Военные закупки рф. СМИ: Минобороны РФ направит больше половины бюджета на закупку военной техники

Государственный оборонный заказ устанавливает Правительство России в целях обеспечения обороны и безопасности страны.
является основополагающим законом, регулирующим Гособоронзаказ.

Этапы выполнения оборонного заказа. Особенности ГОЗ.

Гособоронзаказ проходит этапы формирования, утверждения, размещения и выполнения. Формируется оборонный заказ на основе военной доктрины России, планов строительства и развития Вооруженных сил, Государственной программы вооружения (ГПВ). Финансовое обеспечение гособоронзаказа осуществляется федеральным бюджетом.
Основные показатели гос. оборонного заказа разрабатываются с учетом госрегулирования цен и применяемых видов цен на продукцию оборонного назначения .
При утверждении Гособоронзаказа и мероприятий по его выполнению определяются государственные заказчики, обеспечивающие поставки продукции по государственному оборонному заказу.

Целевое использование средств, выделяемых на выполнение государственного оборонного заказа, обеспечивается банковским сопровождением исполняемых госконтрактов на всю глубину кооперации , а также государственным надзором (контролем) в сфере гособоронзаказа.

Непосредственный контроль на предприятиях, исполняющих оборонный заказ, .

Госзакупки (госзаказ) и Государственный оборонный заказ (Гособоронзаказ)

Размещение гособоронзаказа как закупок для федеральных нужд производится в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе» (N 44-ФЗ), однако не следует отождествлять госзакупки и Государственный оборонный заказ. 44-ФЗ не учитывает всех особенностей гособоронзаказа.
Госзаказ не является эквивалентом Гособоронзаказа. И ключевое слово здесь - оборонный .

Госзаказ (госзакупки). Под этими понятиями имеют ввиду сферу закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Госзаказ – это Гос ударственный заказ , а госзакупки гос ударственные закупки .

Государственный оборонный заказ (Гособоронзаказ) – это закупки для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, например, посредством «Рособоронэкспорт».
Сокращениями термина «Гос ударственный оборон ный заказ » являются Г осо боронз аказ и ГОЗ .

ГОЗ не является сокращением от ГОсЗакупки (ГОсЗаказ).
Госзаказ – не есть сокращение от Гособоронзаказ.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

Федеральный закон № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» вступил в силу с начала 2013 года. Ранее действовавший закон от 27.12.1995 N 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» утратил силу.

Редакция закона №275-ФЗ от 28.12.2013

Первая корректировка основного закона ГОЗ произведена Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ в связи с отменой Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и вступлением в силу .

Редакция закона №275-ФЗ от 29.06.2015

Федеральным законом №159-ФЗ от 29 июня 2015 года были внесены существенные изменения в основной оборонный закон. В частности, были введены идентификаторы госконрактов (ИГК) и банковский контроль с обязательным проведением расчетов по оборонным контрактам по отдельным счетам (спецсчетам) .
Особенно изменились права и обязанности головного исполнителя и всех исполнителей, входящих в кооперацию, а также права государственного заказчика.
В отношении госконтрактов с Министерством Обороны изменения вступили в силу с 1 сентября 2015 года. Для других государственных заказчиков гос. оборонного заказа (МВД, МЧС, СВР, ФСБ, ФСО, ФСИН, Роскосмос, Росатом) - с 1 января 2017 года.

Редакция закона №275-ФЗ от 13.07.2015

Федеральный закон от 13.07.2015 N 216-ФЗ внес в 275-ФЗ корректировки, связанные с созданием Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

Редакция закона №275-ФЗ от 03.07.2016

Федеральный закон от 3 июля 2016 года №317-ФЗ, вступивший в силу с 15 июля 2016 года, внес очередные изменения в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе». Помимо незначительных технических поправок, введено понятие «продукция с длительным технологическим циклом производства». Уточнены вопросы, касающиеся возмещения затрат исполнителя, направленных на формирование материальных запасов (сырье, материалы, полуфабрикаты, ПКИ, готовая продукция), необходимых для выполнения гособоронзаказа и оплаченных за счет собственных средств исполнителя ГОЗ.

Редакция закона №275-ФЗ от 28.12.2016

Федеральный закон от 28.12.2016 N 471-ФЗ внес в закон о гособорозаказе №275-ФЗ только незначительные технические правки.

Редакция закона №275-ФЗ от 29.07.2017

Федеральным законом от 29.07.2017 №237-ФЗ сгенерирована седьмая по счету редакция закона «О государственном оборонном заказе».
Законом создается реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения контракта при выполнении оборонного заказа. Для компаний из этого «черного списка» вводятся ограничения на оказание государственной поддержки. Ведение реестра поручено антимонопольной службе.
Несколько «упростилась жизнь» Головных исполнителей, которым месячный лимит платежей на иные (не отдельные) счета увеличен до пяти миллионов рублей . Для исполнителей ГОЗа более низких уровней кооперации сумма ограничения не изменилась.

