Буллинг: что это такое? Буллинг как социальное явление. Буллинг: что это такое, где встречается, как бороться Участники буллинга в школе

Буллинг в школе - явление распространенное. В статье рассказано, как с ним бороться, какие эффективные методы могут использовать учителя и родители, а также о профилактической работе в учебном заведении.

Содержание статьи:

Буллинг в школе - это систематическая травля более слабого ученика одноклассником или коллективно. В роли жертвы могут выступать дети из неблагополучных или с низким достатком семей, с физическими проблемами, с яркими талантами либо же просто слабые, застенчивые и нерешительные по характеру. Если случай буллинга выявлен, крайне важна совместная работа педагогического коллектива, администрации заведения и родителей по ее устранению, а также профилактика возникновения аналогичной ситуации.

Методы прекращения буллинга в школе


Каждый педагог остается с детским насилием сам на сам, и очень хорошо, если подключаются родители и администрация школы для преодоления проблемы. Как бороться с ним эффективно, будущих учителей должны учить в педагогических вузах. Но там почему-то считают эту проблему незначительной. Поэтому крайне важно быть готовыми к возникновению ситуации, чтобы суметь вовремя ее уладить еще до начала открытого конфликта.

Неправильные методы ведения беседы с детским коллективом содержат следующие моменты: неэффективный вызов жалости, определение проблемы травли как личной проблемы жертвы, долгие объяснения случившегося, признание правомерности правил игры «бей или ударят», обвинения или наказания. Последнее - пример насилия уже со стороны учителей, поскольку наказывать можно, но в очень крайнем случае.

Правильные методы включают:

  • Разговор с детьми младшего школьного возраста, порицание . До 12 лет проблему буллинга в школе решить проще, чем со старшими детьми. В этом возрасте у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя. Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему.
  • Влияние на агрессора извне . После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит рефферентная группа ровесников. Поэтому действовать придется тонко, исподволь формируя общественное мнение.
  • Привлечение авторитетного союзника . Сначала надо попробовать переубедить, объяснить недопустимость и неэффективность буллинга. Разговаривать с классом должен авторитетный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Иначе все пролетит мимо ушей. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему. Если придет такой же по значимости для них учитель, вся беседа не будет иметь смысла.
План беседы с детьми должен содержать такие ключевые моменты:
  1. Прямота . Называем проблему своим именем - это травля, гнобление. Не стоит ходить вокруг да около, дети этого не любят. Объясните, что травля - это проблема класса, а не конкретного человека. Насилие похоже на инфекционную болезнь, которой заболел коллектив, и нужно всем заботиться о здоровье внутри их группы. Отношения стоит содержать в чистоте так же, как лицо и одежду.
  2. Смена ролей . Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. Этот метод можно применить наедине с агрессором или с учителями, если они не понимают серьезности происходящего: «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?» Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются особенности, которые могут раздражать других.
  3. Введение новых правил поведения и ответственность . Предложите альфам, инициирующим насилие, взять на себя ответственность за новшества. Это поможет им сохранить лицо и выйти из деструктивной позиции. Что касается изменений, то они могут коснуться досуга в свободное школьное или внешкольное время.
  4. Помощь специалиста . Пригласите психолога, чтобы провел специальные психологические игры, дающие возможность почувствовать себя на месте жертвы и осознать недопустимость буллинга.
Бессилие учителей перед буллингом не означает, что бороться с насилием в школе нельзя. Существуют простые методы преодоления травли, но не всегда педагоги считают нужным их применять. Поэтому на родителей ложится сложная задача мотивировать школу обеспечивать детям физическую и психологическую безопасность в своих стенах.

Школьный буллинг не имеет шансов зародиться в тех классах, где альфой выступает сам учитель. При этом не важно, обладает педагог положительным авторитетом или тиранит детей. В первом случае он может эффективно пресекать проявления насилия, опираясь на уважение и любовь учеников. Во втором дети вынуждены сплотиться, чтобы противостоять давлению, на междоусобицы не хватает энергии.

Советы родителям для оказания помощи ребенку при буллинге в школе


При хороших, доверительных отношениях в семье никаких ухищрений для обнаружения школьного неблагополучия не потребуется. Ребенок о своих проблемах расскажет сам. Но у всех детей разные характеры, и существует «возраст молчания», когда о своих неурядицах чадо предпочитает не говорить.

В этих случаях придется ориентироваться на косвенные признаки:

  • Внешние проявления . Частые синяки и ссадины, порванная и грязная одежда, испорченные книжки и тетради. Нежелание ходить в школу, странные маршруты в обход.
  • Изменения характера . Раздражительность, вспыльчивость, грубость по отношению к младшим и родителям.
  • Одиночество . Нет друзей среди одноклассников, они отсутствуют в френдах в социальных сетях. Никто из класса не приходит в гости, не заходит по дороге в школу или обратно.
В этой ситуации очень важна психологическая помощь родителей. Они должны помочь ребенку справиться с проблемой таким образом:
  1. Общение . Прежде всего, нужно объяснить ребенку, что он не виноват в том, что с ним происходит. Назвать явление тем, чем оно является - травлей. И пообещать помочь справиться. Сын или дочка могут быть категорически против вмешательства, дети боятся усиления давления и издевательств. Но этот момент придется преодолеть. Поможет условие: или разговор с учителем, или другая школа.
  2. Поддержка . Важно выслушать жалобы и эмоционально посочувствовать ребенку. Надо не анализировать и не оценивать его рассказы, а просто быть на его стороне. Даже если имеется понимание, что сын или дочка отличаются от других, провоцируют агрессию и поступают неправильно. Провоцировать на насилие может только агрессия. Ребенок не бил никого и не обзывал, значит, и никто не имеет права обижать его на том основании, что он не такой.
  3. Разговор в школе . Чтобы прекратить буллинг в школе и насилие, при разговоре с педагогами называйте вещи своими именами и требуйте этого от них. Нельзя употреблять обтекаемые определения вроде «не сложились отношения», «никто не дружит». Надо сразу говорить: это травля, унижение, издевательство. Задача родителя - найти человека, который назовет происходящее своим именем остальным. Если учитель рассказывает о недостатках ребенка вместо того, чтобы признать факт травли, нужно идти дальше. Завуч, директор, ГОРОНО - такой человек обязательно найдется, и вряд ли школа захочет выпускать конфликт из своих стен.

