Страны с тираническим режимом. Тиранический режим также основан на единоличном правлении


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение 3

  2. Политический режим государства 5

  3. Расистский режим 6

  4. Тиранический режим 7

  5. Фашистский режим 8

  6. Германский фашизм 13

  7. Последствия прихода к власти нацистов в Германии 15

  8. Заключение 17

  9. Список использованной литературы 19
ВВЕДЕНИЕ

Целью этой курсовой работы является исследование механизма создания фашисткой диктатуры Германии. Чтобы раскрыть тему необходимо обратится к прошлому (в 1930-40 г.г. нашего столетия), когда существовал этот режим. Чтобы знать истоки фашизма необходимо знать историю. Потому что не зная прошлого, не понимаешь настоящего. Во времена фашизма действовало беззаконие, государство легко лишает жизни, имущества, чести своего гражданина. Мне, как юристу, интересна история государств, где существовали беззаконие, институты власти таких государств, в частности в фашистской Германии.

Германская правовая группа относиться к романо-германской правовой системе, которая сформировалась в континентальной Европе, - ее главном центре и в настоящее время. Данная система органически связана с правом еще Древнего Рима, так как представляет собой результат рецепции норм римского права странами Европы. Романо-германская правовая система как бы продолжает римское право, но ни в коем случае не является его копией. Датой возникновения германской системы считается XII век. Помимо чисто экономических фактов, способствовавших появлению системы (развитие торговли, ремесел, рост самоуправляемых городов), важнейшую роль сыграли факторы социально-культурного характера, к которым в первую очередь можно отнести возрождение римского права в университетах. Начало этому положил Фома Аквинский использовав в своих работах труды Аристотеля. Таким образом было преодолено многолетние неприятие римского права церковью, что открыло не ограниченные возможности для его использования в правотворчестве.

Зарождение германской правовой системы никаким образом не является результатом утверждений политической власти или централизации осуществленной королевской властью. Этим германская система отличается к примеру, от английского права, где развитие общего права было связано с усилением королевской власти и с существованием сильно централизованных королевских судов. Система германского права появляется в эпоху, когда Европа не составляет единого целого и основывается ни на чем ином, кроме общности культуры.

Школа естественного права достигла успеха в двух направлениях:


  1. создание публичного права. В этой области представители школы отвергали римское право. Они предложили модели конституции, административного и уголовного права, опираясь на опыт английского права.

  2. Кодификация. Кодификация – это техника, которая позволила осуществить замыслы школы естественного права, завершить многовековую эволюцию правовой науки, четко изложив право, соответствующее интересам общества. Это право и должно применяться судами. Кодификация положила конец правовому партикуляризму, множественности обычаев, мешавшей практике.

В XX веке кодексы устарели, и это ослабило юридический позитивизм XVIII – XIX. Единство семьи исторически было основано на частном праве и не распространялось на публичное или распространялось частично. Поэтому велика опасность разрыва, если в какой – либо стране установиться режим, который, не удовлетворяет переделкой имеющихся правовых институтов, может дойти до отказа от самой концепции права. Такой пример национал – социализма, права бывшего СССР.

Надо сказать, что в последнее время появилась тенденция к развитию так называемого «европейского права», то есть права Европейского Сообщества и права, создаваемого Советом Европы. Основным источником этого права является Европейская конвенция о защите основных прав и свобод, подписанная в Риме в 1960 году всеми странами – участниками ЕС.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ ГОСУДАРСТВА

При рассмотрении политической какого - либо государства или общества не следует ограничиваться лишь официально провозглашенными и действующими в нем институтами и правовыми нормами, конституционными актами, т.е. тем, что «заявляет» о себе само государство. Существуют часто весьма значительные различи и противоречия между парадным фасадом государства и реальными процессами, происходящими за этим фасадом. Для характеристике этих процессов применяется понятие «политический режим» - система реальных методов властвования в данном государстве. «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, конституционного и социологического порядка, способствующая формированию политической власти данной страны на определенный период». Между ним и декларируемым государственным строем, как уже отмечалось, часто наблюдается несоответствие или даже прямая противоположность (что особенно характерно для диктаторских и прежде всего тоталитарных государств).

