Мытарства души после смерти: что происходит после смерти. Бог — основа жизни, а что будет после — меня не интересует Я умираю что будет после смерти


В первых девяти главах этой книги мы попытались изложить некоторые основные аспекты православного христианского взгляда на жизнь после смерти, противопоставляя их широко распространенному современному взгляду, а также появившимся на Западе взглядам, которые в некоторых отношениях отошли от древнего христианского учения. На Западе подлинное христианское учение об Ангелах, воздушном царстве падших духов, о природе общения людей с духами, о небе и аде было потеряно или искажено, в результате чего имеющие место в настощее время "посмертные" опыты получают совершенно неверное толкование. Единственным удовлетворительным ответом на эту ложную интерпретацию является православное христианское учение.

Настоящая книга имеет слишком ограниченный объем, чтобы изложить полностью православное учение о потустороннем мире и посмертной жизни; наша задача была куда более узкой – изложить это учение в той мере, в какой было бы достаточно, чтобы ответить на вопросы, поднимаемые современными "посмертными" опытами, и указать читателю на те православные тексты, где содержится это учение. В заключении мы здесь специально даем краткое изложение православного учения о судьбе души после смерти. Это изложение состоит из статьи, написанной одним из последних выдающихся богословов нашего времени, архиепископом Иоанном (Максимовичем) за год до его смерти. Его слова напечатаны более узким столбцом, а объяснения к его тексту, комментарии и сравнения напечатаны как обычно.

Архиепископ Иоанн (Максимович)

"Жизнь после смерти"

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.

(Никейский символ веры)

Безграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: "Будем есть и пить, ибо завтра умрем". Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь – это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. IX, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении.

Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное.

Обращаясь в письме к своей умирающей сестре, епископ Феофан Затворник пишет: "Ведь ты не умрешь. Тело твое умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая" ("Душеполезное чтение", август 1894).

После смерти душа жива, и чувства ее обострены, а не ослаблены. Св. Амвросий Медиоланский учит: "Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза" (св. Амвросий "Смерть как благо").

Преп. авва Дорофей суммирует учение ранних отцов по этому вопросу: "Ибо души помнят все, что было здесь, как говорят отцы, и слова, и дела, и мысли, и ничего из этого не могут забыть тогда. А сказано в псалме: В той день погибнут вся помышления его (Пс. 145, 4); это говорится о помышлениях века сего, т. е. о строении, имуществе, родителях, детях и всяком деянии и поучении. Все сие о том, как душа выходит из тела, погибает... А что она сделала относительно добродетели или страсти, все то помнит и ничего из этого для нее не погибает... И ничего, как я сказал, не забывает душа из того, что сделала в этом мире, но все помнит по выходе из тела, и притом лучше и яснее, как освободившаяся от земного сего тела" (авва Дорофей. Поучение 12).

Великий подвижник V века преп. Иоанн Кассиан ясно формулирует активное состояние души после смерти в ответе еретикам, верившим в то, что душа после смерти бессознательна: "Души после разлучения с телом бывают не праздны, не остаются без всякого чувства; это доказывает евангельская притча о богатом и Лазаре (Лук. XVI, 19-31)... Души умерших не только не лишаются своих чувств, но не теряют и расположений своих, т. е. надежды и страха, радости и скорби, и нечто из того, чего ожидают себе на всеобщем суде, они начинают уже предвкушать... они еще живее становятся и ревностнее прилепляются к прославлению Бога. И действительно, если, рассмотрев свидетельства Священного Писания о природе самой души по мере нашего смысла, несколько порассудим, то не будет ли, не говорю, крайней глупостию, но безумием – хоть слегка подозревать, что драгоценнейшая часть человека (т. е. душа), в которой, по блаженному апостолу, заключается образ Божий и подобие (1 Кор. XI, 7; Кол. III, 10), по отложении этой дебелости телесной, в которой она находится в настоящей жизни, будто становится бесчувственною – та, которая содержит в себе всякую силу разума, своим причастием даже немое и бесчувственное вещество плоти делает чувствительным? Отсюда следует, и свойство самого разума требует того, чтобы дух по сложении этой плотской дебелости, которая ныне ослабляется, свои разумные силы привел в лучшее состояние, восстановил их более чистыми и более тонкими, а не лишился их".

Современные "посмертные" опыты сделали людей потрясающе осведомленными о сознательности души после смерти, о большей остроте и быстроте ее умственных способностей. Но самой по себе этой осведомленности недостаточно, чтобы защитить находящегося в таком состоянии от проявлений внетелесной сферы; следует владеть ВСЕМ христианским учением по этому вопросу.

Начало духовного видения

Часто это духовное видение начинается у умирающих еще до смерти, и все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие.

Этот опыт умирающих наблюдался в течение веков, и сегодня подобные случаи с умирающими – не новость. Однако, здесь следует повторить сказанное выше – в гл. 1, ч. 2: только в благодатных посещениях праведных, когда появляются святые и Ангелы, мы можем быть уверены, что это явились действительно существа из другого мира. В обычных же случаях, когда умирающий начинает видеть почивших друзей и родственников, это может быть лишь естественное знакомство с невидимым миром, в который он должен войти; подлинная же природа образов почивших, появляющихся в этот момент, известна, возможно, одному лишь Богу, – и нам нет нужды вникать в это.

Ясно, что Бог дает этот опыт как наиболее очевидный способ сообщить умирающему, что потусторонний мир не есть совсем незнакомое место, что жизнь там также характеризуется любовью, которую человек питает к своим близким. Преосвященный Феофан трогательно излагает эту мысль в словах, обращенных к умирающей сестре: "Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им и наши передай приветы, – и проси попещись о нас. Тебя окружают твои дети с своими радостными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь".

Встреча с духами

Но по выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые ближе ей по духу, и, если находясь в теле, она была под влиянием некоторых из них, то она останется зависимой от них и по выходе из тела, какими бы отвратительными они ни оказались при встрече.

Здесь нам снова серьезно напоминают, что потусторонний мир, хотя и не будет совершенно чужим для нас, но не окажется просто приятной встречей с любимыми "на курорте" счастья, а будет духовным столкновением, которое испытывает расположение нашей души во время жизни – склонялась ли она больше к Ангелам и святым через добродетельную жизнь и повиновением заповедям Божиим или же, путем нерадения и неверия, сделала себя более годной для общества падших духов. Преосвященный Феофан Затворник хорошо сказал (см. выше конец гл. VI), что даже испытание на воздушных мытарствах может оказаться, скорее, испытанием искушениями, чем обвинением.

Хотя сам факт суда в загробной жизни стоит вне всякого сомнения – как Частного Суда сразу по смерти, так и Страшного Суда в конце света, – внешний приговор Божий будет только ответом на внутрреннее расположение, которое душа создала в себе по отношению к Богу и духовным существам.

Первые два дня после смерти

В течение первых двух дней душа наслаждается относительной свободой и может посещать на земле те места, которые ей дороги, но на третий день она перемещается в иные сферы.

Здесь архиепископ Иоанн просто повторяет учение, известное Церкви с IV века. Предание сообщает, что Ангел, сопровождавший в пустыне преп. Макария Александрийского, сказал, объясняя церковное поминовение умерших на третий день по смерти: "Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день же Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих" ("Слова св. Макария Александрийского о исходе душ праведных и грешных", "Христ. чтение", август 1831).

В православном чине погребения усопших преп. Иоанн Дамаскин ярко описывает состояние души, расставшейся с телом, но все еще находящейся на земле, бессильной общаться с любимыми, которых она может видеть: "Увы мне, яковый подвиг имать душа, разлучающаяся от телесе! Увы, тогда колико слезит, и несть помилуяй ю! ко Ангелам очи возводящи, бездельно молится: к человекам руце простирающи, не имать помогающаго. Тем же, возлюблении мои братие, помысливше нашу краткую жизнь, преставленному упокоения от Христа просим, и душам нашим велию милость" (Последование погребения мирских человек, стихира самогласна, глас 2).

В письме к мужу упоминавшейся выше своей умирающей сестры св. Феофан пишет: "Ведь сестра-то сама не умрет; тело умирает, а лице умирающего остается. Переходит только в другие порядки жизни. В теле, лежащем под святыми и потом выносимом, ее нет, и в могилу ее не прячут. Она в другом месте. Так же жива, как теперь. В первые часы и дни она будет около вас. – И только не проговорит, – да увидеть ее нельзя, а то тут... Поимейте сие в мысли. Мы, остающиеся, плачем об отшедших, а им сразу легче: то состояние отрадное. Те, кои обмирали и потом вводимы были в тело, находили его очень неудобным жильем. То же будет чувствовать и сестра. Ей там лучше, а мы убиваемся, будто с нею беда какая случилась. Она смотрит и, верно, дивится тому ("Душеполезное чтение", август 1894).