Редакция закона №275-ФЗ от 31.12.2017

Изменения, внесенные Федеральным законом от 31.12.2017 №481-ФЗ, связаны исключительно с уполномоченными банками.
Был изменен критерий отнесения к категории уполномоченных банков. Отменена публикация перечня уполномоченных банков на сайте Банка России, и введен механизм информирования Исполнителей ГОЗ об изменении состава уполномоченных банков через Государственного заказчика и Головного Исполнителя.

Редакция закона №275-ФЗ от 29.07.2018

Девятая редакция 275-ФЗ введена Федеральным законом от 29.07.2018 №263-ФЗ. Главное изменение – это появление Главы 3.3 «Особенности банковского сопровождения при переводе сопровождаемой сделки в иной уполномоченный банк».

Все редакции (изменения) Федерального закона №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»:

Официальный сайт гособоронзаказа

Как такового официального сайта государственного оборонного заказа не существует. Размещение военных заказов производится в соответствии с законом 44-ФЗ на официальном сайте госзакупок (zakupki.gov.ru).
Кроме того, госконтракт на поставку продукции оборонного назначения может заключаться с единственным производителем российского оружия.

Единственный производитель (поставщик) оборонного заказа

Единственный поставщик (производитель) – производитель (поставщик) российского вооружения и военной техники, которые не имеет российских аналогов.
Единственный поставщик продукции государственного оборонного заказа включатся в реестр единственных поставщиков такого вооружения.
Порядок и особенности осуществления закупки у единственного поставщика (производителя) оборонного заказа регулируется пунктом 7 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465.

Чем занимаются и сколько получают военпреды?

Положение о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации (ВП МО РФ) утверждено Постановлением Правительства РФ от 11.08.1995 N 804.

На содержание военных представительств Министерства обороны и органов их контроля отчисляются денежные средства в размере одного процента стоимости выпускаемой оборонной продукции. Контроль качества и приемка военной продукции, поставляемой вне государственного оборонного заказа, осуществляются на договорной основе.

ОЭП - основные экономические показатели (нормативы)

Основные экономические показатели предприятия, исполняющего Гособоронзаказ, согласуются с аккредитованным при нем военным представительством Министерства обороны. Согласованные экономические нормативы могут корректироваться вышестоящими структурами: ДАГК (Департаментом Аудита ГосКонтрактов) и УВЭА ГПВ и ГОЗ (Управлением Военно-Экономического Анализа Государственной Программы Вооружения и Государственного Оборонного Заказа).

ОЭП, как правило, определяют уровень средней заработной платы основных производственных рабочих (непосредственных исполнителей); нормативы дополнительной заработной платы, накладных (общепроизводственных, общехозяйственных), транспортно-заготовительных и внепроизводственных расходов, специальных затрат.
Согласование размера возмещения процентов по банковским кредитам, привлекаемым исполнителем для исполнения оборонного заказа, находится в ведении ДАГК и УВЭА.

Ремейк бородатого анекдота

Экономический отдел оборонного предприятия.
Все сотрудники уже давно работают на заводе. Прожжённые. Давно сидят вместе в одном кабинете.
Гособоронзаказ растет. Штаты растут. Взяли в отдел молодого экономиста. Обеденный перерыв.
Голос из угла комнаты: «118!». Большинство экономистов повеселело.
- 407! - в кабинете стало еще веселей.
- да ты бы ещё 200 или даже 37 вспомнил!
Новенький робко спрашивает рядом сидящего главного экономиста: «что это за числа, из-за которых все смеются?»
Старший отвечает: «Да, понимаешь, мы давно тут все вместе сидим. Все байки и анекдоты уже сотню раз друг другу пересказали. Чтобы не повторяться и не тратить свое драгоценное время, все пронумеровали. Называет кто-то номер, - все сразу и понимают о чем речь.»
Тут новый экономист как гаркнет на весь кабинет: «275!!! ».

Все притихли. Воцарилась гробовая тишина…

Совпадение или же тонкий намек пренебрегающим всеми особенностями 275-ФЗ - Статья 275 Уголовного кодекса «Государственная измена» .

Прошел под руководством президента РФ Владимира Путина в Национальном центре обороны. В ходе совещания замминистра обороны Юрий Борисов доложил Верховному Главнокомандующему о том, какую технику получили войска в 2015 году.

Борисов отметил, что уровень оснащенности Вооруженных сил РФ новыми образцами вооружения и техники по результатам выполнения гособоронзаказа (ГОЗ) 2015 года достиг 47,2%.

Военно-морской флот

"В 2015 году на предприятиях промышленности принято и поставлено в войска новых и отремонтированных образцов в интересах Военно-морского флота: четыре боевых корабля, четыре подводные лодки, 52 корабля и судна вспомогательного назначения, два береговых ракетных комплекса "Бастион", 27 самолетов морской авиации, 45 единиц ракетно-артиллерийского вооружения", - сказал Борисов в ходе единого дня приемки.