Именно политический режим определяет политическую атмосферу общества, в отличие от сравнительно устойчивых правовых норм, он подвижен и способен эволюционировать в различных направлениях. Изучая конкретные многообразные формы политических режимов, существовавших в прошлом и настоящем, нужно, исходя из современных гуманистических требований к политической наук, руководствуясь принципом, что, человек индивидуум - «мера всех вещей», основа общества и общественного благосостояния, рассматривать каждый режим именно по отношению к конкретной личности, ее важнейшим правам и свободам. Основные параметры политического режима могут быть представлены следующим образом:


  1. Степень развития «гражданского общества»;

  2. Роль негосударственных политических организаций в политической жизни;

  3. Роль в государстве и обществе силовых структур (армия, полиция, Г. Б.);

  4. Реальная роль закона и функции правоохранительных органов, а также практика толкования и применения ими Конституции и других актов;

  5. Степень разделения властей и характер отношения между ними;

  6. Степень централизации власти;

  7. Механизм формирования представительных учреждений и их функционирование.

В соответствии с этими критериями выделяются 2 резко отличающихся между собой типа политических режимов: демократический и диктаторский.

РАСИСТСКИЙ РЕЖИМ

Конечно, самый отвратительный самый грубый и примитивный режим проповедовали и осуществляли фашисты. В частности, расизм был ядром «мировоззрения» германских фашистов. С помощью мифа о мнимом превосходстве «арийской расы» нацисты оправдывали «право» немцев на мировое господство, на угнетение и подавление других народов.

Расизм был важной частью идеологических построений у фашистов и других стран. Например, в идеологии японского фашизма ключевым был расистский миф о «японском духе», который утверждал несравненное превосходство японской нации, внушал веру в якобы в свое призвание в качестве «великой нации», «нации колонизатора».

Преступные расистские «идеи» распространялись не только в фашистских странах, но и в США. В США удалось в то время проложить дорогу законом о запрещении браков между представителями разных рас. Такой закон был принят примерно в 30 штатах.

В настоящее время расистские, социально – дарвинистские и т.п. «идеи» получают новое рождение по всему миру.

ТИРАНИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Тиранический режим также основан на единоличном правлении. Однако в отличи от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью государственного переворота. Она так же лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Следует учесть, что понятие «тирания» имеет эмоциональную и политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех жестоких способов, с помощью которых тиран осуществляет захватническую или государственную власть. В этом смысле власть тирана, как правило, является жесткой. Стремясь подавить сопротивления в зародыше, тиранический режим осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет. Кроме того, захватчики широко используют и превентивное принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией и населением другой страны обычно связано не только с физическим и моральным насилием, но и над теми обычаями которые существуют у народа. Тиранический режим можно наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах – государствах.

Тирания, как деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии произвол и самовластие обрушиваются прежде всего на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем не стремится их создать.

ФАШИСТСКИЙ РЕЖИМ

Тоталитарный режим является, как правило, порождением XX в., это фашистские государства, социалистические государства периодов «культа личности». Сам термин появился в конце 20-х годов, когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое государство, и искали четкое определение социалистической государственности. Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроникающая власть.

Тоталитарный фашистский режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно – политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождем народа, в большинстве случаев харизматическим.

Тоталитарный фашистский режим допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить или уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающие партийные посты. Кроме того, осуществляется демогогическая ориентация всех членов общества на якобы имевшее место выдающиеся достижения правящей партии. Монополия на информацию делает это осуществимым.

В государственном управлении тоталитарный фашистский режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива отнюдь практически не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.

Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение сакрализируется. Он является самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пересекается. Обычно на эту роль выдвигаются харизматические личности.

На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов, возникает всевластие номенклатуры, т.е. должностных лиц, назначение которых согласуется с высшими органами правящей партии или производится по их указанию. Номенклатура-бюрократия осуществляет власть в целях обогащения, присвоения привилегий в образовательной, медицинской и иных социальных областях. Возрастают дискреционные, т.е. законом не предусмотренные и неограниченные полномочия, растет свобода усмотрения административных органов. Особенно выделяется на фоне разросшихся исполнительных органов «силовой кулак» (армия, полиция, органы безопасности, прокуратура и т.п.) , т.е. карательные органы.

