, а в выборочном - расходятся. Напри­мер, Институт Гэллапа в США регулярно опрашивает 1,5-2 тыс. чел. и получает достоверные данные обо всем населении (ошибка не пре­вышает нескольких процентов). Генеральную совокупность опреде­ляют в зависимости от целей исследования, выборочную - матема­тическими методами. Так, если социолог намеревается взглянуть на выборы Президента Украины 1999 г. глазами его участников, то в генеральную совокупность войдут все жители Украины, имеющие право голоса, но опрашивать ему придется небольшую часть - вы­борочную совокупность. Для того чтобы выборка точно отражала генеральную совокупность, социолог придерживается такого прави­ла: любой выборщик независимо от места жительства места работы, состояния здоровья, пола, возраста и других обстоятельств, затруд­няющих доступ к нему, должен иметь одинаковую возможность по­пасть в выборочную совокупность. Социолог не имеет права опра­шивать специально подобранных людей, первых встречных или наиболее доступных респондентов. Правомерны вероятностный ме­ханизм отбора и специальные математические процедуры, обеспечи­вающие наибольшую объективность. Считается, что случайный ме­тод - наилучший способ отбора типичных представителей гене­ральной совокупности.

Необходимо отметить, что искусство анкетного опроса состоит в правильной формулировке и расположении задаваемых вопросов. Первым к научной постановке вопросов обратился древнегреческий философ Сократ. Совершая прогулки по улицам Афин, он в устной форме излагал свое учение, подчас ставя прохожих в тупик своими хитроумными парадоксами. Сегодня опросным методом помимо со­циологов пользуются журналисты, врачи, следователи, учителя. Чем же отличается социологический опрос от опросов, проводимых дру­гими специалистами?

Первая отличительная особенность социологического опроса - ко­личество опрашиваемых. Специалисты имеют дело, как правило, с одним человеком. Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и лишь затем, обобщив полученную информацию, делает выводы. По­чему он так поступает? Когда опрашивают одного человека, то узна­ют его личное мнение. Журналисту, интервьюирующему эстрадную звезду, врачу, определяющему диагноз пациента, следователю, выясняющему причины гибели человека, большего и не нужно, посколь­ку им необходимо именно личное мнение опрашиваемого. Социолог же, опрашивающий множество людей, интересуется общественным мнением. Индивидуальные отклонения, субъективные предубежде­ния, предрассудки, ошибочные суждения, намеренные искажения, обработанные статистически, взаимно погашаются. В результате со­циолог получает усредненную картину социальной реальности. Оп­росив, например, 100 менеджеров, он выявляет среднетипичного представителя данной профессии. Вот почему в социологической ан­кете не требуется указывать фамилию, имя, отчество и адрес: она анонимна. Итак, социолог, получая статистическую информацию, выявляет социальные типы личности.

Вторая отличительная особенность социологического опроса - достоверность и объективность получаемой информации. Эта осо­бенность фактически связана с первой: опрашивая сотни и тысячи людей, социолог получает возможность обрабатывать данные ма­тематически. А усредняя разнообразные мнения, он получает более достоверную информацию, нежели журналист. Если строго соблю­дены все научно-методические требования, эту информацию можно называть объективной, хотя получена она на основе субъективных мнений.

Третья особенность социологического опроса заключается в са­мой цели опроса. Врач, журналист или следователь не стремятся к обобщенной информации, а выясняют то, что отличает одного чело­века от другого. Конечно, все они добиваются правдивой информа­ции от опрашиваемого: следователь - в большей степени, журна­лист, которому заказали сенсационный материал, - в меньшей. Но ни один из них не нацелен на расширение научного знания, обогаще­ние науки, выяснение научной истины. Между тем полученные соци­ологом данные (например, о закономерностях связи труда с отноше­нием к работе и формой досуга) освобождают его коллег-социологов от необходимости еще раз проводить обследование. Если подтвер­дилось, что разнообразный труд (например, руководителя-менед­жера) предопределяет разнообразный досуг, а однообразный труд (например, рабочего на конвейере) связан с однообразным, бессо­держательным времяпрепровождением (выпивкой, сном, просмот­ром телепередач), и если такая связь теоретически доказана, то мы получаем научный социальный факт, универсальный и всеобщий. Однако журналиста или врача подобная универсальность мало удовлетворяет, поскольку им нужно раскрыть индивидуальные особен­ности и отношения.

Анализ публикаций, содержащих результаты социологических ис­следований, показывает, что почти 90 % имеющихся в них данных получены с помощью той или иной разновидности социологическо­го опроса. Поэтому популярность этого метода обусловлена целым рядом достаточно веских причин.

Во-первых, за методом социологического опроса стоит большая историческая традиция, в основе которой - проводившиеся издав­на статистические, психологические и тестовые исследования, что позволило накопить огромный и уникальный опыт. Во-вторых, ме­тод опроса отличается относительной простотой. Поэтому именно ему нередко отдается предпочтение в сравнении с другими методами получения эмпирической информации. В этой связи метод опроса стал настолько популярным, что его часто отождествляют с социо­логической наукой вообще. В-третьих, метод опроса обладает опре­деленной универсальностью, что позволяет получать информацию, как об объективных фактах социальной действительности, так и о субъективном мире человека, его мотивах, ценностях, жизненных планах, интересах и т. д. В-четвертых, метод опроса можно эффек­тивно применять при проведении как крупномасштабных (между­народных, общенациональных) исследований, так и для получения информации в малых социальных группах. В-пятых, метод социоло­гического опроса весьма удобен при количественной обработке по­лученной с его помощью социологической информации.

Метод социологического наблюдения



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...