Причины строительства китайской стены. Значение «великая китайская стена

Из курса школьной истории многие из нас знают о том, что Великая Китайская стена – самый большой архитектурный памятник. Ее протяженность равняется 8,851 км. Высота грандиозного сооружения варьируется от 6 до 10 метров, а ширина колеблется между отметками в 5 и 8 метров.

Китайская стена на карте Китая

История создания Великой Китайской стены

В Северном Китае еще в 3 веке до нашей эры часто случались столкновения китайского народа с хунну. Этот исторический период был назван «эпохой Воюющих Царств».

Тогда же и началось строительство Великой Китайской стены. Главная роль, которую отвели каменной конструкции, заключалась в том, что она должна была обозначить границы Китайской Империи, и объединить разрозненные провинции и области в единую территорию.

В центре китайских равнин то и дело возникали новые торговые пункты и города. И враждующие между собой и с другими соседние народы грабили и разоряли их с завидной регулярностью. В постройке стены властители той эпохи видели решение этой проблемы.

Во время правления императора Цинь Шихуанди из династии Цинь было решено бросить все силы на продолжение строительства стены. В этом масштабном историческом проекте участвовала большая часть населения, и даже армия императора.

Строили Китайскую стену во время правления данного императора 10 лет. Рабы, крестьяне, люди со средним достатком положили свои жизни, чтобы возвести конструкцию из глины и камня. Сами работы по возведению были осложнены отсутствием подъездов и дорог к некоторым участкам строительства. Люди испытывали нехватку в питьевой воде и еде, умирали от эпидемий без врачей и лекарей. Но строительные работы не прекращались.

Сначала стена строилась силами 300 тысяч человек. Но под конец ее возведения число работников достигло 2-х миллионов. Вокруг Китайской стены ходило много легенд и сказаний. Однажды императору Цинь донесли, что строительство стены прекратится после смерти человека по имени Вано. Император приказал отыскать такого, и убить его. Бедный работник был замурован в основание стены. Но строительство продолжалось еще очень долго.

Китайская стена делит Китай на юг фермеров и север кочевых народов. Во времена правления династии Мин стену укрепляли кирпичом, и возводили на ней сторожевые башни. При императоре Ваньли многие части стены перестраивались или строились заново. В народе эту стену люди именовали «земляным драконом». Потому что ее основания были высокими земляными насыпями. И ее цвета соответствовали такому названию.

Великая Китайская стена начинается в городе Шанхай-гуань, один из ее участков проходит рядом с Пекином, и заканчивается в городе Цзяюй-гуань. Данная стена в Китае является не только национальным достоянием, но и настоящим кладбищем. Кости закопанных там людей находят и сегодня.

Как оборонное сооружение эта стена показала себя не с лучшей стороны. Пустые ее участки не могли остановить врага. А для тех мест, которые охраняли люди, ее высоты не хватало, чтобы качественно отбивать атаки. Ее небольшая высота не могла полноценно защитить местность от варварских набегов. Да и ширины конструкции явно не хватало, чтобы разместить на ней достаточное количество воинов, способных полноценно сражаться.

Бессмысленная для обороны, но полезная для торговли стена все же продолжала строиться. Для ее возведения люди насильно уводились на работу. Разбивались семьи, мужчины теряли жен и детей, а матери сыновей. На стену могли отправить за малейшую провинность. Чтобы набрать туда людей проводились специальные призывы, подобные тому, как набирают воинов для армии. Люди роптали, иногда организовывались бунты, которые подавлялись армией императора. Последний бунт стал последним. Ведь после него правлению династии Мин пришел конец, и стройка остановилась.

Нынешнее правительство Китая ввело ряд штрафов за порчу достопримечательности. Это пришлось сделать из-за того, что многие туристы стремились увезти с собой кусочек Китайской стены. И естественные процессы ее разрушения только ускорялись от таких варварских действий. Хотя в 70-е годы стену предлагалось разрушать намеренно. Из-за сложившегося тогда политического мировоззрения, стена воспринималась, как пережиток прошлого.

Из чего строили Великую стену?

До правления династии Цинь стройматериалы для стены применялись примитивные: глина, земля, галька. После этого периода стали строить из кирпичей, обожженных на солнце. А также из больших каменных глыб. Стройматериалы брали там же, где проходило строительство. Раствор для камней делали из рисовой муки. Эта клейковина достаточно надежно скрепляла глыбы разной формы между собой.

Китайская стена даже использовалась, как дорога. По своей структуре она неоднородна. Имеет разную высоту, граничит с горными ущельями и возвышенностями. Высота ее ступеней в некоторых местах достигает 30 см. Иные ступени имеют высоту всего 5 см. Подниматься на Китайскую стену довольно удобно, но спуск может стать рискованным приключением. И все из-за такого устройства ступеней.

Многие туристы, побывавшие на стене, отметили такую ее особенность. Казалось бы, нет ничего проще, чем спускаться вниз по ступеням. Но парадокс состоит в том, что спуск по ступенькам разной высоты отнимает больше времени, чем подъем по ним же.

Отношение китайцев к данному сооружению

В разные периоды строительства и реконструкции стены люди поднимали восстания, так как их силы были на исходе. Стражники легко пропускали врага через стену. А в некоторых местах охотно брали взятки, чтобы не лишиться жизни при набегах противников.

Люди поднимали бунты, не желая строить бесполезную конструкцию. Сегодня в Китае стене придают совсем иное значение. Несмотря на все провалы, трудности и неудачи, возникавшие при строительстве, стену считают символом стойкости китайского народа.

Современные китайцы относятся к стене по-разному. Кто-то испытывает при виде нее священный трепет, кто-то запросто может бросить мусор возле этой достопримечательности. Большинство же испытывают к ней умеренный интерес. Но на групповые экскурсии на стену китайцы ездят также охотно, как и иностранные туристы.

Мао Цзэдун в своей книге писал, что тот, кто не побывал на Великой стене, не может называть себя истинным китайцем. На небольших участках стены ежегодно устраиваются марафоны бегунов, проводятся экскурсии, ведутся исследовательские работы и реконструкции.

Китайская стена: факты, мифы и поверья

Среди обилия информации о главной китайской достопримечательности, довольно популярен миф о том, что Китайскую стену видно даже с Луны. На самом деле, этот миф давно развенчан. Ни один астронавт так и не смог отчетливо лицезреть эту стену ни с орбитальной станции, ни с ночного спутника земли.

В 1754 году появилось первое упоминание о том, что Великая Китайская стена настолько масштабна, что ее единственную видно с Луны. Но космонавтам так и не удалось рассмотреть это сооружение из камней и земли на снимках.

В 2001 году Нил Армстронг также опроверг слухи о том, что Китайскую стену можно увидеть с орбиты Земли. Он заявил, что никто из других космонавтов не смог отчетливо увидеть данную конструкцию на китайской территории.

Кроме споров о видимости стены с орбиты, вокруг этой достопримечательности существует немало слухов и легенд. Ужасная легенда о том, что раствор для строительства замешивали из измельченных человеческих костей, также не подтвердилась. Основой для раствора служила рисовая мука.

Еще один миф гласит, что когда один фермер погиб при строительстве стены, его жена так долго плакала на ней, что часть конструкции обрушилась, обнажив останки погибшего. И женщина смогла похоронить мужа со всеми почестями.

О строительстве данного объекта ходили разные слухи. Некоторые утверждали, что прокладывать колею для стены людям помогал настоящий огнедышащий дракон, который своим пламенем плавил пространство для облегчения строительных работ на нем.