Тоталитарный фашистский режим широко и постоянно применяет террор по отношению к населению. Физическое насилие, несмотря на его широкое использование, уже не становится самоцелью, как при деспотии и тирании. Оно выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти.

При тоталитаризме устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества. Государство стремится буквально «слить» общество с собой. Полностью его огосударствить. В экономической жизни происходит процесс огосударствления в тех или иных формах собственности. В политической жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в законе, то отсутствует механизм их реализации, а также реальные возможности для пользования ими. Контроль пронизывает и сферу личной жизни людей. Демагогия, догматизм становятся способом идеологической, политической, правовой жизни. Тоталитарное государство выступает против экономически и соответственно политически свободного человека, всячески ограничивает предприимчивость работника.

Тоталитарный фашистский ежим использует полицейский сыск поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его «великой» идеей, например борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Именно на «врагов», «вредителей» списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения.

Милитаризация – также одна из основных характеристик тоталитарного фашистского режима. Идея о военной опасности, об «осажденной крепости» становится необходимой, во – первых, для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный фашистский режим агрессивен по своей сути и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы военным путем. Агрессия при тоталитарном фашистском режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой революции. Военно-промышленный комплекс, армия – основные опоры тоталитариазма.

Во-вторых, тоталитаризм имеет социальные силы, поддерживающие его. Это люмпенизированные слои общества, социальные структуры, зараженные уравнительной идеологией, социальным иждивенчеством, идеями «равенство в нищете». Тоталитарное фашистское государство опирается на архаические, общинные формы земледелия. Быта. Натерналистические представления о государстве также питают поддерживающие его структуры.

Разновидность тоталитаризма являются режимы, где осуществляется «культ личности», культ вождя – непогрешимого, мудрого и заботливого. На деле же оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуется властолюбивые, порой патологические амбиции тех или иных политических лидеров.

Государство при тоталитаризме берет как бы на себя заботу о каждом члене общества. Со стороны населения при тоталитарном режиме развивается идеология и практика социального иждивенчества. Члены общества полагают, что обеспечивать их, поддерживать, защищать во всех случаях должно государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищной сфере. Развивается психология уравнительности, идет существенная люмпенизация общества. С одной стороны, насквозь демагогический, декоративный, формальный тоталитарный режим, а с другой, социальное иждивенчество части населения питают и поддерживают эти разновидности политического режима. Зачастую тоталитарный режим окрашивают в националистические, расистские, шовинистические краски.

Однако социальная цена за такой способ осуществления власти со временем все возрастает (войны, пьянство, разрушение, мотивация к труду, принудительность, террор, демографические и экологические потери), что приводит в конечном счете к сознанию вредности тоталитарного режима, необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарного режима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят от социально экономических сдвигов и соответствующего этому возрастания людей, политической борьбы, иных фактов. В рамках тоталитарного режима, обеспечивающего федеративное устройство государства, могут возникать на социально освободительные движения, которые разрушают и тоталитарный режим, и само федеративное устройство.

ГЕРМАНСИКИЙ ФАШИЗМ

Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемой националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т.д.), крайней агрессивностью.

Фашизм в Германии основывался на националистической, расисткой демагогии, которая возводилась в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства была объявлена охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашисткой идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальной расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом была объявлена высшей, основной. Ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий –арийская. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они в конечном счете должны уничтожатся. Поэтому фашистский политический режим – это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям, прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищания масс. В них основе лежат определенные общественно – политические движения, в которые внедряют националистические идеи, популистические лозунги, геополитические интересы и т.п.

Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войны и, наконец, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма.

Для фашистского режима в Германии характерны опора на шовинистические круги крупного капитала, слияние государственного аппарата с монополиями, военно-бюрократический централизм, который ведет к упадку роли центральных и местных представительных учреждений, рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной власти, сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом, вождизм. При фашизме происходило разрушение общечеловеческих ценностей, рос произвол, упрощались карательные процедуры, ожесточались санкции и вводились превентивные меры, разрушались права и свободы личности. Увеличивалось число деяний, признаваемых преступными. Государство при фашизме неимоверно расширяет свои функции и устанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. В гражданском праве уничтожаются, либо сводятся на нет конституционные права и свободы граждан. В отношении других прав граждан часто допускаются нарушение со стороны властей и открыто демонстрируется пренебрежение к правам личности, в противовес им подчеркиваются государственные приоритеты, основанные на «великой», «исторической» национальной идеи. Противопоставление интересов государства и гражданина решается в пользу государственных интересов, зачастую ложно принятых и провозглашенных. Фашизм питается националистическими, шовинистическими предрассудками, заблуждениями. Он использует сохраняющиеся национальные структуры в обществе для достижения своих целей, для натравливания одних наций на другие. Фашистское гражданское право – это право неравенства людей прежде всего по критерию их национальной принадлежности.

ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИХОДА К ВЛАСТИ НАЦИСТОВ В ГЕРМАНИИ

В Германии нацизм начался с ликвидации буржуазно-демократических свобод. Этим целям служила целая серия чрезвычайных декретов, приходящиеся на первые месяцы 1933 года.

Всем им присваивались громкие названия: чем подлее было содержание, тем громче кричали «о благе народа и государства».

Февральский декрет, названный «В защиту народа и государства», отменял свободу личности, слова, печати, собраний. Февральский же «чрезвычайный» декрет «В защиту германского народа» наделял неограниченными полномочиями полицию и т.д.

Неслыханные репрессии обрушились прежде всех и больше всех на коммунистов. Депутаты компартии в рейхстаге были лишены мандатов и арестованы. Сама партия была запрещена (март 1933 года), ее пресса закрыта.

По своему обыкновению, гитлеровцы прибегли к провокации. Они возвели ее. Так же как систематический обман, в регулярное орудие политики. Гитлер учил лгать народу и притом лгать крупно, ибо мелкая ложь, как он полагал, вызывает меньше доверия.

В ночь на 28 февраля 1993 года гитлеровцы подожгли здание рейхстага. Сделали они это для того, чтобы получить предлог гонений на компартию. В стране развертывалась настоящая травля коммунистов. Начиная с 1993 года тысячи членов КПГ были брошены в тюрьмы и концентрационные лагеря. Коммунисты погибали в застенках и при «попытках к бегству». Был арестован и Эрнет Тельман, руководитель компартии. Незадолго до конца войны гитлеровцы убили его.

Вскоре наступила очередь всех других партий, включая буржуазные. Право на существование получила только одна нацистская партия.

Преследованию подвергли и социально-

демократическую партию; нацисты преподали им практический урок легальности и конституционности.

Профессиональные союзы трудящихся Германии были распущены, средства этих союзов конфисковано. Используя опыт Италии, гитлеровцы создали собственные «профсоюзы», в которые насильно загоняли людей.

Нацистская партия стала частью правительственной машины. Пребывание в рейхстаге и на государственной службе связывалось присягой на верность «национал социализму».

Центральные и местные органы фашисткой партии имели правительственные функции. Решение съездов партии получало силу закона.

Партия имела особое устройство. Члены партии должны были беспрекословно подчинятся приказам местных «фюреров», которых (как и в Италии) назначали сверху.

В непосредственном подчинении партийного центра находились палаческие «штурмовые отряды» (СС) и некоторые особые воинские части, укомплектованные фанатичными сторонниками Гитлера.

Преступления, совершенные членами партии, рассматривались особыми судами на тайных заседаниях. Уголовные преступления чаще всего вообще сходили им с рук. Важна преданность, твердил Гитлер, а если при этом сопрут что-нибудь, плевать на это.

Особое место в системе репрессивного аппарата заняла карательная полиция – гестапо, располагавшая огромным аппаратом, значительными средствами и неограниченными полномочиями.

Мы видим здесь не одну полицию, а несколько. Гестапо подчиняется правительству. Штурмовики и эсэсовцы – партии. Одна полиция следила за другой, и не одна не доверяла другой.

Государственная власть фашистской Германии сосредоточилась в правительстве, правительственная власть – в особе «фюрера».

Уже закон 24 марта 1033 года разрешил императорскому правительству, не испрашивая санкций парламента, подавать акты, которые «уклоняются от конституции».

Августовский закон 1934 года уничтожал должность президента, а его полномочия передавал «фюреру», который одновременно оставался главой правительства и партии. Не перед кем не ответственный, «фюрер» пребывал в этой роли пожизненно и мог назначить себе приемника.