Оставшись сам на сам в ситуации буллинга, ребенок может сорваться. Проявляется это в жутких сценах уже его насилия над собой. Дети режут вены, причиняют себе физическую боль, стригут волосы. Родителям очень важно не упустить время, не потерять доверие ребенка, выразить ему всестороннюю поддержку и оказать помощь.



Психологический климат в детском коллективе не является показателем успешности учебного заведения, но сильно влияет на его положительный образ в среде родителей. Профилактикой буллинга в школе не занимаются, поэтому педагоги и психологи вынуждены работать уже со случившимися случаями насилия. Здесь больше внимания обращают на успеваемость, результаты контрольных и олимпиад.

Главная профилактическая мера буллинга в школе - это подбор грамотной команды педагогов. Учитель должен не только в совершенстве владеть своим предметом, но и уметь работать с детским коллективом. Без авторитетного взрослого с детским насилием справиться нельзя.

Наиболее удачное время для профилактики насилия - младшая школа. Задача - научить детей положительному взаимодействию. Лучше, если роли альфы (лидера) и аутсайдеров жестко не закреплены, а иерархия в классе гармоничная. Это возможно, если маленький коллектив живет не только учебой, но и какими-то другими делами: конкурсами, соревнованиями, совместно организованным досугом за городом.

Помогают совместно созданные правила группы. Их можно выписать на отдельном плакате и повесить в классе. Но они не должны быть формальными. Группа и учитель постоянно мониторят их исполнение и обсуждают, что еще нужно сделать, чтобы класс стал более дружным и сплоченным.

Важно! Предотвратить насилие проще, чем подавить его. Кроме того, последствием попустительства ситуации может стать ни одна сломанная жизнь и испорченная репутация школы.


Как бороться с буллингом в школе - смотрите на видео:


Самая большая ошибка - замалчивать случаи школьного насилия и ждать, пока ситуация сама уладится. Любой ребенок беззащитен перед буллингом и рискует получить тяжелые психологические увечья с пролонгацией последствий на всю дальнейшую жизнь. Поэтому наибольшая ответственность лежит на родителях. Если ситуацию не удается уладить при помощи предложенных методов, нужно забирать ребенка с кошмарного места и искать более приемлемые условия с более квалифицированным педагогическим коллективом.

Буллинг, моббинг, троллинг – эти понятия, с небольшими уточнениями, обозначают одно – детскую жестокость.

Когда над вашим ребенком издеваются в школьном коллективе, то название терминов, придуманных психологами, не так существенно. Важно понять, как остановить детскую травлю – буллинг. Избавить своего сына или дочь от участи жертвы. Что мы, как родители, можем сделать в случае детского террора, и чему научить наших детей.

Что такое буллинг

Буллинг в школе – это когда один ребенок терроризирует более слабого соученика.

Если тех, кто издевается над одноклассником, несколько – это моббинг.

Термин троллинг используется, если терроризируют через интернет и соцсети.

Эти понятия часто пересекаются: если негласный лидер начинает травлю, ее тут же подхватят его друзья. Да и кибер-буллинг или троллинг, по-другому, сейчас используется в совокупности с травлей в реале.

Термину «буллинг» уже более сотни лет, но сама детская травля – вечна.

Признаки буллинга в школе:

  1. Физическая и моральная слабость жертвы.
  2. Постоянство. То есть агрессия повторяется время от времени по отношению к одному и тому же соученику.
  3. Умышленное негативное поведение ребенка-агрессора.

Обычно буллинг в школе начинается с психологической агрессии:

  • Это могут быть обидные высказывания, высмеивания и оскорбления в адрес жертвы. Часто дается обидное прозвище, которое подхватывает весь класс, распускаются сплетни, как в реальности, так и в интернете.
  • Угрозы причинения физического вреда, как насилием над самим ребенком, так и над его близкими людьми.
  • Такие действия, как неприличные жесты в сторону пострадавшего от буллинга ученика. Выкидывание в мусор его личных вещей, плевки в лицо и на одежду. Агрессоры могут воровать вещи, деньги ребенка. Все это крайне отрицательно воздействует на психику.
  • Склонение к противоправным действиям. Могут угрозами или обещаниями прекратить издевательства заставить своровать что-либо, поджечь или сломать.
  • Вымогательство, как денег, так и вещей у жертвы.
  • Бойкот или игнорирование.

Физический буллинг в школе:

  • Причинение физического вреда. Это могут быть пинки, удары и даже избиения с тяжелыми последствиями для здоровья.
  • Действия сексуального характера. В основном, от этого страдают девочки, но и мальчикам можно причинить вред подобным образом.

Причины буллинга

Издевательства над более слабым ребенком могут иметь место еще в саду или в начальной школе. Но наибольший размах травля принимает в подростковом возрасте. Именно в этот период наиболее важно остановить детскую травлю в школе. Если этого не сделать, подросток усваивает поведенческие особенности жертвы на всю жизнь.

Пострадать от буллинга может любой школьник. Но наиболее часто жертвами агрессии становится тот ребенок, который чем-то отличается от коллектива.

Это дети, не умеющие скрывать собственную моральную или физическую слабость:

  • Такие дети тяжело находят общий язык со сверстниками, предпочитают общество взрослых и учителей.
  • Физически слабые дети, возможно, с инвалидностью.
  • Эмоциональные дети, ярко реагирующие на любую попытку их задеть, что вызывает смех у окружающих.
  • Неуверенные в себе.
  • Подростки, которые хуже или беднее всех одеты.
  • Не следящие за собственной гигиеной: плохо пахнут, имеют грязную одежду, волосы или зубы.
  • Ученики, к которым отрицательно относятся взрослые. Сколько раз мы слышали о неподобающем отношении учителей. Именно они дают моральное право плохо относиться к отверженным одноклассникам.

Как распознать, что ваш ребенок стал жертвой буллинга в школе

Довольно часто, особенно в подростковом возрасте, школьник становятся скрытными. На вопрос родителей, как дела в школе, буркнут «нормально» сквозь зубы. Но внимательным родителям несложно понять, что с их сыном или дочерью происходит неладное.

