Кто изобрел чемодан на колесах. Когда и как появился чемодан


История с сундуком.

Идёт по дорожке серьезный Индюк,
Везёт на тележке железный сундук.
Навстречу Корова бежит налегке:
- Скажите, - кричит, - что лежит в сундуке?
- Простите, я с вами почти не знаком.
Пустите, не то зацеплю сундуком.
Но грозно Корова идёт к сундуку
и очень сурово ревёт Индюку:
- Ну, нет! Не уйду я отсюда, пока
не скажете, что там, внутри сундука...

Стоит до сих пор на дорожке Индюк.
Лежит до сих пор на тележке сундук.
И эта Корова
не сдвинулась с места.
И что в сундуке,
до сих пор
неизвестно.
Вадим Александрович Левин

Сейчас при слове "сундук" или "ларь" многие вспомнят экспонаты краеведческого музея или деталь обстановки, виденную в фильме о деревенской жизни позапрошлого века. Мало кому повезло увидеть "живьем" старинный бабушкин сундук, в котором содержались "сокровища", доступные внукам только в присутствии самой бабушки, а их извлечение и рассматривание превращалось в увлекательный рассказ, почти сказку, о бабушкиной молодости, в которую трудно было поверить.











Фибровый сундук





Early 20th Century

19th Century

Rare 19thc Large Louis Vuitton Damier Canvas Courier Steamer Trunk with One Tray and Iron Handles

Single Leather Trunk with Armorial Decals.England. 19th Century

Япония-кофр

Кофры

Это специализированные сундуки, которые можно ставить вертикально, были они одежные, обувные, театральные, практически- они могли заменить гардеробную.








Louis Vuitton monogram suitcase circa 1900.

Чемодан с перекладиной для одежды
A 1920s French Louis Vuitton Suitcase with New Mahogany Base

C перегородками для вещей и шляп
France. 20th Cent
Louis Vuitton Suitcase - Vantage case - including a vintage letter from the owner to LOUIS VUITTON PARIS

[ 1920-50-е годы




California 1937



С наклейками

Первой ступенью эволюции чемодана стал дорожный сундук из ценных пород дерева - сосны, кедра, дуба, обитый для прочности металлическими полосами, украшенный декоративными гвоздями и застежками. Статусная дорогая вещь подчеркивала имидж владельца, а в промежутках между путешествиями служила мебелью.

По внешнему виду сундука можно было прослеживать историю поездок его владельца. На нее указывали яркие этикетки и пароходные марки, красовавшиеся на поверхности багажа. Примечательно, что багаж высокопоставленных особ украшал семейный герб или вензель - такие сундуки встречаются в музеях и на аукционах антиквариата. Коллекционеры приобретают и реставрируют раритетные вещи, ценность которых с годами растет.


Изобретателем современного прямоугольного чемодана с твердой плоской поверхностью считают Луи Виттона. Благодаря французскому мастеру XIX века появилась возможность складировать багаж один на другой, не опасаясь за судьбу хрупких предметов. Новшество путешественникам понравилось, и на рынке появились подделки под продукцию Луи Виттон. Поэтому изобретатель запатентовал свои фирменные расцветки, по которым чемоданы дизайнера узнавали во всем мире.


Следующей после сундука ступенью эволюции чемодана стал саквояж с металлической ручкой и застежкой. Поначалу их шили из ковровых тканей, затем из кожи - и саквояж сразу облюбовали врачи, адвокаты. Такая багажная сумка из дорогой кожи и сегодня гармонично дополняет образ респектабельного путешественника.


Для путешествий на дальние расстояния обеспеченные люди использовали автомобили, пароходы и поезда. Короткие расстояния преодолевались на каретах и экипажах, а багаж перевозили в каретных чемоданах - компактных, удобных в погрузке-разгрузке.


Постепенно чемодан принял тот вид, который имеет сейчас, но на этом процесс его эволюции не закончился. Существует множество видов багажных принадлежностей разного назначения - для одежды, аппаратуры, детских вещей, с кодовыми замками, сверхлегких из инновационного пластика.

Так, для перевозки постельных принадлежностей традиционно используют портплед - разновидность мягкой сумки из непромокаемой ткани с обвязкой из ремешков. Сегодня его используются также и для бережной перевозки костюмов, мужских сорочек и прочей одежды. Портплед выглядит как дорожный чехол и складывается пополам.


