Переправа через водные преграды. Преодоление рек и водных препятствий вброд, способы переправы вброд, внешние признаки брода Как делать переправы по воде

Наличие переправы через водные объекты – основой критерий сложности маршрута для пешего туриста. Кроме того, на маршрутах подобного типа самый высокий процент смертности даже среди опытных туристов. Что уже говорить о неискушенных в этих вопросах людях, которые любят проводить время на природе и путешествовать пешком?.. Для них такое препятствие на пути может стать причиной испорченного отдыха, а при незнании правил переправы через реку – и более печальных последствий…

Известно множество способов переправы через реки, однако некоторые методы, описанные в литературе, как, например, переправа с петлей на шее или бегом вниз по реке, совершенно недопустимы для применения на практике.

Самым распространенным и простым способом переправы через водные препятствия была и остается переправа реки вброд. Первый шаг при такой переправе – найти брод. Брод – это неглубокое место в течении реки, которое можно перейти или проехать на автомобиле. На небольшую глубину равнинной реки указывают отмели, рябь на поверхности воды, расширение реки на прямом ее участке, выступающие камни, островки, а также тропы, что спускаются к реке. Когда найдено подходящее место для брода – с помощью шеста нужно исследовать дно на предмет омутов, глубоких ям, коряг, тины, поскольку их наличие может стать серьезным препятствием при переправе. Исследовать дно нужно шестом длиной не менее 2 м. Передвигаться нужно под углом к течению, опираясь на шест. Шест следует при каждом шаге переставлять впереди себя вверх по течению – напором воды его станет прижимать ко дну. Если же шест окажется вниз по течению – его может снести.

Найти брод в горной реке намного сложнее, поскольку температура воды, крутизна берегов, сила течения и характер дна в таких реках достаточно опасен. При нахождении брода в горной реке следует выбрать самое узкое и неглубокое место в русле реки, с наиболее пологими берегами, при возможности — с максимально низким течением и с отсутствием характерных опасностей (о них мы расскажем дальше в статье). Переходить горную реку следует при глубине не более 1 м и максимальной скорости течения не более 1 мс. Если скорость течения выше указанной – даже глубина в полметра является опасной для переправы. Также не рекомендуется переходить реку вброд при неблагоприятных метеорологических условиях – дождь, снег, град. Это утруднит передвижение и способствует очень быстрому поднятию уровня воды в реке (особенно в горной). Наименьший уровень воды в горных реках наблюдается ранним утром, самый высокий – вечером. Порой уровень воды утром уменьшается настолько, что дно становится видимым.

Горную реку шириной более 50 метров можно переплыть даже при большой скорости течения. Однако стоит избегать такой переправы. Если же вы решились перебраться на другой берег таким экстремальным способом или падение в воду было случайным – нужно знать характерные опасности горной реки, которые стоит учитывать при оценке своих действий в экстренной ситуации. К таким опасностям относятся:

  • завал – дерево или камни, перегородившие дно реки;
  • прижим – особенно прижим с подводным гротом;
  • крутой слив – самым опасным примером может послужить водопад;
  • гряда камней типа «порог»;
  • большие подводные камни, расположенные грядой;
  • воронки;
  • высокая скорость и турбулентность течения, которая может унести человека вниз по течению или помешать после преодоления реки подняться на ноги;
  • низкая температура воды.

Также горную реку можно преодолеть с помощью наземной переправы в виде поваленного дерева. Вы можете отыскать поваленное естественным путем дерево, или же повалить дерево, растущее в непосредственной близости от берега. Желательно выбирать место, где русло достаточно узкое и берега немного выше течения – чтобы вода не затапливала бревно. Бревно можно заменить жердями, досками, другими подручными материалами. К наземной переправе относится и переправа по камням, выступающим из воды. При таком способе переправы следует быть очень осторожным: выбирать сухие, нескользкие и устойчивые камни, заранее продумывать траекторию своего движения.