Несколько признаков того, что у вашего отпрыска существуют проблемы с общением:

  • После школы ребенок часто находится в подавленном состоянии.
  • Неохотно идет в школу, ищет любую причину, чтобы не посещать учебное заведение. Если удается пропустить, выглядит на порядок счастливее.
  • Может категорично отказаться идти на уроки.
  • У него нет друзей в школе. Если необходимо узнать про домашнее задание, такому ребенку даже некому позвонить из своих одноклассников.
  • Не участвует во внеклассных мероприятиях. Не ходит на дни рождения и в гости к другим ученикам, никого не приглашает к себе.
  • Практически ничего не рассказывает о школьной жизни.
  • Бывают случаи, когда школьник приходит домой с уроков раньше положенного и не рассказывает причину самовольного ухода.

Если у вас, как у родителей, есть сомнения, что же происходит с вашим ребенком, не бойтесь обратиться за информацией к классному руководителю и школьному психологу. Они обязаны знать, что происходит в их школе с их подопечными. Если учителя не дают четкого ответа на ваши вопросы, идите дальше – к завучу, директору и в местное Управление образования.

Но самый лучший способ выяснить, что же происходит – это доверительные отношения с вашим сыном или дочерью.

Травля в школе – что делать родителям

Последовательность действий при буллинге такова:

  • Убедиться, что в школе действительно идет травля.
  • Обсудить с учителями и школьным психологом сложившуюся ситуацию, сообща найти пути решения. Преподаватели в этом случае должны провести беседы с другими учениками, выяснить их позицию и разъяснить ее последствия. Внимательнее отнестись к тому, что происходит на переменах с пострадавшим. Вызвать родителей агрессора для беседы, подключить вас к ее проведению.
  • Ребенку лучше провести один-два дня дома, пока идет разбирательство с учениками.
  • Возможно, стоит перевести вашего сына или дочь в другой класс или даже школу. Новый коллектив – это тоже некоторый стресс для ученика, но он может быть на порядок меньше, чем общение со своими школьными преследователями.
  • При подавленном состоянии и подозрении родителей на посттравматический синдром, необходимо обратиться к психологу.
  • Главное для родителей – не отмахиваться от проблем своего ребенка. Не считать их чем-то незначительным и проходящим. Если не будет поддержки родителей, ребенок самостоятельно не справится с направленной против него агрессией. Нужно внимательно выслушать подростка, задавать наводящие вопросы, и главное, ни в коем случае не осуждать его действия или бездействия, если он стал жертвой буллинга в школе.
  • Совместно обсуждать будущее поведение необходимо, но не прошлые поступки, какими бы неправильными они вам не казались. Ребенок только нарабатывает опыт общения, учится правильно проявлять или скрывать свои эмоции. Ваша задача – помочь, а не осуждать.
  • Поддержать жертву фразами: «Ты ни в чем не виноват», «Я тебе верю», «Мы решим эту проблему», «Такое часто случается с другими учениками», «Мне очень жаль».
  • Обсудите причины поведения главного зачинщика буллинга. Скорее всего, это желание самоутвердится за счет более слабого соученика, стремление к власти или способ пережить проблемы в семье или насилие.
  • Демонстрируйте желание защитить ребенка.
  • Привлекайте на свою сторону защитников: это могут быть родители других учеников или преподаватели.
  • Напомните ребенку о его достижениях, о том, в чем он не хуже других или даже лучше. Пусть он составит список своих сильных сторон. Это может быть, к примеру: «я быстрее всех бегаю», «я лучше всех пою в хоре», «я умею шить» и тому подобное. Помогите ребенку составить такой список и не убирайте его, пусть он всегда будет перед глазами.
  • Если вам известно о чем-то нехорошем в отношении одноклассника-агрессора, поделитесь этим с вашим ребенком, и научите использовать это против своих обидчиков. Да, это нечестный прием, но иногда им стоит пользоваться в рамках самозащиты.

Необходимо найти сферу применения талантов вашего отпрыска. Это может быть один из видов спорта, музыка, рисование или любое другое занятие, которое придется по душе. Сейчас есть множество детских клубов с всевозможными кружками. Если маленький человек найдет себе хобби, в которых достигнет результатов, то будет ощущать себя гораздо увереннее в общении.

Но не стоит заставлять детей ходить на тренировки или кружки, куда они не хотят. Это только добавит стресса в их жизнь, а успеха в том, к чему не лежит душа, все равно не добиться. Не страшно, если дети сменили несколько кружков, рано или поздно они найдут то, что им будет интересно и добавит уверенности в себе.

Проговаривайте вслух гипотетические ситуации, в которые может попасть школьник и варианты его ответов. В критической ситуации это поможет быстрее сориентироваться и дать отпор обидчикам.

Помните, чем раньше вы вмешаетесь, тем проще будет остановить детскую травлю.

Когда конфликт улажен, можно начать действовать на перспективу:

  • Чаще приглашать в гости тех детей, с кем ладит ваш отпрыск.
  • Родителям начать активно участвовать в школьной жизни: организовывать мероприятия, походы, поездки.
  • Наладить отношения с родителями одноклассников, проводить время совместно с их детьми.

Самозащита

У многих родителей возникает желание отдать ребенка на занятия по самообороне или каратэ. Конечно, в жизни такие навыки не повредят никому. Но не ожидайте, что ребенок в реальной ситуации сможет дать физический отпор противникам. Для этого необходим особый склад характера, которым вряд ли обладает жертва травли.

В таком случае, как остановить детскую травлю – буллинг?

Главный способ защиты лежит в психологической плоскости, а не физической. Побеждает тот, кто готов идти до конца, а не тот, кто знает больше приемов самообороны или даже сильнее физически.

Необходимо учить ребенка правильному поведению, умению отстаивать свою точку зрения и позицию в целом, а не идти на поводу школьного сообщества. С младшего возраста необходимо прививать ребенку чувство гордости, собственного достоинства и уверенности в себе.

Рассказывайте вашим детям, как распознавать ложь, манипуляцию. Это очень легко делать даже с самыми маленькими детьми – просто заостряйте внимание ваших детей на таких моментах в сказках или мультфильмах. Как пример, сказка о Буратино. Здесь лиса Алиса и Кот Базилио пытаются обмануть Буратино или Румпельштильцхен в мультфильме о Шреке для более старших детей. Обращайте внимание ребенка на интонации героев, выражение их лиц при попытке манипуляции и лжи. При чтении сказок подчеркивайте слова и их реальный смысл. Обсуждайте с ребенком ситуации из жизни, которым он стал свидетелем – как следовало ответить и поступить тому, кого обижали, чтобы не оказаться в роли жертвы.

