Разряды существительных по значению с примерами. Какие есть разряды имён существительных

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Частеречные признаки существительных

Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет (субстанцию) и выражающая это значение в словоизменительных категориях числа и падежа и в несловоизменительной категории рода.

Существительное называет предметы в широком смысле слова; это названия вещей (стол , стена , окно , ножницы , сани ), лиц (ребенок , девочка , юноша , женщина , человек ), веществ (крупа , мук а, сахар , сливки ), живых существ и организмов (кошка , собака , ворона , дятел , змея , окунь , щука ; бактерия , вирус , микроб ), фактов, событий, явлений (пожар , спектакль , беседа , каникулы , печаль , страх ), а также названных как независимые самостоятельные субстанции непроцессуальных и процессуальных признаков – качеств, свойств, действий, процессуально представленных состояний (доброта , глупость , синева , бег , решение , толкотня ).

Значение предметности проявляется в том, что существительные или называют предметы, или обозначают признаки и действия наподобие предметов. Что бы ни называло существительное, оно представляет некоторую субстанцию как независимую, как носителя признаков. К каждому существительному можно поставить вопрос с местоимениями кто или что. Такие вопросы А. М. Пешковский назвал «мерками существительного», т. е. предметности. «Когда мы спрашиваем кто или что, мы не называем никакого предмета (да и не знаем его, иначе не спрашивали бы), а только показываем своим вопросом, что то, о чем мы спрашиваем, нам представляется как предмет, а не как качество или действие»

Значение предмета может заключаться в корне (дом, скамья, книга, перо, собака, ворон, пальто, такси и т. п.), но в целом предметность связана с грамматической оформленностью слова, которая включает в себя формы словоизменения, словообразующие суффиксы (и другие словообразовательные признаки), замещение синтаксических позиций подлежащего и дополнения и синтаксические связи. Так, слово нежность лексическим значением обозначает качество, но при этом выражает предметность, и это объясняется тем, что оно грамматически оформлено как существительное: образовано при помощи субстантивного суффикса -ость , имеет субстантивный род, изменяется по субстантивной парадигме, в предложении может быть подлежащим и дополнением и присоединять к себе согласованное определение (Твоя нежность меня удивила).

Морфологическими признаками существительных являются категории рода, числа и падежа. Что же касается одушевленности (неодушевленности), то она является основанием для выделения особого лексико-грамматического разряда существительных.

С синтаксической стороны существительные характеризуются тем, что могут быть любым членом предложения, кроме простого сказуемого (т. е. не могут замещать позицию финитной формы глагола), но специфически их отличает от других частей речи то, что они выражают грамматическое подлежащее и дополнение. Эти две функции для существительного являются первичными. Если о какой-нибудь лексеме известно, что она не может быть ни подлежащим, ни дополнением, то можно считать, что данная лексема не относится к существительным (не должна относиться).

Яркой синтаксической приметой существительных является их согласовательное свойство. Нет таких существительных, с которыми не могло бы согласоваться то или иное прилагательное.


Лексико-грамматические разряды существительных

При описании существительных в грамматиках принято выделять лексико-грамматические разряды. Это выделение происходит с учётом следующих условий:

Каждый разряд объединяет слова с определенной семантикой;

Слова каждого из выделенных лексико-грамматических разрядов обладают общими морфологическими, а в некоторых случаях и словообразовательными характеристиками;

Лексико-грамматические разряды тесно связаны с грамматическими категориями и взаимодействуют с ними;

Значения, на базе которых слова объединяются в лексико-грамматические разряды, не обязательно выражаются морфологическими средствами. Этим лексико-грамматические разряды отличаются от грамматических категорий, значения которых регулярно выражаются морфологическими средствами.

Существительные разделяются на следующие лексико-грамматические разряды:

собственные и нарицательные;

конкретные, отвлеченные, собирательные и вещественные;

одушевленные и неодушевленные.

Эти разряды пересекаются: например, имена собственные включают в себя названия как одушевленных, так и неодушевленных предметов; существительные вещественные, обозначающие однородную массу вещества, могут иметь собирательное значение (клюква , виноград , сахар ); существительные конкретные объединяют в своем составе все те слова, – одушевленные и неодушевленные, – которые называют считаемые предметы.

По признаку называния предмета как индивидуального или как представителя целого класса все существительные делятся на собственные и нарицательные . Существительные собственные (или имена собственные) – это такие слова, которые называют индивидуальные предметы, входящие в класс однородных, однако сами по себе не несут какого-либо специального указания на этот класс. Существительные нарицательные (или имена нарицательные) – это такие слова, которые называют предмет по его принадлежности к тому или иному классу; соответственно они обозначают предмет как носитель признаков, свойственных предметам данного класса.

Граница между именами собственными и нарицательными непостоянна и подвижна: имена нарицательные легко становятся собственными наименованиями, прозвищами и кличками. Имена собственные часто используются для обобщенного обозначения однородных предметов и становятся при этом нарицательными: держиморда , донкихот , донжуан ; Мы все глядим в Наполеоны (Пушкин); Твой иконный и строгий лик По часовням висел в рязанях (Есенин.); Приезжают в столицу Смиренно и бойко Молодые Есенины В красных ковбойках (Смеляков).

Среди имен собственных различаются: 1) имена собственные в узком смысле этого слова и 2) наименования.

Собственные имена в узком смысле этого слова – это географические и астрономические названия и имена людей и животных. Это лексически ограниченный и медленно пополняемый круг слов-названий, присваиваемых или присвоенных одному предмету. Повторения здесь возможны как совпадения (например, совпадающие названия рек, деревень, поселков); они также высокочастотны в системе собственных имен лиц и животных.

Среди имен лиц, как правило, нет слов, повторяющих нарицательные существительные. В случаях типа Идея , Эра , Гелий , Радий , Уран , Сталь (личные имена, дававшиеся в 20-e и 30-е годы XX в.) обобщенно-предметные значения в именах собственных ослабляются, а в старых именах такого типа – полностью утрачиваются, например: Вера , Надежда , Любовь .

В состав имен лиц входят отчества (наименования по имени отца) и фамилии (наследуемые семейные наименования). Отчество всегда мотивировано личным именем отца: Владимирович , Алексеевич , Владимировна , Алексеевна ; Никитич Никитична ; Ильич Ильинична . Русские фамилии, как правило, образованы от различных именных основ при помощи суффиксов -ов (-ёв ) и -ин (-ын ), реже -ск (ой ), -ск (ий ), -цк (ой ), -цк (ий ): Королёв , Пушкин , Бородин , Куницын , Луговской , Маяковский , Трубецкой . Есть ряд фамилий, формально совпадающих с прилагательными в формах им. п. муж. или жен. р.: Благой , Мостовой Благая , Мостовая , а также (в произношении, но не по ударению) в формах род. п. ед. ч. муж. р.: Благово́ , Дурново́ , Сухово́ , в церковнославянской форме Жива́го , Мертва́го , или род. п. мн. ч.: Кручёных , Польских , Черных .

Семантическое своеобразие имен собственных определяет их морфологические особенности: этим словам не свойственно употребление в формах мн. ч. Формы мн. ч. здесь нормальны для обозначения разных лиц и предметов, имеющих одно и то же собственное имя: В одном классе несколько Светлан ; В детском доме было шесть Валентин . Формы мн. ч. фамилий обозначают, во-первых, лиц, находящихся между собой в семейных, родственных отношениях: братья Жемчужниковы , супруги Добрынины , купцы Морозовы , династия сталеваров Кузнецовых ; во-вторых, лиц, имеющих одну и ту же фамилию (однофамильцев): В городе проживают триста Ивановых и двести Петровых ; Оба они мои однофамильцы : Александровы Николаи Григорьевичи (газ.).

Для имен собственных – наименований используются нарицательные существительные или сочетания слов. При этом нарицательное существительное не утрачивает своего лексического значения, а лишь изменяет свою функцию. Таковы названия газета «Известия» , журнал «Здоровье» , завод «Серп и молот» , фабрика «Большевичка» , духи «Сирень» . Наименованиями могут служить также имена собственные: гостиница «Москва », пароход «Украина» .