Помимо прочего, есть легенда и о самом строительстве. В ней говорится, что когда к главному архитектору подошли и спросили, сколько изготавливать кирпичей. Он назвал число «999999». После завершения строительных работ один кирпич остался, и хитрый архитектор приказал вмонтировать его над одним из входов в сторожевую башню для привлечения удачи. И сделал вид, что все так и задумывалось.

Рассмотрим достоверные факты о Великой Китайской стене:

  • Объект внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО;
  • Некоторые участки стены были уничтожены современниками, потому что возникла потребность в местах для нового строительства;
  • Это искусственное сооружение является самым длинным в мире;
  • Достопримечательность не отнесена к чудесам Древнего мира;
  • Еще одно название Китайской стены – «Фиолетовая граница»;
  • Для всего мирового сообщества стену открыл в 1605 году европеец Бенту де Гойс;
  • Кроме защитных функций, конструкцию использовали для введения государственных пошлин, контроля за переселением народов и учета внешней торговли;
  • Многие известные политики и актеры посещали данную достопримечательность;
  • Сторожевые пункты стены использовались, как маяки;
  • На стене даже сегодня организовываются ночные и вечерние экскурсии;
  • На эту конструкцию можно забраться пешком и на фуникулере;
  • В 2004 году стену посетили 41,8 миллиона иностранных туристов;
  • Простая тачка, повсеместно используемая на стройке, была изобретена при строительстве стены;
  • Заключительная битва на этом сооружении состоялась в 1938 году между китайцами и японцами;
  • Наивысшая точка стены расположена рядом с городом Пекином на 5000 метров выше уровня моря;
  • Этот объект – самое популярное направление туризма в Поднебесной;
  • Строительство легендарной стены было закончено в 1644 году.

Поддерживать такой огромный архитектурный объект в презентабельном виде почти невозможно. Что влияет на Великую Китайскую стену сегодня?

Почему разрушается наследие предков?

На протяжении трех императорских «царств» подряд Китайская стена строилась и неоднократно перестраивалась. Ее возводили при правлении династий Цинь, Хань и Мин. Каждая династия привносила что-то новое в облик сооружения, предавая возведению конструкции новый смысл. Строительство завершилось в эпоху правления Мин. Возведение стены послужило одним из поводов к масштабному восстанию, в ходе которого последний представитель династии был свергнут с трона.

На сегодняшний день, даже современные строительные технологии и инновации не могут остановить разрушение огромного сооружения. Некоторые участки стены обваливаются сами из-за воздействия ливней, солнца, ветров и времени.

Другие же разбирают местные жители, чтобы использовать материалы для строительства деревень. Наносят урон стене и туристы. Нередко встречаются отрезки стены, изрисованные граффити. Из сооружения вытаскиваются камни и другие части.

Кроме того, некоторые отрезки Великой Китайской стены находятся так далеко от городов и населенных пунктов, что следить за их состоянием просто некому. Да и затратное для экономики дело никак не вписывается в современный китайский бюджет.

Великая стена производит впечатление органично вписанного в ландшафт сооружения. Она как бы сливается с деревьями, холмами и степями вокруг, никак не нарушая красоту мест, где она пролегает. Ее краски – это оттенки земляные и песчаные оттенки. Если смотреть со стороны, то создается впечатление, что сооружение, как хамелеон, подстраивается под все оттенки зелени вокруг, и растворяется среди древесных палитр местной растительности.

Эта достопримечательность имеет множество каналов и ответвлений. Ее история полна тайн, трагедий и загадок. А сама конструкция не отличается инженерными изысками. Но тот смысл, который заложен в этот символ сегодня, позволяет сказать, что китайский народ не знает себе равных в труде и упорстве. Ведь для возведения данного сооружения понадобились тысячелетия и миллионы человеческих рук, возводящих стену камень за камнем.

Бадалин - наиболее посещаемый туристами отрезок Великой Китайской стены

«Длинная стена в 10 000 ли» – так называют это чудо античной инженерной мысли сами китайцы. Для огромной страны с почти полуторамиллиардным населением она стала предметом национальной гордости, визитной карточкой, которая привлекает путешественников со всех уголков планеты. На сегодняшний день Великая Китайская стена является одной из самых популярных достопримечательностей – ежегодно ее посещает примерно 40 миллионов человек. В 1987 году уникальный объект был включён ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия.

Местные жители еще любят повторять, что тот, кто не поднялся на стену – ненастоящий китаец. Эта фраза, произнесенная еще Мао Цзэдуном, воспринимается как настоящий призыв к действию. Несмотря на то, что высота сооружения составляет примерно 10 метров при ширине на разных участках в пределах 5-8 м (не говоря уже о не совсем удобных ступеньках), иностранцев, желающих хотя бы на мгновение почувствовать себя истинными китайцами, меньше не становится. К тому же, с высоты открывается великолепная панорама окрестностей, любоваться которой можно бесконечно.

Невольно удивляешься, насколько гармонично это творение рук человеческих вписывается в природный ландшафт, составляя с ним единое целое. Разгадка феномена проста: Великая Китайская стена прокладывалась не по пустынной местности, а рядом с холмами и горами, отрогами и глубокими ущельями, плавно огибая их. Но зачем древним китайцам понадобилось возводить такое большое и протяженное укрепление? Как шло строительство и долго ли оно продолжалось? Этими вопросами задается каждый, кому посчастливилось побывать здесь хотя бы однажды. Ответы на них давно получены исследователями, и на богатом историческом прошлом Великой Китайской стены мы еще остановимся. Сама же она оставляет у туристов неоднозначное впечатление, поскольку одни участки находятся в отличном состоянии, а другие совершенно заброшены. Только это обстоятельство ни в коей мере не умаляет интерес к этому объекту – скорее, наоборот.


История строительства Великой Китайской стены


В III веке до нашей эры одним из правителей Поднебесной был император Цин Шихуанди. Его эпоха пришлась на период Воюющих царств. То было сложное и противоречивое время. Государству со всех сторон угрожали враги, особенно агрессивные кочевники хунну, и оно нуждалось в защите от их вероломных набегов. Так родилось решение построить неприступную стену – высокую и протяженную, чтобы никто не мог нарушить покой империи Цинь. Одновременно это сооружение должно было, выражаясь современным языком, демаркировать границы древнекитайского царства и способствовать дальнейшей его централизации. Стена призвана была решить и вопрос «чистоты нации»: отгородившись от варваров, китайцы лишались бы возможности вступать с ними в брачные отношения и заводить совместных детей.

Идея возведения такого грандиозного пограничного укрепления родилась отнюдь не на ровном месте. Прецеденты уже имелись. Многие царства – например, Вэй, Янь, Чжао и уже упомянутое Цинь – пытались построить у себя нечто подобное. Государство Вэй возвело свою стену около 353 года до н. э.: глинобитная конструкция разделила его с царством Цинь. Позднее это и другие пограничные укрепления соединили между собой, и они образовали единый архитектурный ансамбль.


Строительство Великой Китайской стены стартовало вдоль Иншаня – горной системы во Внутренней Монголии, это на севере Китая. Координировать его ход император назначил полководца Мэн Тяня. Фронт работ предстоял большой. Ранее построенные стены нужно было укрепить, соединить новыми участками и удлинить. Что касается так называемых «внутренних» стен, служивших границами между отдельными царствами, то их попросту сносили.