Рейхстаг сохранялся, но только для парадных демонстраций. Иногда – демагогических и внешнеполитических целях – гитлеровцы проводили «народные опросы». При этом заранее объявлялось, что всякий кто воспользуется правом голосовать тайно, будет считаться «врагом народа».

В Германии были уничтожены органы местного самоуправления. Деление на земли, а соответственно с тем земельные ландтаги, упразднялось «во имя единства нации». Управление областями поручалось чиновникам, которое назначало правительство.

Формально не отмененная Веймарская конституция прекратила свое действие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Раскрывая тему «Механизм возникновения фашистской диктатуры в Германии» можно сделать следующий вывод: фашизм у власти – открыта террористическая диктатура, с применением крайних форм насилия, против неугодных режиму. Открыто проповедуются идеи: расизма, шовинизма, командные методы регулирования экономики. Внешняя политика агрессивна, направлена на развязывание войн и захват территорий других государств, истребление народов. В таком государстве существует культ личности вождя. Фашизм имеет свои истоки «примеры для подражания» в далеком прошлом. Элементы фашизма мы видим в истории Римской Империи, Османской Империи, во времена Наполеона.

Большая проблема – это расизм. Основы которого составляют положение о физической и психологической не равноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю культуры общества, об разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые – это единственные создатели цивилизации, призванные к господству, а вторые обречены на эксплуатацию.

В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах. Фашистские идеологии при поддержки шовинистических, люмпенизированных слоев населения активно борются за овладения государственным аппаратом либо, по крайней мере, за участие в его работе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Нормативно правовые акты

  1. Веймарская конституция – всеобщая история государства и права. М. «Юрист», 1998 год С-392-394

  2. Закон о новейшем строении империи С-366

  3. Гражданско-процессуальный кодекс С-379

  1. Учебная специальная литература

  1. Государственное право буржуазных и развивающихся стран. – М: Юрид. Лит, 1996.

  2. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие в 2-х частях. Ч 2. Кн. 2., - М: «Юридический колледж «МГУ», 1994

  3. Основы политологии. Под ред. В.Л. Пугачева. М,1992

  4. Хайек Ф.А. Дорога к рабству. Новый мир, 1991, №№ 7-8

  5. Бердяев Н.А. Судьба России. М, 1990

  6. Власть и демократия: зарубежные ученные о политической науке. Под ред. П. А. Цигонкова. М, 1998

  7. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права, - М: «Юристъ», 1998

  8. Давид Р. Основные правовые системы современности – М.: Международные отношения, 1998

  9. Берман Г.Д. Западная традиция права – эпоха формирования – М., 1997

  10. Большая Советская Энциклопедия 3 издание под ред. А.М. Похомова – М, 1971

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.

Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает помимо армии и полиции большое количество других органов, в том числе и неконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отменяются конституция и другие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей.

1) если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю;

2) если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика "выборочного" террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.

Соотношение элементов формы государства.

На первый взгляд между формой правления, формой государственного устройства и политическим режимом нет жёсткой взаимосвязи, однако можно проследить некоторые тенденции

Форма государства - это внешняя характеристика сущности государства. Форма государства - это категория, показывающая взаимосвязь между различными органами государства. Она показывает, как организована государственная власть.

Политический режим влияет на иные элементы формы государства, причем влияет определяющим образом.

Определяющее влияние политического режима на форму государства выражается в том, что:

конкретные формы правления взаимосвязаны с определенными политическими режимами (демократическое государство не может быть абсолютной монархией, в авторитарном режиме нет парламентаризма).

Демократический режим характерен для республики, а также для конституционной монархии, хотя бывают и исключения. Для суперпрезидентской характерен авторитарный политический режим, для советской республики - тоталитарный или авторитарный политический режим, а для абсолютной монархии - тоталитарный политический режим и унитарное государственное устройство.

Для федерации характерна президентская или смешанная форма правления.

Таким образом, следует иметь в виду, что существует определенная взаимозависимость между различными элементами формы государства . Так, абсолютная монархия закономерно сочетается с авторитарными режимами. Республиканская же форма правления тяготеет к демократическому режиму. В свою очередь, унитарное государство с его жесткой централизацией может быть основой тоталитарного режима, а федеративное, основанное на добровольном объединении, больше приспособлено к демократии.