Следует иметь в виду, что это описание первых двух дней после смерти дает общее правило, которое ни в коем случае не охватывает всех ситуаций. Действительно, большинство процитированных в этой книге отрывков из православной литературы не подходит под это правило, – и по вполне очевидному соображению: святые, которые совсем не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже и к местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают свое восхождение на небо. Другие же, подобно К. Икскулю, начинают свое восхождение ранее двух дней по особому соизволению Божия Провидения. С другой стороны, все современные "посмертные" опыты, как бы они не были фрагментарны, не подходят под это правило: внетелесное состояние есть лишь начало первого периода бесплотного странствия души к местам ее земных привязанностей, но никто из этих людей не пробыл в состоянии смерти достаточно долго, чтобы даже встретить двух Ангелов, которые должны сопровождать их.

Некоторые критики православного учения о посмертной жизни находят, что подобные отклонения от общего правила "посмертного" опыта являются доказательствами противоречий в православном учении, но такие критики понимают все слишком буквально. Описание первых двух дней (а также и последующих) ни в коем случае не является какой-то догмой; это просто модель, которая лишь формулирует самый общий порядок "посмертного" опыта души. Многие случаи как в православной литературе, так и в рассказах о современных опытах, где мертвые мгновенно являлись живым в первый день или два после смерти (иногда во сне), служат примерами истинности того, что душа действительно остается вблизи земли на некоторое короткое время. (Подлинные явления мертвых после этого краткого периода свободы души куда более редки и всегда бывают по Божьему Произволению с какой-то особой целью, а не по чьей-то собственной воле. Но к третьему дню, а часто и раньше, этот период подходит к концу.)

Мытарства

В это время (на третий день) душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли. Согласно различным откровениям, существует двадцать таких препятствий, так называемых "мытарств", на каждом из которых истязуется тот или иной грех; пройдя одно мытарство, душа приходит на следующее. И только успешно пройдя все их, может душа продолжить свой путь, не будучи немедленно ввергнутой в геенну. Как ужасны эти бесы и мытарства, можно видеть из того факта, что Сама Матерь Божия, когда Архангел Гавриил сообщил Ей о приближении смерти, молила Сына Своего избавить душу Ее от этих бесов, и в ответ на Ее молитвы Сам Господь Иисус Христос явился с Небес принять душу Пречистой Своей Матери и отвести Ее на Небеса. (Это зримо изображено на традиционной православной иконе Успения.) Воистину ужасен третий день для души усопшего, и по этой причине ей особенно нужны молитвы.

В шестой главе приведен ряд святоотеческих и агиографических текстов о мытарствах, и нет нужды добавлять здесь еще что-либо. Однако и здесь мы можем отметить, что описания мытарств соответствуют модели истязаний, которым подвергается душа после смерти, а индивидуальный опыт может значительно отличаться. Малозначительные подробности типа числа мытарств, конечно, второстепенны в сравнении с главным фактом, что душа действительно вскоре после смерти подвергается суду (Частный Суд), где подводится итог той "невидимой брани", которую она вела (или не вела) на земле против падших духов.

Продолжая письмо мужу умирающей сестры, епископ Феофан Затворник пишет: "У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Там нужна ей помощь! – Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль ее к вам: "Помогите!" – Вот на что вам надлежит устремить все внимание и всю любовь к ней. Я думаю – самое действительно засвидетельствование любви будет – если с минуты отхода души, вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь, где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом ее состоянии, о ее неожиданных нуждах. Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу – ей о помощи, в продолжении шести недель – да и далее. В сказании Феодоры – мешец, из которого Ангелы брали, чтобы отделываться от мытарей, – это были молитвы ее старца. То же будет и ваши молитвы... Не забудьте так сделать... Се и любовь!"

Критики православного учения часто неправильно понимают тот "мешок золота", из которого на мытарствах Ангелы "платили за долги" блаженной Феодоры; иногда его ошибочно сравнивают с латинским понятием "сверхдолжных заслуг" святых. И здесь также такие критики слишком буквально читают православные тексты. Здесь имеется в виду не что иное, как молитвы об усопших Церкви, в частности, молитвы святого и духовного отца. Форма, в которой это описывается, – вряд ли есть даже необходимость говорить об этом – метафорическая.

Православная Церковь считает учение о мытарствах таким важным, что упоминает о них во многих богослужениях (см. некоторые цитаты в главе о мытарствах). В частности, Церковь особо излагает это учение всем своим умирающим чадам. В "Каноне на исход души", читаемом священником у одра умирающего члена Церкви, есть следующие тропари:

"Воздушнаго князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напраснаго сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно отходяща от земли" (песнь 4).

"Святых Ангел священным и честным рукам преложи мя, Владычице, яко да тех крилы покрывся, не вижу бесчестнаго и смраднаго и мрачнаго бесов образа" (песнь 6).

"Рождшая Господа Вседержителя, горьких мытарств начальника миродержца отжени далече от мене, внегда скончатися хощу, да Тя во веки славлю, Святая Богородице" (песнь 8).

Так умирающий православный христианин приготовляется словами Церкви к предстоящим испытаниям.

Сорок дней

Затем, успешно пройдя через мытарства и поклонившись Богу, душа на протяжении еще 37 дней посещает небесные обители и адские бездны, еще не зная, где она останется, и только на сороковой день назначается ей место до воскресения мертвых.

Конечно, нет ничего странного в том, что, пройдя мытарства и покончив навсегда с земным, душа должна познакомиться с настоящим потусторонним миром, в одной части которого она будет пребывать вечно. Согласно откровению Ангела преп. Макарию Александрийскому, особое церковное поминовение усопших на девятый день после смерти (помимо общего символизма девяти чинов ангельских) связано с тем, что до сего времени душе показывали красоты рая и только после этого, в течение остальной части сорокадневного периода ей показывают мучения и ужасы ада, прежде чем на сороковой день ей будет назначено место, где она будет ожидать воскресения мертвых и Страшного Суда. И здесь также эти числа дают общее правило или модель послесмертной реальности и, несомненно, не все умершие завершают свой путь согласно этому правилу. Мы знаем, что Феодора действительно завершила свое посещение ада именно на сороковой – по земным меркам времени – день.

Состояние души до Страшного Суда

Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие – в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного Суда. До этого все же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и других молитв.

Учение Церкви о состоянии душ на Небе и в аду до Страшного Суда более подробно изложено в словах св. Марка Эфесского.

Польза молитвы, как общественной, так и частной, о душах, находящихся в аду, описана в житиях святых подвижников и в святоотеческих писаниях.

В житии мученицы Перпетуи (III век), например, судьба ее брата была открыта ей в образе наполненного водой водоема, который был расположен так высоко, что он не мог дотянуться до него из того грязного, невыносимо жаркого места, куда он был заключен. Благодаря ее усердной молитве на протяжении целого дня и ночи, он смог дотянуться до водоема, и она увидела его в светлом месте. Из этого она поняла, что он избавлен от наказания ("Жития святых", 1 февраля).

Подобных случаев много в житиях православных святых и подвижников. Если кто-то склонен к излишнему буквализму в отношении этих видений, то следует, наверное, сказать, что конечно, формы, которые принимают эти видения (обычно во сне), – не обязательно "фотографии" того, в каком положении находится душа в ином мире, но, скорее, образы, передающие духовную правду об улучшении состояния души по молитвам оставшихся на земле.

Молитва об усопших

Как важно поминовение на Литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой Святого, который сказал ему: "Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей"; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения. "Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?" – спросил иеромонах. – "Да, это верно, – ответил св. Феодосий, – но приношение на Литургии сильнее моих молитв".

Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной Литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. В Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение "о иже в аде держимых".