Итоги

Дети – они как маленькие звери, в них на протяжении долгих лет нужно воспитывать человечность, доброту и участие. Учить, что такое хорошо и плохо. Плюс, в силу возраста, они просто не способны полностью контролировать свои эмоции и действия, которые их и вызывают.

Именно поэтому родители занимаются воспитанием своих отпрысков дома, а в школе для этого поставлены учителя и социальные педагоги. Но, к большому сожалению всего нашего общества, преподавателям сейчас абсолютно неважно, что творится в детском коллективе. Если только это не сказывается на оценках – ведь учителя получают свою зарплату исходя из общей успеваемости класса.

Время на чтение: 2 мин

Буллинг – это агрессивное поведение относительно человека, проявляющееся в насилии, травле, преследовании, терроре. Можно сказать, что это своеобразное психологическое жестокое избиение человека, при этом менее радикальные действия, такие как сплетни, обзывания, жестокие шутки не относятся к данному виду насилия и называются моббингом. Буллинг является неосознанной агрессией с повторяющимися актами насилия, единичные случаи ссор или игнорирования нельзя причислять к этому феномену. Но к буллингу относятся эпизоды регулярного физического избиения или мероприятия, способные довести до суицида или вызвать его попытку.

Среди подростков все чаще встречаются буллинг, травля и преследование, по данным статистики около 45% детей подвергались подобным нападениям, а 20% регулярно сами занимаются подобными деструктивными воздействиями. Изначально буллинг предполагает неравенство сил – физических, психологических или численных, что обеспечивает острую эмоциональную реакцию со стороны жертвы и невозможность противостоять. Обычно агрессор сильнее именно в том месте, где у жертвы слабое место – одиночек травят группами, физически слабых обижают сильные и выносливые, неустойчивых психически задирают психологические лидеры и серые кардиналы. Повторяемость насилия вызывает чувство безысходности и постепенно формирует позицию жертвы, когда человек уже не способен сопротивляться.

Школьный буллинг проявляется с начальных классов, когда старшеклассниками устраивается дедовщина и у малышей отбирают карманные деньги, обеды, игрушки, телефоны и прочее. С возрастом к средней школе практически исчезают физические проявления, полностью уступая место психологическому террору – в ход идут сплетни, унизительное обращение и оскорбительные шутки, особенно тяжело переносится жертвами тотальный бойкот и игнорирование.

Характерным является механизм возникновения подобного поведения. Всегда буллинг начинается с одного человека, который таким способом пытается укрепить свой авторитет, повысить самооценку или просто привлечь внимание группы. На первых этапах общество может разделиться на тех, кто поддерживает подобную линию поведения, равнодушен и тех, кто порицает и осуждает агрессора. Со временем ситуация меняется, если жертвы буллинга никак не сопротивляются происходящему и допускают продолжение насмешек. В лучшем варианте защитники теряют всякий интерес и ведут себя равнодушно, но чаще у них накапливается раздражение относительно покорной позиции жертвы.

Что это такое

Буллинг как социальное явление, возникает в тех коллективах, где личность обесценивается, а потребности в признании, принятии и понимании подвергаются существенной . В подобных невыносимых для личности условиях сначала развивается , со временем сменяющаяся агрессией, как неосознаваемой попыткой сопротивления. Если человек воспитывается и находится в условиях, где ценность человеческого достоинства всегда выше соблюдения формальных правил и не существует директивных необоснованных запретов вероятность стать буллером или жертвой стремится к нулю.

Помимо обстановки существует и ряд личностных черт, способствующих тому, чтобы стать жертвой. Так, нападкам чаще подвергаются люди, не вписывающиеся в понятие нормы, выделяющиеся среди остальных, причем не важно, в какую сторону тип странности (одежда, поведение, таланты, вкусы, тембр голоса и прочее). Жертвами часто становятся новые члены коллектива, которые не стремятся подстраиваться под общепринятое поведение – инициативность, дружелюбие, помощь всем окружающим могут стать причинами для агрессии, если не являются нормами в новом обществе.

Повышенная чувствительность привлекает тиранов и моральных садистов, поскольку обидеть такого человека просто и можно получить очень яркую эмоциональную реакцию. Также жертву могут создать искусственно, благодаря влиянию авторитетов. Так происходит, когда старший (учитель, руководитель) намеренно унижает и оскорбляет человека в присутствии коллектива. Мотивация вышестоящего может быть сугубо личной, но психология групп такова, что со временем остальные члены подхватывают разрешенную модель поведения, не имея претензий к жертве.

Вероятнее, что нападкам даже в новом месте, подвергнется тот, кто подвергался им ранее. Большинство жертв подвергаются травле не только в школе, но и дома, обычно для них насилие является привычным, и они могут провоцировать окружающих, поскольку бережное отношение вызывает массу тревоги. Неспособность отвечать обидчикам, стремление занять пассивную позицию, отсутствие собственного мнения или наоборот резкая конфронтация с группой (отсутствие участие в общих играх или занятия) могут спровоцировать агрессоров.

Жертвы буллинга невозможны без буллеров – насильников, обидчиков, агрессоров. Для того чтобы данные качества начали проявляться также существуют определенные предпосылки.

Первоочередная и самая важная причина находится в наиболее раннем детстве и особенностях семьи. При дефиците родительского внимания и любви, граничащего с равнодушием, неизвестны понятия запретов и авторитетов, уважительного отношения и построения органичных отношений. Подобная ситуация вызывает много внутреннего протеста, боли, а потом и агрессии, как движущей силы изменений. Направить этот поток претензий на родителей нельзя, поэтому ищут кого-то более слабого. Такие дети ищут власти хоть в каком-то кусочке своей жизни, а буллинг дает власть еще и над жизнью и настроением других. Это своеобразный способ получения доказательств своего превосходства и значимости, движимый психологическим травмами и нарциссическими чертами личности.