Однако жесткой зависимости здесь все же нет. Можно говорить лишь об определенных тенденциях. Ведь те же федеративные, территориально большие государства вынуждены создавать обширный бюрократический аппарат управления, усиливать центральную власть как гаранта от возможного сепаратизма и распада, что обусловливает антидемократические начала управления. Кроме того, на соотношение элементов формы государства влияют национальные традиции, тип мышления (сравните, европейский – общинный и азиатский – единовластный), своеобразие культуры, религиозные приверженности населения и тому подобные объективные и субъективные обстоятельства.

К закономерностям сочетания элементов формы государства относятся:

· определяющая роль политического режима по отношению к форме правления и форме государственного устройства;

· частичное обратное воздействие последних двух элементов на политический режим;

· ограничительный по отношению к верховной власти характер парламентской формы правления и федеративной формы государственного устройства;

· национально-историческое своеобразие сочетания элементов формы конкретного государства.

Можно выделить следующие сочетания элементов формы государства:

1) централизованно-монократический тип – лидерская форма правления, унитарная форма государственного устройства и тоталитарный политический режим;

2) традиционно-автократический тип – лидерское правление, унитарное устройство и авторитарный режим;

3) простой (конституционный) тип – лидерское правление, унитарное устройство и демократический режим;

4) вертикально распределенный тип – лидерское правление, федеративное устройство и демократический режим;

5) горизонтально распределенный тип – парламентское правление, унитарное устройство и демократический режим;

6) сложно распределенный тип – парламентское правление, федеративное устройство и демократический режим.

Форма современного российского государства

Форма правления.

Статья 1 Конституции определяет Россию как республику. Обычно выделяют три основных вида республики: президентскую, парламентскую и смешанную. Полномочия Президента РФ по формированию Правительства и контролю за ним являются решающими и позволяют считать Россию президентской республикой.

Точки зрения

1. Некоторые учёные счи­тают, что Россия является смешанной республикой, так как у Федерального собрания (Государственной Думы) имеются важ­ные полномочия в отношении правительства.

Во-первых, Го­сударственная Дума даёт согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ (ст. 103,111).

Во-вторых, Госу­дарственная Дума утверждает разработанный Правительством федеральный бюджет, а также отчёт Правительства о его ис­полнении (ст. 114).

В-третьих, самое важное - Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, в результате которого Правительство может быть отправлено в отставку (ст. 117).

2. Но есть и иная точка зрения, согласно которой Россия относится к президентским республикам, так как первые две особенности харак­терны для многих президентских республик. Например, в США Сенат даёт согласие на назначение всех глав исполнительных департаментов, но это не делает США смешанной республи­кой. Относительно третьего фактора, следует учитывать, что в этом случае Президент решает, отправлять ли Правительство в отставку. В случае если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Пре­зидент РФ объявляет об отставке Правительства либо распуска­ет Государственную Думу (ст.117).

Кроме того, Президент в соответствии со ст. 111 после трёхкратного отклонения представленных им кандидатур Пред­седателя РФ Государственной Думой назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назна­чает новые выборы.

В связи с этим пол­номочия российского парламента в отношении правительства являются ограниченными и фактически не выходят за рамки, обычно устанавливаемые в президентских республиках, како­вой и является Россия.

Форма государственного устройства.

Статья 1 Консти­туции России закрепляет федеративную форму её устройства. Российская Федерация состоит из 83 субъектов.

Основы конституционного строя в области государственного устройства Российской Федерации закреплены в статье 5 Конституции:

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Конституция устанавливает, что во взаимоотношениях с федеральными органами государствен­ной власти и между собой все субъекты равноправны.

В то же время нормы самой Конституции РФ закрепляет определённое неравенство.

Во-первых, республики имеют статус государства, тогда как другие субъекты - лишь государственные образова­ния.

Во-вторых, в республиках принимаются конституции, а в других субъектах - уставы.

В-третьих, республики вправе ус­танавливать свои государственные языки (наряду с русским).

В-четвёртых, ст. 11 Конституции устанавливает, что разграни­чение предметов ведения и полномочий между органами госу­дарственной власти Российской Федерации и её субъектов мо­жет осуществляться, в том числе, и договорами, а это означает возможность нарушения равноправия.