Св. Григорий Великий, отвечая в своих "Собеседованиях" на вопрос, "есть ли нечто такое, что могло бы быть полезно душам после смерти", учит: "Святое жертвоприношение Христа, нашей спасительной Жертвы, доставляет большую пользу душам даже после смерти при условии, что грехи их могут быть прощены в будущей жизни. Поэтому души усопших иногда просят, чтобы о них была отслужена Литургия... Естественно, надежнее самим при жизни делать то, что, как мы надеемся, другие будут делать о нас после смерти. Лучше совершить исход свободным, чем искать свободы, оказавшись в цепях. Поэтому мы должны от всего сердца презирать этот мир, как если бы его слава уже прошла, и ежедневно приносить Богу жертву наших слез, когда мы приносим в жертву Его священную Плоть и Кровь. Только эта жертва имеет силу спасать душу от вечной смерти, ибо она таинственно представляет нам смерть Единородного Сына" (IV; 57, 60).

Св. Григорий приводит несколько примеров явления умерших живым с просьбой отслужить Литургию об их упокоении или благодарящих за это; однажды также один пленный, которого жена считала умершим и по ком она в определенные дни заказывала Литургию, вернулся из плена и рассказал ей, как его в некоторые дни освобождали от цепей – именно в те дни, когда за него совершалась Литургия (IV; 57, 59).

Протестанты обычно считают, что церковные молитвы за усопших несовместимы с необходимостью обрести спасение в первую очередь в этой жизни: "Если ты можешь быть спасен Церковью после смерти, тогда зачем утруждать себя борьбой или искать веру в этой жизни? Будем есть, пить и веселиться"... Конечно, никто из придерживающихся таких взглядов никогда не достигал спасения по церковным молитвам, и очевидно, что такой аргумент является весьма поверхностным и даже лицемерным. Молитва Церкви не может спасти того, кто не хочет спасения или кто никогда сам при жизни не приложил для этого никаких усилий. В известном смысле можно сказать, что молитва Церкви или отдельных христиан об усопшем есть еще один результат жизни этого человека: о нем бы не молились, если бы за свою жизнь он не сделал ничего такого, что могло бы вдохновить такую молитву после его смерти.

Св. Марк Эфесский также обсуждает вопрос о церковной молитве за умерших и облегчении, которое она им доставляет, приводя в качестве примера молитву св. Григория Двоеслова о римском императоре Траяне – молитву, вдохновленную добрым делом этого языческого императора.

Что мы можем сделать для умерших?

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих".

Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.

О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим.

Как только кто умер, немедленно зовите священника или сообщите ему, чтобы он мог прочитать "Молитвы на исход души", которые положено читать над всеми православными христианами после их смерти. Постарайтесь, по мере возможности, чтобы отпевание было в церкви и чтобы над усопшим до отпевания читалась Псалтирь. Отпевание не должно быть тщательно обставленным, но совершенно необходимо, чтобы оно было полным, без сокращения; думайте тогда не о своем удобстве, но об умершем, с которым вы навеки расстаетесь. Если в церкви одновременно несколько покойников, не отказывайтесь, если вам предложат, чтобы отпевание было общим для всех. Лучше, чтобы отпевание было отслужено одновременно о двух или более усопших, когда молитва собравшихся близких будет более горячей, чем чтобы последовательно было отслужено несколько отпеваний и службы, из-за отсутствия времени и сил, были сокращены, потому что каждое слово молитвы об усопших подобно капле воды для жаждущего. Сразу же позаботьтесь о сорокоусте, т. е. ежедневном поминовении на Литургии в течение сорока дней. Обычно в церквах, где служба совершается ежедневно, усопшие, которых так отпевали, поминаются сорок дней и более. Но если отпевание было в храме, где нет ежедневных служб, сами родственники должны позаботиться и заказать сорокоуст там, где есть ежедневная служба. Хорошо также послать пожертвование в память усопшего монастырям, а также в Иерусалим, где в святых местах возносится непрестанная молитва. Но сорокадневное поминование должно начаться сразу же по смерти, когда душе особенно нужна молитвенная помощь, и поэтому поминовение следует начать в ближайшем месте, где есть ежедневная служба.

Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. V, 7).

Воскресение тела

Однажды весь этот тленный мир придет к концу и наступит вечное Царство Небесное, где души искупленных, воссоединенные со своими воскресшими телами, бессмертные и нетленные, будут навеки пребывать со Христом. Тогда частичная радость и слава, которую даже ныне знают души на Небе, сменится полнотой радости нового творения, для которой был создан человек; но те, кто не принял спасения, принесенного на землю Христом, будут мучиться вечно – вместе с их воскресшими телами – в аду. В заключительной главе "Точного изложения православной веры" преп. Иоанн Дамаскин хорошо описывает это конечное состояние души после смерти:

"Верим же и в воскресение мертвых. Ибо оно истинно будет, будет воскресение мертвых. Но, говоря о воскресении, мы представляем себе воскресение тел. Ибо воскресение есть вторичное воздвижение упавшего; души же, будучи бессмертными, каким образом воскреснут? Ибо, если смерть определяют как отделение души от тела, то воскресение есть, конечно, вторичное соединение души и тела, и вторичное воздвижение разрешившегося и умершего живого существа. Итак, само тело, истлевающее и разрешающееся, оно само воскреснет нетленным. Ибо Тот, Кто в начале произвел его из праха земли, может снова воскресить его, после того, как оно опять, по изречению Творца, разрешилось и возвратилось назад в землю, из которого было взято...

Конечно, если только одна душа упражнялась в подвигах добродетели, то одна только она и будет увенчена. И если одна только она постоянно пребывала в удовольствиях, то по справедливости одна только она была бы и наказана. Но так как ни к добродетели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, то по справедливости то и другое вместе получат и воздаяние...

Итак, мы воскреснем, так как души опять соединятся с телами, делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление, и явимся к страшному судейскому Христову седалищу; и диавол, и демоны его, и человек его, т. е. антихрист, и нечестивые люди, и грешники будут преданы в огнь вечный, не вещественный, каков огонь, находящийся у нас, но такой, о каком может знать Бог. А сотворшая благая, как солнце, воссияют вместе с Ангелами в жизни вечной, вместе с Господом нашим Иисусом Христом, всегда смотря на Него и будучи видимы Им, и наслаждаясь непрерывным проистекающим от Него веселием, прославляя Его со Отцем и Святым Духом в бесконечные веки веков. Аминь" (стр. 267-272).

"Человек прекрасно сложен для того, что бы стать бессмертным"
Это достаточно громкое заявление сознания определенной группы лиц.
Спрятаться от эпохи, эволюции, представить только руки фокусника, по взмаху которого ты снова становишься молодым.
А что если и вправду, смерть станет вопросом выбора?

Смерть досаждала нам всегда, мы часто думаем о том что не успели сделать и как с ней бороться.
Порой нас охватывает одно большое разочарование и понимаешь, как все достало.
Нет работы. Нет любимого человека. Да пошло все к Чертям!
Как бы не так...
В этот момент, день, час, ты садишься в автомобиль и тебя везут подальше от проблем и мыслей. Представь.
Ты беззащитен. Отключен.
Перед тобой трасса, рядом с тобой водитель, твоя жизнь уже вовсе не твоя. Твоя судьба не в твоих руках. Отключен.
Поток автомобилей заставляет идти на обгон. Встречка. Страх.
Ты сжимаешься от страха не смерти... Ты же ее не боишься,правда.
Ты сжимаешься от страха стать на всю жизнь живым инвалидом. И мучатся от боли. Стать беспомощным.
-Господи помоги...молишься.
А час назад ты хотел умереть. Тебя достала твоя жизнь,правда?
МЫ ХОТИМ ЖИТЬ! МЫ БОРЕМСЯ ЗА ЖИЗНЬ! ЭТО ФАКТ!

Вопрос Бессмертия. Дети.
А что после нас? Не за тем ли мы спешим,что чувствуем скорую смерть?
Ведь дети-единственная возможность оставить после себя след, продолжение рода.
Знаю, многие возразят, сказав что дети не главное в жизни.
Карьеристы, одни из немногих. Не буду затрагивать их тонких чувств, так как знаю, что после них останется лишь реплика о прекрасной жизни.

Я буду растить наследника своего дела. В семье есть определенная тактика: "Не воспитывай ребенка, воспитывай себя".