Значения нарицательных существительных сохраняются в составе наименований художественных и научных произведений: «Мертвые души» , «Обрыв », «Преступление и наказание» , «Дама с собачкой» , «Города и годы» , «Капитал» , «Диалектика природы» .

Орфографической приметой всех имен собственных служит написание их с большой (прописной) буквы. Если имя собственное – наименование состоит из нескольких слов, то с большой буквы пишется только первое слово: «Капитанская дочка» , «Отцы и дети» , «Серп и молот» (название завода).

Нарицательные существительные делятся на четыре типа: конкретные, абстрактные (отвлеченные), вещественные и собирательные. Это разбиение связано с морфологической категорией числа, так как только конкретные существительные последовательно употребляются в формах обоих чисел.

Конкретные существительные - это слова, называющие вещи, лица, факты и все явления действительности, которые могут быть представлены в отдельности и подвергнуты счету: карандаш , кольцо , инженер , поединок , война . Все конкретные существительные, за исключением существительных, не имеющих форм ед. ч. (pluralia tantum), имеют формы ед. и мн. ч. По своему значению и морфологическим особенностям конкретные существительные противопоставлены не только отвлеченным существительным, но и существительным собирательным и вещественным.

Отвлеченные (абстрактные) существительные – это слова, называющие отвлеченные понятия, свойства, качества, действия и состояния: слава , смех , благо , плен , доброта , близость , ловкость , бег , движение . Большую часть отвлеченных существительных составляют слова, образованные от прилагательных и глаголов с помощью нулевого суффикса (горечь , хворь [прост.], вывоз , замена ), суф. -ость (орфогр. также -есть ) (красивость , свежесть , трусость ), -ств (о ) (ничтожество , большинство , первенство , хвастовство ), -щин (а )/ -чин (а ) (сдельщина , неметчина [устар.]), -изм (реализм , гуманизм ), -и |j|-/ -стви |j|- (орфогр. слова на -ие , -ствие ) (радушие , спокойствие ), -от (а ) (кислота , доброта , хрипота ), -изн (а ) (белизна , кривизна ), -ин (а ) (глубина , седина ), -ни |j|-/ -ени |j|-/ -ти |j|- (орфогр. слова на -ние , -ение , -тие ) (наказание , терпение , извлечение , развитие ), -к (а ) (плавка , голодовка , бомбежка ), -аци |j|-/ -енци |j|-/ -ици |j|-/ -ци |j|-/-и |j|- (орфогр. слова на -ация , -яция , -енция , -иция , -ция , -ия ) (стилизация , компиляция , транспозиция [спец.], конкуренция ), -аж (массаж ), -ёж (платёж ) и некоторых других, менее продуктивных суффиксов.

Меньшую часть отвлеченных существительных составляют немотивированные слова: беда , ум , нрав , страх , мука , печаль , страсть , горе , уют , грусть , суть .

Отвлеченные существительные обычно не имеют форм мн. ч. Формы мн. ч. образуют лишь те слова, которые могут называть не только отвлеченные свойства, качества, состояния или действия, но и единичные их проявления: боль боли , обман обманы , м ука м уки , печаль печали , радость радости , движение движения .

К собирательным относятся существительные, называющие совокупность однородных предметов и выражающие это значение с помощью таких суффиксов, как -ств (о ): студенчество , юношество ; -|j|- (орфогр. слова на -ьё :): бабьё , зверьё , дурачьё ; -н (я ): матросня , ребятня ; -и |j|- (орфогр. слова на -ия ): пионерия , аристократия ; -от (а ): беднота и др.

К существительным с собирательным значением как к лексико-грамматическому разряду при широком понимании собирательности могут быть отнесены также слова, в которых собирательность выражается, не словообразовательно, а лексически: ботва , мелюзга , хлам , мебель . Все такие слова.

Примечание. Существительные, употребляемые в формах ед. ч. в собирательном значении, не относятся к собирательным, например: зерно (зерно нового урожая ), перо (набить подушки пером ), неприятель (войско противника).

Отличительным признаком всех собирательных существительных является то, что они не образуют форм мн. ч.

Существительные вещественные называют вещества: пищевые продукты (жир , крупа , мука , сахар ), материалы (гипс , цемент ), виды тканей (бархат , ситец ), ископаемые, металлы (железо , уголь , олово , сталь , изумруд , яшма ), химические элементы, лекарства (уран , пирамидон , аспирин ), сельскохозяйственные культуры (овес , картофель , пшеница ) и другие однородные делимые массы. В отличие от собирательных существительных вещественные существительные, как правило, не имеют суффиксов для выражения вещественного значения. Это значение выражается только лексически.

Вещественные существительные обычно употребляются или только в ед. ч., или только во мн. ч.: мед , чай , мука , олово ; дрожжи , духи , сливки . Принимая форму мн. ч., вещественное существительное, употребляющееся обычно в ед. ч., обособляется от формы ед. ч. лексически: крупа (цельное или дробленое зерно некоторых растений, употребляемое в пищу), но крупы (различные сорта крупы).

Существительные муж. р., называющие вещества, в род. п. ед. ч. наряду с флексией -а (орфогр. также -я ) имеют флексию -у (орфогр. также -ю ): стакан чая и чаю , кусок сахара и сахару , плитка шоколада и шоколаду .

Все существительные делятся на одушевленные и неодушевленные. Одушевленные существительные – это названия людей и животных: человек , сын , учитель , студентка , кот , белка , лев , скворец , ворона , окунь , щука , насекомое . Неодушевленные существительные – это названия всех других предметов и явлений: стол , книга , окно , стена , институт , природа , лес , степь , глубина , доброта , происшествие , движение , поездка .

Примечание . Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые не отражает полностью существующее в мире деление на живое и неживое. К одушевлённым существительным не относятся, во-первых, названия деревьев и растений (сосна , дуб , липа , боярышник , крыжовник , ромашка , колокольчик ), во-вторых, названия совокупностей живых существ (народ , войско , батальон , толпа , стадо , рой ).

Одушевленные существительные морфологически и словообразовательно отличаются от неодушевленных. Одушевленные существительные – наименования лиц или животных женского пола – часто бывают мотивированы словом, называющим лицо или животное без указания на его пол или (реже) называющим лицо или животное мужского пола: учитель ← учительница, студент ← студентка, школьник ← школьница, москвич ← москвичка, внук ← внучка, поп ← попадья, лев ← львица, слон ← слониха, кот ← кошка, гусь ← гусыня.

Одушевленные существительные, как правило, имеют морфологическое значение муж. или жен. р. и лишь немногие – значение сред. р., при этом принадлежность существительного к тому или иному роду (кроме сред. р.) определена семантически: существительные муж. р. называют лицо или животное мужского пола, а существительные жен. р. – женского пола. Одушевленные существительные сред. р. называют живые существа безотносительно к полу. Это или название невзрослого существа (дитя ), или общие наименования типа лицо , существо , животное , насекомое , млекопитающее , травоядное . Неодушевленные существительные распределены между тремя морфологическими родами – мужским, женским и средним.

Парадигмы одушевленных и неодушевленных существительных во мн. ч. последовательно различаются: одушевленные существительные во мн. ч. имеют форму вин. п., совпадающую с формой род. п.: нет братьев и сестер , нет животных – увидел братьев и сестер , увидел животных . Неодушевленные существительные во мн. ч. имеют форму вин. п., совпадающую с формой им. п.: персики , груши и яблоки лежат на столе – купил персики , груши и яблоки . Формы согласуемых определений повторяют указанное различие: нет родных братьев и родных сестер , нет никаких животных , увидел родных братьев и родных сестер , увидел интересных животных и спелые персики , сладкие груши и антоновские яблоки лежат на столе , купил спелые персики , сладкие груши и антоновские яблоки .