С появлением мотоциклов и велосипедов возникла необходимость в адаптированном багаже для этих видов транспорта. Так появился кофр на багажник - небольшой ящик на жестком каркасе с мягкой внутренней выстилкой. Кроме того, кофром называют коробку для видеоаппаратуры, объективов, музыкальных инструментов.


Чемодан из натуральной кожи - элитный дорожный аксессуар, который в силу дороговизны могут позволить себе лишь обеспеченные путешественники. Однако его нельзя назвать практичной вещью - скорее, имиджевой. Совсем другое дело чемоданы из искусственной кожи, которые весят меньше, стоят дешевле и лучше ведут себя в эксплуатации. Они не рвутся, зацепившись за гвоздь, не плавятся на жаре и не трескаются на морозе.


Тканевые чемоданы выпускаются из различных материалов, но чаще всего из полиэстера и нейлона. Полиэстер обладает грязеотталкивающими свойствами, быстро сохнет, не выгорает на солнце и хорошо держит форму; может быть блестящим и матовым. Нейлон на порядок легче полиэстера, но при этом прочнее, эластичнее, хотя устойчивость к ультрафиолету у него довольно низкая. Впрочем, не стоит излишне концентрироваться на плюсах и минусах обеих тканей, потому что существуют защищающие пропитки, улучшающие характеристики материалов.


Пассажирские авиаперевозки диктуют свои правила. Норма багажа на одного авиапассажира ограничена, и легкие чемоданы предпочтительнее тяжелых. В этом смысле пластиковые оказываются вне конкуренции, потому что весят меньше килограмма даже при внушительных габаритах. Чемоданы из поликарбоната не промокают, в них хорошо сохраняются хрупкие вещи, а ухаживать за ними - одно удовольствие. После долгого путешествия пластиковый чемодан достаточно протереть снаружи влажной губкой с моющим средством, и он готов к новым вояжам.


В XXI веке люди много путешествуют. Чемодан стал частью образа, и его не обошли модные тенденции. Ежегодно именитые дизайнеры разрабатывают коллекции дорожных аксессуаров и радуют модников новинками. Поверхность под кожу рептилии, кислотные расцветки, яркие принты - что год грядущий нам готовит? Ответа на этот вопрос с нетерпением ждут те, кто изрядную долю времени проводят в аэропортах и на вокзалах.


Самыми удобными чемоданами туристы и бизнесмены считают модели на колесиках с телескопической ручкой. Особенно удобны варианты на четырех колесах большого диаметра, достаточно глубоко утопленных в «тело» чемодана. Они вращаются в разных направлениях, и благодаря им багаж перемещается легко и плавно, без усилий. Телескопическая ручка подстраивается под рост пассажира, создавая максимум комфорта в путешествии.


Вместе с взрослыми путешествуют и дети - почему бы им не иметь собственный багаж? Тем более что дизайнеры без устали разрабатывают детские модели чемоданов - яркие и забавные, на которых можно кататься верхом. Ребенок сам складывает в него игрушки и личные вещи, совсем как взрослый.


Один чемодан или комплект из двух-четырех штук? Практичные люди выбирают второй вариант, потому что это стильно (семья сразу выделяется в аэропорту на фоне других), удобно (чемоданы можно хранить компактно по типу «матрешки») и, наконец, выгодно (комплект обходится дешевле покупки поштучно).


Выбор чемоданов и сегодня просто огромен. Процесс эволюции продолжается, и уже существуют модели с биометрическим замком, которые открываются с помощью отпечатков пальцев. Или, к примеру, чемоданы с моторчиком, предназначенные тем, кто не любит возиться с тяжестями. При весе багажа свыше 7 кг мотор включается автоматически. Разработаны также модели с GPS-навигатором, которые при утере багажа сообщат владельцу его местонахождение.

Не физик, не инженер, не изобретатель, Бернард Дэвид Садоу, отец всех современных чемоданов на колесах, в далеких 70-х не мог и подумать о том, что успех его находки будет столь грандиозным. Десятки крупнейших американских компаний отвергли его бизнес-идею, чтобы уже через несколько лет кусать локти - ведь задумка стоила миллионы.