В нас веками вкладывали мысль о бессмертии, ловили нас словно рыбку на приманку о надеждах.
Но пора бы уже понять что все мы не вечны. Нет того фокусника, нет выбора, выбора нет пожалуй лишь в вопросе бессмертия, что не может не радовать.
Что-то свыше, дает людям надежду на существование.
Смерть-воспитывает нас и подгоняет к действию.
Строить, изобретать, любить.
Нужно жить по законам, предварительно приняв их.
Один из славянских Богов говорил "Не бойтесь люди смерти, ибо не увидите её для себя, когда она придёт, вас уже не будет"

Глядя в сторону возможного бессмертного будущего, задаешься миллионами вопросов.
Нам больше не нужны будут дети, не нужна будет семья, вечно молодой и пьяный будет кутить у клуба, заниматься сексом днями напролет, не опасаясь за свою жизнь и не думая о будущем.
Нам будет вечно восемнадцать.
Жизнь будет полыхать радостным фейерверком, а ДУША ссохнется и превратиться в прах.
Будем ли мы строить дома? Создавать что-то в медицине?
-Нет.
А все лишь потому, что именно смертность движет нами.
Именно из-за того, сколько каждому предрешено прожить на белом свете, мы стараемся смастерить свою жизнь и не прожечь ее в клубе за стопкой дешевого вина из пакета.

Нужно оставить достойную память и всегда бороться за жизнь.
Стройте. Любите. Разочаровывайтесь.
Открывайте и улыбайтесь каждому своему дню, ведь это и есть ПРЕКРАСНАЯ ЖИЗНЬ.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Без преувеличения, можно сказать, что каждый человек с определенного возраста задумывается о смерти и спрашивает себя: Когда человек умирает, что происходит…

Что случается после смерти с человеком

И,вообще, происходит ли что-то? Подобными вопросами сложно не задаваться просто потому, что смерть единственная неизбежное событие в жизни каждого живого существа. Множества событий могут произойти или не произойти с нами в течение жизни, но смерть, это то, что произойдёт с каждым.

В то же время мысль о том, что со смерть - это конец всего и навсегда кажется настолько пугающей и нелогичной, что она сама по себе лишает жизнь какого-либо смысла. Не говоря уже о том, что страх собственной смерти и кончины близких людей способен отравить самую безоблачную жизни.

Наверное, отчасти по этой причине, на протяжении всего существования человечества ответ на вопрос: «Когда человек умирает, что с ним происходит?» искали мистики, шаманы, философы и представители всевозможных религиозных направлений.

И, надо сказать, вариантов ответа на этот вопрос столько же, сколько существует религий и различных духовных и мистических традиций.

И сегодня информацию о жизни после смерти можно найти не только в религиозных и мистических традициях. Развитие психологии и медицины, в особенности со второй половины XX века, позволило накопить большое количество записанных, зарегистрированных свидетельств от людей переживших клиническую смерть или кому.


Число людей испытавших опыт отделения от тела и совершивших путешествие в так называемые загробные или тонкие миры сегодня настолько велико, что это стало фактом, который сложно игнорировать.

На эту тему пишутся книги и снимаются фильмы. Одни из самых известных произведений, ставшие бестселлерами и переведенные на многие языки «Жизнь после жизни» Раймонда Моуди и трилогия «Путешествия души» Майкла Ньютона.

Раймонд Моуди работал клиническим психиатром и за долгое время врачебной практики он столкнулся с таким количеством пациентов, переживших околосмертный опыт и описывающих его на удивление схоже, что даже, будучи человеком науки, признал, что это не может объясняться просто случайностью или совпадением.

Майкл Ньютон, доктор философии и гипнотерапевт, за время своей практики сумел собрать несколько тысяч случаев, когда его пациенты не только помнили собственные прошлые жизни, но и очень подробно вспоминали обстоятельства смерти и путешествие души после смерти физического тела.

На сегодняшний день книги Майкла Ньютона содержат, пожалуй, самое большое и подробно описанное число посмертных переживаний и жизни души после смерти физического тела.

Подводя итог, можно сказать, что существует множество теорий и историй о том, что происходит с человеком после смерти тела. Порой, эти теории сильно отличаются друг от друга, но все они основаны на одинаковых базовых предпосылках:

Во-первых, человек это не только физическое тело, помимо физической оболочки есть бессмертная душа или сознание.

Во-вторых, с биологической смертью ничего не заканчивается, смерть - это просто дверь в другую жизнь.

Куда попадает душа, что происходит с телом после смерти


Во многих культурах и традициях отмечается важность 3-х, 9-ти и 40-ка дней с момента смерти тела. Не только в нашей культуре принято поминать усопшего на 9-й и 40-й дни.

Считается, что в течение трех дней после смерти лучше не погребать и не кремировать останки, поскольку, в течение этого времени связь души с телом еще сильна и погребение или даже перемещение праха на дальнее расстояние, может разорвать эту связь и таким образом нарушить естественное разделение души с телом.

Согласно буддийской традиции, в большинстве случаев душа в течение трех дней, может и не осознать факта смерти и вести себя так же как при жизни.

Если вы смотрели фильм «Шестое чувство», то с героем Брюса Уиллиса происходит по сюжету киноленты именно это. Он не осознает, что умер в течение некоторого времени и его душа продолжает жить дома и посещать привычные места.

Таким образом, в течение 3-х дней после смерти душа остается рядом с родными и часто даже в доме, где жил покойный.

В течение 9-ти дней душа или осознание, принявшее факт смерти, как правило, завершает, если есть такая необходимость, мирские дела, прощается с родственниками и друзьями и готовится, к путешествию в другие тонкие, духовные миры.

Но что именно видит душа, кого она встречает после конца


Согласно большинству записей людей переживших кому или клиническую смерть, происходят встречи с умершими ранее родственниками и любимыми. Душа испытывает невероятную легкость и покой, которые были недоступны при жизни в физическом теле. Мир, глазами души наполнен светом.

Душа после смерти тела видит и переживает, то, во что человек верил в течение жизни.

Православный человек может видеть ангелов или деву Марию, мусульманин способен увидеть пророка Мухаммеда. Буддиста скорее всего встретит Будду или Авалокитешвара. Атеист не повстречает никаких ангелов и пророков, но и он узрит умерших близких людей, которые станут его проводниками в духовные измерения.

В том, что касается жизни после смерти, мы можем полагаться либо на воззрения религиозных и духовных традиций, либо на описания опытов людей, переживших клиническую смерть или помнящих свои предыдущие жизни и посмертный опыт.

С одной стороны, эти описания так же разнообразны как жизнь. Но, с другой, практически во всех них есть общий момент. Опыт, который получает человек после смерти физического тела, во многом определяется его верованиями, душевным состоянием и деяниями в прожитой жизни.

И сложно не согласиться с тем, что наши поступки в течение жизни так же определялись нашим мировоззрением, убеждениями и верой. И в духовном мире, свободном от физических законов, желания и страхи души реализуются мгновенно.

Если при жизни в материальном теле наши мысли и желания могли быть сокрыты от других, то на духовных планах все тайное становится явным.

Но, несмотря на различия, в большинстве традиций считается, что до истечения 40-ка дней душа умершего находится в тонких пространствах, где она анализирует и подводит итоги прожитой жизни, но еще имеет доступ к земнму существованию.

Часто, родственники видят умерших во снах именно в этот период. По истечении 40-ка дней, душа, как правило, покидает земной мир.

Человек чувствует свою смерть


Если вам довелось терять кого-то близких, то возможно вы знаете, что часто накануне смерти или появления смертельной болезни человек интуитивно чувствует, что его время жизни заканчивается.

Могут часто возникать навязчивые мысли о конце или просто предчувствия беды.

Организм чувствует приближение своей кончины и это отражается на эмоциях и мыслях. Сняться сны, которые интерпретируются человеком, как предвестие скорой смерти.

Здесь все зависит от чувствительности человека и оттого насколько хорошо он может слышать свою душу.

Так, экстрасенсы или святые, практически всегда не только предчувствовали приближение смерти, но могли знать дату и обстоятельства конца.

Что чувствует человек перед смертью


Что чувствует человек перед смертью, определяется ситуациями, в которых он покидает эту жизнь?

Человек, жизнь которого была наполненной и счастливой или глубоко верующий человек может уйти спокойно, с благодарностью, в полном принятии происходящего. Умирающий от тяжелого заболевания может даже рассматривать смерть, как избавление от физических мук и возможность покинуть одряхлевшее тело.

В случае неожиданной серьезной болезни, произошедшей с человеком в молодом возрасте может быть горечь, сожаление и неприятие происходящего.

Переживания накануне смерти очень личные и вряд ли найдется два человека с одинаковым опытом.

Одно можно сказать наверняка, то, что чувствует человек перед тем как перейти, сильно зависит от того какой была его жизнь, как много из желаемого он успел реализовать, сколько было любви и радости в жизни, и, конечно, от обстоятельств самой смерти.