Ранее начальник управления кораблестроения ВМФ России Владимир Тряпичников отмечал, что в 2015 году флот получил практически все запланированные корабли и суда. По его словам, в 2016 году военные рассчитывают принять 42 надводных корабля, катера и судна обеспечения и заложить еще 15 боевых кораблей и судов.

Ракетные войска стратегического назначения

"В 2015 году на предприятиях промышленности принято и поставлено в войска новых и отремонтированных образцов в интересах Ракетных войск стратегического назначения: 21 баллистическая ракета стратегического назначения, 386 агрегатов и составных частей подвижных и стационарных ракетных комплексов", - сказал Борисов в ходе единого дня приемки военной продукции.

По его словам, вся техника выдержала испытания и поступила в эксплуатирующие организации для оснащения и подготовки личного состава.

Командир 42-й ракетной дивизии генерал-майор Эдуард Старовойтенко, в свою очередь, доложил, что план поставки вооружения и военной техники на 2015 год в эту дивизию выполнен в полном объеме и в установленные сроки.

"В декабре 2015 года два ракетных полка, оснащенных ракетным комплексом мобильного базирования "Ярс", после проведения мероприятий по вводу в эксплуатацию и приведению в готовность к боевому применению заступили на боевое дежурство", - сообщил он. По его словам, сейчас в соединении вводят в эксплуатацию агрегаты ракетного комплекса "Ярс" очередного ракетного полка.

Ранее министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщал, что стратегические ядерные силы России в 2015 году получили в общей сложности 35 межконтинентальных баллистических ракет.

Также ранее сообщалось, что в 2016 году пять полков РВСН получат на вооружение 20 новых межконтинентальных баллистических ракет "Ярс". По итогам 2015 года доля современных ракетных комплексов в РВСН достигла 56%, довести ее до 100% планируется к 2022 году.

Воздушно-космические силы

"В 2015 году на предприятиях промышленности принято и поставлено в войска новых и отремонтированных образцов в интересах Воздушно-космических сил: более 230 самолетов, 158 вертолетов, 191 радиолокационная станция, четыре дивизионных комплекта зенитно-ракетной системы С-400, более 35 тысяч авиационных средств поражения, 9 единиц средств выведения и космических аппаратов", - перечислил Борисов в ходе доклада президенту РФ.

Кроме того, было произведено семь запусков ракет-носителей, на орбиту выведено восемь космических аппаратов военного назначения, добавил замминистра обороны. "Вся техника выдержала испытания и поступила в эксплуатирующие организации для оснащения и подготовки личного состава", - заключил Борисов.

Воздушно-десантные войска

"В 2015 году на предприятиях промышленности принято и поставлено в войска новых и отремонтированных образцов в интересах Воздушно-десантных войск: 114 единиц бронетанкового вооружения и техники, два дивизионных комплекта зенитно-ракетного комплекса "Верба", 11 тысяч средств десантирования", - сказал Борисов.

В декабре прошлого года министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщал, что доля современного оружия и техники в Воздушно-десантных войсках достигла 41%. Ранее сообщалось, что ВДВ России в 2016 году планируют получить около 140 боевых машин десанта и порядка 90 бронетранспортеров.

Сухопутные войска

"В 2015 году на предприятиях промышленности принято и поставлено в войска новых и отремонтированных образцов в интересах Сухопутных войск: более тысячи единиц бронетанкового вооружения и техники, 300 единиц зенитно-ракетных комплексов и систем, более 3,4 тысячи единиц автомобильной техники", - сказал Борисов в ходе единого дня приемки военной продукции.

Также в Сухопутные войска поступило около 22 тысяч единиц средств связи, более 650 комплексов радиоэлектронной борьбы и два бригадных комплекта оперативно-тактического ракетного комплекса "Искандер", перечислил замминистра.

"Вся техника выдержала испытания и поступила в эксплуатирующие организации для оснащения и подготовки личного состава", - заключил Борисов.

О гособоронзаказе-2015

"Выполнение гособоронзаказа 2015 года по поставке новых образцов на 1 января 2016 года составило 97%, а в настоящий момент с учетом догоночных графиков - 98%. Это один из самых высоких показателей за прошедшие годы", - сказал Борисов в ходе единого дня приемки военной продукции.

По его словам, в 2015 году в полном объеме выполнены планы поставок зенитных ракетных систем и комплексов, ракетных комплексов Сухопутных войск, стратегических средств, самолетов истребительной и штурмовой авиации, вертолетов, многоцелевых подводных лодок, бронетанкового, ракетно-артиллерийского и другого вооружения.

Борисов рассказал, что выполнение гособоронзаказа по ремонту военной техники за 2015 год превысило 95%. "Планы ремонта полностью выполнены по средствам РЭБ (радиоэлектронной борьбы), технике войск РХБЗ (радиационной, химической и бактериологической защиты), ракетному и торпедному вооружению. Выполнение плана гособоронзаказа-2015 на 1 января 2016 года составило более 90%, а в настоящий момент показатель достиг уровня 95,5%", - сказал замминистра.