Буллерам характерно полярное мышление и разделение мира на черное и белое, точно так же и люди в нем либо с ними, либо против них. Присутствуют частые негативные отзывы об окружающих и тщательность в выборе контактов, причем критерием будет служить то, насколько человек достоин внимания агрессора, как высшего и значимого. Но, не смотря на безапелляционность, все агрессоры боятся поражения, поскольку в случае очень многое стоит на кону – для этого они выбирают в жертву не того, кто объективно слабее, а того, кто не сможет ответить.

Последствия буллинга невозможно игнорировать, причем они касаются всех участников процесса. Наиболее известны случаи, когда жертва совершает самоубийство, что вызвано неспособностью найти выход из ситуации и невозможностью терпеть издевательства. Еще одним способом ухода от ужасающей действительности является алкоголь и наркотики, которые жертва может начать употреблять для снятия психоэмоционального напряжения. Кроме этого возможны регулярные прогулы, снижение интеллектуальных и мнестических показателей, продуктивности работы. Могут появиться неврологические нарушения, проблемы со сном и аппетитом, психологические проблемы, требующие вмешательства специалиста.

У жертв повышается тревожность и , иногда, доходящие до клинических случаев, регулирующийся медикаментозно. Присутствуют нарушения в межличностных отношениях, стремление к одиночеству, неспособности конкурировать в профессии. Это приводит к ограничению контактов и выбору сфер деятельности вне коллектива. Кроме того буллинг способствует психосоматическим расстройствам, нарушениям в работе сердца, проблемам с питанием.

Для агрессоров буллинг также имеет множество негативных последствий. Наиболее частым оказывается социальная нереализованность, поскольку выбранные пути достижения результата не работают во взрослой жизни. Трудности в общении связаны с всеобщей ненавистью – в семье это тираны, в карьере успех достигается любыми путями, что не способствует формированию теплых отношений. Тирания может привести к личностным нарушениям патологического спектра.

Буллинг в школе

Школьный буллинг имеет градацию тяжести и проявлений. Наиболее серьезным, заметным и ведущим за собой не только психологические нарушения является физический буллинг. При нем жертва регулярно подвергается физическому насилию, избиениям, членовредительству. Примерами такого могут быть привычные дерганья за косички или толкания в коридоре, а могут быть и крайне жестокие проявления, такие, как ломание пальцев, нанесение порезов, выжигание кожи и прочее.

Поведенческий буллинг может иметь пассивную форму, к которой относится игнорирование личности, бойкот, изоляцию от общественной жизни коллектива. К активной форме относятся шантажи, вымогательства (обычно денег, телефонов), распространение сплетен и намеренное создание негативных условий (порча вещей или их кража, закрывание в шкафах или темных комнатах).

Самый легкий вариант – это вербальный буллинг, который проявляется в оскорблениях, насмешках, унижениях, возможно проклятиях. С развитием технологий появилось новое понятие кибербуллинга, когда издевательства происходят в сети, где жертве могут присылать оскорбительные или угрожающие письма, а также выкладывать фото и видео (реальные или смонтированные), призванные унизить достоинство человека.

Первопричин у школьного буллинга две: родительская семья и учителя. Модели поведения, принятые между родителями, их отзывы относительно окружающих, способы решения конфликтов впитываются детьми и в дальнейшем воспроизводятся в школе. Влияет и степень удовлетворенности личностных потребностей самого ребенка. Множественные комплексы, недостаток внимания и любви могут приводить к возникновению буллинга. Это касается, как формирования поведения жертв, так и агрессоров – родительские сценарии могут учить прятаться и страдать или сопротивляться и манипулировать. Наличие психологических травм может заставить ребенка причинять вред другим, привлекая к себе внимание или покоряться издевательствам, считая это нормой.

Провоцирование буллинга со стороны преподавателей обусловлено их профессиональным выгоранием, низким уровнем квалификации или недостаточной личностной зрелостью. Именно учитель может запустить или остановить травлю. Так, если присутствуют оскорбления учеников при всем классе, унижающие сравнения, неадекватные проступкам наказания, применение физической агрессии, то со временем ученики перенимают такую линию поведения. Учитель может самостоятельно создавать будущих жертв не только вербальными комментариями, но и выражением лица или небрежно брошенной тетрадью. Придумывание прозвищ для учащихся, а также игнорирование агрессивных проявлений – позволяют единичному акту психологической агрессии развиться в буллинг, благодаря учителю.

Независимо от причин, школьный буллинг, травля включают в себя несколько действующих лиц – агрессоров, жертва и наблюдатель. К последним могут относиться и учителя, игнорирующие происходящее, и дети, нежелающие попасть на место жертвы, и родители, не верящие в подобное. На начальных этапах присутствуют сопротивляющиеся и отстаивающие права жертвы, но поскольку результаты минимальны и активности от самого пострадавшего не видно, такие неравнодушные вскоре уходят в тень или присоединяются к буллерам. Только в случае, если защитники эмоционально, морально, физически или по статусу превосходят обидчика, то буллинг в школе останавливается при первом же инциденте, если с ним бороться. Так, если учитель резко и жестко отреагирует на подобные проявления, то вероятность повторения исключается. Безнаказанность в свою очередь влечет за собой распространение травли и на других учеников.

Как остановить детскую травлю – буллинг

При возникновении повторяющихся эпизодов травли ребенку необходимо обратиться к старшим – родителям, учителям, страшим братьям или друзьям. Решать ситуацию часто невозможно, поскольку агрессор не слышит доводов и не реагирует на замечания. Важно просить о помощи только тех людей, с кем сложились хорошие отношения, поскольку формальное замечание от вынужденного учителя может только усугубить ситуацию.

Для преподавателей главным правилом является отсутствие равнодушия и позиции наблюдателя – не нужно давать свободу детям для поиска путей решения. Каждому буллеру необходимы зрители, и чем их больше, тем сильнее укрепляется его авторитет, если в этот процесс включены еще и учителя, то обидчик становится непобедим. Показывать свою физическую силу нельзя, необходимо вывести агрессора на диалог и открытое, доверительное обсуждение ситуации.

Внимание необходимо обращать сразу же, по факту свершения поступка, причем ради этого можно остановить процесс урока. Важно переводить внимание обидчика на задания и изучение нового материала, а не акцентировать на запрете и тем более, не употребляя унижающих высказываний (например «не трогай его, он и так дефективный»).