Но, согласно многочисленным медицинским наблюдениям, если смерть не была мгновенной, человек чувствует как постепенно силы, энергия покидают тело, связь с физическим миром истончается, восприятие органов чувств заметно ухудшается.

По описаниям людей переживших клиническую смерть в результате болезни, кончина очень похожа на засыпание, но просыпаешься ты уже в другом мире.

Как долго умирает человек

Смерть, как и жизнь у всех разная. Кому-то везет и конец происходит быстро и безболезненно. Человек может просто погрузиться в сон, пережить в этом состоянии остановку сердца и больше не проснуться.

Кто-то долго борется со смертельной болезнью, такой как рак, и живет на грани смерти некоторое время.

Здесь нет, и не может быть никакого сценария. Но душа покидает тело в тот момент, когда жизнь уходит из физической оболочки.

Причиной, по которой душа оставляет этот мир может быть старость, болезнь, травмы, полученные в результате несчастного случая. Поэтому как долго умирает человек, зависит от причины, приведшей к смерти.

Что ждет нас «в конце пути»


Если вы не являетесь человеком, который верит в то, что смертью физического тела все заканчивается, то в конце этого пути вас ждет начало нового. И речь идет не только о новом рождении или жизни в райском саду.

В XXI веке, многие из ученых уже не рассматривают смерть физического тела как конец души или психики человека. Конечно, ученые, как правило, не оперируют понятием душа, вместо этого они чаще используют слово сознание, но главное, многие из современных ученых уж не отрицают наличие жизни после смерти.

Например, Роберт Ланца, американец, Доктор медицины и профессор Wake Forest University of Medicine утверждает, что после смерти физического тела сознание человека продолжает обитать в других мирах. По его мнению, жизнь души или сознания, в отличие от жизни физического тела вечна.

Кроме того, с его точки зрения, смерть не более чем иллюзия, которая воспринимается как реальность по причине нашего сильного отождествления с телом.

Свой взгляд на то, что происходит с сознанием человека после смерти физического тела, он описывает в книге «Биоцентризм: жизнь и сознание – ключи к пониманию истинной природы вселенной».

Суммируя, можно сказать, что хоть и нет однозначного ответа на вопрос, что произойдет после смерти, но согласно всем религиям и последним открытиям в медицине и психологии, со концом физического тела жизнь не заканчивается.

Что происходит с душой после смерти в разных религиях

С точки зрения различных религиозных традиций жизнь после кончины физического тела однозначно существует. Различия по большому счету только в том где и как.

Христианство


В христианских традициях, включая православие, существуют понятия суда, судного дня, рая, ада и воскрешения. После смерти каждую душу ждет суд, на котором взвешиваются богоугодные, благие и грешные деяния и возможность перерождаться отсутствует.

Если жизнь человека была отягощена грехами, то его душа может отправиться в чистилище или, в случае смертных грехов в ад. Все зависит от тяжести прегрешений и от возможности их искупления. При этом на судьбу души после смерти могут повлиять молитвы живых.

Вследствие этого, в христианской традиции важно совершать обряд отпевания над могилой в день погребения и периодически молиться за упокой души мертвых во время церковных богослужений. Согласно христианской религии искренние молитвы об ушедших способны спасти душу грешника от вечного пребывания в аду.

В зависимости от того как жил человек, его душа попадает в чистилище, рай или ад. В чистилище душа попадает в случае, если совершенные грехи не были смертными или в ситуации отсутствия обряда отпущения грехов или очищения в процессе умирания.

После переживания неприятных терзающих душу ощущений и обретения раскаяния и искупления, душа получает шанс попасть в рай. Где она будет жить в мире среди ангелов, серафимов и святых до момента ссудного дня.

Рай или царствие небесное это место где души праведников пребывают в блаженстве и наслаждаются жизнью в совершенной гармонии со всем сущим, и не знают никакой нужды.

Человек, совершавший смертные грехи независимо от того крещенный он или нет, самоубийца или просто некрещенный человек, не могут попасть в рай.

В аду грешников терзают адовым огнём, разрываются на части и испытывают в качестве наказания бесконечные муки и все это длится до судного дня, который должен состояться со вторым пришествием Христа.

Описания ссудного часа можно найти в Новом Завете в Библии, в Евангелие от Матфея стихи 24–25. Божий суд или великий судный день навсегда определит судьбу праведников и грешников.

Праведники воскреснут из гроба и обретут жизнь вечную одесную Бога, а грешники будут осуждены гореть в аду навеки.

Ислам


Концепция суда, рая и ада в исламе в целом очень перекликается с христианской традицией, но есть отдельные отличия. В исламе большое внимание уделяется тем наградам, которые получает святая душа в раю.

Праведники в мусульманском раю не только наслаждаются миром и покоем, но живут в окружении роскоши, прекрасных женщин, изысканных яств и все это в чудесных райских садах.

И если рай – это место для справедливого вознаграждения праведников, то ад — это место, созданное Всевышним для законного наказания грешников.

Мучения в аду страшны и бесконечны. У того кто осужден находиться в аду, «тело» увеличивают в размере в несколько раз, для умножения мук. После каждой пытки останки восстанавливаются и подвергаются страданиям вновь.

В мусульманском аду, как и в христианском, есть несколько уровней, которые отличаются степенью наказания в зависимости от тяжести совершенных грехов. Довольно подробное описание рая и ада можно найти в Коране и Хадисах Пророка.

Иудаизм


Согласно иудаизму жизнь по сути своей вечна, поэтому после смерти физического тела жизнь просто переходит на другой, более высокий, если можно так сказать уровень.

В Торе описаны моменты перехода души из одного измерения в другое, в зависимости от того какое наследство из поступков душа накопила при жизни.

Например, если душа было слишком сильно привязана к физическим удовольствиям, то после смерти она испытывает невыразимые страдания, поскольку в духовном мире, не имея физического тела, она не располагает возможностью их удовлетворить.

В целом можно сказать, что в иудейской традиции переход в высшие, духовные параллельные миры отражает жизнь души в теле. Если в физическом мире жизнь бытовала радостной, счастливой и наполненной любовью к Богу, то переход будет легким и безболезненным.

Если душа при жизни в теле не знала покоя, была наполнена ненавистью, завистью и другими ядами, все это перейдет в загробный мир и усилиться во много раз.

Также, согласно книге «Заор», души людей находятся под постоянным покровительством и наблюдением душ праведников и предков. Души из тонких миров помогают и наставляют живущих, поскольку они знают, что физический мир, является лишь одним из миров, сотворённых Богом.

Но, хотя наш привычный мир, лишь один из миров, души всегда возвращаются в этот мир в новых телах, поэтому заботясь о живущих, души предков заботятся и мире, в котором им предстоит жить в будущем.

Буддизм


В буддийской традиции есть очень важная книга, которая подробно описывающая процесс умирания и путешествия души после смерти тела – «Тибетская книга мертвых». Этот текст принято читать в ухо усопшему в течение 9 дней.

Соответственно, в течение 9-ти дней после смерти не совершают похоронный обряд. Все это время душа получает возможность слышать пошаговые наставления о том, что она может увидеть и куда может попасть. Передавая суть, можно сказать, что душа будет чувствовать и переживать то, что она была склонна любить и ненавидеть при жизни.

То, к чему душа человека испытывала сильную любовь, привязанность или страх и отвращение определят какие именно картины будет видеть человек в течение своего 40-ка дневного путешествия в духовном мире (бардо). И, в каком мире душе суждено переродиться в следующем воплощении.

Согласно «Тибетской книге мертвых», на протяжении путешествия в посмертном бардо у человека остается шанс на освобождения души от кармы и дальнейших воплощений. В этом случае душа не получает нового тела, а отправляется в светлые земли Будды или тонкие миры Богов и Полубогов.

Если же человек испытывал слишком много гнева и проявляла агрессию при жизни, такие энергии могут притянуть душу в миры асуров или полудемонов. Излишняя привязанность к физическим удовольствиям, которая не растворилась даже со смертью тела, может стать причиной перерождения в мирах голодных духов.

Совсем примитивный образ существования, направленный только на выживание может привести к рождению в мире животных.

При отсутствии каких-либо сильных или излишних привязанностей и отвращений, но при наличии привязанности к физическому миру в целом, душа получит рождение в человеческом теле.