Переправляться через реку вброд следует только обутым и одетым, но без рюкзака и прочих громоздких вещей. Переправить их на противоположный берег можно следующим образом: найти брод, произвести разведку дна, привязать на берегу веревку, перейти с ее свободным концом на противоположный берег и закрепить ее там. Потом следует вернуться, с помощью карабина или свободного узла привязаться к веревке с целью страховки, и уже с вещами переправиться обратно. Если переправляется группа людей – передвигаться вдоль веревки нужно колонной или попарно, друг за другом, приставным шагом. Во главе колонны должен идти самый сильный и опытный участник группы.

Если препятствие — неширокая река или ручей — то его можно преодолеть, перепрыгнув через него, опираясь на прочный шест. Рюкзак и прочие вещи предварительно следует перебросить на противоположный берег.

Переправляться по замерзшей реке следует после предварительной разведки прочности льда с помощью шеста. Если переправляется группа людей – нужно при переправе иметь при себе шест длинной 2-2,5 м и держать дистанцию не менее 5 м друг от друга.


Во время переходов в тылу противника разведчикам будут встречаться реки, протоки, каналы, ручьи, озера, болота, которые придется преодолевать сходу, без предварительной разведки этих препятствий и длительной подготовки, без специальных переправочных средств (приспособлений), в разное время года и суток.Поэтому разведчики должны знать, как в короткие сроки и с соблюдением мер безопасности преодолеть водные преграды, как оборудовать переправочные средства, используя для этой цели простейшие подручные материалы.

Для обеспечения безопасности важно уметь правильно выбрать место переправы. Обстоятельства не всегда позволят группе заранее исследовать водный рубеж, но она всегда имеет возможность предварительно подобрать подходящее место по карте. По карте можно определить направление течения реки, ее ширину и глубину, общий характер берегов.

Определив направление и скорость течения реки и ее ширину, легко найти величину возможного сноса при переправе на подручных средствах или вплавь (умножить 2,5 на скорость течения (м/ сек) и на ширину реки (м).

Рассчитав величину сноса, можно выбрать по карте наиболее благоприятный район высадки на противоположном берегу.

Для переправы через водные препятствия необходимо выбирать наиболее узкие участки. Подходы к водному рубежу и район выхода на противоположный берег должны обеспечивать максимальную скрытность группы, чтобы она имела возможность подготовиться к переправе и быстро привести себя в боевую готовность после переправы. Берега в месте переправы должны быть удобными для подхода к воде и выхода из нее после преодоления рубежа.

Для разведки места высадки и подходов к нему, если позволяет время и обстановка, надо вначале переправиться одному разведчику и только по его сигналу следует переправляться остальным.

Порядок переправы через водный рубеж может быть самый различный. Это зависит от остановки, наличия времени и переправочных средств, характера водного рубежа, времени года.

Переправы через водные рубежи могут осуществляться:

– вплавь;

– с использованием подручных средств;

– на плотах;

– на лодках;

– по льду.

Переправа вброд

Бродом называется участок реки, позволяющий переход с одного берега на другой по дну реки.

Наличие бродов определяется по топографическим картам, по сведениям местных жителей и по внешним признакам. Признаками брода являются:

– дороги, тропинки и колеи, сходящиеся у реки на обоих берегах ее и теряющие след в воде;

– места с отлогими берегами, где река расширяется и образует разливы;

– места с мелковолнистой поверхностью воды (рябь).

При переправе вброд надо учитывать: глубину и ширину брода, скорость течения реки, грунт дна, наличие ям, коряг и заграждений в воде и на берегах. Переходить незнакомую водную преграду вброд надо осторожно, обязательно иметь с собой шест, чтобы ощупывать им дно реки. Лучше всего переходить реку вброд на отмелях. Если преодолевает реку один разведчик и у него есть веревка, то ее нужно использовать следующим образом. Привязать к концу веревки палку, забросить ее на противоположный берег в груду прибрежных камней или кустов и, держась за веревку, осторожно переходить реку.