Родителям необходимо создавать безопасное пространство дома, где ребенок может быть собой, не бояться порицания и насмешек, что будет способствовать своевременному информированию о проблемах в школе. От родителей требуется терпение и выдержка, чтобы дождаться откровенности и остановить свою первую эмоциональную реакцию, которая может сложная для осознавания малышом. Оптимально делиться собственными случаями из жизни, успешными примерами преодоления подобных ситуаций. Возможно, простого признания неправоты обидчика будет достаточно для того, чтобы тот, кто оказался жертвой придумал, как противостоять дальнейшим издевательствам. Ребенок может попросить вас вмешаться, тогда лучше обсудить с ним варианты разговора с агрессором, его родителями, учителями или всем вместе.

Если родители узнают, что обидчик как раз их ребенок, то нельзя применять наказания, поскольку это только укрепит его модель, где сила правит реальностью. Кроме того, наказание может еще сильнее отдалить родителей и ребенка, что нельзя допустить, если его поведение вызвано недостатком любви и принятия. Следует организовать откровенный разговор, понять причины, приведшие к данной ситуации, а потом организовать диалог со всеми участниками событий. Если родители смогут восполнить недостающие ребенку тепло и любовь, то он сможет искренне извиниться перед тем, кого обижал, часто даже потом становится его защитником.

Профилактика буллинга

Важно максимально быстро обеспечить ситуацию и внешние условия, препятствующие возникновению буллингу. В семье необходимо уделять достаточно внимания и обучать ребенка мирному взаимодействию. Также важно привить чувствительность к допустимому формату обращения и укоренить внутреннюю силу при самозащите.

Школьная система нуждается в переориентации своих ценностей с усвоения материала на личность каждого ученика. Психологический климат в классе, взаимопомощь учеников играют важную роль в профилактике буллинга. Сплочение коллектива, проведение классных часов с основами психологии и тренингами социальной коммуникации способствуют личностному развитию и укреплению позиции каждого ребенка.

Неоспоримое влияние имеют фильмы, сериалы, книги и игры, где показаны различные способы взаимодействия людей, и степень агрессии несколько завышена (особенно в боевиках и сражениях). Информация из игр, где после десятого удара о стену, человек встает невредимым, и из фильмов, основой которых является черный юмор, сильно деформирует представление о реальности. Запретить или ограничить контакт с такими продуктами невозможно, но можно показать реальную сторону вещей, например, записав на бокс, где ребенок почувствует реальную боль и сможет оценить силу.

Во всех сферах жизни ребенка необходимо скорейшее его отделение от стрессовых факторов: насилие в семье и школе, нездоровый коллектив, депривация ведущих потребностей личности, а также первые проявления буллинга. Важно отслеживание деформаций психики после пережитого буллинга и оказывать своевременную психологическую помощь таким людям. У перенесших травлю, развиваются определенные психологические особенности и отклонения, которые могут портить не только их личную жизнь, но и провоцировать возникновение насилия в новом коллективе, куда они попадут.

Детей необходимо обучать правилам противостояния насилия, разрабатывая для этого специальные тренинги или упражнения. Взрослые могут делиться историями из собственной жизни, можно смотреть фильмы. Главная задача – обеспечить большой поток информации и примеров об уважительном отношении и способах противостоянию насилию.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Термин «буллинг» сегодня, к сожалению, хорошо известен многим родителям детей, подвергшихся травле со стороны своих одноклассников. Буллинг представляет собой систематически повторяющуюся травлю, насилие над конкретным учеником, который, по тем или иным причинам, не способен защитить себя. Это проблема может коснуться и старшеклассника, и ребенка в 3-4 классе. В 1-2 классах, как правило, такого не случается.

Для ребенка любого возраста буллинг становится тяжелейшим испытанием. Как помочь своему ребенку?

Признаки жертвы в школьном буллинге – как понять, что ребенка травят другие дети?

Далеко не каждый ребенок признается родителям, что он стал жертвой буллинга. И сберечь ребенка от моральных страданий и глубокой психологической травмы поможет только внимание родителей к малейшим изменениям его состояния.

Как правило, о травле ребенка в школе могут сказать следующие симптомы:

  • Ребенок часто идет на поводу у других детей, боится выражать собственное мнение.
  • Ребенка часто обижают, оскорбляют, высмеивают.
  • Ребенок не способен защититься в драке или споре.
  • Синяки, порванная одежда и портфель, «потерянные» вещи – частое явление.
  • Ребенок избегает толпы, групповых игр, кружков.
  • У ребенка нет друзей.
  • На переменах ребенок старается оставаться вблизи взрослых людей.
  • Ребенок боится выходить к доске.
  • У ребенка нет желания идти в школу или на внеклассные занятия.
  • Ребенок не ходит в гости к друзьям.
  • Ребенок часто находится в стрессовом состоянии, плохом настроении. Может огрызаться, грубить, или замыкаться в себе.
  • Ребенок теряет аппетит, плохо спит, мучается от головной боли, быстро устает и неспособен на концентрацию внимания.
  • Ребенок стал хуже учиться.
  • Постоянно ищет предлоги не ходить в школу и стал часто болеть.
  • В школу ребенок ходит разными маршрутами.
  • Карманные деньги часто пропадают.

Конечно, эти признаки могут означать не только буллинг, но если все этим симптомы вы находите у своего чада – срочно принимайте меры.

Видео: Буллинг. Как остановить травлю?


Признаки агрессора в буллинге среди детей школы – когда надо насторожиться взрослым?

Согласно опросам в столице, около 12% детей хотя бы раз участвовали в травле одноклассников. И цифра остается сильно заниженной, по причине нежелания детей публично признавать свою агрессию относительно других людей.

И совершенно не обязательно, что агрессор – ребенок из неблагополучной семьи. Чаще всего, как раз наоборот. Впрочем, определить ту или иную социальную среду просто невозможно, потому что статус семьи совершенно не влияет на проявление в ребенке агрессии. Агрессором может стать ребенок из богатой и успешной семьи, обиженный на мир «ботаник», просто «лидер» класса.

Вовремя углядеть признаки начинающейся агрессии способен только учитель, как человек, который остается ближе всего к детям в период учебы.

Но и родители должны быть внимательны.