Возведение первых участков этого грандиозного объекта заняло в общей сложности целое десятилетие, а строительство всей Великой Китайской стены растянулось на два тысячелетия (по некоторым свидетельствам, даже на целых 2700 лет). На разных его этапах количество одновременно задействованных на работах людей достигало трехсот тысяч. В целом власти привлекли (точнее, принудили) к ним около двух миллионов человек. Это были представители многих социальных слоев: и рабы, и крестьяне, и военнослужащие. Рабочие трудились в нечеловеческих условиях. Одни погибали от непосильного труда как такового, другие становились жертвами тяжелых и неизлечимых инфекций.

К комфорту, хотя бы относительному, не располагала и сама местность. Сооружение пролегало вдоль горных массивов, огибая все отходящие от них отроги. Строители двигались вперед, преодолевая не только высокие подъемы, но и множество ущелий. Их жертвы оказались не напрасны – по крайней мере, с позиции сегодняшнего дня: именно такой ландшафт местности и обусловил уникальный облик чудо-сооружения. Не говоря уже о его размерах: в среднем высота стены достигает 7,5 метров, и это без учета прямоугольных зубцов (с ними получаются все 9 м). Ее ширина тоже неодинакова – внизу 6,5 м, наверху 5,5 м.

Китайцы в обиходе называют свою стену «земляным драконом». И отнюдь не случайно: в самом начале при ее возведении использовались любые материалы, прежде всего, утрамбованная земля. Делалось это так: сначала из тростника или прутьев сплетали щиты, а между ними послойно прессовали глину, мелкие камушки и другие подручные материалы. Когда же за дело взялся император Цинь Шихуанди, стали использовать более надежные каменные плиты, которые укладывали впритык друг к другу.


Сохранившиеся секции Великой Китайской стены

Однако не только многообразие материалов обусловило неоднородный облик Великой Китайской стены. Узнаваемой ее делают и башни. Часть из них была построена еще до того, как появилась сама стена, и была встроена в нее. Другие возвышения появились одновременно с каменной «границей». Определить, какие были до, а какие возвели после, несложно: первые имеют меньшую ширину и располагаются на неодинаковом расстоянии, в то время как вторые органично вписываются в постройку и удалены друг от друга ровно на 200 метров. Их обычно возводили прямоугольными, в два этажа, оборудуя верхними площадками с бойницами. Наблюдение за маневрами врагов, особенно когда они наступали, велось с сигнальных вышек, размещавшихся здесь же, на стене.

Когда к власти пришла династия Хань, правившая с 206 года до нашей эры до 220 года нашей эры, Великую Китайскую стену расширили в западном направлении – до Дуньхуана. В этот период объект оснастили целой линией сторожевых башен, которые уходили вглубь пустыни. Их предназначение – защита караванов с товарами, нередко страдавших от набегов кочевников. До наших дней, в основном, дошли участки стены, возведенные в эпоху династии Мин, правившей с 1368 по 1644 год. Они возводились преимущественно из более надежных и прочных материалов – каменных блоков и кирпича. За три столетия царствования названной династии Великая Китайская стена значительно «выросла», протянувшись от побережья Бохайского залива (застава Шаньхайгуань) до приграничья современных Синьцзян-Уйгурского автономного округа и провинции Ганьсу (застава Юймэньгуань).

Где начинается и заканчивается стена

Рукотворная граница Древнего Китая берет свое начало на севере страны, в расположенном на берегу Бохайского залива Желтого моря городе Шанхай-гуань, имевшем некогда стратегическое значение на рубежах Маньчжурии и Монголии. Это самая восточная точка «Длинной стены в 10 000 ли». Здесь же находится и башня Лаолунтоу, её еще называют «головой дракона». Башня примечательна и тем, что является единственным местом в стране, где Великая Китайская стена омывается морем, а сама она на целых 23 метра углубляется в залив.


Самая западная точка монументального сооружения находится в окрестностях города Цзяюгуань, что в центральной части Поднебесной. Здесь Великая Китайская стена сохранилась наилучшим образом. Этот участок строили ещё в XIV веке, поэтому тоже мог бы не выдержать испытания временем. Но он сохранился благодаря тому, что его постоянно укрепляли и ремонтировали. Самая западная застава империи была построена возле горы Цзяюёшань. Форпост оснастили рвом и стенами – внутренней и полукруглой внешней. Также имеются основные ворота, находящиеся на западной и восточной стороне заставы. Тут гордо высится и башня Юньтай, рассматриваемая многими чуть ли не как отдельная достопримечательность. Внутри на стенах выбиты буддийские тексты и барельефы древнекитайских царей, которые вызывают неизменный интерес исследователей.



Мифы, легенды, интересные факты


Долгое время считалось, что Великую Китайскую стену можно видеть из космоса. Причем родился этот миф задолго до полетов на околоземную орбиту, в 1893 году. С таким даже не предположением, а утверждением выступил журнал The Century (США). Потом к этой мысли вернулись в 1932 году. Известный в то время шоумен Роберт Рипли утверждал, что сооружение можно увидеть и с Луны. С наступлением эры космических полетов эти утверждения были в целом опровергнуты. Как утверждают специалисты NASA, объект едва различим с орбиты, от которой до поверхности Земли примерно 160 км. Стену, и то с помощью сильного бинокля, смог разглядеть американский астронавт Уильям Поуг.

Другой миф возвращает нас непосредственно ко временам строительства Великой Китайской стены. Древнее предание гласит, что в качестве цементирующего раствора, скреплявшего камни между собой, якобы использовался приготовленный из человеческих костей порошок. За «сырьем» для него ходить далеко не нужно было, учитывая, что здесь погибало много рабочих. К счастью, это всего лишь легенда, хотя и жуткая. Древние мастера сцепляющий раствор действительно готовили из порошка, только основу субстанции составляла обычная рисовая мука.


Сохранилось предание о том, что будто путь рабочим прокладывал большой огненный Дракон. Он же указывал, на каких участках нужно возводить стену, и строители неуклонно шли по его следам. Другая легенда повествует о жене фермера, которую звали Мен Джинг Ню. Узнав о гибели мужа на строительстве, она пришла туда и начала безутешно плакать. В результате один из участков разрушился, и вдова увидела под ним останки своего любимого, которые она смогла взять и похоронить.

Известно, что тачку изобрели китайцы. Но мало кто знает, что к этому их подтолкнуло начавшееся строительство грандиозного объекта: рабочие нуждались в удобном приспособлении, с помощью которого можно было бы перевозить стройматериалы. Некоторые участки Великой Китайской стены, имевшие исключительно важное стратегическое значение, окружили защитными рвами, заполненными водой или оставленными в виде канав.

Великая Китайская стена зимой

Участки Великой Китайской стены

Для посещения туристами открыто несколько участков Великой Китайской стены. Расскажем о некоторых из них.

Ближайшей к Пекину, современной столице КНР, заставой является Бадалин (она же одна из самых популярных). Находится севернее прохода Цзюйюнгуань и от города до нее всего 60 км. Строилась она в эпоху девятого китайского императора – Хунчжи, правившего с 1487 по 1505 год. Вдоль этого участка стены расположены сигнальные площадки и дозорные башни, на которые открывается великолепный вид, если подняться на ее самую высокую точку. В этом месте высота объекта достигает в среднем 7,8 метра. Ширина достаточна для того, чтобы могли пройти 10 пешеходов или проехать 5 коней.

Еще одна достаточно близкая к столице застава называется Мутяньюй и находится от нее в 75 км, в Хуайжоу – районе городского подчинения Пекина. Данный участок был построен в правление императоров Лунцин (Чжу Цзайхоу) и Ваньли (Чжу Ицзюнь), принадлежавших к династии Мин. В этом месте стена берет крутой поворот в направлении северо-восточных регионов страны. Местный ландшафт гористый, тут много крутых склонов и обрывов. Застава примечательна тем, что на ее юго-восточной оконечности сходятся воедино три ответвления «великой каменной границы», причем на 600-метровой высоте.