Если переправляется группа, то первым обычно идет наиболее опытный разведчик. Остальные должны следовать за ним, держась друг за друга, осторожно передвигаясь к противоположному берегу под углом, вверх против течения реки. Упираться шестом необходимо со стороны напора воды. Не следует смотреть в воду, так как можно потерять равновесие. Смотреть надо на место выхода из воды.

Через горные реки можно переходить по камням и кладкам, при этом надо быть очень внимательным, так как камни обычно скользкие и можно легко свалиться в воду и получить серьезные травмы.

Когда приходится переправляться через очень быстрые горные реки, в месте перехода необходимо натянуть веревку (проволоку, трос), держась руками за которую можно безопасно преодолеть быстрое течение. Следует иметь в виду, что вброд можно преодолевать горные реки и ручьи глубиной до пояса. Если глубина их больше, то переходить такие реки вброд без специальных приспособлений опасно. Наиболее безопасно преодолевать горные реки вброд ранним утром, так как в это время они имеют наименьшую глубину.

Если дно реки покрыто острыми камнями, колючим кустарником, о которые можно поранить ноги, реку переходить следует в обуви, надетой на босые ноги, чтобы сохранить сухими портянки (носки). Кусты и камыши, встречающиеся на пути, раздвигать руками, ноги из воды не вынимать, а передвигать их осторожно в воде. Это обеспечит бесшумность движения и маскировку следов.

Переправа вплавь

Переправа вплавь производится при отсутствии переправочных средств или времени для их подготовки, преимущественно на узких реках (до 60 м) со слабым течением. Через реки шириною свыше 70100 м можно переправляться вплавь с использованием подручных плавучих средств (доски, бревна, автомобильные камеры, мешки с соломой, поплавки из плащ-палаток.

При разведке водного препятствия в конкретном месте надо определить (для точного расчета сноса плывущих) ширину реки и скорость течения.

Ширина реки определяется следующим способом: встать на своем берегу напротив какого-либо местного предмета на противоположном берегу, затем от точки своего стояния отмерить вдоль берега какое-либо расстояние, например, 60 шагов, и поставить в этом месте веху, после этого опять отмерить вдоль берега расстояние, равное половине отмеренного ранее, т.е.

в данном случае 30 шагов, и на этой точке отходить от берега под прямым углом до тех пор, пока веха не окажется в створе с предметом, замеченным на том берегу. Пройденное от берега расстояние, увеличенное вдвое, будет равняться ширине реки. Если, например, прошли от берега 34 шага, то ширина реки будет 34 х 2 = 68 шагов.

Скорость течения можно определить следующим образом. На берегу забивают два кола и измеряют расстояние между ними. Забросив в воду поплавок или какой-либо другой предмет, наблюдают, за какое время он проплывает это расстояние. Делением расстояния (в метрах) на время (в секундах) получают скорость течения руки. Течение считается слабым при скорости до 0,5 м/с, средним – при скорости 0,6-1 м/с, 8 Подготовка разведчика быстрым – при скорости 1-2 м/с, очень быстрым – при скорости более 2 м/с.

При переправе через широкие реки с течением более 0,5 м/с всегда будет большой снос переправляющихся. Сократить этот снос можно увеличением скорости переправы, что возможно для личного состава, хорошо обученному плаванию и гребле малыми саперными лопатами. Так, например, при ширине реки 100 м, скорости течения 1 м/с и скорости переправы вплавь 0,5 м/с величина сноса О будет равна: 0,5 х 100 = 200м.

Переправляющийся должен учитывать этот снос, чтобы место отплыва назначать выше по течению от места причала (выхода из воды).

Переправа должна производиться организованно и быстро. Во время переправы соблюдается полная тишина, все команды и распоряжения передаются только условными сигналами и знаками.