Индуизм

Взгляд на жизнь души после смерти в индуизме очень схож с буддийским. Что не удивительно, поскольку буддизм имеет индуистские корни. Присутствуют небольшие отличия в описании и названиях миров, в которых может переродиться душа. Но суть также в том, что душа получает перерождение согласно карме (последствиям тех действий, которые человек совершал при жизни).

Участь души человека после смерти - может ли она застрять в этом мире


Существуют свидетельства, что душа может застрять на какое-то время в физическом мире. Это может произойти в случае, если есть сильная привязанность или боль, по отношению к тем, кто остался или в случае необходимости завершить важное дело.

Часто это происходит по причине неожиданной гибели. В таких случаях, как правило, смерть является слишком большим шоком для самой души и для родных умершего. Сильная боль близких, их нежелание смирится с потерей, важные незавершённые дела не дают душе возможности двигаться дальше.

В отличие от тех, кто умирает от заболевания или от старости, у людей умерших неожиданно нет возможности составить завещание. И часто душа желает попрощаться со всеми, помочь, попросить прощения.

И если у души нет никаких болезненных привязанностей к месту, человеку, или физическому удовольствию, то она, как правило, завершая все дела, покидает наш земной мир.

Душа в день похорон


Душа человека в день церемонией погребения или кремации, как правило, присутствует рядом с телом среди родных и близких. Поэтому считается важным в любой традиции молиться за легкое возвращение души домой.

В христианских обычаях это заупокойные службы, в индуизме это священны тексты и мантры, или же просто хорошие и добрые слова, произнесенные над телом покойного.

Научные доказательства существования жизни после смерти

Если свидетельства очевидцев переживших околосмертный опыт, экстрасенсов, видящих души и людей, способных выходить из тела можно считать доказательствами, то таких подтверждений сейчас без преувеличения сотни тысяч.

Большое количество записанных рассказов людей, переживших кому или клиническую смерть, с комментариями врачей-исследователей можно найти в книге Моуди «Жизнь после жизни».

Несколько тысяч разнообразных уникальных историй о жизни после смерти, полученных в результате регрессивного гипноза доктором Майклом Ньютаном описаны в его книгах, посвященных путешествиям души. Одни из самых известных «Путешествие души» и «Предназначение души».

Во второй книге «Далекое путешествие» он детально описывает, что именно творится с душой после смерти, куда она направляется и с какими сложностями может столкнуться на своем пути в другие миры.

Квантовые физики и нейробиологи сейчас уже научились измерять энергию сознания. Они еще не придумали ей названия, но зафиксировали тонкую разницу в движение электромагнитных волн в сознательном и бессознательном состоянии.

А если удастся измерить невидимое, измерить сознание, которое часто приравнивают к бессмертной душе, то станет очевидно, что наша душа тоже разновидность очень тонкой, но энергии.

Которая, как известно, из первого закона Ньютона никогда не рождается, не уничтожатся, энергия лишь переходит из одного состояния в другое. А это значит что смерть физического тела, это не конец – это всего лишь еще одна остановка в бесконечном путешествии бессмертной души.

9 признаков того, что умершие близкие люди находятся рядом


Иногда, когда душа задерживается в этом мире, она остается на время для того, чтобы завершить свои земные дела и попрощаться с близкими людьми.

Есть чувствительные люди и экстрасенсы, которые явственно ощущают присутствия души умерших. Для них это такая же часть реальности, как наш мир для обычных людей, без экстрасенсорных способностей. Однако даже люди без особых способностей рассказывают о том, что ощущают присутствие умершего человека.

Поскольку общение с душами возможно только на уровне интуиции, то этот контакт часто происходит во снах, или проявляется в тонких, психических ощущениях, которые сопровождаются картинками из прошлого, или голосом покойного, звучащим в голове. В те минуты, когда душа открыта, многие способны заглянуть в духовный мир.

Нижеперечисленные события могут служить признаком того, что душа умершего человека находится рядом с вами

  • Частое появление умершего во снах. Особенно если во сне покойный о чем-то просит вас.
  • Неожиданное и необъяснимое изменение запахов рядом с вами. Например, неожиданный запах цветов, притом, что цветов нет рядом, или прохлады. А если вы вдруг почувствовали запах парфюма умершего или его любимый аромат, то можно быть уверенны, что его душа находится рядом.
  • Непонятно передвижение предметов. Если вы вдруг обнаруживаете вещи там, где они никак не могли оказаться. Особенно если это вещи умершего. Или вы вдруг стали обнаруживать неожиданные предметы у себя на пути. Возможно, умерший так привлекает внимание и желает что-то сказать.
  • Четкое несомненное ощущение присутствия ушедшего человека рядом. Ваш мозг, ваши чувства, все еще помнят, как это было, быть рядом с покойным до его смерти. Если это чувство становится таким же отчетливым, как при его жизни, не сомневайтесь, его душа рядом.
  • Частые и явные нарушения в работе электрических приборов и электроники могут быть одним из признаков наличия рядом души умершего.
  • Неожиданно услышать любимую или значимую для вас обоих музыку, в то время когда вы думаете об ушедшем, — еще один верный признак что его душа рядом.
  • Явные ощущения прикосновений, когда вы одни. Хотя для многих это пугающий опыт.
  • Если какое-либо животное вдруг проявляет к вам особое внимание, или настойчиво привлекает вас своим поведением. Особенно в том случае, если это было любимое животное умершего человека. Это также может быть весточкой от него.

В Библии сказано, что "прах возвратится в землю, откуда он и появился, а дух - к Творцу, Который и дал его"... Простите за каламбур, но сегодня только мертвый не пытается выяснить или узнать, что происходит с душой, когда человек умирает. Вот и я озадачилась этим вопросом.

Смерть человека - что это?

С биологической и физической точек зрения, смерть человека - это полная остановка всех процессов его жизнедеятельности. Это необратимое явление, которое никто из нас не сможет обойти стороной. В момент смерти человека происходят процессы, обратно пропорциональные его творению. Мозг необратимо разрушается, теряя свою функциональность. Стирается эмоциональный мир.

Где она - грань бытия?

В Библии сказано, что "прах возвратится в землю, откуда он и появился, а дух - к Творцу, Который и дал его". В соответствии с этим сегодня некоторые ученые вывели формулу На письме она будет иметь следующих два варианта:

  • земной прах + дыхание жизни = живая душа человека;
  • бездыханное тело + дыхание Создателя = живая личность.

Из формулы видно, что любой из нас наделен телом и мыслящим разумом. И до тех пор, пока мы дышим (в нас есть дыхание Бога), мы - живые существа. Наша душа - жива. Смерть же - это всякое прекращение жизни, это - небытие. Тело человека становится прахом, дыхание (дух жизни) возвращается обратно к Созидателю - к Богу. Когда мы уходим - наша душа медленно отмирает, впоследствии перерождаясь. В земле же остается разлагающийся труп. Об этом - далее.

Что происходит с душой, когда человек умирает?

Наша душа освобождается от тела на протяжении нескольких дней, пройдя несколько этапов очищения:


Итак, что происходит с душой, когда человек умирает? Из всего вышеизложенного можно заключить, что она обратно возвращается к Творцу, а не уходит в рай или ад. Однако позвольте! А как же Библия, говорящая о том, что наша попадает либо в рай, либо в ад? Об этом - далее.

Куда уходят души умерших людей?

Сегодня ученые пытаются доказать существование рая и ада, собирая свидетельства людей, которые вернулись "с того света". Кто не понял - я говорю о переживших Их свидетельства совпадают до мельчайших подробностей! Неверующие люди говорят, что видели ад своими глазами: их окружали змеи, бесы и ужасный смрад. Те, кто "побывал" в раю, говорят о свете, благоухании и легкости.

Где находятся души умерших людей?

Священнослужители и медики, которые общались с такими людьми, заметили интересную особенность: "побывавшие" в раю возвратились в свое физическое тело просветленными и спокойными, а те, кто "увидел" ад, очень долго пытались прийти в себя от кошмара. Специалисты суммировали все свидетельства и воспоминания "умерших" людей, после чего сделали вывод, что рай и ад действительно существуют, причем первый находится наверху, а второй - внизу. Все точно так же, как и в описании загробного мира по Библии и Корану. Как мы видим, нет единого мнения. И это совершенно справедливо. Кроме того, в Библии сказано, что "придет судный день, и мертвые восстанут из своих могил". Друзья, остается надеяться, что на наш с вами век зомби апокалипсис не выпадет!

Это важно!