В силу изложенного многие характеризуют Россию как ассиметричную федерацию .

Федерация в России действует на основе ряда принци­пов: государственная целостность Российской Федерации, раз­граничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами го­сударственной власти её субъектов, равноправие и самоопреде­ление народов в Российской Федерации (ст.5).

Важнейшее значение имеет принцип разграничения предметов ведения. В ведении Российской Федерации находят­ся наиболее важные вопросы, которые обеспечивают единство, целостность, суверенность России (ст.71). Выделяется также сфера совместного ведения Российской Федерации и её субъек­тов, в которой приоритет также отдан федерации в целом, её го­сударственным органам (ст. 72). Субъекты федерации наделены сферой ведения по остаточному принципу (ст. 73). Акты субъ­ектов федерации не могут противоречить федеральным актам, принятым по двум первым сферам, и, напротив, акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах ведения субъек­тов, имеют приоритет перед федеральными актами.

Конституционно-правовой статус России характеризует­ся тем, что она является суверенным государством, имеет свою Конституцию, единую правовую систему, обладает территори­альным единством, общими для всей Федерации органами го­сударственной власти, единым гражданством, единым экономи­ческим пространством, единой денежной единицей, собствен­ностью и т.д.

Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации характеризуется тем, что они обладают своей терри­торией, входящей в территорию Российской Федерации; имеют право самостоятельно устанавливать систему органов государс­твенной власти на своей территории; формируют собственную систему законодательства, включающую принятые в пределах своего ведения законы и подзаконные акты; характеризуются собственным предметом ведения.

Политический режим.

Две точки зрения

1.Демократический

Политический режим современ­ного российского государства характеризуется переходом от тоталитарного прошлого к демократическим институтам. На сегодняшний день существует достаточно развитая правовая основа, позволяющая характеризовать Россию как демократи­ческое государство.

В самом начале Конституции, в ст. 1 указывается, что Рос­сия есть демократическое государство. Российское государство как демократическое характеризует, прежде всего, выборность высшего представительного органа государственной власти, осуществляющего законодательную власть в стране, а также выборность всей системы представительных законодательных органов власть. Выборы осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосова­нии.

Кроме того, в России, как и в других демократических го­сударствах, осуществляется разделение государственной влас­ти на законодательную, исполнительную и судебную.

Как демократическое государство Россию характеризу­ет отсутствие официальной обязательной для всех идеологии. Конституция закрепляет положение о том, что в России при­знаётся идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обяза­тельной.

Для демократического государства характерно наличие в обществе множества создаваемых населением организаций. Наиболее распространённым политическим институтом в Рос­сии являются общественное объединение - добровольное, са­моуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Все они, как это уже вытекает из самого определения «общественного объединения», характери­зуются добровольностью создания, самоуправлением, неком­мерческим характером деятельности.

Деятельность общественных объединений должна спо­собствовать организации населения на основе интересов, вов­лечению населения в решении социально значимых задач.

Особую роль среди общественных объединений играют политические партии. Они призваны выражать политические интересы различных слоёв и групп общества. В условиях идео­логического многообразия, отсутствия государственного дикта­та политические парии в России действительно могут активно участвовать в политической жизни страны: свободно разраба­тывать и пропагандировать свои программы экономического, политического, социального развития страны, бороться за их реализацию на практике.

Было бы неправильно отрицать и некоторые достижения проводимых реформ, прежде всего связанные с рядом таких демократических завоеваний, как выборы Президента, депутатов Государственной Думы и региональных законодательных органов, проведение референдумов, свобода слова, расширение отдельных политических прав для граждан, утверждение идей парламентаризма и политического плюрализма, наличие многопартийности, политической оппозиции, специфического разделения властей, института импичмента и т.п.

Но демократические институты и нормы имеют во многом формальный характер и сам факт их существования еще не свидетельствует о настоящей демократии.

Весьма специфична многопартийность. Многие партии и движения находятся в большей мере в виртуальном, а не реальном мире. Часто общественное объединение представляет лишь самих лидеров да небольшую группу лиц.

В сегодняшней России есть парламент - Федеральное Собрание. Вместе с тем полномочия его палат (Государственной Думы РФ и Совета Федерации) весьма ограничены и не позволяют полноценно влиять на политическую ситуацию. В частности, у нынешнего парламента по Конституции контрольные функции явно занижены.