Описанные ниже способы переправы вплавь на переправочных средствах основаны на следующих положениях:

– удельный вес воды принимается равным единице, а удельный вес человеческого тела – от 0,935 до 1,057 (в зависимости от объема легких, величины жировой ткани, массы костей и т.д.);

– для удержания на поверхности воды человека требуется дополнительная подъемная сила (с учетом того, что 3/4 объема тела плывущего находится в воде), только для 1/4 объема (массы) плывущего, так как только эта часть тела находится на поверхности воды;

– для подъема 1/4 объема тела плывущего солдата массой 80-100 кг необходимо иметь плавучее средство подъемной силой в 20-30 кг.

Переправа вплавь на нешироких реках

Разведчики без подручных и табельных средств переправляются вплавь на реках шириной до 60 м и с течением воды до 1 м/с.

Переправа вплавь может совершаться в обмундировании и снаряжении. Наиболее удобным стилем для плавания в одежде является брасс, а для плохо плавающих – кроль без выноса рук. При переправе вплавь в полном снаряжении необходимо тесьму на брюках развязать, карманы вывернуть, пуговицы на рукавах и воротнике расстегнуть. Ботинки закладываются под ремень так, чтобы каблуки были направлены внутрь, а носки наружу. Содержимое рюкзака уплотняют, под его крышку укладывают плащ-палатку и затягивают крышку. Оружие кладут на ранец сверху, прикладом в правую сторону. Ружейный ремень через голову надевают подмышками или на правое плечо. Ремень не должен давить подмышками.

Для обеспечения переправы вплавь слабым пловцам их снаряжение и оружие можно переправлять на плотиках из бревен, досок, жердей. Разведчики, уложив на плотики снаряжение и оружие, толкают их перед собой и сами плывут, держась за них. Кроме того, плохо плавающие разведчики могут пользоваться различными подручными средствами (доски, бревна, автомобильные камеры, обмундирование и т.д.)

Если течение реки быстрое, то разведчику целесообразно плотик (узел) привязать веревкой к руке, так как плотик может быстро отделиться и уплыть по течению реки.

Переправляться можно по перетянутому с берега на берег канату. Чтобы канат находился на плаву, к нему привязывают бревна, бочки, поплавки и другие средства. Разведчики плывут, держась за канат, на расстоянии 10 м друг от друга. Если течение реки больше 1 м/с, то канат укрепляют одним концом на берегу, а к другому концу привязывают бревна, поплавки и другие средства, за которые держатся переправляющиеся вплавь разведчики.

Обратно канат с плавучими средствами перетягивают специально для этого привязанным канатом, конец которого должен оставаться на исходном берегу.

Переправа вплавь на широких реках

Одним из главных подручных средств при переправе вплавь является плащ-палатка. При использовании плащ-палатки в конструкции в качестве опоры важно умение правильно свернуть ее, так как только этим достигается максимальная подъемная сила плота. Размеры плащ-палатки 1,75 х 1,75 м. Имеющийся в плащ-палатке карман на расстоянии 2530 см от края делает ее с одной стороны на 30 см уже (короче). Фактически ее размеры 1,45 х 1,75 м. Плащпалатки, используемые для переправы, должны быть целыми (без порывов и дыр). При завертывании объемных материалов (сена, соломы и пр.) плащ-палатка должна быть свернута так, чтобы в нее не просачивалась вода.

Свернуть палатку по длине можно двумя способами. Первый способ заключается в том, что края палатки складывают и одновременно заворачивают.

Края полотнища палатки в этом случае свертывают полосами по 5 см. Грузоподъемность такой плащ-палатки составляет до 60 кг. При переправе через широкие реки, где возможны большие волны, такое свертывание гарантирует от просачивания воды в плащ-палатку.

Второй способ состоит в том, что одна пола (без кармана) заходит за другую с расчетом перекрыть карман на 15-20 см. Грузоподъемность такой плащ-палатки составляет до 80 кг.

Концы свернутых в рулон плащ-палаток (набитых объемными материалами) завязывают в узел.

Переправа вплавь возможна также на двух бревнах или на двух-четырех мешках. Мешки набивают сосновой корой, камышом, соломой или другими материалами, обладающими подъемной силой и не впитывающими быстро воду.