Одним из немногих участков, где Великая Китайская стена сохранилась практически в первозданном виде, является Сыматай. Он находится в деревне Губэйкоу, что в 100 км северо-восточнее уезда Миюнь, относящегося к муниципалитету Пекина. Этот участок протянулся на 19 км. В его юго-восточной части, впечатляющей своим неприступным видом и сегодня, располагаются частично сохранившиеся наблюдательные вышки (всего их 14).



От Цзиньчуаньского ущелья берет свое начало степной участок стены – это восточнее уездного города Шаньдань, что в округе Чжанъе провинции Ганьсу. В этом месте сооружение протянулось на 30 км, а его высота варьируется в пределах 4-5 метров. В древности Великая Китайская стена тут подпиралась с обеих сторон парапетом, сохранившимся до наших дней. Отдельного внимания заслуживает и само ущелье. На 5-метровой высоте, если считать от его дна, прямо на скалистом обрыве можно рассмотреть несколько вырезанных иероглифов. Надпись переводится как «Цзиньчуаньская цитадель».



В той же провинции Ганьсу, севернее заставы Цзяюйгуань, на расстоянии всего 8 км расположился обрывистый участок Великой Китайской стены. Его построили в период империи Мин. Такой вид он получил из-за специфики местного ландшафта. Изгибы горного рельефа, которые вынуждены были учесть строители, «приводят» стену к крутому спуску прямо в расщелину, где она идет ровно. В 1988 году китайские власти отреставрировали этот участок и спустя год открыли его для туристов. С дозорной вышки великолепно обозревается панорама окрестностей по обе стороны стены.


Обрывистый участок Великой Китайской стены

Руины заставы Янгуань находятся в 75 км юго-западнее города Дуньхуан, в древности служившем воротами в Поднебесную на Великом шёлковом пути. В старину протяженность этого участка стены составляла примерно 70 км. Здесь можно увидеть внушительные нагромождения камней и земляные валы. Всё это не оставляет сомнений: дозорных и сигнальных вышек тут было не меньше дюжины. Однако до нашего времени они не сохранились, если не считать сигнальную вышку севернее заставы, на горе Дуньдунь.




Участок, известный как Вэйская стена, берет свое начало в местечке Чаоюаньдунь (провинция Шэньси), расположенном на западном побережье реки Чанцзянь. Недалеко отсюда находится северный отрог одной из пяти священных гор даосизма – Хуашань, относящейся к хребту Циньлин. Отсюда Великая Китайская стена движется в направлении северных районов, свидетельством чему являются её фрагменты в деревнях Чэннань и Хунъянь, из которых лучше всего сохранился первый.

Мероприятия по сохранению стены

Время не щадило этот уникальный архитектурный объект, который многие называют восьмым чудом света. Правители китайских царств делали всё от них зависящее, чтобы противодействовать разрушению. Однако с 1644 по 1911 год – период маньчжурской династии Цин – Великая стена была практически заброшена и подверглась еще большему разрушению. В порядке поддерживался лишь участок Бадалин, и то потому, что он находился около Пекина и считался «парадными воротами» в столицу. История, конечно, не терпит сослагательного наклонения, но если бы не предательство полководца У Саньгуя, открывшего маньчжурам ворота Шаньхайгуаньской заставы и пропустившего врага, династия Мин не пала бы, и отношение к стене сохранилось бы прежнее – бережное.



Дэн Сяопин, основоположник экономических реформ в КНР, большое внимание уделял и сохранению исторического наследия страны. Именно он выступил инициатором реставрации Великой Китайской стены, программа которой стартовала в 1984 году. Она финансировалась из самых разных источников, в том числе из средств иностранных бизнес-структур и пожертвований частных лиц. Для сбора денег в конце 80-х в столице Поднебесной даже прошел аукцион искусства, ход которого широко освещался не только в самой стране, но и ведущими телекомпаниями Парижа, Лондона и Нью-Йорка. На вырученные средства была проведена большая работа, но отдаленные от туристических центров участки стены по-прежнему находятся в плачевном состоянии.

6 сентября 1994 года в Бадалине был торжественно открыт тематический Музей Великой Китайской стены. Позади здания, напоминающего стену своим внешним видом, находится и она сама. Учреждение призвано популяризировать большое историческое и культурное наследие этого без преувеличения уникального архитектурного объекта.

Под него стилизован даже коридор в музее – он отличается извилистостью, по всей его длине находятся «проходы», «сигнальные вышки», «крепости» и т. д. Экскурсия позволяет почувствовать себя так, будто путешествуешь по настоящей Великой Китайской стене: настолько здесь все продумано и реалистично.

Туристам на заметку


На участке Мутяньюй, самом протяженном из полностью отреставрированных фрагментов стены, расположенном в 90 км севернее столицы КНР, имеются два фуникулера. Первый оснащен закрытыми кабинками и рассчитан на 4-6 человек, второй представляет собой открытый подъемник, по аналогии с горнолыжными. Страдающим акрофобией (боязнью высоты) лучше не рисковать и отдать предпочтение пешей экскурсии, которая, однако, тоже сопряжена с трудностями.

Подниматься на Великую Китайскую стену достаточно легко, а вот спуск может превратиться в настоящую пытку. Дело в том, что высота ступеней не является одинаковой и варьируется в пределах 5-30 сантиметров. Спускаться по ним следует с предельной внимательностью и желательно не останавливаться, потому что после паузы возобновить спуск намного тяжелее. Один турист даже подсчитал: подъем на стену на самом низком ее участке сопряжен с преодолением 4 тысяч (!) ступеней.

Время для посещений, как добраться до Великой Китайской стены

Экскурсии на участок Мутяньюй с 16 марта по 15 ноября проводятся с 7:00 до 18:00, в остальные месяцы – с 7:30 до 17:00.

Участок Бадалин доступен для посещений с 6:00 до 19:00 в летний период и с 7:00 до 18:00 в зимнее время.

Знакомиться с участком Сыматай в ноябре-марте можно с 8:00 до 17:00, в апреле-ноябре – с 8:00 до 19:00.


Посещение Великой Китайской стены предусмотрено как в составе экскурсионных групп, так и в индивидуальном порядке. В первом случае туристов доставляют специальными автобусами, которые обычно отправляются с пекинской площади Тяньаньмэнь, улиц Ябаолу и Цяньмэнь, во втором к услугам любознательных путешественников общественный транспорт или нанятая на весь день частная машина с водителем.


Первый вариант подойдет тем, кто оказался в Поднебесной впервые и не знает языка. Или, наоборот, знающим страну и владеющим китайским, но при этом желающим сэкономить: групповые экскурсии стоят сравнительно недорого. Но тут есть и свои издержки, а именно значительная продолжительность таких туров и необходимость ориентироваться на других участников группы.

Общественным транспортом, чтобы добраться до Великой Китайской стены, пользуются обычно те, кто хорошо знает Пекин и хотя бы немного говорит и читает на китайском языке. Поездка обычным автобусом или электричкой обойдется дешевле даже самого привлекательного по цене группового тура. Налицо и экономия времени: самостоятельная экскурсия позволит не отвлекаться, например, на посещение многочисленных сувенирных лавок, куда так любят водить туристов гиды в надежде заработать свои комиссионные от продаж.