Он также отметил, что подавляющее число предприятий добросовестно выполнили обязательства по гособоронзаказу.

Борисов также заверил, что гособоронзаказ 2016 года будет выполнен "в установленные сроки и с надлежащим качеством". По его словам, особое внимание будет уделено качеству поступающего в войска вооружения и военной техники.

О гособоронзаказе-2016

Российские военные в рамках реализации гособоронзаказа 2016 года получили уже 20 самолетов и вертолетов, а также дивизионный комплект зенитного ракетного комплекса "Тор-М2У" , доложил президенту РФ замминистра обороны.

"Набранные темпы производства и заключение длительных многолетних контрактов уже сегодня позволяют подвести предварительные итоги выполнения заданий в первом квартале 2016 года. У предприятий промышленности приняты сторожевой корабль "Адмирал Григорович" , пять самолетов, 15 вертолетов", - сказал Борисов.

Кроме того, по его словам, военные получили радиолокационную станцию "Небо-У" , 22 единицы бронетанкового вооружения и техники, 54 единицы ракетно-артиллерийского вооружения.

Также 7 февраля стартовавшая с военного космодрома Плесецк ракета "Союз-2.1б" вывела на орбиту спутник двойного назначения "Глонасс-М" , напомнил замминистра.

11 марта на фрегате "Адмирал Григорович", который является головным представителем серии кораблей проекта 11356 для Черноморского флота, был торжественно поднят Андреевский флаг . Ожидается, что до конца 2016 года военным будут переданы еще два фрегата этого типа - "Адмирал Эссен" и "Адмирал Макаров".

О срыве поставок гособоронзаказа-2015

"Несмотря на положительную в целом динамику выполнения ГОЗ-2015, остаются невыполненными ряд государственных контрактов. Так, в установленные сроки не поставлены 15 самолетов, восемь кораблей, 17 единиц средств связи и автоматизированных систем управления, три ракеты-носителя "Рокот" и один разгонный блок "Бриз", 253 ракеты различного назначения, 240 единиц бронетанкового вооружения и техники", - перечислил Борисов в ходе единого дня приемки военной продукции.

В качестве причин срыва сроков замглавы военного ведомства указал слабую организацию головным исполнителем работы по кооперации, низкий уровень планирования загрузки производственных мощностей и привлечения трудовых ресурсов, прекращение производства комплектующих, утрату отдельных технологий, нарушение связей в кооперации.

"По всем сорванным государственным контрактам составлены "догоночные графики", предприятиям выставлены штрафные санкции, работы взяты на особый контроль", - заверил замминистра.

Об ограничении поставок из стран НАТО, ЕС и Украины

"Ограничения по поставке комплектующих изделий украинского производства, стран НАТО и Евросоюза существенным образом не повлияли на выполнение госзаказа 2015 года", - сказал Борисов в ходе единого дня приемки военной продукции. Он отметил, что подробно вопросы импортозамещения будут рассмотрены в апреле в рамках оперативного совещания Совета безопасности России.

Государственная программа развития вооружений на 2007-2015 годы (ГПВ-2015 ) - программа закупок и разработки боевой техники для армии Российской Федерации.

Проект ГПВ-2015 был предварительно утверждён 2 июня 2006 года Военно-промышленной комиссией при правительстве России. В конце ноября 2006 программа была утверждена закрытым указом президента РФ. На её финансирование в общей сложности за время её действия будет выделено 4 триллиона 939 миллиардов 400 миллионов рублей . 63 % этих средств будет израсходовано на покупку новых образцов боевой техники.

Как сообщил заместитель министра обороны Российской Федерации генерал-полковник Владимир Поповкин 1 октября 2008 - Государственная программа вооружений на 2007 – 2015 гг. предусматривает разработку новых образцов ВВТ практически по всей номенклатуре к концу 2010 – началу 2011 года. И планировалось с 2011 – 2012 гг. начать переоснащение Вооруженных Сил. Однако в связи с Грузино-южноосетинским конфликтом Президент России Дмитрий Медведев дал указание относительно ускорения модернизации Вооруженных Сил РФ.

Точные и полные цифры по объёмам и номенклатуре закупок не обнародованы, имеется лишь отрывочная информация. По словам первого заместителя председателя комиссии, генерала-полковника Владислава Путилина , в рамках Государственной программы вооружений предусматривается комплектное оснащение около 200 соединений и частей, планируется закупка более 3 тысяч и проведение модернизации и специального ремонта около 5 тысяч единиц вооружения, военной и специальной техники.

В боевой состав Военно-морского флота войдут 2 многоцелевые атомные подводные лодки, 4 дизельные подводные лодки, 12 боевых надводных кораблей и 5 боевых катеров различных проектов. Планируется развернуть серийное производство и планово ввести в состав ВМФ до 2015 года 5-8 атомных подводных лодок проекта 955/955А.