Итак, друзья, мы с вами рассмотрели некоторые аспекты человека. Я постаралась наиболее точно изложить некоторые мнения современных ученых относительно этой проблемы. А теперь серьезно. Вы знаете, что происходит с душой, когда человек умирает? Вот и я не знаю! Чего таить греха, ответа на этот вопрос не знает никто: ни я, ни вы, друзья, ни ученые... Мы можем лишь предполагать, основываясь на тех или иных недоказанных фактах клинической смерти людей. Прямых же доказательств жизни после смерти или смерти после смерти нет, поэтому нам остается лишь оперировать бездоказательными аргументами, которые нам предоставляет наука. Как говорится, все усопшие уносят тайну с собой в могилу...

Это – пятая, заключительная статья цикла, посвящённого вопросам смерти. Любая живая структура в смысле энергообмена подчиняется закону пентаграммы: органы и системы тела человека, построение взаимодействий в семье и производственном коллективе… По опыту можно сказать, что пять граней рассмотрения какой-либо темы могут создать эффект исчерпывающего представления (ощущения) о ней.

Страх смерти – тот фундаментальный страх, к типу которого можно свести всё разнообразие страхов, переживаемых человеком, вплоть до «парадоксальных»: страх страха (боязнь испугаться) и страх жизни! ☺

Пока есть страх – нет свободы, нет радости, нет смысла, есть БЛОКИРОВКА.

Именно поэтому феномену страха смерти мы противопоставляем символ гармоничной ЖИЗНИ!!! ☺

Тема для нас является далеко не теоретической.

За нашими плечами и сопровождение (в научно-исследовательских целях) центров разума умерших людей (этим же занимался Джон Бринкли, эта же тема рассматривалась в фильме «Я остаюсь», в котором перед смертью снялся Андрей Краско), и изучение материалов, оставленных предшественниками и очень уважительное использование результатов приборных исследований, которые с риском для своей жизни проводил в моргах профессор Коротков.

Он со своими сподвижниками исследовал энергетическую активность оболочки умерших людей до 9 – 40 (!!!) дней, причём результаты измерений могли чётко показать, умер ли исследуемый человек от:

  • старости
  • несчастного случая
  • кармического изъятия из жизни (в этом случае остаточной оболочечной активности не наблюдалось вовсе)
  • неосторожности/невежества (в этих случаях нужно было просто в опасный с точки зрения Астрологии период соблюдать максимальную аккуратность и внимательность, применять способности Личности для выбора консервативного или эволюционного сценария развёртывания событий, чтобы избежать астрологически-предсказуемого трагического сценария! Возле тел этих «неосторожных усопших» в дальнейшем приборами регистрировалось множество попыток «зазевавшегося когда-то» центра Разума усопшего проникнуть внутрь «своего тела» и оживить его. Вот от таких «недогулявших», «недолюбивших», «недовыполнивших поставленную Духом воплощенческим задачу» экспериментаторам приходилось претерпевать массу проблем, сказывающихся также на их состоянии здоровья!)

О способах благополучного выхода из этих последствий экспериментов мы беседовали с профессором ещё летом 1995-го года на конференции по слабым и сверхслабым взаимодействиям, проходившей в Санкт-Петербурге. К его услугам был предоставлен также наш опыт сопровождения усопших и исследования феномена экзерцизма…

В этой статье мы постараемся развеять пелену неизвестности и подробно рассмотреть те процессы, которые происходят с человеком после смерти с точки зрения физики.

Ведь ответ на вопрос, что будет после смерти, является ключевым в преодолении самого сильного человеческого страха - страха смерти, а также его производной - страха жизни... то есть страхов, дружно втыкающих свои подсознательные палки в колеса сознания практически любого человека.

Но прежде, чем дать детальный ответ на вопрос, что нас ждет после смерти, необходимо разобраться с тем, что такое смерть и что такое Человек.

Начнем, пожалуй, с определения Человека, Человека с большой буквы.

Итак, в полной божественной комплектации Человек - это триединое существо, состоящее из:

  1. Физического тела , принадлежащего материальному миру (имеет генетическую историю построения) - железо
  2. Личности - комплекса наработанных психологических качеств и установок (эго) - программное обеспечение
  3. Духа - объекта каузального плана существования материи (имеет воплощенческую историю построения), воплощающегося в физическое тело в ходе циклов реинкарнации для набора необходимого опыта - пользователь

Курсив - это компьютерная аналогия.

Рис. 1. Что будет после смерти. «Святая троица» - многоуровневая структура Человека на различных планах существования материи, в состав которой входит Дух, Личность и Физическое тело

Именно в таком наборе структурных единиц Человек представляет из себя Святую Троицу.

Однако надо учитывать, что далеко не у всех представителей homo sapiens - такая полная комплектация.

Есть и откровенно бездуховные люди: Физическое тело + Личность (Эго) без 3-ей составляющей - Духа. Это так называемые «матричные» люди, сознание которых управляется шаблонами, рамками, социальными нормативами, страхами и эгоистическими стремлениями. Воплощенческий Дух до них просто не может «достучаться», чтобы передать сознанию истинные задачи, стоящие перед этим человеком на текущее воплощение.

Диафрагма сознания для корректирующих сигналов «свыше» у такого человека наглухо закрыта.

Эдакая лошадь без всадника или машина без водителя!

Куда-то бежит, едет по заложенной кем-то программе, но на вопрос «Зачем это все» - ответить не может! Одним словом, человек-матрица...

Рис. 2. «Матричный» человек, ведомый по жизни эго-шаблонами и программами

Соответственно, и ответ на вопрос, что происходит после смерти, для человека духовного и бездуховного - будет разным.

Давайте подробно рассмотрим физику того, что будет после смерти для этих 2-х случаев!

Что будет после смерти человека. Физика процессов

Определение:

Смерть - это смена мерности

По медицинским показателям за факт физической смерти принимается момент остановки сердца и дыхания человека. С этого момента можно считать, что человек мертв, точнее мертво его физическое тело. Но что происходит с центром сознания человека и его полевой (энергетической) оболочкой, которая покрывает физическое тело в процессе всей сознательной жизни? Есть ли жизнь после смерти у этих энерго-информационных объектов?

Рис. 3. Энерго-информационные оболочки человека

Происходит буквально следующие: в момент смерти центр сознания вместе с энергетической оболочкой отделяются от умершего тела (физического носителя) и формируют астральную сущность. То есть после физической смерти Человек просто переходит на более тонкий план существования материи - астральный план.

Рис. 4. Устойчивые планы существования материи.
«Птичка материализации/дематериализации» - процесс перехода информации в энергию (и наоборот) с течение времени

Способность к мышлению на этом плане также сохраняется, и центр сознания продолжает функционировать. Некоторое время могут даже сохраняться фантомные ощущения от тела (ноги, руки, пальцы)... Также появляются дополнительные возможности для перемещения в пространстве на уровне мыслительных стимулов, приводящих к движению в выбранном направлении.

Детализируя ответ на вопрос, что происходит после смерти, стоит уточнить, что умерший человек, перейдя в новую форму тонко-материального существования - описанный выше объект астрального плана - может существовать на этом уровне до 9 дней после смерти физического тела.

Как правило, этот объект в течение этих 9 дней находится недалеко от места своей смерти или привычной территории проживания (квартира, дом). Именно поэтому рекомендуется закрывать плотной тканью все зеркала в доме после ухода человека из жизни, чтобы отошедший на астральный план центр сознания не мог увидеть своего нового, еще не привычного облика. Форма данного объекта (Человека) астрального плана – преимущественно сферическая. В состав объекта входит центр сознания, как отдельная разумная структура, плюс - окружающая его энерго-оболочка, так называемый энерго-кокон.

Если при жизни человек был очень сильно привязан к материальным вещам и своему месту обитания, то для облегчения «отхода» умершего на более тонкие планы существования материи, рекомендуется сжигать вещи покойного: таким образом ему можно помочь отвязаться от плотно-материальной действительности и передать дополнительную энергию – подъемную силу от плазмы пламени.

Что нас ждет после смерти. Переходные процессы между 0-9 и 9-40 днями

Итак, мы выяснили, что будет происходить после смерти человека на начальном этапе. Что же дальше?

Как и было сказано ранее, в течение первых 9 дней после смерти усопший находится в так называемом слое нижнего астрала, где еще превалируют энергетические взаимодействия над информационными. Этот срок дается усопшему для того, чтобы он мог корректно завершить и энерго-информационно «отпустить» все связи, удерживающие его на земной поверхности.