В современный период одним из наилучших подручных средств для переправы вплавь считается резиновый мешок (футбольная камера). Такие средства очень легки и всегда могут находиться в рюкзаке во время длительных переходов. Перед переправой необходимо снять всю одежду, сложить в рюкзак, надуть пару футбольных камер (не очень сильно) и положить их также в рюкзак. Завязанный рюкзак следует положить в большой (не рваный) полиэтиленовый пакет и сверху завязать. Можно все вещи сложить в такой пакет, а пакет опустить в рюкзак, тогда намокнет только сам рюкзак, а все вещи останутся после переправы сухими.

Специальные переправочные конструкции позволяют переправляющемуся вплавь принимать горизонтальное или вертикальное положение по отношению к плоскости воды (при горизонтальном – лежа на конструкции или рядом с ней на воде, при вертикальном – сидя или стоя в конструкции). При горизонтальном положении переправляющего сопротивление воды меньше, чем при вертикальном. Скорость переправы этим способом может достигать 45 м/мин, однако занимаемая плывущим площадь (в плане конструкции) в три-четыре раза больше, чем при переправе в вертикальном положении. В устраиваемых конструкциях плавучие средства берутся из расчета 20-30 кг подъемной силы на каждого переправляющегося.

Переправа вплавь четырех разведчиков может производиться на длинных бревнах или досках грузоподъемностью 100-200 кг (из расчета 25-30 кг подъемной силы на каждого переправляющегося). Для удержания переправляющихся за бревна служат привязанные к бревнам жердевые планки или ремни-веревки. На рис. 159 показано бревно, оборудованное рамой из жердей, на которой переправа проводится с помощью лопат. Такие оборудованные бревна используют для переправы неумеющих плавать или плохо плавающих разведчиков.

При вертикальном положении переправляющийся должен преодолевать большее сопротивление воды по сравнению с горизонтальным, поэтому переправа производится со скоростью 15-30 м/мин. Однако занимаемая переправляющимися площадь (в плане конструкции плота) в два-четыре раза меньше, чем при горизонтальном положении. Кроме того, из вертикального положения удобнее вести огонь, чем из горизонтального. Переправляясь в конструкции, разведчики располагаются в ней в положении сидя или стоя (на специально подвешенных продольных или поперечных жердях). Расстояние от верхней рамы конструкции, на которую разведчики опираются подмышками, до нижней жерди, на которой они сидят, составляет 45-50 см, а до жерди, на которой стоят, – 0,8-1 м. Все конструкции таких плотов-опор в основном состоят из жердевых рам и поплавков, устраиваемых из разных плавучих средств и материалов. Ниже приводятся конструкции плотов-опор для переправы разведчиков вплавь в вертикальном положении.

Плот из жердевых связок. Разведчик заходит в конструкцию на берегу и несет ее в воду обеими руками. Войдя в воду на глубину 1 м, он садится на подвешенную жердь и начинает переправу, гребя обрезками досок, саперной лопаткой или ладонями.

Плоты могут устраиваться для одновременной переправы двух и более разведчиков в каждом. Плавучие средства в этом случае соответственно увеличиваются.

Плот из двух плащ-палаток, набитых объемным материалом, для переправы двух разведчиков.

Плащ-палатки при большом удалении противника от места переправы можно заполнить обмундированием и снаряжением переправляющихся, дополнив их слегка сеном или соломой.

Порядок сборки: сначала вяжут опоры конструкции (плащ-палатки, набиваемые объемным материалом, затем устраивают раму из двух продольных и четырех поперечных жердей. К продольным жердям рамы плота подвязывают две жерди для сидения, раму укладывают на опоры и привязывают к ним.

Плот из двух бочек устраивают для переправы разведчиков и грузов.

(Количество переправляемых разведчиков и грузов зависит от подъемной силы бочек.)

Порядок сборки: сначала вяжут раму, а к ней подвешивают жерди, на которой стоят переправляющиеся. Затем раму укладывают на бочки и привязывают к ним. После этого устраивают площадку для грузов.