Точно так же можно квалифицировать и ситуацию по поводу установленного в Конституции РФ института импичмента. Осуществить его реально практически невозможно - слишком много на его пути законодательных и бюрократических препятствий.

Авторитарный режим (от лат. слова «auctoritas» - власть, влияние) следует рассматривать как определенный компромисс между демократическим и тоталитарным политическими режимами. С одной стороны, авторитарное управление либеральнее тоталитаризма, а с другой стороны, при нём шире применяются жесткие и репрессивные подходы.

Авторитарный режим - это государственно-политическое состояние общества, при котором политическая власть реализуется конкретным лицом или элитной группой при минимальном участии общества и народа. Главной его особенностью выступает авторитаризм как метод управления и властвования, как разновидность общественных отношений (например, Чили во времена правления Пиночета).

Не соблюдается принцип разделения властей, роль представительных органов заметно ограничена;

Заметно сокращена либо устранена сфера действия принципа выборности должностных лиц государственных органов, подконтрольности их населению;

Доминируют командные и административные методы государственного управления, в то же время отсутствует массовый террор;

Силовые структуры фактически неподконтрольны обществу и используются обычно лишь в политических целях;

Отмечается концентрация власти в распоряжении одного или нескольких взаимосвязанных органов государства (либо конкретного лидера) при одновременном отстранении населения от реальных рычагов управления;

Присутствует цензура и «полугласность»;

Допускается определенный плюрализм;

Права и свободы человека провозглашаются, но в реальности не обеспечиваются.

В научной литературе выделяют следующие виды авторитарного режима: деспотический, тиранический, военный и иные.

Деспотический режим представляет собой абсолютно произвольную и неограниченную власть, которая основана на самоуправстве.

Тиранический режим построен на единоличном правлении, узурпации власти тираном, системе жестоких методов её осуществления. Однако в отличие от деспотического режима власть тирана часто устанавливается насильственно, путем государственного переворота и смещения законной власти.

Военный режим (военно-полицейский, военно-диктаторский) сформирован на властвовании руководителей вооруженных сил или спецслужб. Он устанавливается в результате государственного переворота, который осуществляется против законного управления власти гражданских лиц.

Военные режимы управляются коллегиально (как хунта), либо во главе государства становится один из военных деятелей. Армия трансформируется в господствующую социально-политическую силу, которая активно участвует в реализации внешних и внутренних функций государства.

В условиях военного режима формируется разветвленный военно-полицейский аппарат для осуществления политического контроля за населением, общественными объединениями, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. При этом отменяется конституция и многие иные законодательные акты, они заменяются актами военных властей.

Выделяют следующие отличия тоталитарных и авторитарных режимов :

При тоталитарном режиме реализуется всеобщий контроль, а при авторитаризме имеются сферы социальной жизни, которые не охватываются контролем государства;

Чтобы окончательно развеять надежды некоторых на конец света поделюсь следующими соображениями;

Они основаны на «Документах Терра»написаных Робертом Морнингскай,американским индейцем,со слов его дедушки спасшего одного алиена в 1947 г возле Розуэлла.

Тогда они в шестером добежели первыми до места крушения и буквально из-под носа солдат унесли раненого пришельца к себе в лагерь.

Он им обьяснил как его лечить и по ходу рассказал,показал на мониторе, историю Земли и Солнечной системы.

Его имя Бек Ти.Они были сбиты в бою с другими и выдал информацию простым людям в знак благодарности за спасение.

Индейцы были малограмотными,но сохранили и передали внукам всё что поняли от пришельца.

Роберт обещал деду предать гласности услышаное и написал «The Terra Papers».Эти документы нигде не тиражировались и не публиковались,их только уничтожали даже в доме Роберта.

Документы изобилуют непонятными терминами чужими названиями и именами и будь Роберт даже профессиональным писателем его-бы с трудом читали и понимали.Я,например штудировал их года три.Те люди что разобрались в них говорят с увереностью что это самая правдоподобная история Земли.И самая печальная..

В документах приведены имена и места откуда к нам идёт беда.Имена в основном состоят из некоторых повторяющихся букв}

Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...