Средства, выделяемые в ГПВ, учитываются в ежегодном бюджете в подразделе, в котором выделяются средства на оснащение ВС и других компонент военной организации государства (МВД, включая ВВ, ФСБ, включая пограничную службу и другие силовые структуры). Эти средства состоят из расходов на НИОКР , ремонт имеющийся и закупки новой техники. С 1 января 2008 года единым заказчиком всех вооружений и военной техники для силовых структур станет создаваемое на базе нынешней службы единого заказчика Минобороны Агентство по закупкам вооружений, состоящее из гражданских специалистов. Контроль над выполнением закупок возложен на ныне действующую Федеральную службу гособоронзаказа (Рособоронзаказ).

К 2015 году планируется довести количество соединений и частей постоянной боевой готовности до 600. Всего в рамках новой Программы вооружения в армии и на флоте будет заменено около 45 процентов имеющейся боевой техники.

Планируемые закупки новой техники

На текущий момент известно о следующих планах по закупке новой боевой техники

Стратегические ядерные силы

Сухопутные войска

  • 40 танковых батальонов (1400 танков)
  • 60 оперативно-тактических ракетных комплексов Искандер-М
  • 18 дивизионов зенитно-ракетной системы С-400
  • 1 полк зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1 » (по другим данным 400 установок).
  • 2 реактивных полка модернизированных реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Ураган-1М»
  • 116 тысяч автомобилей
  • 350 БМПТ "Терминатор" (Боевая Машина Поддержки Танков)
  • 600 БТР-90 "Бережок"
  • 20 систем РСЗО "Смерч"

ВВС

Воздушно-десантные войска

  • 57 самоходных противотанковых орудий Спрут-СД
  • 499 бронетранспортёров Ракушка

ВМФ

Всего запланирована поставка 31 корабля, включая ПЛАРБ

  • 2 многоцелевые атомные подводные лодки
  • 4 дизельные подводные лодки
  • 12 боевых надводных кораблей
  • 5 боевых катеров различных проектов.
  • несколько артиллерийских комплексов береговой обороны

В последние дни уходящего года принято подводить итоги и делать выводы о работе тех или иных структур. Вооруженные силы не являются исключением из этого правила. В течение 2016 года министерство обороны и смежные ведомства продолжали реализовывать большое количество разнообразных программ, а также выполнять поставленные задачи, делая все возможное для повышения обороноспособности страны. Рассмотрим успехи, достигнутые вооруженными силами в этом году.

В течение всего 2016 года министерство обороны в целом и различные отдельные структуры из его состава регулярно сообщали о тех или иных событиях, действиях и планах. Подобная политика раскрытия информации позволяла широкой общественности постоянно следить за успехами вооруженных сил и быть в курсе всех основных новостей. Кроме того, в конце года руководство Минобороны огласило массу новых данных, раскрывающих те или иные особенности деятельности ведомства в уходящем году.

22 декабря в Национальном центре управления обороной состоялось расширенное заседание Коллегии министерства обороны, в ходе которого прозвучало несколько выступлений и докладов. Основные итоги уходящего года были подведены в докладе министра обороны генерала армии Сергея Шойгу. В своем докладе руководитель Минобороны затронул ряд важнейших тем в области безопасности страны, от военно-политических проблем и угроз до численных показателей текущей модернизации армии.

Более старые и последние сведения, оглашенные в недавнем докладе, позволяют составить достаточно подробную картину, описывающую развитие и российских вооруженных сил, а также итоги их деятельности в 2016 году. Рассмотрим имеющиеся данные.

Структура и численность войск

В уходящем году военное ведомство продолжало выполнять имеющиеся планы, касающиеся повышения качественного состояния вооруженных сил. В течение года укомплектованность армии личным составом была доведена до 93% от требуемого количества. Численность военнослужащих-контрактников доведена до 384 тыс. человек. Впервые в был осуществлен полный перевод сержантского состава на контрактную основу.

Путем структурных преобразований и формирования новых соединений был повышен боевой потенциал сухопутных войск. В их составе появилось десять новых соединений, в том числе одна танковая и четыре мотострелковые дивизии. Выполнены задачи по поддержанию требуемого уровня боеготовности ракетных войск стратегического назначения. В боеготовом состоянии на данный момент находится 99% от имеющихся пусковых установок. Более 96% комплексов при этом готовы к немедленному выполнению пуска. В составе воздушно-десантных войск появились три новых разведывательных батальона, шесть танковых рот, а также две роты радиоэлектронной борьбы и две, оснащенные беспилотными летательными аппаратами.


Прибытие фрегата "Адмирал Григорович" в Севастополь, 6 июня 2016 г.

Важнейшим результатом работ 2016 года стало обновление системы предупреждения о ракетном нападении. Были завершены государственные испытания трех радиолокационных станций семейства «Воронеж», построенных в г. Орск, Барнаул и Енисейск. В следующем году станции будут поставлены на боевое дежурство. Еще три имеющиеся комплекса (Барановичи, Мурманск и Печора) были доработаны с использованием современных технологий. Благодаря этим работам впервые в истории удалось создать сплошное радиолокационное поле системы предупреждения о ракетном нападении, полностью перекрывающее все границы страны и способное заметить все возможные угрозы.