Рис. 5. Разрыв и отпускание энергетических связей в период от 0-9 дней после смерти

На 9-ый день, как правило, происходит переход центра сознания и энерго-кокона в более высокие слои астрала, где энергетическая связь с материальным миром уже не такая плотная. Здесь большее влияние уже начинают оказывать информационные процессы этого уровня, и их резонанс с программами и убеждениями, сформированными в текущем воплощении и сохраненными в центре сознания человека.

Начинается процесс уплотнения и сортировки накопленных в центре сознания информации и опыта, полученных в текущем воплощении, то есть так называемый процесс дефрагметации диска (в терминах компьютерных систем).

Рис. 6. Что происходит после смерти. Дефрагментация (упорядочивание) информации и накопленного опыта в центре сознания человека

До 40-го дня (после смерти физического тела) усопший еще имеет возможность возвращаться в те места, где у него еще сохраняются какие-то связи на энергетическом или информационном уровне.

Поэтому в этот период времени близкие родственники еще могут ощущать присутствие усопшего человека «где-то рядом», иногда даже видеть его «размытый» облик. Но такая плотная связь в большей степени характерна для первых 9 дней, потом она ослабевает.

Что будет происходить после смерти человека в период после 40 дней

После 40-го дня происходит основной (самый важный) переход!

Центр сознания с уже относительно дефрагментированной (уплотненной и отсортированной) информацией начинает «засасывать» в так называемый ментальный туннель. Проход по этому туннелю напоминает быстрый просмотр фильма о прожитой жизни с прокруткой ленты событий в обратную сторону.

Рис. 7. Свет в конце ментального туннеля. Прокрутка событий жизни в обратную сторону

Если у человека было много стрессов и нерешенных конфликтов за прожитую жизнь, то на своё погашение при обратном проходе по туннелю они будут требовать расхода энергии, которая может браться из энергетического кокона (бывшей энергетической оболочки человека), окутывающего уходящий центр сознания.

Этот энергетический кокон выполняет функцию, аналогичную функции топлива на ракетоносителе, выводящем ракету в космическое пространство!

Рис. 8. Перенос центра сознания в более тонкие планы существования материи, как вывод ракеты в Космическое пространство. Топливо тратится на преодоление сил земного притяжения

В прохождении данного туннеля помогает также церковная молитва (отпевание усопшего) или свечи, зажженные за упокой ушедшего человека на 40-ой день. Плазма пламени свечей высвобождает очень большие объемы свободной энергии, которые уходящий центр сознания может использовать при проходе ментального туннеля для «оплаты» кармических долгов и нерешенных проблем энерго-информационного уровня, накопленных за текущее воплощение.

В момент прохода по туннелю из базы данных центра сознания также вычищается вся лишняя, не завершенная в полноценные программы и не соответствующая законам тонких планов информация.

С точки зрения физических процессов, центр сознания проходит по телу памяти 4-го измерения (Душе) в обратном направлении до момента зачатия (точки Генома) и далее перемещается внутрь Духа (Каузального тела)!

Рис. 9. Что будет после смерти. Обратный проход центра сознания по телу памяти (Душе) до точки Генома с последующим переходом в Каузальное тело

Свет в конце туннеля как раз сопровождает процесс этого перехода из точки зачатия внутрь структуры Индивидуального Духа!

Дальнейшие процессы, происходящие на этом уровне, а также процессы реинкарнации (нового воплощения) оставим пока за рамками данной статьи…

Что будет после смерти человека. Возможные отклонения от описанного гармоничного сценария

Итак, разбираясь в вопросе, что нас ждет после смерти и что с нами будет, мы здесь описали гармоничный сценарий ухода в иной мир.

Но бывают и отклонения от данного сценария. В основном они касаются людей, сильно «нагрешивших» в текущем воплощении, а также тех, кого не хотят «отпускать» в мир иной многочисленные скорбящие родственники.

Расскажем об этих 2-х сценариях подробнее:

1. Если человек в текущем воплощении набрал много негативного опыта, проблем, стрессов, энергетических долгов при взаимодействии с другими людьми, то его переход в мир иной после смерти может быть сильно затруднен. Такой отошедший после физической смерти центр сознания с энергетическим коконом похож на воздушный шар с огромным количеством балласта, тянущим его вниз, обратно к земной поверхности.

Рис. 10. Балласт у воздушного шара. «Кармически отягощенный» человек

Такие усопшие даже на 40-ой день еще могут находиться в нижних слоях астрала, пытаясь хоть как-то освободиться от тянущих вниз привязок. Их родственники также весьма явно могут ощущать их близкое присутствие, а также очень сильный отток энергетики, сказывающийся на состоянии здоровья ныне живущей родни. Это так называемая форма пост-смертного вампиризма.

В этом случае стоит заказать ритуал отпевания усопшего в церкви. Это может помощь такой «тяжелой» душе умершего человека отвязаться от земной реальности.

В случае, если умерший человек успел очень серьезно «нагрешить» в текущем воплощении, он может вообще не пройти через реинкарнационный фильтр, оставшись в нижнем и среднем слое астрала. В этом случае такая Душа становится так называемым астральным Мытарем.

Так формируются привидения и призраки - это как раз именно такие сущности из нижних слоев астрального мира, не прошедшие реинкарнационные фильтры из-за кармического отягощения.

Рис. 11. Физика образования привидений и призраков. Фрагмент из мультфильма «Кентервильское привидение»

2. Душа умершего человека может также надолго задержаться в нижних слоях астрального мира, если ее не отпускают длительное время скорбящие родственники, не понимающие физику и природу процессов смерти.

В данном случае это напоминает большой, красивый отлетающий воздушный шар, который зацепили канатами, тянущими его обратно к земле. И тут весь вопрос в том, хватит ли у шара своей подъемной силы, чтобы преодолеть это сопротивление.

Рис. 12. Обратное притяжение Души умершего человека к земной реальности. Важность умения «отпускать» на покой уходящую Душу

К каким последствиям это часто приводит? В случае, если в данной семье, так и не отпустившей в своих мыслях умершего родственника, зачинается какой-либо ребенок, то можно практически с 99% вероятностью утверждать, что этот ребенок будет открытым перевоплощение недавно ушедшего родственника. Почему открытым? Потому что предыдущее воплощение в этом случае закрывается некорректно (без прохода через ментальный туннель в центр Духа) и недавно ушедшая Душа из астрального мира (так как выше уйти не успела) «затаскивается» обратно в новое физическое тело.

Такова физика рождения большого количества детей «Индиго»! При более глубоком исследовании выясняется, что к реальным Индиго из них можно отнести только 10%, а остальные 90% - это, как правило, «перевоплощенки», затянутые обратно в этот мир по описанному выше сценарию (хотя бывает, что на воплощение приходит и «тяжелый» объект из сценария №1). Они такие развитые очень часто лишь потому, что опыт предыдущего воплощения у них корректно не был затерт, а также само прошлое воплощение не было гармонично закрыто. В этом случае ответ на вопрос «кем я был в прошлой жизни » для таких детей - весьма очевиден. Правда, и на состоянии здоровья таких детей с открытым перевоплощением это так же может сказываться.

Рис. 13. Природа детей «Индиго».
Индиго или открытое превоплощение кого-то из родственников?

Таким образом сознание ребенка получает открытый доступ ко всему опыту и знаниям прошлой жизни. И кто там был - математик, ученый, музыкант или автослесарь - как раз и определяет его псевдо-гениальность и преждевременную одаренность!

Корректный уход и смена мерности

В случае, когда центр Сознания после смерти благополучно «уходит» в тонкие планы существования материи, переходя в структуру Индивидуального Духа, то в зависимости от накопленного Духом опыта за текущую и все предыдущие инкарнации, а также в зависимости от завершенности и полноценности/неполноценности информационных программ в структуре Духа, возможны 2 сценария:

  1. Следующая инкарнация в физическое тело (как правило при этом меняется пол биологического носителя)
  2. Выход их круга физических воплощений (Сансары) и переход на новый тонко-материальный уровень - Учителей (Кураторов).

Вот такие пироги, как говорится! :-))

Так что, прежде чем отходить в мир иной... стоит даже здесь хотя бы немного изучить физику!

А также базовые инструкции и правила перед взлетом в Космос!

Могут пригодиться!

Если вы хотите максимально подробно разобраться во всех вопросах, связанных со смертью, реинкарнациями, предыдущими воплощениями, смыслом жизни, рекомендуем вам обратить внимание на следующие видео-семинары.



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...