В парадигме ед. ч. одушевленность и неодушевленность выражена у слов муж. р. 2 скл., но не у слов жен. и сред. р.: в ед. ч. у одушевлённых существительных муж. р. совпадают формы род. и вин. п. (нет брата , вижу брата ), а у неодушевлённых – формы им. и вин. п. (нужен карандаш , купил карандаш ). Таким образом, формы вин. п. в ед. ч. у слов муж. р. последовательно различаются в зависимости от того, называет ли слово одушевленный или неодушевленный предмет. Слова жен. р. в ед. ч. сформулированному правилу выражения одушевленности/неодушевленности не следуют: нет брата и вижу брата , но нет сестры , вижу сестру ; нужен карандаш и купил карандаш , но нужна ручка , купил ручку . Слова сред. р., как и слова жен. р., в ед. ч. не имеют формального разграничения одушевленности/неодушевленности. Все существительные сред. р. (как одушевлённые, так и неодушевлённые) формально охарактеризованы так же, как неодушевленные существительные муж. р., – формы им. и вин. п. у них совпадают: появилось неизвестное животное , увидел неизвестное животное .

У слов муж. р. с флексией -а в им. п., а также у слов общего рода в тех случаях, когда они называют лицо мужского пола, одушевленность выражена синтаксически – формой род.-вин. п. прилагательного, согласуемого с существительным, и не выражена падежными формами самих существительных: взял книгу у знакомого юноши ; отошел от несносного плаксы и встретил знакомого юношу , вспомнил несносного плаксу .

Единственным отступлением от последовательного выражения одушевленности во мн. ч. является форма вин. п., равная им. (а не род.) п. у слов – названий лиц в составе фразеологизированных конструкций типа идти в солдаты , взять (кого -н .) в курьеры , пойти в няньки .

Принадлежность слов к разряду одушевленных или неодушевленных своеобразно обнаруживает себя морфологически в системе имен, которые в своих лексических значениях совмещают понятия о живом и неживом. Это следующие случаи.

1) Существительные, называющие такие предметы, которые или не соответствуют обыденному представлению о живом (названия микроорганизмов: вирус , микробы , бактерия ) или, наоборот, ассоциативно отождествляются с живыми предметами (мертвец , покойник , кукла ), употребляются следующим образом: первые имеют тенденцию употребляться как неодушевленные (наблюдать , изучать бактерий , вирусов , микробов и наблюдать , изучать бактерии , вирусы , микробы ; последнее предпочтительнее), вторые употребляются как одушевленные (…наши сети притащили мертвеца . Пушкин).

2) Неодушевленные существительные, примененные к конкретным лицам или к живым существам, приобретают морфологические приметы одушевленности. Это отрицательно характеризующие наименования типа мешок , дуб , пень , колпак , тюфяк обычно с определяющим местоименным прилагательным: нашего мешка обманули , в этого дуба (пня ) ничего не втолкуешь , видел я этого старого колпака , этого тюфяка .

3) Слова идол и кумир в знач. (тот, кому поклоняются, кого обожают) (при отнесенности их к определенному лицу) выступают как одушевленные: смотреть с восторгом на своего идола , обожать своего кумира ; Тринадцати лет , представьте , влюбилась в своего теперешнего мужа ... До двадцати трех лет ждала , отца прогневила , и пошла -таки за своего идола (Тургенев); глядеть на идолов кино (газ.). Слово кумир в знач. (то, чему поклоняются, подражают; идеал) выступает то как одушевленное, то как неодушевленное: Делать кумира из этого старого , бесполезного человека (Л. Толстой); не надо делать кумира из орфографии (газ.); но: Как Дездемона избирает Кумир для сердца своего (Пушкин); Вся в прошлом , она постепенно создала себе кумир в добродетели настоящего мужчины (А. Рыбаков). Употребление слова кумир в данном значении как неодушевленного преобладает. Существительное идол в знач. (статуя, изваяние, которому поклоняются как божеству) в редких случаях употребляется как одушевленное: На берегу Дуная русские поставили деревянного идола Перуна (А. Н. Толстой); Митяй сурово смотрел на серых , высеченных языческим резцом идолов (С. Бородин).

Слова болван , идол , истукан , употребленные бранно по отношению к человеку, имеют морфологические признаки одушевленности: не хочу видеть этого болвана ; И в кого такого идола уродила ! (Шолохов).

4) Слова дух (бесплотное сверхъестественное существо) , гений , тип в применении к лицу выступают как одушевленные: вызвать духа , знать гения , встретить странного типа ; Я ему ставлю в пример немецких гениев (Пушкин); Не время выкликать теней (Тютчев) (слово тень употреблено в значении (дух, привидение)).

5) Слова, употребляющиеся в некоторых играх, в частности, в картах и в шахматах; дама , валет , король , конь , слон склоняются как одушевленные существительные: открыть валета , короля ; взять слона , коня . По образцу склонения таких названий, как валет и король , изменяются туз и козырь : сбросить туза ; открыть козыря ; Мы пошли к Сильвио и нашли его на дворе , сажающего пулю на пулю в туза , приклеенного к воротам (Пушкин).

Примечание. В играх вообще возможно представление неодушевленных предметов как одушевленных. Так, в бильярде известны выражения играть шар а, сделать шар а: «Такого шара промазали» , – сказал студент с насмешкой . Подобно всем игрокам , он склонял шар в родительном падеже , как живое существо , ибо ни один бильярдист не может заставить себя видеть в шаре неодушевленный предмет , – так много в нем чисто женских капризов , внезапного упрямства и необъяснимого послушания (Л. Славин).

Наличие у одушевлённых существительных собственной парадигмы, отличающей их от существительных неодушевлённых, у многих исследователей служит основанием для выделения в русском языке особой морфологической категории одушевленности/неодушевленности. Однако рассмотрение одушевлённых и неодушевлённых существительных как лексико-грамматических разрядов (т. е. как классов слов в пределах существительного как части речи) поддерживается тем, что эти существительные абсолютно последовательно противопоставляются на основании только лексико-семантических признаков. Противопоставление одушевленности/неодушевленности не имеет обязательного для морфологической категории регулярного грамматического выражения: последовательно это противопоставление отражено в падежных формах мн. ч. и непоследовательно – в падежных формах ед. ч. В ед. ч. противопоставление слов по признаку одушевленности/неодушевленности имеет место только у слов муж. р.; у слов жен. и сред. р. такое противопоставление формально не выражено.

  • ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. № Содержание Занятие 1 Множественное число имен существительных
  • Местоимения и числительные viel, wenig, eine, andere пишутся со строчной буквы, даже если они упот­ребляются вместо имен существительных
  • Множественное число существительных в английском языке
  • НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. РАЗРЯДЫ НАРЕЧИЙ ПО ЗНАЧЕНИЮ. ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ И МЕСТОИМЕННЫЕ НАРЕЧИЯ, ФУНКЦИИ ПОСЛЕДНИХ В ТЕКСТЕ
  • Никаких сложносоставных существительных! (die Substantivkopellungen)

  • Лексико-грамматические разряды существительных

    Лексико-грамматический разряд – это подкласс слов внутри одной части речи, характеризующихся общим семантическим признаком, морфологическими и нередко словообразовательными свойствами.

    ЛГР существительного

    · одушевленность/неодушевленность,

    · собственные/нарицательные,

    · нариц.=>конкретные/неконкретные

    · неконкретные =>собирательные/вещественные/абстрактные.

    Нарицательные существительные называют предмет, действие, событие обобщенно, в ряду однородных (человек, книга, дерево, тишина).

    Имена собственные называют индивидуальные объекты (Россия, Ока, Киев, Байкал, Карпаты) или представляют предмет из класса однородных как индивидуальный: это имена, отчества, фамилии, людей (Александр СергеевичПушкин), клички животных (Белка, Рекс, Пушок), названия газет, журналов, художественных произведений, издательств («Известия», «Волга», «Жизнь исудьба», «Наука») учреждений, магазинов и т.д.

    Собственные и нарицательные существительные отличаются не только по значению, характеру именования предмета, есть также морфологические и орфографические особенности: имена собственные употребляются, как правило, в форме одного числа – единственного (чаще всего) или множественного и пишутся с прописной буквы, тогда как нарицательные пишутся со строчной буквы. Поскольку границы между этими типами имен подвижны, написание позволяет различать омонимы: Ампер – фамилия и ампер – единица измерения, Обломов – литературный герой и обломовы– безвольные, ленивые люди.