Перевооружение

Одной из главных задач министерства обороны и множества различных предприятий промышленности является создание и производство перспективных вооружений и техники, необходимых для перевооружения армии. В 2016 году продолжала выполняться программа перевооружения, стартовавшая несколько лет назад. Общие показатели перевооружения таковы. Доля современного вооружения и техники в частях постоянной готовности доведена до 58,3%, их исправность – 94%. При этом, по понятным причинам, в разных видах вооруженных сил и родах войск подобные показатели немного отличаются.

Стратегические ядерные силы России в 2016 году получили 41 баллистическую ракету, что позволило довести долю современного в этой сфере до 60%. В составе ракетных войск стратегического назначения на боевое дежурство были поставлены четыре полка комплекса «Ярс» в стационарном и подвижном исполнении, а военно-морской флот начал эксплуатацию ракетного подводного крейсера «Владимир Мономах». Авиационная компонента ядерной триады пополнилась двумя модернизированными самолетами Ту-160 и двумя Ту-95МС.

Сухопутные войска в уходящем году получили 2930 единиц нового или модернизированного оружия и техники, благодаря чему доля новых образцов достигла 42%. Поставки этого года позволили переоснастить две ракетные бригады, две зенитные ракетные бригады, два зенитных ракетных полка, одну бригаду специального назначения, три артиллерийских дивизиона, а также 12 мотострелковых и танковых батальонов.

Воздушно-космические войска начали эксплуатацию 139 современных летательных аппаратов всех классов и типов, а также четыре полковых комплекта ЗРК С-400. Также зенитные соединения ВКС получили 25 ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1» и 74 радиолокационные станции нескольких типов. В общей сложности, доля новой техники в ВКС теперь составляет 66%, исправность авиационной техники – 62%.

Особое внимание в рамках текущего перевооружения уделяется беспилотным летательным аппаратам. В этом году в составе вооруженных сил появилось 36 новых соединений, задачей которых является эксплуатация подобных систем. В течение года войска получили 105 комплексов с 260 беспилотниками. В общей сложности армия имеет на вооружении более 600 комплексов, в составе которых эксплуатируется свыше 2 тыс. аппаратов. Интенсивность эксплуатации подобной техники увеличена в сравнении с 2015 годом в полтора раза.


Ракетный комплекс "Ярс"

Оснащенность военно-морского флота новой техникой увеличена до 47%. Этому поспособствовала передача 24 новых надводных кораблей и судов, а также двух многоцелевых подводных лодок. Следует отметить, что в рамках текущего перевооружения в интересах флота строятся боевые корабли, многофункциональные катера и различные суда вспомогательного назначения нескольких проектов. Кроме того, в этом году было заложено несколько новых кораблей, судов и подлодок, которые должны будут войти в состав флота несколькими годами позже.

Доля новых вооружений и техники в воздушно-десантных войсках так же составляет 47%. Для получения таких цифр оборонная промышленность построила и модернизировала 188 единиц материальной части. Особый интерес при этом представляют недавние события. 24 декабря в Рязани состоялась торжественная церемония, посвященная передаче новой техники 137-му гвардейскому парашютно-десантному полку 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. В ходе этого мероприятия войска получили первый батальонный комплект (31 единица) боевых машин десанта последней модели БМД-4М. Вскоре ВДВ должны получить еще несколько подобных партий, однако это произойдет только в следующем году.

Для эффективной работы войска нуждаются в соответствующих системах связи и управления. В этом году армия получила 22 тыс. современных радиостанций и т.п. оборудования, что на 6% больше прошлогоднего объема поставок. Следствием этого стало увеличение доли нового оборудования до 49%.

В рамках перевооружения армии министерство обороны и промышленность сталкиваются с некоторыми проблемами, которые приводят к срыву установленных сроков. Из-за подобных затруднений войска не смогли получить 49 единиц основных образцов оружия и техники. Тем не менее, основные задачи Гособоронзаказа на 2016 год в целом были решены. Одним из средств, упрощающих решение таких задач, стало освоение новых подходов к финансированию работ.

Учебно-боевые мероприятия

В 2016 году Минобороны провело пять внезапных комплексных проверок боеготовности войск. В этих мероприятиях были задействованы все военные округа, виды вооруженных сил и рода войск. Кроме того, к учениям привлекались органы власти и некоторые невоенные структуры. Особое значение в программе проверок боеготовности занимают учения «Кавказ-2016». В их ходе соединения из состава четырех армий были переброшены на полигоны в 2,5 тыс. км от мест постоянного базирования, где эффективно решали учебно-боевые задачи.

В общей сложности за год было проведено 3630 учений разного уровня, в том числе 1250 межвидовых. Все эти мероприятия позволили личному составу отработать свои навыки и проверить себя в условиях, максимально приближенных к боевым. Органы управления вооруженными силами, в свою очередь, подтвердили свою способность в части руководства крупными группировками в различных условиях. Ежедневно в учебных мероприятиях используется 130 полигонов с загрузкой 89-98%.