Однозначный повод – насторожиться и приглядеться к поведению ребенка, если…

  • Он легко манипулирует другими детьми.
  • Его раболепно слушаются во всем друзья.
  • Его боятся в классе.
  • Для него есть только черное и белое. Ребенок – максималист.
  • Он легко осуждает других людей, даже не разобравшись в ситуации.
  • Он способен на агрессивные действия.
  • Он часто меняет друзей.
  • Он не раз был вами «застукан» за оскорблениями, высмеиванием других детей, в драках, и пр.
  • Он капризный и дерзкий.

Безусловно, стыдно, страшно и больно узнать, что твой ребенок – участник травли. Но ярлык «агрессор» – не приговор для ребенка, а повод – помочь своему ребенку справиться с этим испытанием.

Помните, что агрессорами дети становятся не просто так, а уж справиться с этой проблемой в одиночку ребенок точно не сможет.

Видео: Детский буллинг. Как бороться с травлей в школе?


Чем опасен буллинг в школе?

Увы, травля – частое сегодня явление. И не только в школах, и не только в России.

Среди разновидностей данного явления можно отметить также:

  1. , психо-террор). Пример явления хорошо показан в фильме «чучело». В отличие от буллинга, моббером может быть только один ученик или небольшая группа «авторитетов», а не весь класс (как в буллинге).
  2. Хейзинг. Этот тип насилия характерен чаще для закрытых учреждений. Представляет он собой насильственные «обряды посвящения», своеобразную «дедовщину», навязывание унижающих достоинство действий.
  3. Кибермоббинг и кибербуллинг. Данная интернет-травля обычно переносится в виртуальный мир из реального. Как правило, жертва даже не знает – кто именно скрывается за масками обидчиков, которые оскорбляют ее, шлют угрозы, издеваются в Сети, выкладывают на публику личные данные жертвы и проч.

Последствия буллинга могут быть весьма печальны. Подобная жестокость может породить еще более жесткий ответ.

Например, большинство школьников, которых увозили из школ (в разных странах) в наручниках после стрельбы и поножовщины – как раз жертвы буллинга, издевательств, открытой нелюбви к себе.

Жестокость всегда «деформирует» детскую психику.


Последствиями буллинга могут стать:

  • Ответная агрессия и насилие.
  • Срывы на более слабых одноклассниках, друзьях, братьях/сестрах.
  • Психологическая травма, появление комплексов, потеря уверенности к себе, развитие психических отклонений и проч.
  • Формирование асоциальных черт в ребенке, появление склонности к различным зависимостям.
  • И самое страшное — суицид.

Как бороться со школьным буллингом, как остановить детскую травлю – пошаговая инструкция для взрослых

Если родители (учитель) точно знают о факте травли – меры нужно принимать немедленно.

В зоне риска могут оказаться любые дети, которые хоть чем-то выделяются из толпы, но это совершенно не означает, что нужно стать частью стада. Независимость нужно отстаивать.

Учите ребенка правильно вести себя: можно быть не таким, как все, но при этом быть душой компании, а не человеком, которого каждый хочет пнуть.

Излишняя самоуверенность или гипер-застенчивость – враги ребенка. От них нужно избавляться.

Кроме того…

  1. Коллекционируйте достоинства. То есть, повышайте самооценку ребенка и избавляйте его от комплексов. Здоровая уверенность в себе – ключ к успеху.
  2. Хорошая выдержка – черта характера волевого человека. Игнорировать с достоинством – это тоже нужно уметь.
  3. Ничего не бояться. Здесь все как с собаками: если та чувствует, что вы ее боитесь – обязательно кинется. Ребенок всегда должен чувствовать себя уверенно, а для этого нужно побороть страхи и комплексы.
  4. Развивайте чувство юмора в ребенке. Во многих ситуациях достаточно своевременной шутки, чтобы остудить горячие головы и разрядить обстановку.
  5. Расширяйте возможности ребенка для общения.
  6. Позвольте ребенку самовыражаться. Не загоняйте его в придуманные вами рамки. Чем больше ребенок реализует себя, тем более натренированными становятся его сильные стороны, тем выше его вера в себя.

Как помочь своему чаду, если он все-таки стал жертвой буллинга?

  • Учим ребенка фиксировать факты травли (диктофон, камера, фото и скриншоты, и пр.).
  • С доказательствами обращаемся к учителю — и ищем выход с классным руководителем и родителями агрессоров.
  • Обращаемся к психологу или психиатру (государственному, лицензированному!), который может зафиксировать факт нанесенного ребенку морального вреда.
  • При отсутствии изменений — пишем жалобы директору школы. Далее, при отсутствии результата — в комиссию по делам несовершеннолетних.
  • Если реакции по-прежнему – ноль, пишем жалобы о бездействии вышеописанных адресатов в Департамент образования, уполномоченному по правам человека, а также в прокуратуру.
  • Не забываем собирать все чеки – на лекарства ребенку для лечения психических и прочих травм, на врачей, на репетиторов, если пришлось пропускать школу из-за буллинга, на испорченное агрессорами имущество, на юристов, и проч.
  • Фиксируем травмы, если таковые были, и обращаемся в полицию с заявлением и бумагой из мед/учреждения.
  • Далее подаем в суд с требованием возмещения морального вреда и убытков.
  • Не забываем об общественном резонансе. Именно он часто помогает быстро решить проблему и заставляет двигаться все «винтики» в системе образования и проч. Пишите посты в соцсетях в соответствующих группах, пишите в СМИ, которые занимаются такими проблемами, и пр.

И, конечно, не забываем воспитывать в ребенке уверенность и объяснять, что проблема буллинга – не в нем.

Были ли в вашей жизни похожие ситуации? И как вы из них выходили? Поделитесь своими историями в комментариях ниже!

Как определить, что у вашего ребенка неприятности в отношениях с другими детьми и помочь ему препятствовать нападкам - мы предлагаем вам 4 шага, которые помогут

Как ни печально, но буллинг в школах Украины процветает - согласно опросу UNICEF Ukraine половина украинских школьников . Как уберечь своего ребенка, читайте в статье.

В тот самый момент, когда вы думаете, что мысли ребенка заняты зубрежкой новых слов или делением в столбик, единственной мыслью, которая заполоняет ее сознание, является враждебное отношение со стороны сверстников. В ранние дни общеклассных прогулок и поездок вы со стороны могли наблюдать и наставлять ребенка в запутанных лабиринтах человеческого взаимодействия. Но с началом школьной жизни большая часть ее времени проходит без вашего чуткого уха и глаза, следящих за ней.