Аренда водителя с автомобилем на весь день – самый комфортный и гибкий способ добраться до того участка Великой Китайской стены, который вы выберете сами. Удовольствие не из дешевых, но оно стоит того. Состоятельные туристы часто заказывают машину через отель. Поймать ее можно и просто на улице, как обычное такси: так зарабатывают многие столичные жители, с готовностью предлагая иностранцам свои услуги. Только не забудьте взять у водителя номер телефона или сфотографировать сам автомобиль, чтобы потом долго не искать его, если человек до вашего возвращения с экскурсии куда-нибудь отойдет или отъедет.

Великая Китайская стена является самым грандиозным древнекитайским военно-оборонительным сооружением и одним из настоящих чудес в мировой истории архитектуры. Подобно гигантскому дракону, она тянется с запада на восток через горы и долины, обширные степи и засушливые пустыни. С историей, насчитывающей более 2000 лет, некоторые секции Стены исчезли или превратились в руины. Некоторые участки исчезли сами, другим “помогли” люди. Часть древнего сооружения выдержала испытание временем, став немым свидетелем подъема и падения правивших династий. Стена остается одной из наиболее привлекательных мировых исторических памятников благодаря своему архитектурному величию и историческому значению. Великая Китайская стена является символом китайской цивилизации и одним из величайших чудес, созданных китайским народом. Ежегодно этот непревзойденный памятник архитектуры, настоящее инженерное чудо древности привлекает внимание более 10 миллионов туристов со всего мира.

Великая китайская стена: причины строительства

Три стороны Китая защищены природными преградами - на юге хребтом Гималайских гор, на востоке Тихим океаном, на западе Тибетским нагорьем. Северная граница государства оставалась открытой, чем и пользовались кочевники, совершая набеги на территорию Китая, изымая урожай и скот, а самих крестьян забирали с собой и превращали в рабов. Кочевники были хорошими наездниками, внезапно появлялись и так же внезапно исчезали. Расположенная вдоль территории северных границ, китайская армия состояла из пехотинцев, и поэтому была не в состоянии противостоять молниеносным набегам кочевников. После рассмотрения множества стратегий, китайцы решили, что строительство стены было бы самым логичным решением данной проблемы. Мощные стены со сторожевыми башнями и охраной должны были предотвратить вторжения кочевников на их быстрых лошадях. Это была отчаянная попытка построить защитное сооружение и раз и навсегда надежно защитить северные границы империи.

Китай не был единственным государством, строивший стены для защиты своих границ. Афины, Римская империя, Дания и Корея, все занимались подобным строительством в определенные периоды своей истории. Стена Адриана в Северной Англии, построенная для ограждения римлян от "варваров", имела длину 120 км. Все они строились с оборонительными целями, и Великая китайская стена не стала исключением. Но Великая китайская стена уникальна. Ни одно подобное сооружение в мире не может сравниться масштабами строительства.

В массовом сознании ее считают одним целым, на самом деле она состоит из многочисленных Стен, построенных правителями различных династий на протяжении 1800 лет.

Краткая хронология строительства:

Первую Великую стену построила династия Цинь (221 до н.э -207 до н.э.). Первые участки Стены появились еще в седьмом веке до нашей эры, когда Китай состоял из множества враждующих царств. После объединения Китая в 221 г. до н.э., первый император династии Цинь соединил стены в трех провинциях на севере страны и образовал первую "Вань Ли Чан Чэн" (в переводе "Великая стена десять тысяч ли", ли - китайская единица длины, 2 ли = 1 км). С тех пор, Стену восстанавливали, изменяли, продлевали на протяжении всей китайской истории более 1800 лет. В некоторых районах, построенные двумя различными династиями стены можно увидеть рядом друг с другом.

Вторую Великую стену построила династия Хань (205 до н.э -127 до н.э.). Император Уди начал обширную программу расширения, реконструкции и укрепление первой Великой китайской стены. Длина Стены в период правления Хань превысила 10 000 км и частично проходила вдоль Великого шелкового пути – торгового маршрута, связывающего Восточную Азию со Средиземноморьем. Несмотря на охрану и расширения, кочевники пробивали бреши и продолжали проникать на территорию Китая.

Третья Великая стена построена во времена династии Цзинь (1115-1234). Император династии Цзинь приказал дополнительно рыть канавы вдоль всей территории Стены. Несмотря на построенные внушительные укрепления, монголы свергли Цзинь в 1276 году, и установили в Китае правление династии Юань.

Четвертую Великую стену построила династия Мин (1367-1644), благодаря которой несколько раз удалось отразить атаки кочевников. В 1644 году маньчжуры убедили генерала У Sangui открыть ворота, взяли Пекин и сформировали династию Цин. Большинство Стены, которую туристы посещают сегодня, была построена во времена династии Мин. Проведенное в 2009 году исследование показало, что построенная во времена династии Мин Великая китайская стена протягивается на 8851 километров от берега Тихого океана на западе до пустыни Гоби на востоке. Из них 6259 километров составляет Стена, 359 километров канавы и 2232 км оборонительные природные барьеры, такие как реки или горы, включенные в оборонительную систему. Когда говорят о Великой китайской стене, подразумевают именно сооружение, построенное в период правления династии Мин. Если же сложить длину всех стен, построенных в периоды разных китайских династий, общая протяженность превысит 50 тысяч километров. Несмотря на неспособность предотвратить вторжения, она стала национальным символом Китая.

Техника строительства Великой китайской стены

Каждая династия придерживалась различных методов строительства. Во времена династий Цинь и Хань Стену строили в основном из земли. Сначала изготовляли деревянную опалубку, которую наполняли землей вперемешку с глиной, листьями, сеном и трамбовали эту прослойку толщиной примерно 10 см. На нее накладывали следующие слои, пока не вырастало сооружение высотой 6 метров, местами сумевшее простоять более 2000 лет. Здесь видео (на английском языке), в котором, в частности, показана технологию строительства Стены из земли.

На последнем этапе во время династии Мин (1368-1644), строительство велось при помощи камня и кирпича, что сделало длинные стены более прочными. Более того, в строительстве активно использовали рисовую муку и гашеную известь. Строительный раствор при затвердевании становился крепче, чем сам кирпичи, и настолько плотно скреплял их друг к другу, что во многих местах до сих пор не растут сорняки. Использование рисовой муки стало одной из величайших технических инноваций того времени, позволив строить стены поразительной прочности. Помимо стен строились сторожевые башни, башни-маяки, склады для хранения продовольствия и оружия, крепости, казармы для солдат, она служила важным средством коммуникации.

Стену строили три группы людей: солдаты, простые люди и преступники. Многие умерли во время строительства из-за тяжелых условий труда, их точное число неизвестно, называют цифры, превышающие миллион человек. По существу, Стена стала результатом неимоверной жестокости, сцементированной потом и кровью их строителей, "стеной слез" и "самым длинным кладбищем мира". Миллионы рабочих занимались сооружением оборонительной Стены, которая, в конечном итоге, так и не смогла предотвратить вторжение "иностранных варваров".

Современная история Великой китайской стены

Великая китайская стена уже давно утратила свою оборонительную функцию. Но значит ли это, что любой желающий имеет право разрушать ее и использовать камни для строительства? Так произошло со стеной Адриана, так по-прежнему происходит с Великой китайской стеной. Две тысячи лет войн и революций нанесли огромный урон самому известному символу китайской цивилизации.