    Нарицательные имена существительные делятся на конкретные и неконкретные. Конкретные существительные обозначают отдельные предметы (живые существа, вещи, явления), дискретно существующие реалии, которые можно сосчитать. Именно поэтому конкретные существительные, в отличие от неконкретных, могут сочетаться с количественными числительными (три мальчика, восемь ручек, пять групп) и изменяться по числам (институт – институты, ураган – ураганы, стая – стаи), за исключением слов, употребляемых только в форме множественного числа (гусли, очки, сутки) и имен собственных.

    Неконкретные существительные характеризуются отсутствием идеи счета, они включают три разряда: вещественные, собирательные и абстрактные (отвлеченные) существительные.

    Вещественные существительные обозначают однородное по составу (твердое, сыпучее, жидкое, газообразное) вещество. Это названия пищевых продуктов (сыр, мука, макароны), химических элементов (кислород, сера, кремний), тканей (бархат, ситец), металлов (железо, медь), растений (рожь, мята) и др. Большинство вещественных существительных употребляется только в форме ед. числа (молоко), меньшая часть – в форме множ. числа(сливки).

    Следует обратить внимание на особенности употребления вещественных существительных. Некоторые слова восполняют парадигму по числу, образуя форму мн. числа, при этом изменяют основное значение: они обозначают сорт, разновидность вещества (масло и растительные масла – льняное, соевое, оливковое), массу вещества на большом пространстве (играть впеске и в пескахСахары), изделие из этого вещества (хрусталь и Стол заставлен хрусталями).

    Собирательныесуществительные обозначаютсовокупное множество живых существ или предметов и употребляются в форме ед. числа, за исключением лишь некоторых слов (деньги, дрова, финансы). Собирательное значение, как правило, выражается суффиксально (студенчество, мошкара, беднота, комарье, листва).

    Отвлеченные (абстрактные) существительные называют отвлеченные понятия, свойства, качества, действия, состояния и чаще используются только в форме ед. числа (идеализм, свежесть, белизна,благородство, ходьба, сварка, признание, радость).Некоторые из них образуют форму мн.ч., развивая при этом новые значения: различное проявление качества, свойства, действия (высокие, низкие скорости), длительность, интенсивность проявления состояния (морозы, боли), повторяющееся действие (постукивания, крики).

    Все существительные подразделяются на одушевленные и неодушевленные. Одушевленные существительные называют живые существа – людей и животных, неодушевленныесуществительные – неживые предметы. Грамматически одушевленность/неодушевленность проявляется в совпадении формы вин. падежа во мн. числе с формой род.падежа у одушевленных существительных (вижу братьев, сестер,животных), с формой им. падежа у неодушевленных существительных (вижу деревья, скамейки, фонари) . У слов мужского рода одушевленность выражается и в ед. числе (остановил грузовик и расспрашиваю водителя).

    Одушевленность/неодушевленность слов регулярно выражается также синтаксически – формой вин.падежа мн. числа согласуемых слов. У несклоняемых существительных это единственное средство выражения: встретили прибывших кутюрье, взрослых какаду, огромных шимпанзе; надели красивые кашне, модные пальто.

    Грамматическое выражение одушевленности/неодушевленности тем более важно, что представление о живом и неживом в сознании человека (это как раз отражено в языке) и в науке, реальной действительности не всегда совпадает. Например, неодушевленными оказываются названия растений, конкретные существительные, обозначающие совокупность живых существ (народ, полк, стая, табун). К неодушевленным словам относятся все неконкретные существительные, включая и собирательные, обозначающие совокупное множество лиц (детвора, крестьянство).

    Вместе с тем, к одушевленным же существительным причисляют слова, обозначающие неживые предметы: названия кукол (матрешка, неваляшка,петрушка, марионетка, айболит), названия мифических существ (кентавр, Юпитер), карточные термины (валет, король, туз), названия шахматных фигур (конь, слон, ферзь, король), слова мертвец, покойник, утопленник (Ср.: трупы – неодушевленное существительное).

    Колебания в определении одушевленности/неодушевленности наблюдаются у слов: бактерия, бацилла, куколка, микроб, личинка (Личинки зеленой мухи содержатбактерий, изучать бактерии.

    Части речи в русском языке

    Части речи - это группы слов, объединенных на основе общности их признаков.

    Признаки, на основании которых происходит разделение слов на части речи, не однородны для разных групп слов.

    Так, все слова русского языка можно разделить на междометия и немеждометныеслова . Междометия - это неизменяемые слова, обозначающие эмоции (ах, увы, черт побери ), волеизъявления (стоп, баста ) или являющиеся формулами речевого общения (спасибо, привет ). Особенность междометий заключается в том, что они не вступают с другими словами в предложении ни в какие синтаксические связи, всегда обособлены интонационно и пунктуационно.

    Немеждометные слова можно разделить на самостоятельные и служебные . Различие между ними заключается в том, что самостоятельные слова могут выступать в речи без служебных, а служебные без самостоятельных формировать предложение не могут. Служебные слова неизменяемы и служат для передачи формально-смысловых отношений между самостоятельными словами. К служебным частям речи относятся предлоги (к, после, в течение ), союзы (и, как будто, несмотря на то что ), частицы (именно, только, вовсе не ).

    Самостоятельные слова могут быть разделены на знаменательные и местоименные . Знаменательные слова называют предметы, признаки, действия, отношения, количество а местоименные слова указывают на предметы, признаки, действия, отношения, количество, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении (ср.: стол - он, удобный - такой, легко - так, пять - сколько ). Местоименные слова формируют отдельную часть речи - местоимение.

    Знаменательные слова разделяются на части речи с учетом следующих признаков:

    1) обобщенное значение,

    2) морфологические признаки,

    3) синтаксическое поведение (синтаксические функции и синтаксические связи).

    Выделяют не менее пяти знаменательных частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное (группа имен), наречие и глагол.

    Таким образом, части речи - это лексико-грамматические классы слов, т. е. классы слов, выделенные с учетом их обобщенного значения, морфологических признаков и синтаксического поведения.



    Сказанное можно представить в виде следующей таблицы:

    В комплексе 3 выделяется 10 частей речи, объединяемых в три группы:

    1. Самостоятельные части речи:

    Существительное,

    Прилагательное,

    Числительное,

    Местоимение,

    Наречие.

    2. Служебные части речи:

    Предлог,

    Частица.

    3. Междометие.

    При этом каждая самостоятельная часть речи определяется по трем основаниям (обобщенное значение, морфология, синтаксис), например: существительное - это часть речи, которая обозначает предмет, имеет род и изменяется по числам и падежам, в предложении выполняет синтаксическую функцию подлежащего или дополнения.

    Однако значимость оснований при определении состава той или иной части речи различна: если существительное, прилагательное, глагол определяются по большей части по своим морфологическим признакам (говорится, что существительное обозначает предмет, но специально оговаривается, что это такой «обобщенный» предмет), то есть две части речи, выделенных на основании значения, - местоимение и числительное.

    В местоимение как часть речи объединены морфологически и синтаксически разнородные слова, которые «не называют предмета или признака, а указывают на него». Грамматически же местоимения разнородны и соотносятся с существительными (я, кто ), прилагательными (этот, какой ), числительными (сколько, несколько ).

    В числительное как часть речи объединены слова, которые имеют отношение к числу: обозначают количество предметов или их порядок при счете. При этом грамматические (морфологические и синтаксические) свойства слов типа три и третий различны.

    Комплекс 1 (его последние издания) и комплекс 2 предлагают выделять большее число частей речи. Так, причастие и деепричастие в них рассматриваются не как формы глагола, а как самостоятельные части речи. В этих комплексах выделены слова состояния (нельзя, нужно ); в комплексе 1 они описываются как самостоятельная часть речи - категория состояния. В комплексе 3 статус этих слов четко не определен. С одной стороны, их описание завершает раздел «Наречие». С другой стороны, про слова состояния сказано, что они «по форме похожи на наречия», из чего, видимо, должно следовать, что наречиями они не являются. Кроме того, в комплексе 2 расширено местоимение за счет включения в него незнаменательных слов, грамматически соотносимых с наречиями (там, зачем, никогда и др.).