Конструкция плота-опоры из бочек позволяет переправляться большому количеству разведчиков, поэтому переправляющиеся могут легко переносить их от места сборки.

Туристу-пешеходу предстоит проделывать неоднократно в течение похода или . Переправа - одно из наиболее коварных препятствий, требующее кроме знаний определенной сноровки. Горная река - серьезное водное препятствие.

Преодоление водных препятствий - виды переправ

В населенных районах водные препятствия преодолевают по мостам. В остальных случаях переправы приходится наводить самостоятельно. В зависимости от условий переправляются:
  • вброд,
  • по кладкам,
  • по канату (так называемая навесная переправа).

Место для брода


Мелкую речку можно преодолеть вброд. Место для брода выбирают на наиболее широком и мелком участке реки или там, где она разбивается на рукава - здесь, как правило, течение слабее. Признаком брода может быть тропа или дорога, уходящая в воду и появляющаяся на другом берегу. В зависимости от характера реки и скорости течения переправу организуют в одиночку с опорой на шест (шестом упираться выше по течению) или «стенкой». Для этого участники (3-4 человека) становятся в шеренгу, кладут руки друг другу на плечи и переходят через реку, крепко держась за лямки рюкзаков товарищей.

Переход через ручьи и реки

Для переправы через быстротечные ручьи с обрывистыми берегами по канату нужна специальная подготовка и снаряжение. Канат с якорем забрасывают на противоположный берег, так, чтобы якорь надежно зацепился за дерево. Натянув канат, другой конец его завязывают специальным узлом за дерево или камень и начинают переправу.
Ручьи и узкие протоки с быстрым течением и каменистым дном переходят по кладкам, для подстраховки используя перила из натянутой веревки или легкого шеста. Через реки обычно переправляются по бревну. При соответствующей страховке это наиболее быстрый и безопасный способ. Для наведения такой переправы один из туристов, предварительно обвязавшись веревкой, переходит по бревну на противоположный берег реки. Затем веревку натягивают и закрепляют на высоте груди над бревном. Остальные туристы переходят по одному, держась за веревочные перила. Последний из них отвязывает веревку.
Кладка через реку - более надежный способ переправы. Если нет уверенности в безопасности этого способа, следует организовать навесную переправу через водные препятствия, но она гораздо сложнее и требует большого опыта и усилий всей группы.

Следующий наш урок будет о преодолении водных преград. Это может понадобиться в самый неожиданный момент. Приведу яркий пример из личного опыта.

Поехали мы в лес за ягодой. Недалеко, порядка 5-6 км. от ближайшей деревни. На двух машинах УАЗ-31519 (мой) и УАЗ – 452 (знакомый). В процессе езды по «волчьей дороге» мы переехали ручеек шириной сантиметров 50 и глубиной по щиколотку ребенка. Приехали на место, разбили лагерь, позавтракали, пустились за сбором даров леса. К вечеру вдруг заморосил дождь. Причем и дождем то это назвать было сложно – морось, тяжелый туман. Объявили отбой. Дождь продолжал идти. Утром, возвращаясь назад, мы увидели перед собой…. Да, как вы уже догадались – бурный поток в 4 – 5 метров шириной и около метра глубиной. А дождь все шел. Забегая вперед скажу, что ручей был форсирован обеими машинами в течение нескольких минут без всяких потерь. Но… Мы были подготовлены и имели большой опыт. А какое впечатление сей бурлящий поток произведет на новичка или неопытного джиппера?! Кроме судорожных попыток форсирования мы с большой вероятностью получим утопленный автомобиль. К слову сказать, ни одна наша машина не была оборудована шноркелями и не имела специальной подготовки.