Никто и не оспаривает, что это самая известная достопримечательность Китая. Но как для национального символа, Великая китайская стена находится в весьма плачевном состоянии. Стена пережила монгольские орды и песчаные бури, но самые большие разрушение произошли сравнительно недавно. Часть Стены стала объектом бомбардировок во время китайско-японской войны (1937-1945), другие части разобрали на кирпичи местные жители в 1950-х и 1960-х. Для Мао Цзэдуна, Великая китайская стена была не больше чем историческая реликвия, символ феодализма. Великий кормчий призывал массы "заставить прошлое служить настоящему". Крестьян призывали разрушать Стены, использовать утрамбованную, но плодородную землю на своих полях, а камни и кирпич в строительстве дорог и домов.

С началом экономических преобразований в 1980-х, многие чиновники посчитали, что деньги от туризма спасут Стену. Но туризм, как ни странно, также представляет угрозу для памятки древней цивилизации. Во время посещения Бадалина вы пройдете несколько километров, прежде чем найдете кирпич без нацарапанного имени или фразы. За последние десятилетия, росписи на Великой Китайской стене оставили куда больше отпечатков, чем атаки кочевых орд в предыдущие столетия. Предприниматели построили совсем рядом с древним монументом канатные дороги, сувенирные киоски, рестораны быстрого питания, развлекательные объекты, гостиницы, парковки.

В 1984 году по инициативе Дэн Сяопина стартовала программа реставрации Великой Китайской стены для приема туристов. Но историки и специалисты по охране памятников старины от таких реконструкций только разводят руками. Бадалин, например, наиболее посещаемая достопримечательность севернее Пекина, настолько примитивно восстановлен, что скорее напоминает аттракцион Динейленда, чем древнее сооружение. Создается впечатление, что Бадалин построили вчера, а не пять столетий назад, он не дышит историей.

В 2002 году Всемирный фонд памятников включил Великую китайскую стену в верхнюю часть списка из 100 древних памятников, находящихся под угрозой исчезновения. Китайские правительственные чиновники замечание учли, и в 2003 году Пекин принял первые законы по защите Великой стены. В настоящее время запрещается удалять кирпичи и камни, высекать на кирпичах имена или фразы, организовывать вечеринки, строить рядом дома. С огромным сожалением приходится констатировать, что около 50 процентов Великой китайской стены полностью исчезла, еще процентов 30 находится в плачевном состоянии, китайское правительство и международные организации борются за сохранение того, что осталось от этого уникального наследия.

Как посетить

Как и подобает столь популярному монументу, существует множество вариантов посещения Стены. Некоторые отдают предпочтение посещать наиболее популярные части, полюбоваться панорамой, позировать для фотографий, походить по стене, воспользоваться наличием большого количества ресторанов и магазинов, возможностями канатной дороги. Другие стремятся изучать удаленные участки, не восстановленные или заброшенные секции Стены, хотя такие походы небезопасны и часто расположены в сельских районах, вдали от популярных туристических маршрутов.

Наиболее популярные участки Великой китайской стены включают Бадалин, Симатай (Sīmǎtái), Цзиньшаньлин (Jīnshānlǐng) и Мутянью (Mutianyu) Бадалин на сегодняшний день является самым посещаемым участком, но каждый из них имеет свои собственные достоинства. Не впечатленные реставрацией, многие туристы ищут не восстановленные части Стены, например, на Хуангхуа (Huánghuā). Китайское правительство периодически изолирует некоторые участки Стены и штрафует посетителей.

Бадалин

В 70 км от Пекина, Бадалин (Badaling) стал первой частью Великой китайской стены, открытой для туристов (1957 год). Бадалин получил наибольшее содействие со стороны государства как главная культурная достопримечательность Китая. В 1988 году он попал в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В июле 2007 года получила мировое признание еще раз: был включен в число Семи новых чудес света. Бадалин может похвастаться красивым панорамным видом, но недостатком служат огромные толпы посетителей. Посещение летом в выходные дни обязательно напомнит вам о том, что Китай самая большая по численности населения страна в мире.

Протяженность Бадалина составляет почти 5 км, средняя высота стен 8 метров, насчитывает 19 сторожевых башен, ширина в 5 метров позволяла десяти солдатам и пяти всадникам стоять в ряд.

Многие посетители жалуются на излишнюю коммерциализацию Бадалин. Здесь понастроили множество сувенирных магазинов, ресторанов и других приманок для туристов, в частности канатную дорогу, есть неплохой музей Великой китайской стены. Музей хранит фото галерею самых известных в мире личностей, приехавших сюда полюбоваться на этого искусственное чудо. 24 февраля 1972 года Бадалин посетил президент США Ричард Никсон во время своего исторического путешествия в Китай. 17 ноября 2009 года Бадалин посетил другой президент США Барак Обама (на фото).

Добираются сюда автобусным и железнодорожным экспрессом из Пекина, быстро и удобно.

Мутянью

В 80 км от Пекина, Мутянью (Mutianyu) стал вторым участком Великой китайской стены, открытым для посещения туристов после Бадалина (1986 год). Мутянью выглядит более привлекательно, чем Бадалин, с многочисленными сторожевыми башнями и красивой панорамой. Впервые построенный в середине шестого века, в 1569 году Мутянью восстановили и до сегодняшнего дня он очень хорошо сохранился.

Построенный в основном из гранита, Мутянью отличают уникальные характеристики по сравнению с другими секциями Великой Китайской стены:

Насчитывает 22 сторожевые башни на отрезке длиной всего 2,250 метров;

И внешние и внутренние парапеты имеют отверстия, так что выстрелы могли вестись с обеих сторон – особенность, очень редко встречающаяся в других частях Великой китайской стены;

В Мутянью есть 3 сторожевых башни, состоящих с одной большой башни в центре и двух меньших по обе стороны. Все три сторожевые башни соединены друг с другом внутренним проходом – очень редко встречающаяся особенность среди всех участков Стены.

Рядом с Мутянью расположена деревня с одноименным названием, возрожденная во многом благодаря развитию туризма и традиционному стеклянному промыслу. К услугам туристов канатная дорога, трасса спуска на тобогган.

Мутянью на 90 процентов окружен лесом, поэтому лучше всего его посетить в октябре, когда природа разукрашена осенними красками.

Симатай

В 120 км от Пекина, Симатай (Simatai) является один из немногих участков, сохранивший оригинальные черты стены, построенной в период правления династии Мин. Стена длиной 5,4 км насчитывает 35 сторожевых башен. Для тех, кто хочет увидеть Великую китайскую стену в нетронутом современными реконструкциями состоянии, следует обязательно посетить Симатай. Часть Симатая реконструирована, а остальная часть продолжает оставаться в первоначальном состоянии.

Единственной проблемой Симатая служит его пересеченная местность, варьирующаяся от резких подъемов до крутых обрывов, поэтому надо быть физически выносливым человеком для перехода по этому участку Стены. Наградой служит один из лучших панорамных видов Великой китайской стены. Построенная канатная дорога может сэкономить полчаса пешком, а полный переход по этому участку может занять два часа.

Симатай отличают некоторые особенности, в частности “стены-препятствия”, использовавшиеся для защиты от врагов, уже взобравшихся на вершину Великой китайской стены.

Цзиньшаньлин

В 125 км от Пекина, Цзиньшаньлин (Jinshanling) является хорошо сохранившейся частью Великой китайской стены общей протяженностью 10,5 км. Построенный в период династии Цин, Цзиньшаньлин насчитывает 67 башен, самая известная из которых Большая башня Цзиньшань (на фото). Цзиньшаньлин служит отправной точкой 10 км перехода в Симатай. Поход занимает около четырех часов, часть Стены находится в плохом состоянии, но может быть пройдена без особых сложностей. Границей между двумя частями служит подвесной мост, чтобы его перейти необходимо приобрести еще один билет.