    Вопрос о частях речи в лингвистике является дискуссионным. Части речи - это результат определенной классификации, зависящей от того, что принять за основание для классификации. Так, в лингвистике существуют классификации частей речи, в основании которых лежит только один признак (обобщенное значение, морфологические признаки или синтаксическая роль). Есть классификации, использующие несколько оснований. Школьная классификация именно такого рода. Количество частей речи в разных лингвистических работах различно и составляет от 4 до 15 частей речи.

    В русском языке есть слова, не попадающие ни в одну из частей речи, выделенных школьной грамматической. Это слова-предложения да и нет , вводные слова, не использующиеся в других синтаксических функциях (итак, итого ) и некоторые другие слова.

    Имя существительное

    Имя существительное - это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые

    1) имеют обобщенное значение предметности и отвечают на вопросы кто? или что? ;

    2) бывают собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными, имеют постоянный признак рода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа;

    3) в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.

    Существительное - это часть речи, при выделении которой на первый план выходят грамматические признаки слов. Что же касается значения существительных, то это единственная часть речи, которая может обозначать все, что угодно: предмет (стол ), лицо (мальчик ), животное (корова ), признак (глубина ), отвлеченное понятие (совесть ), действие (пение ), отношение (равенство ). Объединены с точки зрения значения эти слова тем, что к ним можно задать вопрос кто? или что? ; в этом, собственно, и заключается их предметность.

    Разряды существительных по значению

    В пределах слов разных частей речи принято выделять разряды по значению - группы слов, объединенных их лексическим значением, влияющим на их морфологические признаки. Принадлежность слова к определенному разряду по значению (лексико-грамматическому разряду) определяется на основе его лексического значения, выраженного основой этого слова.

    У существительных выделяют две группы разрядов по значению:

    1) собственность / нарицательность;

    2) конкретность / абстрактность / вещественность / собирательность.

    Нарицательные имена существительные обозначают предметы, не выделяя их из класса однотипных (город, река, девочка, газета ).

    Собственные имена существительные обозначают предметы, выделяя их из класса однородных предметов, индивидуализируя их (Москва, Волга, Маша, «Известия »). От собственных имен надо отличать собственные наименования - неоднословные названия индивидуализированных объектов («Вечерняя Москва »). В состав собственных наименований не обязательно входит собственное имя (Московский Государственный университет ).

    Конкретные существительные называют чувственно воспринимаемые предметы - вещи (стол ), лица (Марина ), которые можно воспринять зрением и осязанием.

    Абстрактные существительные обозначают отвлеченные понятия (радость ), признаки (белизна ), действия (рисование ).

    Вещественные существительные обозначают вещества (молоко, сливки, песок ).

    Собирательные существительные обозначают совокупности однородных предметов (листва ) или лиц (детвора ).

    Смысл морфологического выделения именно этих групп существительных по значению заключается в том, что принадлежность существительного к этим разрядам влияет на морфологический признак числа данного существительного. Так, форму обоих чисел имеют нарицательные конкретные существительные (дом - дома ). Слова остальных групп чаще имеют форму только одного из чисел (преимущественно только единственного), например.

    Понятие об имени существительном. Признаки имён существительных. Разряды имён существительных

    1. Имя существительное - самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

    2. Главные признаки имени существительного.

    Общее грамматическое значение - это значение предмета, другими словами всего того, о чём есть возможность сказать: это кто? либо это что? Это единственная часть речи, которая может обозначать всё, что угодно, а конкретно:

    1) наименования определенных вещей и предметов (дом, дерево, тетрадь, книжка, порт-фель, кровать, лампа);

    2) наименования живых созданий (чело-век, инженер, девочка, парень, олень, комар);

    3) наименования разных веществ (кислород, бензин, свинец, сахар, соль);

    4) наименования разных явлений природы и публичной жизни (буря, мороз, дождь, праздничек, война);

    5) наименования отвлечённых параметров и признаков (свежесть, белизна, синева);

    6) наименования отвлечённых действий и состояний (ожидание, убийство, бег).

    Морфологические признаки имени существительного - это род, число, падеж, склонение. Имена существительные

    1) принадлежат к одному из четырёх родов - мужскому, женскому, среднему, общему, однако не меняются по родам: океан, река, море ; см. Как найти род имени существительного?;

    2) меняются по числам: океан - океаны, река - реки, море - моря ;

    3) меняются по падежам: океан - океана, океану, океаном и т.д.; см. Какие есть падежи в российском языке?

    Изменение по падежам и числам именуется склонением . См. Как найти склонение имён существительных?

    Исходная форма существительного - именительный падеж единственного числа.

    Синтаксические признаки: в предложении имена существительные в большинстве случаев выступают как подлежащие либо дополнения, однако могут быть какими угодно другими членами предложения:

    Книжка делает человека владельцем вселенной (П. Павленко) - подлежащее ;
    Вся жизнь населения земли оседала в книжке (А. Герцен) - дополнение ;
    Книжка - хранилище познаний (Б. Полевой) - именная часть составного сказуемого ;
    Сырость от земли начинала холодить бок (А. Гайдар) - несогласованное определение ;
    Над седоватый равниной моря ветер тучи нагоняет (М. Лермонтов) - событие места ;
    Не забудет народ-фаворит беззаветных героев собственных (В. Лебедев-Кумач) - приложение .

    Существительное в предложении может выступать в роли воззвания (не является членом предложения): Люся , я тебя жду!

    3. По нраву лексического значения существительные делятся на два разряда:

  • нарицательные существительные - это существительные, которые именуют класс однородных предметов: стол, мальчишка, птица, весна ;
  • собственные существительные - это существительные, которые именуют единичные (личные) предметы, к которым относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, наименования городов, рек, морей, океанов, озёр, гор, пустынь (географические наименования), наименования книжек, картин, кинофильмов, журналов, газет, спектаклей, наименования кораблей, поездов, разных организаций, исторических событий и т.п.: Александр, Жучка, Наша родина, Астрахань, Волга, Байкал, «Капитанская дочка» .
  • Примечание . Собственные имена существительные имеют ряд особенностей.

    1) Имена собственные могут состоять из 1-го слова (Москва, Каспий, Кавказ, «Мцыри» ) либо из нескольких слов (Нижний Новгород, Новый Орлеан, Василий Андреевич Жуковский, «Война и мир», Восточно-Сибирское море ).

    2) Имена собственные пишутся с большой буквы (Тула, Альпы ).

    3) Наименования (заглавия) книжек, газет, журналов, кинофильмов, картин, кораблей, поездов и т.п. пишутся с большой буквы и, не считая того, выделяются кавычками (роман «Евгений Онегин», картина «Утро в лесу», теплоход «Василий Суриков» ).

    4) Имена собственные не употребляются во множественном числе и не смешиваются с именами числительными (не считая случаев обозначения различных предметов и лиц, называющихся идиентично: У нас в классе две Ирины и три Оли ). Город Набережные Челны.

    5) Собственные существительные могут перебегать в нарицательные, а нарицательные - в собственные, к примеру: Нарцисс (имя юноши-красавца в древнегреческой мифоло-гии) - нарцисс (цветок); Бостон (город в США) - бостон (шерстяная ткань), бостон (неспешный вальс), бостон (карточная игра); труд - газета «Труд».