Что ж, картину вы представили. Начинаем форсирование. Первое – это разведка. Желательно иметь для этого высокие сапоги (болотники) или, что вообще идеально – непромокаемый полукомбинезон (так называемая «химзащита»). Почему так серьезно? Да потому, что иногда проходится бродить в вешних, ледяных водах по пояс, чтобы найти некую лазейку для джипа. Если вы возвращаетесь и помните рельеф дна – это одно дело. Когда штурмуете неизвестное место – другое. Берем в руку веревку, которой вас будет страховать ваш товарищ. Если так получилось, что вы один, или у попутчиков нет сил (женщины, дети) – привяжите веревку к автомобилю. Это мера безопасности на случай сильного течения, судорог, ям и т.д. Если течение серьезное – обвяжите себя веревкой. Тщательно прощупываете ногами дно. Камни, галька? Отлично. Осталось лишь выбрать траекторию без валунов, чтобы не повредить подвеску и двигатель. Песок? Хуже, но не так критично – щупаем максимальную твердь. Ил, глина, органический ковер? Это уже много хуже.

Первые два варианта описывать я не буду – понятно и так, без подсказок. Опишу, как действовать в самой сложной обстановке – зыбучем, неустойчивом дне. Цепляем заранее к автомобилю трос, сматываем его и закинув на крышу или капот – закрепляем, в крайнем случае – закидываем через форточку в салон. Отлично, если у вас два троса – можно закрепить их сразу и спереди и сзади! Совсем здорово, если у вас есть лебедка! Определите якорь (валун, дерево, торчащие прочные коряги, столбы и т.д.) и заранее размотайте трос лебедки на длину, достающую до якоря, либо на максимальную длину, если якорь далековато. Смотайте трос и закрепите его в легкодоступном месте. Перед началом движения закрываем все окна и форточки – лишняя вода нам ни к чему. С пола салона убираем все вещи, размещаем их возможно выше. Если есть утеплитель – убираем, или просто плотно сворачиваем.

Если, как в УАЗ-31519, вентилятор имеет ременный привод (крутится от двигателя), то снимаем ремень, либо полностью ослабляем натяжение. Причин несколько. Во-первых, вращающийся вентилятор зальет всё вокруг (читай – двигатель) водой. Во-вторых, попав в воду на высоких оборотах лопасти вентилятора (из-за имеющегося положительного угла атаки и сопротивления воды) могут выгнуться вперед, намотав на себя соты радиатора и сам радиатор. В последнем, я, конечно, утрирую, но, надеюсь, вы поняли всю опасность.

Выгонять или нет ваших пассажиров – решать вам, на свой страх и риск в зависимости от обмундирования, возраста, и степени опасности водной преграды. Перебраться через спокойный ручеек можно и всем вместе… Но вот форсировать ревущий дождевой поток с детьми в салоне очень рискованно. Все зависит от обстановки, принимайте решение сообразно обстоятельствам.
Едем. Первое, что нужно понять и помнить наизусть – едем медленно, но ровно, примерно на одних оборотах. Если у вас УАЗ – закройте жалюзи радиатора.

Категорически нельзя залетать в воду с разгона! Помимо того, что вы можете получить гидроудар в радиатор, автомобиль поведет себя как дырявый поплавок. Джип сначала упрется в воду, потеряв часть скорости. Вывешаются и потеряют сцепление с дорогой задние колеса, машину начнет разворачивать. Вода волной заполнит моторный отсек, залив свечи и вариатор, возможно достав до карбюратора, и, если нет шноркеля, и до воздухозаборника. Затем машина резко всплывет, колеса потеряют грунт и ее унесет на более глубокое место. Там, начав погружаться, машина гарантированно встанет навеки.

Перегазовки недопустимы. Как только перед автомобилем вы увидели волну – регулируйте скорость, постарайтесь догнать ее (или, наоборот, чтобы она догнала вас). Причина этому проста – когда волна идет перед машиной в соответствии с графической синусоидой уровень воды в моторном отсеке – МИНИМАЛЕН!

Остановки НЕДОПУСТИМЫ. Особенно, если дно песчаное или илистое! Причина проста – стоячий автомобиль быстро замывается течением в песок, проваливаясь все ниже.

Если вдруг вы чувствуете, что машина вот-вот застрянет и глубина становится значительно больше расчетной, не паникуйте. Очень быстро включите задний ход и начните двигаться назад по вашей траектории. Внимание! НЕ допускайте ПРОБУКСОВКИ при трогании!