Цзиньшаньлин также имеет "препятствие-стены", небольшие вертикальные каменные блоки на вершине Стены, ограждавшие защитников от поднявшихся на верх врагов.

Цзюйюнгуань

Перевал Цзюйюнгуань (Juyongguan) расположен в 50 километрах от Пекина (не доезжая 10 км до Бадалина). Восстановленный династией Мин на руинах Стены 5-го века и повторно отреставрированный в 1985 году, Цзюйюнгуань является ближайшим участком Великой китайской стены от Пекина. Длина составляет 3 км, его можно преодолеть за два часа. Цзюйюнгуань входит в число трех самых известных перевалов Стены и занимал важное стратегическое значение для обороны Пекина.

Хуангхуа

Примерно в 70 км от Пекина находится Хуангхуа (Huanghua), 10 км участок Великой китайской стены, расположенный на склонах, прилегающих к водохранилищу. Это классический и хорошо сохранившийся образец оборонительного сооружения династии Мин, с высоким и широким валом, неповрежденными парапетами и мощными сторожевыми башнями. Стена здесь частично восстановлена, но по большей части она сохранила свою оригинальную структуру. Хуангхуа красивый, но немного опасный для ходьбы участок Стены. Летом природа украшена желтыми цветами, осенью земля устлана желтыми листьями. В отличии от Бадалина, туристы имеют возможность насладится тишиной и красотой оригинальной стены.

Губэйкоу

Губэйкоу (Gubeikou) является одним из оригинальных, не испорченных реставрацией, участков Великой китайской стены. Находясь в полуразрушенном состоянии, Губэйкоу не восстанавливали вообще. Он полностью сохранил свой первоначальный вид, поэтому и привлекает к себе внимание туристов со всего мира, желающих оценить красоту древнего сооружения.

Губэйкоу занимал стратегически важное сположение в 100 километрах от Пекина. Здесь произошло много исторических сражений, не пощадивших большинство его сторожевых башен. Протяженностью более 40 километров, Губэйкоу насчитывает 157 сторожевых башен, 16 стратегических перевалов, три крепости и другие оборонительные сооружения. Многие из них являются известными культурными реликвиями. Наибольший интерес вызывает два участка Губэйкоу: Wohushan на западе и Panlongshan на востоке от реки Чаохе.Участок Panlongshan расположен практически на равнине, поэтому совершать переход по нему намного легче, нежели по холмистому Wohushan.

Чжанькоу

Чжанькоу (Jiankou) расположен в 73 км к северу от Пекина. Этот участок Великой китайской стены построили во время династии Мин в 1368 году. Чжанькоу больше всего славится своей фотогеничностью благодаря крутым горам и красивым пейзажам. Чжанькоу находится в довольно ветхом состоянии. Учитывая тот факт, что основная часть построена на скалах с крутыми обрывами, совершать восхождения довольно непросто для физически неподготовленных туристов. Особенно опасно путешествовать зимой, когда Чжанькоу выглядит особенно красиво под покровом белого снега. Подобно Хуангхуа, Чжанькоу популярный среди туристов, ищущих возможность пройтись по оригинальной, не испорченной никакими реставрациями участках Стены.

Полезная информация

При выборе экскурсии очень важно проверить ее программу. Некоторые туры включают посещение гробниц династии Мин, так что спросите заранее, если не хотите зря терять время. Туры часто включают бесполезные посещения фабрик нефрита, выставок продаж жемчуга и китайских центров медицины. Во время посещения китайских центров медицины, врачи в белых халатах при выходе из автобуса молниеносно сделают диагностику заболеваний, вылечить которых способны только дорогостоящие китайские препараты (которые тут же предложат приобрести). Организаторы тура получают комиссию за каждого, привезенного ими туриста. Поэтому при заказе тура уточните ненужные отклонения в поездке. Как и в большинстве популярных направлений в Китае, старайтесь избегать посещения в выходные дни. Великую стену можно посетить во многих участках по всей длине в несколько тысяч километров, но большинство туристов отдают предпочтение близлежащим от Пекина районам.

Великая китайская стена является одним из величайших свершений в мире инженерного искусства, и одним из самых известных памятников человеческой цивилизации. В 1987 году, этот символ китайской цивилизации включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Четыреста глав государств посетили Стену, в том числе президент Ричард Никсон, заявивший "Великая стена могла быть построена только великим народом". Каждый год около десяти миллионов туристов посещают Стену, что сделало ее одной из самых популярных достопримечательностей нашей планеты. Великая Китайская стена - самое крупное оборонительное сооружение в истории человечества, всеобще признанный символ. Китая. Не зря говорят: "Кто не видел Стену, тот не видел Китая".

Просмотр фотографий:

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Что значит "великая китайская стена"

Энциклопедический словарь, 1998 г.

великая китайская стена

крепостная стена в Сев. Китае; грандиозный памятник зодчества Др. Китая. От Цзяюйгуаня (пров. Ганьсу) до Ляодунского зал. Длина, по одним предположениям, ок. 4 тыс. км, по другим - св. 6 тыс. км, высота 6,6 м, на отдельных участках до 10 м. Построена в основном в 3 в. до н. э. Полностью реставрирован участок Великой Китайской стены близ Пекина.

Великая китайская стена

крепостная стена в Северном Китае, грандиозный памятник зодчества Древнего Китая. Первые участки воздвигнуты в 4≈3 вв. до н. э. После объединения Китая (221 до н. э.) император Цинь Ши-хуанди приказал воздвигнуть сплошную стену, чтобы прикрыть северо-западные границы империи от нападений кочевых народов. Впоследствии В. к. с. неоднократно достраивалась и ремонтировалась. Проходит с В. на З. от г. Шаньхайгуань, на побережье Ляодунского залива, до пункта Цзяюйгуань (провинция Ганьсу). Длина В. к. с., по одним предположениям, не превышает 4 тыс. км, по другим ≈ свыше 5 тыс. км, высота 6,6 м (на отдельных участках до 10 м), ширина нижней части около 6,5 м, верхней около 5,5 м. На всём протяжении В. к. с. сооружены казематы для охраны и сторожевые башни, а у главных горных проходов ≈ крепости. В значительной части В. к. с. сохранилась до наших дней.

Самым длинным в мире оборонительным сооружением является Великая Китайская стена. Интересные факты о ней на сегодняшний день весьма многочисленны. Этот шедевр архитектуры таит в себе множество загадок. Он вызывает ожесточенные споры различных исследователей.

Протяженность Великой Китайской стены до сих пор не установлена точно. Известно лишь, что она протянулась от находящегося в провинции Ганьсу Цзяюйгуаня до (Ляодунского залива).

Длина, ширина и высота стены

Длина сооружения составляет порядка 4 тыс. км, по одним данным, а по другим - более 6 тыс. км. 2450 км - протяженность прямой линии, проведенной между конечными ее точками. Однако нужно учитывать, что стена не идет нигде прямо: она то изгибается, то поворачивает. Протяженность Великой Китайской стены, таким образом, должна быть не менее 6 тыс. км, а, возможно, и больше. Высота сооружения в среднем составляет 6-7 метров, достигая на отдельных участках 10 метров. Ширина - 6 метров, то есть по стене в ряд могут идти 5 человек, спокойно проедет даже маленький автомобиль. С внешней ее стороны находятся выполненные из крупного кирпича "зубцы". Внутреннюю стену защищает барьер, высота которого составляет 90 см. Раньше в нем находились водостоки, сделанные через равные участки.