    4. По значению имена существительные делятся на четыре главных разряда:

  • определенные - это существительные, которые именуют определенные предметы живой и неживой природы (меняются по числам, смешиваются с количественными числительными). К примеру: стол (столы, два стола ), ученик (ученики, два ученика ), гора (горы, две горы );
  • вещественные - это существительные, которые именуют разные вещества, однородную массу чего-либо (имеют только одну форму числа - единственного либо множественного; не смешиваются в количественными числительными; смешиваются со словами много, не достаточно , а также с разными единицами измерения). К примеру: воздух (нет множественного числа; нельзя сказать: два воздуха , однако есть возможность: много воздуха, не достаточно воздуха; два кубометра воздуха ), грязь (нет множественного числа; нельзя сказать: две грязищи , однако есть возможность: много грязищи, не достаточно грязищи; два килограмма грязищи ), чернила (нет единственного числа; нельзя сказать: 5 чернил , однако есть возможность: много чернил, не достаточно чернил, двести граммов чернил ), опилки (нет единственного числа; нельзя сказать: 5 опилок , однако есть возможность: много опилок, не достаточно опилок; полкилограмма опилок );
  • отвлечённые (абстрактные) - это существительные, которые именуют абстрактные явления, воспринимаемые на уровне мыслей (имеют только единственное либо только множественное число, не смешиваются с количественными числительными). К примеру: сочувствие (нет множественного числа; нельзя сказать: два соболезнования ), теплота (нет множественного числа; нельзя сказать: две теплоты ), горечь (нет множественного числа; нельзя сказать: две горечи ), хлопоты (нет единственного числа; нельзя сказать: 5 морок );
  • собирательные - это существительные, которые именуют огромное количество схожих предметов как одно целое (имеют только форму единственного числа; не смешиваются с количественными числительными). К примеру: молодёжь (нет множественного числа, хотя обозначает огромное количество; нельзя сказать: две молодёжи ), учительство (нет множественного числа, хотя обозначает огромное количество; нельзя сказать: два учительства ), зверьё (нет множественного числа, хотя обозначает огромное количество; нельзя сказать: два зверья ), листва (нет множественного числа, хотя обозначает огромное количество; нельзя сказать: две листвы );
  • единичные - это существительные, которые являются разновидностью вещественных существительных. Эти существительные именуют один экземпляр тех предметов, из которых состоит огромное количество. К примеру: жемчуг - жемчужина, картофель - картофелина, песок - песчинка, горох - горошина, снег - снежинка, трава - соломина .
  • 5. По типу обозначаемых предметов существительные делятся на два разряда:

  • одушевлённые существительные, которые именуют предметы живой природы, к ним задаётся вопрос кто?: отец, мама, соловей, кошка, муха, червь ;
  • неодушевлённые существительные, которые именуют предметы неживой природы, к ним задаётся вопрос что?: страна, камень, хохот, снег, окно .
  • Примечание . Время от времени бывает тяжело разграничить одушевлённые и неодушевлённые существительные.

    1) Одушевлёнными приемущественно являются существительные мужского и дамского родов. Одушевлённых существительных среднего рода сильно мало (дитя, животное, лицо в значении «человек», млекопитающее, насекомое, страшилище, существо в значении «живой организм», чудовище ).

    2) Одушевлённые и неодушевлённые существительные имеют особенности в склонении:

  • у одушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа (у одушевлённых существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе): В.п. мн.ч.= Р.п. мн.ч.
  • Ср.: мама - вижу матерей (мн.ч. В.п.), нет матерей (мн.ч. Р.п.); отец - вижу отцов (мн.ч. В.п.), нет отцов (мн.ч. Р.п.); вижу отца (ед.ч. В.п.), нет отца (ед.ч. Р.п.);

  • у неодушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа (у существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа): В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч.
  • Ср.: страна - вижу страны (мн.ч. В.п.), тут есть страны (мн.ч. И.п.); камень - вижу камешки (мн.ч. В.п.), тут есть камешки (мн.ч. И.п.); вижу камень (ед.ч. В.п.), тут есть камень (ед.ч. И.п.).

    3) Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые не всегда совпадает с научным представлением о живой и неживой природе. К примеру, существительное полк обозначает совокупа людей, однако это неодушевлённое существительное (В.п. = И.п.: вижу полк - тут есть полк ). То же самое есть возможность следить на примере существительного микроорганизм. Исходя из убеждений биологии, это часть живой природы, однако существительное микроорганизм неодушевлённое (В.п. = И.п.: вижу микроорганизм - тут есть микроорганизм ). Существительные покойник и труп являются синонимами, однако существительное покойник является одушевлённым (В.п. = Р.п.: вижу покойника - нет покойника ), а существительное труп является неодушевлённым (В.п. = И.п.: вижу труп - тут есть труп ).

    Дополнительно:

  • Как найти род имени существительного?
  • Как найти род неизменяемых существительных (слова класса жалюзи, какао)?
  • Как найти род существительных, оканчивающихся на -ЛЬ (слова класса тюль, мозоль)?
  • Как найти род составных существительных (слова класса торт-мороженое, кресло-кровать)?
  • Как найти род неизменяемых существительных, называющих людей (слова класса идальго, леди)?
  • Как найти род существительных, обозначающих наименования обуви (тапка либо тапок, кед либо кеда)?
  • Как найти род неизменяемых существительных, называющих животных (слова класса кенгуру, шимпанзе)?
  • Как найти род существительных, обозначающих наименования парных предметов (рельс либо рельса, гольф либо гольфа)?
  • Как найти род неизменяемых существительных, обозначающих профессии и род занятий (слова класса атташе, портье)?
  • Где отыскать упражнения к теме «Морфологические нормы. Род имён существительных»?
  • Сколько типов склонения существительных в российском языке?
  • Где отыскать эталоны склонения существительных?
  • Как склоняются существительные 2-го склонения?
  • Как склоняются существительные 3-го склонения?
  • Как склоняются существительные 1-го склонения?
  • Где отыскать эталон склонения разносклоняемых существительных?
  • Где отыскать эталон склонения субстантивированных существительных?
  • Где отыскать таблицу типов склонения существительных российского языка?
  • Где отыскать упражнения к теме «Морфологические нормы. Особенности склонения существительных»?
  • Источник материала Интернет-сайт

  • licey.net - Балашова Л.В., Дементьев В.В. Курс российского языка (§ 3.2.1 «Понятие об имени существительном. Морфологические признаки имён существительных. Разряды имён существительных»).
  • Дополнительные источники:

  • ru.wikipedia.org - статья «Имя существительное в российском языке»;
  • gramota.ru - подробнее об особенностях одушевлённых и неодушевлённых существительных;
  • rusgram.narod.ru - о различиях меж своими именами и своими наименованиями (§ 1124-1125), подробнее о разграничении одушевлённых и неодушевлённых существительных (§ 1129-1131);
  • studysphere.ru - короткое изложение темы «Имя существительное»;
  • lik-bez.com - тест по теме «Имя существительное»;
  • licey.net - упражнения к теме «Понятие об имени существительном. Морфологические признаки имён существительных. Разряды имён существительных».
  • Имя существительное. Разряды существительных. Род, число, падеж существительных

    Цели:

    Расширить знания учащихся об имени cyществительном как части речи и его грамматических категориях рода, числа и падежа; повторить правописание окончаний и суффиксов существительных; раскрыть стилистическую роль различных форм имен существительных в художественном тексте.

    Способствовать развитию речи и расширению словарного запаса учащихся; - способствовать развитию аналитических способностей учащихся;

    Воспитывать нравственные качества личности.

    Ход урока

    I . Организационный момент

    II . Актуализация

    1. Синтаксическая пятиминутка. Запись и анализ предложений.

    Перестанут же когда-нибудь люди драться, воевать, казнить людей, а будут все любить друг друга. Время это непременно придет, потому что в душе всех людей заложена не ненависть, а огромная любовь друг к другу. Давайте же делать все, что можем, для того, чтобы поскорее пришло это время. (Л.Толстой)

    Объясните правописание слов, постановку знаков препинания.

    Обозначьте грамматическую основу и составьте схемы предложений.

    Назовите все части речи, встретившиеся в предложениях.

    2. Словарно-смысловой диктант. Запишите ответ одним словом.

    1. Лицо, управляющее оркестром, хором.

    2. Кондитерское изделие - застывшая масса какао с сахаром или напиток из него.

    3. Тонкая веревка.

    4. Дорога с твердым покрытием.

    5. Цвета сажи, угля.

    6. Водитель автомобиля.

    7. Танец с частым, дробным пристукиванием.

    8. Стержень для чистки стрелкового оружия

    9. В церковном обиходе: шнурок с бусами.

    10. Мелкий маринованный огурец.

    11. Пестрая клетчатая ткань.

    12. Место соединения частей чего-нибудь.

    13. Наездник на скачках.

    14. Цвета песка, золота.

    15. Едкое химическое соединение, окрашивающее лакмусовую бумагу в синий цвет.

    Для справок : щёлочь, шоколад, дирижёр, шоссе, бечёвка, шофёр, шомпол, чёрный, чётки, корнишон, чечётка, шов, жокей, жёлтый, шотландка.

    3. Раб. тетрадь, задание 50. Словарно-орф. работа. Запишите слова под диктовку.