Что происходит, когда безобидные размолвки по поводу дележки игрушек вытесняются жестокими кибер-слухами о симпатии к мальчикам? Будет ли ваш ребенок знать, что делать, когда безобидные подколки превратятся в болезненные и сильные пинки? Когда простота формирования дружбы, просто выбирая одну и ту же шведскую стенку или канат в классе, заменится испытанием с карабканьем по социальной лестнице средней школы? Как дать ребенку навыки оставаться сильным перед лицом трагедии дружбы и издевательств?

Травля происходит, когда человек или группа людей неоднократно пытается навредить кому-то, кто слабее их самих. Молодые люди, которые травят своих сверстников, чтобы насладиться чувством власти и контроля, тщательно выбирают свои цели, которые вряд ли могут(или не могут априори) дать отпор. Поведение обидчиков имеет откровенную, неприкрытую форму, как удары, пинки и обидные прозвища, а также проявляется в реляционной агрессии — злобном поведении, присущем девочкам, по большей части, которые используют дружбу в качестве оружия и урегулирования проблем.

Более скрытный стиль издевательств — распространение слухов и социальная изоляция — стал доступе благодаря наличию в руках у ребенка популярных социальных сетей, таких как Instagram и Twitter, практически круглые сутки. Даже когда прозвенел последний звонок, молодые девушки со смартфонами и доступом в Интернет, продолжают плести интриги и строить 24/7.

Как научить своего ребенка справляться с издевательствами во всех его формах те же 24/7? Ниже приведены четыре простых, но мощных стратегии, которым вы можете научить дочь или сына, чтобы они могли сохранить свою личную власть, даже в сложных отношениях со сверстниками.

Не оставаться одному!

Если стратегия хулигана заключается в том, чтобы заставить жертву чувствовать себя одинокой и беспомощной, лучшей контрстратегией для жертвы станет возвращение власти путем прекращения изоляции. Поощряйте ребенка быть честным со взрослым, если он подвергается издевательствам и заручаться поддержкой этого взрослого.

Иногда дети чувствуют, что взрослые никогда ничего не делают — зачем вообще им говорить? Бывают случаи, когда взрослые не в состоянии признать серьезность ситуации, но чаще всего, взрослые попросту не знают о том, что происходит в школе.

Дети, которые используют реляционную агрессию, оказывают психологическое насилие тонкими, социально приемлемыми способами, которые, как правило, не «мигают» на радаре взрослого. Убедитесь, что ваш ребенок знает, что его задача — ставить вас в известность.

Помогите ему понять, что честность о травле сверстников не является признаком трусости, а наоборот — смелым и сильным ходом.

Если ребенок боится, что издевательства станут только хуже, если он "настучит", помогите ему понять, что это именно то, чего и хочет обидчик. Изоляция — способ запугать. На самом деле, только сказав взрослым, ребенок может начать заново отстаивать свои права. Когда хулиган понимает, что он не может удержать жертву в изоляции — что жертва действительно достаточно сильна, чтобы протянуть руку и общаться с другими людьми — хулиган начинает терять силу.

Не ждать!

Чем дольше хулиган имеет власть над жертвой, тем сильнее становится его хват. Чаще всего издевательства начинаются в относительно легкой форме — обзывание, дразнение, или незначительная физическая агрессия.

После того, как хулиган прощупал почву и уверился, что жертва не будет сопротивляться, агрессия усугубляется. Обзывание становится публичным унижением. Подшучивание перерастает в социальный остракизм. Толкание заменяется ударами и нападениями.

Научите ребенка тому, что, когда он позволяет издевательствам случаться на постоянной основе, он дает своей власти стабильно ускользать от себя. Прием мер против обидчика — и действуя рано, а не поздно — это лучший способ получить и удержать власть.

Не ходить вокруг да около!

Чем больше хулиган видит, что не получит отпора за свои действия, тем больше он будет издеваться. Поэтому напористость и уверенность могут стать эффективным способом борьбы с травлей.


Настойчивость — это золотая середина между агрессией, которая только повысит ставки для следующей стычки, и пассивностью, которая позволит стычкам продолжиться. Пример ниже показывает, какой ответ лучше всего сможет нейтрализовать обидчика:

Эбби: Где ты взяла эти шмотки — распродажа?
Ответ 1: Да, мама заставила надеть. Хотя мне нравится твой наряд. Ты всегда классно выглядишь.
Ответ 2: Из твоего шкафа, курица!
Ответ 3: Отстань, Эбби.

Первый ответ дает нападающему как раз то, что он хочет — власть. Комплименты после такого очевидно унижения свидетельствуют о согласии жертвы на все новые издевки. Ребенку так хочется понравиться, что он согласен терпеть любые грубости.

Второй ответ стимулирует Эбби к эскалации агрессии и конфликта. Такие вот насмешливые и резкие ответы дают волю обидчикам, чтобы разогреться для следующего этапа стычки.

Третий ответ настойчивый, дающий понять, что жертва не собирается становиться «жертвой». Она не ищет милости, но и не лезет на рожон. Просто и без лишних эмоций.

Почему нужно учить ребенка давать ответы без эмоций? Любой признак того, что на человека можно оказать эмоциональное влияние дает обидчику сигнал к «открытию огня». А вот отсутствие страха или злости в ответе создает впечатление уверенности в себе, что обезоруживает нападающего.

Не смешивать сигналы!

Объясните ребенку, что эмоциональные невербальные признаки — взгляд в сторону, взволнованный писклявый голос или сжатие себя в мелкий комок — и есть все то, чего добиваются от жертвы, чтобы ударить с новой силой.

Говоря о тренировке настойчивости у ребенка, важно также практиковать невербальную коммуникацию для подкрепления вербальной. Например:

  • поддерживать зрительный контакт
  • стараться говорить спокойным и ровным голосом
  • стоять на достаточном расстоянии от обидчика
  • обращаться к нападающему по имени

Навык настойчивой коммуникации и уверенность ребенка в том, что в его честности со взрослыми — его сила, дают им некую броню, которую не захочет пытаться пробить ни один обидчик, и тогда травля в школе не коснется вас.

ВИДЕО: психолог и педагог Дима Зицер о травле в школе



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...