При этом учитывайте такую вещь, о которой говорят в народе: У страха глаза велики! А именно – при движении вперед, вы собираете перед собой воду и волна, естественно идущая перед вами, визуально поднимает уровень воды!

Следующая опасность. При сильном течении автомобиль может развернуть или потащить боком. Будьте к этому готовы! В этом случае нужно немедленно открыть все двери настежь. Салон заполнится водой и машина заякорится на месте. Если двигатель не заглох – осторожно продолжайте движение. Салон, конечно, вымокнет, но это меньшее из зол. Ведь «автоплывуны» в большинстве случаев водяной поток просто ПЕРЕВОРАЧИВАЕТ.

При погружении в воду приготовьтесь к внезапному выбросу облака пара! Не пугайтесь, это нормально.

Если внезапно заглох двигатель и вы понимаете, что он заглох по вашей вине (например, из-за небрежного манипулирования органами управления), пробуйте тут же завести его. Если двигатель «схватил» - увеличивайте обороты плавно и тут же продолжайте движение. Если двигатель не завелся с двух попыток – дальше не продолжайте – вам не повезло. Извлекать машину придется с чьей-то помощью!

На берегу вы можете попробовать реанимировать двигатель. На бензиновом – откидываем крышку вариатора, просушиваем. Выкручиваем все свечи, прогоняем двигатель стартером, чтобы выгнать воду из цилиндров. Внимание! Не забудьте закоротить на массу высоковольтные провода, иначе есть риск спалить электрооборудование. Сниманием фильтр грубой очистки (как правило, расположен недалеко от бака), смотрим на наличие воды. Все протираем, сушим, вворачиваем и пробуем завести. В большинстве случаев двигатель заводится без особых проблем.

С дизелем все немного сложнее. Если коленвал вращается с трудом – вероятно мы получили гидроудар в цилиндрах и погнули шатуны. Тут уже нужен буксир или эвакуатор и предстоит очень серьезный ремонт.

По статистике матерых офф-роадеров, в подавляющем большинстве машины не могут преодолеть брод и наглухо вязнут не из-за технических проблем или сложного рельефа дня, а из-за элементарных ошибок экипажа.

В заключение несколько советов на всякий случай. Если вы понимаете, что преодоление бродов может быть не редким явлением, нужно элементарно оборудовать свой автомобиль. Несмотря на грозность мероприятия, она несложна и по деньгам недорога. Необходимые мероприятия:
- Устанавливаем шноркель (выведенный воздухозаборник).
- Дополнительно изолируем проводку. Изолента не пойдет, желательно затягивать в специальную мастику. Гидроизоляция проводов не является критической, особенно, если проводка целая и не старая (без поперечных микротрещин).
- Выводим под капот трубки вентиляции мостов, КПП, «раздатки» (и других узлов, имеющих сапуны – в зависимости от марки авто). Может быть для вас это будет открытием, но КПП или задний мост имеют так называемые «сапуны» - механическое перепускное приспособление для связи внутреннего объема с атмосферой. Цель сапунов – сброс или добор внутреннего давления, для того, чтобы не выдавило сальники и прокладки. При работе узла, масло в нем нагревается и расширяется. Если, допустим КПП сделать абсолютно герметичной, расширяющееся масло будет искать выход. А выход в самом слабом месте, коими и являются уплотнители. Происходит и обратный процесс – при погружении в воду, масло резко охлаждается и в агрегате создается отрицательное давление. Сапун «засасывает» воздух, чтобы сравнять давление. А при погружении в воду – вода и будет «засосана». Объяснять вам о последствиях нахождения воды внутри агрегата я не буду, это понятно любому здравому человеку.

Вышеперечисленным темам я посвящу отдельную статью с иллюстрациями на примере УАЗа. Конструирование на других автомобилях принципиально похоже.
Желаю удачи и удачных штурмов водяных преград!



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...