    Прецедент*, завистник, интриганка, опасный, дерматин, ужасный, констатировать*, искусный, инцидент*, захолустный, безмолвствовать, юрисконсульт, повиснуть, почерк, осмеять, насмешка, почтамт, компрометировать.*

    На какие правила были записаны слова? (непроизносимые согласные, непроверяемые гласные и согласные)

    4. Занимательный словарь

    Инцидент - неприятный случай, конфликт местного значения, отдельное столкновение, не перешедшее пока во всеобщую потасовку, но способное послужить её причиной.

    Прецедент - это случай, который произошел впервые и который может послужить примером, образцом для других. В любой армии, например, довольно сурово пресекается любое, даже незначительное неповиновение солдата офицеру - ведь оно создает прецедент неисполнения приказа, и у других солдат может сложиться впечатление, что и им можно поступать так же (а если такое произойдет в бою, да ещё в массовом порядке, то поздно будет наказывать сотни вооруженных подчиненных)

    III

    Имя существительное, обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

    Имена существительные изменяются по родам.

    Имена существительные в предложении выполняют только роль подлежащего.

    Конкретные существительные называют конкретные предметы, поддающиеся счету и сочетающиеся с количественными числительными.

    Отвлеченные существительные обозначают совокупность лиц или предметов как единое целое.

    Вещественные существительные называют однородное вещество, поддающееся измерению, но не счету.

    Граница между нарицательными и собственными именами существительными очень строгая, и никогда имя собственное не может стать нарицательным.

    Одушевленные существительные являются наименованиями живых предметов.

    III . Формирование новых понятий и способов действия

    1. Самостоятельно прочитайте материал § 39. Составьте план статьи.

    План.

    1. Три родовых группы существительных.

    2. Слова общего рода.

    3. Определение рода у несклоняемых существительных.

    4. Число имен существительных:

    а) имена существительные, которые употребляются только во множественном числе;

    б) имена существительные, которые употребляются только в единственном числе.

    5. Падеж имен существительных.

    6. Три склонения имен существительных.

    7. Разносклоняемые имена существительные.

    2. Перескажите содержание статьи учебника по плану.

    3 . Запишите три группы слов. Сформулируйте правило написания существительных. Добавьте в каждый ряд по пять своих примеров.

    Ночь, рожь, тишь, вещь,

    Ключ, пляж, малыш, борщ,

    Свеч, крыш, зрелищ, луж,

    IV

    Нарицательные существительные разнообразны. Их разряды по значению:

      конкретные: стол, компьютер, документ, мышь, тетрадь, удочка

      абстрактные (отвлечённые): удивление, радость, страх, счастье, чудо

      вещественные: железо, золото, вода, кислород, молоко, кофе

      собирательные: молодёжь, листва, дворянство, зритель

    1. Укажите, к какой группе (конкретные, вещественные, отвлеченные, собирательные) относятся данные существительные по их лексико-грамматическому значению.

    Дом, океан, труд, время, красавица, ребенок, серебро, заря, повидло, чернила, молодежь, смелость, герой, геройство, пение, интеллигенция, собрание, порошок, вода, радость, животное, лето, масло, детвора, небеса, ребятня, крокодил, береза, листва, зелень, ягода, малина, рыба.

    2. Слово учителя

    Деление существительных на одушевленные и неодушевленные не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на живое и неживое. Так слово кукла, мертвец, туз, валет, козырь, леший относят к одушевленным. А слова народ, толпа, детвора, стая, группа, молодежь, крестьянство, рота – к неодушевленным. С точки зрения грамматики, у неодушевленных существительных форма Винительного падежа множественного числа совпадает с формой Именительного падежа, а у одушевленных – с формой Родительного падежа: увидел тетради – увидел братьев, услышал голоса – услышал соловьев.

    3. Запись и анализ текста.

    Ливень хлынул неожиданно, и тогда гроза перешла в ураган. В том самом месте, где около полудня, близ мраморной скамьи в саду, беседовали прокуратор и первосвященник, с ударом, похожим на пушечный, как трость переломило кипарис. Вместе с водяной пылью и градом на балкон под колонны несло сорванные розы, листья магнолий, маленькие сучья и песок. Ураган терзал сад.

    Чем осложнено второе предложение (близ мраморной скамьи – уточняющий член предложения; с ударом, похожим на пушечный обособленное определение)

    Назовите имена существительные, укажите их семантические и морфологические признаки, определите синтаксическую роль в предложении.

    4. Раб. тетрадь, задание 51.

    1. Ралли, кандалы, мемуары, пожитки.

    2. Барокко, торнадо , банджо, контральто.

    3. Умишко, носишко, бельишко , голосишко.

    4. Шасси , клещи, носилки, пассатижи.

    По лексическому значению слова определите, о каком существительном общего рода идёт речь.

    Тот, кто постоянно жалуется на всех. (Ябеда).

    Очень рассеянный. (Растяпа.)

    Суетливый, беспокойный человек. (Непоседа. Егоза.)

    Любящий вкусно и сладко поесть. (Сладкоежка.)

    Лентяй, бездельник. (Лежебока)

    Болтун. (Пустомеля)

    Тихий, смирный человек. (Тихоня)

    Человек, имеющий одинаковое с кем-нибудь имя. (Тёзка)

    Очень скупой человек. (Скряга)

    Человек, делающий всё медленно и вяло. (Копуша)

    Почему эти существительные называются существительными общего рода?

    (Среди существительных с окончанием –а в именительном падеже единственного числа есть группа слов, которые называются существительными общего рода, так как они могут выступать то как слова мужского, то как слова женского рода.)

    Задание № 2.

    У Григория Остера в «Книге о вкусной и здоровой пище людоеда» собраны «вредные» рецепты. Запишите названия рецептов, вставляя существительные общего рода.

    _____________________ с горячим носом.

    Сильно зазнавшуюся девочку посадить на сковородку, несколько раз похвалить, как только задерёт нос, полить его подсолнечным маслом, хорошо прожарить и есть, похваливая.

    Мучные блюда из ______________.

    Из ____________ можно приготовить много сытных и вкусных блюд, если, не отвечая ни на какие вопросы, сразу же закатать ___________ в тесто, предварительно залепив им рты густым сливочным кремом.

    ________________ в маринаде.

    Трёх сладкоежек, с утра объевшихся пирожных, конфет и мармелада, замариновать в стеклянной банке и хранить в сухом прохладном месте. В зимнее время они могут служить хорошей закуской.

    _______________ с начинкой.

    Сонную, всё время зевающую девочку посадить на противень и обложить большим количеством крупных красных помидоров. Каждый раз как зевнёт – запихивать в неё по три штуки. Начинённая помидорами ________ спит, как убитая, и вы можете варить, жарить или тушить её на медленном огне. Перед тем как съесть – разбудите.

    Азу из _________________.

    Вертлявую третьеклассницу, крутящуюся юлой, остановить, нарезать тонкими ломтиками её туфельки и бросить вместе с ней в булькающую подливку.

    Подавая к столу, смотрите, чтобы она, прыгая по тарелке через верёвочку, не забрызгала ваших гостей подливкой.

    _______________ с _____________.

    Равное количество ____________ и ______________ положить в одну посуду, бросить туда же три куска мыла, две мочалки, десять обувных щёток и одну одёжную, полить свежей грязью, подождать, пока ______________ почистятся, а __________ измажутся, и торжественно подать к столу.

    Для справок: егоза, неряхи и чистюли, зазнайка, соня, сластёны, почемучка.

    Что обозначают существительные общего рода?

    (Существительные общего рода обозначают черты характера человека, качества людей.)

    Как характеризуют данные существительные людей?

    Задание № 6.

    1 вариант

    Составьте предложения с существительными общего рода, отрицательно характеризующими человека.

    2 вариант

    Составьте предложения с существительными общего рода, положительно характеризующими человека.

    Для справок: мазила, трудяга, растяпа, неженка, работяга, тихоня, левша, тёзка, юла, хитрюга, трусишка, пустомеля.

    Были ли в списке нейтральные слова? Назовите.

    (Тёзка, левша.)