Начало строительства

Начало Великой Китайской стены было положено во время правления Цинь Шихуанди. Он управлял страной с 246 по 210 гг. до н. э. С именем этого создателя единого китайского государства - знаменитого императора - принято связывать историю постройки такого сооружения как Великая Китайская стена. Интересные факты о ней включают предание, согласно которому решено было возвести ее после того, как один придворный прорицатель предсказал (и предсказание спустя много веков сбылось!), что страну разрушат варвары, пришедшие с севера. Дабы оградить от кочевников империю Цинь, император повелел построить оборонительные укрепления, невиданные по масштабности. Они впоследствии превратились в такое грандиозное сооружение, как Великая Китайская стена.

Факты свидетельствуют о том, что правители различных княжеств, находившихся в Северном Китае, похожие стены возвели вдоль своих границ еще до эпохи правления Цинь Шихуанди. К моменту его восшествия на престол около 2 тыс. км составляла общая протяженность этих валов. Император сначала лишь укрепил и соединил их. Так образовалась единая Великая Китайская стена. Интересные факты о ее строительстве, однако, на этом не заканчиваются.

Кто строил стену?

Настоящие крепости сооружались на пропускных пунктах. Также были построены промежуточные военные городки для патрулирования и гарнизонной службы, сторожевые башни. "Кто построил Великую китайскую стену?" - спросите вы. Сотни тысяч рабов, военнопленных и преступников были согнаны для ее возведения. Когда рабочих стало не хватать, начались также массовые мобилизации крестьян. Император Шихуанди, согласно одной из легенд, повелел совершить жертвоприношение духам. Он повелел замуровать в строящейся стене миллион человек. Этого не подтверждают археологические данные, хотя в фундаментах башен и крепостей были найдены единичные захоронения. Неясно до сих пор, являлись ли они ритуальными жертвами, или же таким способом просто хоронили умерших рабочих, тех, кто построил Великую Китайскую стену.

Завершение строительства

Незадолго до смерти Шихуанди завершилось сооружение стены. По мнению ученых, причиной обнищания страны и смуты, последовавшей за смертью монарха, стали именно огромные затраты на строительство оборонительных укреплений. Через глубокие ущелья, долины, пустыни, вдоль городов, через весь Китай протянулась Великая стена, превратив государство практически в неприступную крепость.

Защитная функция стены

Многие называли позднее ее строительство бессмысленным, так как не нашлось бы солдат для обороны столь длинной стены. Но следует учесть, что она служила для защиты от легкой конницы различных кочевых племен. Во многих странах применялись против степняков подобные сооружения. Например, это построенный римлянами во 2 веке Траянов вал, а также Змиевы валы, сооруженные на юге Украины в 4 веке. Крупные отряды конницы не могли преодолеть стену, так как кавалерии для прохода требовалось пробить брешь или разрушить большой участок. А без специальных приспособлений сделать это было непросто. Чингисхану в 13 веке удалось это сделать с помощью военных инженеров из Чжудрджей, покоренного им царства, а также местной пехоты в огромных количествах.

Как разные династии заботились о стене

О сохранности Великой Китайской стены заботились все последующие правители. Только две династии составили исключение. Это Юань, монгольская династия, а также маньчжурская Цинь (последняя, о которой мы расскажем чуть позже). Они контролировали земли, находящиеся севернее стены, поэтому не нуждались в ней. Разные периоды знала история сооружения. Были времена, когда гарнизоны, охранявшие его, набирались из помилованных преступников. Башня, находящаяся на Золотой террасе стены, в 1345 году была украшена барельефами, на которых изображены буддийские стражники.

После того как была повержена при правлении следующей (Минь) в 1368-1644 годы шли работы по укреплению стены и поддержанию оборонительных сооружений в должном состоянии. Пекин, новая столица Китая, находилась лишь в 70 километрах, и ее безопасность зависела от сохранности стены.

В эпоху правления в качестве находящихся на башнях часовых, следящих за окружающей местностью и в случае необходимости подающих сигнал тревоги, были использованы женщины. Это мотивировалось тем, что они относятся к обязанностям добросовестнее и являются более внимательными. Существует предание, согласно которому отрубали ноги несчастным стражницам для того, чтобы они не могли без приказа уйти со своего поста.

Народное предание

Продолжаем раскрывать тему: "Великая китайская стена: интересные факты". Фото стены, находящееся ниже, поможет вам представить ее величие.

О страшных лишениях, которые пришлось пережить строителям этого сооружения, повествует народное предание. Женщина, которую звали Мэн Цзян, пришла сюда из отдаленной провинции для того, чтобы принести теплую одежду своему мужу. Однако, достигнув стены, он узнала, что супруг ее уже умер. Женщине не удалось найти его останки. Она легла возле этой стены и несколько дней плакала. Даже камни тронуло горе женщины: обвалился один из участков Великой стены, открыв кости мужа Мэн Цзян. Женщина отнесла останки супруга домой, где захоронила их на родовом кладбище.

Вторжение "варваров" и восстановительные работы

Стена не спасла от последнего масштабного вторжения "варваров". Свергнутая аристократия, воюя с повстанцами, представляющими движение "Желтых повязок", впустила многочисленные маньчжурские племена в страну. Их вожди захватили власть. Они основали в Китае новую династию - Цинь. Великая стена с этого момента утратила свое оборонительное значение. Она окончательно пришла в упадок. Лишь после 1949 года начались восстановительные работы. Решение об их начале принял Мао Цзэдун. Но в ходе проходившей с 1966 по 1976 год "культурной революции" "красные охранники" (хунвейбины), не признававшие ценность древней архитектуры, решили разрушить некоторые участки стены. Она выглядела, по свидетельству очевидцев, так, как будто была подвержена штурму врага.

Сюда отправляли теперь не только подневольных рабочих или воинов. Делом чести, а также сильным карьерным стимулом для молодежи из знатных родов стала служба на стене. Слова о том, что тот, кто не был на ней, не может зваться молодцом, которые превратил в лозунг Мао Цзэдун, стали новой поговоркой именно тогда.

Великая Китайская стена сегодня

Без упоминания Великой Китайской стены не обходится ни одно описание Китая. Местные жители говорят, что ее история - это половина истории всей страны, которую нельзя понять, не побывав на сооружении. Ученые подсчитали, что из всех материалов, которые были использованы в период династии Минь при его постройке, можно сложить стену, высота которой составляет 5 метров, а толщина - 1 метр. Ее хватит для того, чтобы опоясать весь земной шар.

Великая Китайская стена по грандиозности не имеет равных. Это сооружение посещают миллионы туристов со всего мира. Его масштабы восхищают и сегодня. Все желающие прямо на месте могут приобрести сертификат, в котором указано время посещения стены. Китайские власти вынуждены были даже ограничить сюда доступ для того, чтобы обеспечить лучшую сохранность этого великого памятника.

Видна ли стена из космоса?

Долгое время считалось, что это единственный видимый из космоса рукотворный объект. Однако это мнение недавно было опровергнуто. Ян Ли Вень, первый китайский космонавт, признал с грустью, что не смог разглядеть это монументальное сооружение, как ни старался. Возможно, все дело в том, что во времена первых космических полетов воздух над Северным Китаем был намного чище, и поэтому раньше видна была Великая Китайская стена. История создания, интересные факты о ней - все это тесно связано со множеством преданий и легенд, которыми и сегодня обрастает это величественное сооружение.



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...