Прибытие РПКСН "Владимир Мономах" в Вилючинск, 23 марта 2016 г.

Текущий подход к подготовке личного состава дал соответствующие результаты. По подсчетам министерства обороны, годовой налет пилотов военной авиации вырос на 21% в сравнении с 2015 годом, наплаванность экипажей надводного флот и подводных сил – на 70%. Количество однородных тактических корабельных групп увеличилось на 27%. В воздушно-десантных войсках наблюдается 5-процентный рост числа прыжков с парашютами.

Воздушно-космические силы и военно-морской флот продолжают вести патрулирование в разных районах планеты. Так, самолеты дальней авиации в течение года совершили 17 вылетов, целью которых было патрулирование акваторий Северного, Норвежского, Черного, Японского и Желтого морей. Также маршруты бомбардировщиков пролегали над западом Тихого океана, северо-восточной частью Атлантического и Арктикой.

Корабли и суда военно-морского флота выполнили 121 поход в Арктику, Центральную и Северную Атлантику, а также в бассейн Карибского моря. Налажено регулярное присутствие российских кораблей в Аденском заливе, отличающимся неблагоприятной для судоходства обстановкой. Уже четвертый год подряд Оперативное командование дальней морской зоны защищает российские интересы в Средиземном море. Поставленные задачи выполняются эскадрой, в составе которой присутствует до 15 кораблей и судов.

Сирийская операция

Российские вооруженные силы, представленные в первую очередь Воздушно-космическими силами, в течение 2016 года продолжали решать боевые и иные задачи на территории Сирии. К моменту оглашения доклада 22 декабря авиация успела выполнить почти 19 тыс. вылетов, в ходе которых были проведены 71 тыс. ударов по объектам противника. Счет ликвидированных террористов идет на десятки тысяч, уничтожено около 1500 единиц техники и значительное число различных объектов. Изъято несколько сотен единиц военной техники и десятки тысяч единиц стрелкового оружия.

Использованный подход к организации вылетов и ротации летного состава привел к тому, что на данный момент 84% пилотов ВКС имеют реальный боевой опыт, полученный в ходе сирийской операции. Как и в прошлом году, к боевой работе привлекаются как самолеты и вертолеты тактической авиации, так и стратегические бомбардировщики.


Истребитель Су-30СМ в Сирии

Сирийская операция продолжает использоваться в качестве полигона для проверки новейших образцов оружия и техники. К настоящему времени в условиях текущего конфликта было опробовано 162 новых и модернизированных образца вооружения и техники. В частности, испытаны ударные вертолеты Ми-28Н и Ка-52, а также самолеты фронтовой авиации Су-30СМ и Су-34. Во время такой эксплуатации техники были выявлены некоторые проблемы существующих образцов. С целью исправления обнаруженных недостатков Минобороны приняло решение о временной приостановке закупки 10 типов техники и оружия.

Планы на следующий год

В следующем году министерство обороны продолжит развивать вооруженные силы теми или иными методами. Уже определены основные цели и задачи, которые требуется решить в 2017 году. Прежде всего, необходимо повысить общую боеспособность армии, а также усилить группировки на Арктическом, Западном и Юго-Западном направлениях. Доля новых вооружений и техники в частях постоянной готовности должна достичь 60%.

В случае с сухопутными войсками планируемое перевооружение выглядит следующим образом. Части получат два бригадных комплекта оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-М». Три дивизиона войсковой противовоздушной обороны получат системы «Тор-М2». Также войска должны будут получить 905 единиц различной бронетехники, в том числе танков.

В составе наземной компоненты стратегических ядерных сил три полка будут переведены на современные ракетные комплексы. Стратегическая авиация должна будет получить пять модернизированных дальних бомбардировщиков существующих типов. В целях защиты от возможного нападения в следующем году на полноценное боевое дежурство заступят три новые радиолокационные станции типа «Воронеж».

Воздушно-космические силы в следующем году получат 170 летательных аппаратов всех классов и типов. Комплексы С-400 будут поставлены четырем зенитным полкам. Флот должен будет получить восемь кораблей и девять боевых катеров. Береговые войска военно-морского флота получат четыре ракетных комплекса «Бал» и «Бастион».

Уходящий год был не самым простым для российских вооруженных сил. Продолжение выполнения имеющихся указаний, перевооружение и наращивание боевой мощи связано с определенными трудностями, которые, однако, успешно преодолеваются. Благодаря планомерной работе всего личного состава армии и помощи других структур, в первую очередь оборонной промышленности, намеченные цели были достигнуты, хотя некоторые задачи пока остаются нерешенными. Тем не менее, в целом, год прошел успешно, о чем свидетельствуют официальные показатели.