    Творческое задание

    Напишите сочинение-миниатюру «Школьный денёк», используя существительные общего рода.

    1. Раб. тетрадь, задание 52. Определите род существительных. Отметьте слова общего рода, составьте с ними словосочетания или предложения.

    Радость, тюль, депо, кофе, имя, мышь, педагог, работа, домишко, насекомое, рантье, умница, шимпанзе, инженер, врач, парикмахер, атташе, мастер, задира, кенгуру, недотрога, профессор, леди, Баку, Капри, растяпа, жюри, эскимо, Сочи, меню, товарищ, индюк, Миссисипи, вуз, ИТАР - ТАСС.

    3. Упр. 338.

    IV . Применение. Формирование умений и навыков

    Слово учителя. Большинство несклоняемых существительных – слова среднего рода, называющие неодушевленные предметы (какао, кофе, меню ). К мужскому роду относятся слова, обозначающие лиц мужского пола (маэстро, конферансье ), к женскому - женского пола (мисс, леди ). Род иноязычных географических наименований определяется по родовому понятию или по опорному слову словосокращений: Онтарио - озеро, Перу - государство, авеню - улица, кольраби - особый вид капусты.

    Род сложносокращенных слов определяется по роду ведущего слова: ИТА - информационно-телевизионное агентство.

    2. Раб. тетрадь, задание 53. Из данных слов выпишите существительные, которые имеют форму: а) только множественного числа; б) только единственного числа.

    Деньги, сумерки, мед, молодость, сутки, счета, ворота, холод, фарфор, вражда, молодежь, молоко, дрожжи, игры, каникулы, очки, искатели, ворота, огорчения, белила, коньки, чулки, ножницы, гусли, козлы, окна, щи, счеты, родня, учительство, влажность, смех, белье, мечта, счастье.

    3. Составление схемы « -Е, -И в окончаниях существительных разных склонений»

    пишется в 1) на -мя (у времени, о знамени);

    2) 1 скл. (у рощи, у свечи)

    словах: 3) 3-го скл. (матери, дочери, пути);

    4) на -ия (в Р., д-, п. п.- армии, об армии);

    5) на -ий, -ие (в п. п.) об известии, в санатории

    6) - Е – в остальных случаях

    4. Раб. тетрадь, задание 54. Запишите, обозначая окончания существительных и указывая номер приведенного выше правила - алгоритма.

    На песчаной отмели, в большом здании консерватории, в моей тетради, назовите по имени, был в библиотеке, служил в армии, ходил в шинели, рассказывал о разведке, подошел к площади, на первой странице, на ветке ели, участвовал в соревновании, был в школе, театре, на улице, был в планетарии, забыл о грусти, сила в объединении, о грустном известии, стоял у знамени, вне себя от радости, был в Румынии, любовь к Родине.

    5. Раб. тетрадь, задание 55. Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа.

    Абрикос, яблоко, договор, мандарин, полотенце, басня, помидор, кочерга, блюдце, сапог, рельс, сабля, северянин, грамм, солдат, татарин, минчанин, таджик, носок, сын, друг, курица, килограмм, дворянин, ущелье, платье, лист, князь муж, полено.

    6. Раб. тетрадь, задание 56. Определите, по какому признаку объединены слова, найдите «лишнее» слово

    1. Рагу, бра, купе, леди , такси.

    2. Салями, какао, лобби, резюме.

    3. Коммюнике , шимпанзе, кенгуру, кофе.

    4. Сани, салями, сливки, тиски.

    7. Раб. тетрадь, задание 57. Проверочная работа

    1 вариант

    1. Только во множественном числе употребляется существительное

    A ) Осло.

    B ) синева.

    C ) любовь.

    D ) железо.

    E ) мемуары.

    2. Правильно образованы все формы родительного падежа множественного числа в варианте

    A ) башкир, носок, партизан, помидор.

    B ) башкир, носков, партизан, помидоров.

    C ) башкир, носок, партизанов, помидоров.

    D ) башкир, носков, партизанов, помидоров.

    E ) башкиров, носков, партизанов, помидоров.

    3. Выберите строку с существительными второго склонения

    A ) Валя, Ваня.

    B ) юноша, дядя.

    C ) полесье, звено.

    D ) судьба, родина.

    E ) высота, слепота.

    4. Два варианта окончания: Е и У (Ю) – имеют в предложном падеже единственного числа существительные

    A ) круг, край.

    B ) кожа, сосна.

    C ) падеж, лицо.

    D ) дорога, тропка.

    E ) одежда, костюм.

    5. Несклоняемым является существительное

    A ) грипп.

    B ) добро.

    C ) козни.

    D ) метро.

    E ) щавель.

    6. К третьему склонению относятся существительные

    A ) рама, стол.

    B ) улица, забор.

    C ) кость, лесть.

    D ) диван, шкаф.

    E ) карандаш, ручка.

    7. К третьему склонению относятся существительные

    A ) ноль, день

    B ) толь, тюль.

    C ) конь, огонь.

    D ) пень, плетень.

    E ) свекровь, церковь.

    8. Слово общего рода

    A ) врач.

    B ) лентяй.

    C ) генерал.

    D ) задавака.

    E ) продавец.

    9. К разносклоняемым относятся существительные

    A ) имя, знамя, семя, стремя, путь.

    B ) радио, метро, табло, пенсне, плато.

    C ) лошадь, площадь, ночь, мать, дочь.

    D ) страна, юноша, статья, певунья, плясунья.

    E ) слово, здание, здоровье, санаторий, ветер.

    10. К третьему склонению относятся существительные

    A ) ответ, дар.

    B ) лицо, взор.

    C ) привет, удар.

    D ) письмо, слово.

    E ) мощь, храбрость.

    2 вариант

    1. Правильно согласуется подлежащее со сказуемым в предложении

    A ) ГЭС вступил в строй.

    B ) СМУ получила обязательства.

    C ) ВДНХ представил новые экспонаты.

    D ) НИИ начала работать над новой темой.

    E ) КазГУ получил статус национального университета.

    2. Только форму единственного числа имеют

    A ) названия игр.

    B ) слова бремя, вымя, пламя, темя.

    C ) названия промежутков времени.

    D ) названия составных и парных предметов.

    E ) названия материалов, веществ или их остатков.

    3. Укажите, в каком случае форма множественного числа существительного не обозначает множество предметов:

    A ) Море – моря.

    B ) Грязь – грязи.

    C ) Стул – стулья.

    D ) Ребёнок – дети.

    E ) Человек – люди.

    4. К среднему роду относится сложносокращённое слово:

    A ) РТС.

    B ) ГЭС.

    C ) ГАИ.

    D ) ПТУ.

    E ) ТЮЗ.

    5. Только форму множественного числа имеет слово

    A ) чай.

    B ) силос.

    C ) дебаты.

    D ) ельник.

    E ) учительство.

    6. Только форму множественного числа имеют существительные

    A ) горы, леса.

    B ) народы, дети.

    C ) борцы, бойцы.

    D ) камни, цветы.

    E ) шорты, каникулы.

    7. К среднему роду относятся имена существительные

    A ) тенге, атташе.

    B ) салями, мадам.

    C ) авеню, кольраби.

    D ) бюро, коммюнике.

    E ) колибри, пенальти.

    8. Слово общего рода

    A ) сестра.

    B ) сирота.

    C ) страна.

    D ) папаша.

    E ) дедушка.

    9. К несклоняемым относятся имена существительные

    A ) среднего рода с окончанием Я.

    B ) среднего рода с окончаниями О, Е.

    C ) мужского и женского рода с окончаниями А, Я.

    D ) мужского и женского рода с нулевым окончанием.

    E ) иноязычные с конечными гласными О, Е, У, Ю, И, Э.

    10. Ни к одному из трёх склонений не относятся существительные

    A ) дома, земли, церкви.

    B ) забияки, нюни, ломаки.

    C ) караваи, батоны, калачи.

    D ) каникулы, сутки, дрожжи.

    E ) тростинки, лозинки, росинки

    V . Этап информации о домашнем задании § 38, упр. 329

    VI . Подведение итогов урока

    VII . Этап рефлексии



    Последние материалы раздела:

    Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
    Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

    Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

    Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
    Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

    Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

    Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
    Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

    Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...