Успешная работа в этом году позволяет встречать новый 2017-й с оптимизмом. В следующем году армии вновь придется решать ряд важнейших вопросов, однако существующие тенденции показывают принципиальную возможность достижения успехов в этом деле. Уже сейчас понятно, что наступающий год вновь не будет простым для вооруженных сил, однако стоящие перед ними задачи имеют особое значение. Пожелаем армии успехов в новом 2017 году, ведь от ее службы зависит безопасность всей страны.

Глава Министерства национальной обороны (МНО) Томаш Симоняк тщательно избегает употреблять выражение «переломный год для польской армии», так как переломным должен был быть уже 2013 г., в котором на вооружение планировалось выделить около 8 млрд. злотых (более 2,6 млрд долл.). Однако оказалось, что бюджет нужно секвестировать и наибольшие сокращения (ок. 2 млрд злотых, 650 млн долл.) коснулись бюджета МНО. Именно поэтому МНО теперь старается избегать точной информации о том, какие типы вооружений и когда должны оказаться в войсках (по поводу чего и высказывала претензии оппозиция на заседании комиссии Сейма по обороне), сообщает польская «Газета Выборча».

В 2014 г. бюджет МНО составит 32 млрд. злотых - почти столько же, сколько планировалось в 2013 г. Таким образом речь о компенсации расходов, урезанных в 2013 г., не идёт. На модернизацию МНО обороны выделяет 8,17 млрд злотых, в том числе 3,5 млрд злотых на 14 стратегических программ.


Однако признаков того, что начаты серьезные стратегические программы, такие как программа противовоздушной и противоракетной обороны или вертолётная программа, не наблюдается.

В соответствие с первоначальными намерениями весной 2014 г/ должен был состоятся один из наиболее важных тендеров на закупку 70 боевых вертолетов. Наиболее острая конкуренция разворачивается между американской компанией Sikorsky, итальянским концерном AgustaWestland и французским Eurocopter. Первые поставки планировались уже на конец 2014 г. Однако из бюджета, который предполагает выделение 140 млн злотых на закупку истребителей, следует, что МНО сможет, в лучшем случае закупить вертолеты для VIP-ов.

Также на противовоздушную оборону пойдет около 150 млн. злотых. Это означает, что армия купит две радиолокационные станции Soła и противовоздушные ракеты «Гром». Ждать закупок противоракет для “польского противоракетного щита” придется ещё очень долго.

В бюджете МНО заложено 240 млн. злотых на закупку учебно-тренировочных самолетов. Это означает, что вскоре может завершиться тендер, который тянется с 2010 г. Речь идет о 8 самолетах (возможно увеличение закупки ещё на 4). В тендере борются итальянский М-346, корейский Т-50 (представленный американским концерном Lockheed Martin) и Hawk британского концерна BAE Systems.

Дополнительное финансирование получит военно-морской флот. В наступающем году МНО хочет на его нужды выделить 850 млн злотых. Часть денег пойдет на завершение строительства корвета Gawron, длящееся с 2001 г., за это время корвет, правда, превратился в патрульный корабль Ślązak. МНО осенью подписало последние договоры касательно его оснащения, и этот польский корабль -долгострой, имеет шанс, наконец, быть построенным к 2016 г.

На ремонт в США отправится один из фрегатов типа Oliver Hazard Perry, хотя ряд специалистов критикует эти расходы, отмечая, что это устаревшее судно. Кроме того, начнется строительство двух уничтожителей мин, будут также закуплены противокорабельные ракеты NSM для береговой обороны. Возможно, в следующем году начнется тендер на самолеты CASA-295 в версии для морского патрулирования.

Вместе с тем, нет данных о начале программы современной боевой экипировки для солдат Tytan (40 млн злотых записано только на научные разработки). Известно, что в армии готовятся в том числе к внедрению револьверного гранатамета (аналогичные использует морская пехота США).

Из данных МНО следует, что в 2014 г. Польша значительную часть средств (404 млрд злотых) направит на закупку электронных систем наведения и поддержки поля боя. Эти средства связаны с программой Rosomak, так как нашпигованные электроникой блоки наведения предназначены для использования именно в этих транспортерах. В этом же году должен быть заключен контракт на поставку к в 2018 г. очередных 307 машин этого типа.

Piotr Płaczkowski/Reporter | polityka.pl

Армия в очередной раз не купит ни одного нового танка. Однако она получит от немецкого Бундесвера 119 танков Leopard с техническим оснащением в дополнение к 128 танками этого типа, которые уже стоят на вооружении польской армии и которые будут модернизированы и дополнительно оснащены.

Военные также хотят закупить самоходные гаубицы Krab, 120-мм минометы Rak на шасси БТР Rosomak, а также системы управления огнем Liwiec.

Одно из последних решений ушедшего в отставку генерала Вальдемара Скшипчака касалось закупки грузовиков средней грузоподъемности. Речь идет о целевых средствах, выделенных на двигатели, производимые в Польше. Общее количество новых грузовиков должно составить 910 штук, но первые поставки начнутся только в 2015 г.

Однако о возможности этих закупок МНО будет достоверно знать только в середине года.



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...