В 1972 году Бернард Дэвид Садоу, скромный сотрудник компании United States Luggage, стал обладателем патента на первый чемодан на колесах. Однажды, возвращаясь вместе с супругой из отпуска на острове Аруба, во время утомительного таможенного досмотра Дэвид заметил, как легко маневрирует по залу нагруженная багажом туристов тележка портового рабочего. Идея создать катящийся чемодан пришла к нему в ту же минуту. Ведь это так очевидно: нужно всего лишь прикрепить к днищу четыре колесика, а затем протянуть ремешок через рукоять чемодана для удобства - и изобретение готово к использованию.

Пришедшее озарение не давало Дэвиду покоя, и он, не теряя времени, поспешил обратиться к руководителям ведущих магазинов с предложением изготавливать и поставлять для них такие чемоданы. Несмотря на то, что самому изобретателю идея виделась удивительно интересной и прибыльной, в ответ на свое щедрое предложение он получал лишь отказы и насмешки. Одни называли его глупцом, другие - сумасшедшим. Спустя множество дней, проведенных в тщетных попытках наладить производство, Дэвид наконец-то получил положительный ответ от компании Macy’s, благодаря которой Садоу и стал единственным обладателем патента сроком на пять лет - ровно до тех пор, пока не проснулись другие производители багажных сумок и не оспорили патент через суд.

Разумеется, изобретение Садоу не было идеальным: его чемоданы так и норовили опрокинуться на ходу. Но, как говорится, нет худа без добра, и в поисках решения этой проблемы Дэвиду удалось сделать еще одно важное изобретение - «аутригер» - противовес, придающий чемодану устойчивость. Совсем скоро после выхода в свет первого чемодана с таким приспособлением, конкуренты Садоу запатентовали «вертикальный» чемодан, который можно было везти всего на двух колесах. Кстати, со временем претерпела изменения и сама конструкция чемодана. Так, колесики, приделанные к боковой поверхности, позволили багажу протискиваться даже через самые узкие проходы терминалов современных аэропортов.

В 1997 году Садоу также запатентовал чемодан, защищающий компьютеры и прочую технику при помощи специальной «воздушной подушки». Однако на этом история не заканчивается. Ведь в конце 80-х у чемодана появился еще один «отец» - пилот американских авиалиний Northwest Airlines Роберт Плат, создавший чемодан не только с колесиками, но и выдвижной ручкой.

В попытках максимально облегчить транспортировку вещей во время постоянных перелетов Роберт прикрутил к любимой вертикальной сумке два небольших мебельных колеса, а к боковой стороне пришил карман, маскирующий выдвижную металлическую ручку. Конструкция отличалась потрясающим удобством: широкая колея двух колес обеспечивала устойчивое качение даже при крутых поворотах и позволяла преодолевать крупные препятствия. Испытания «в полях» подтвердили все лучшие качества такого чемодана. Стюардессы и пилоты смотрели на функциональную обновку с плохо скрываемым удивлением, которое уже спустя пару минут стремительно превращалось в неподдельную зависть. Через пару дней к Роберту обратился первый «клиент» - один из коллег попросил модернизировать и его собственную сумку. За первопроходцем последовали остальные любители комфорта. Когда количество заказов перешло за десяток, Плат не растерялся и начал выдавать коллегам, которые приведут к нему своих друзей, скидки в S5 на следующую покупку.

В 1989-м Плат подал патентную заявку на «дорожную сумку с колёсами и выдвижной ручкой», которая получила говорящее название Rollaboard. В том же году Роберт основал компанию Travelpro и уволился с должности пилота, не выдержав колоссально выросших объемов, - глядя на работников авиалиний, с легкостью перевозящих свой багаж, клиентами Плата стали и многочисленные пассажиры, пожелавшие как можно быстрее заполучить такое «чудо техники».

Спрос был столь высок, что уже за первый год своего существования компания Travelpro продала сумок на полтора миллиона долларов. А к 1999-му, когда Плат уже отошел от дел, продажи составляли по пятьдесят миллионов в год. Это ли не отличный повод, украшенный более чем шестью нулями, быть чуть внимательнее, когда перед вами оказывается на первый взгляд сумасшедшая идея?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Для облегчения их тяжелой доли один из крупнейших в мире производителей дорожных сумок, компания Samsonite, в 1974 году запатентовала конструкцию чемодана с колесиками, расположенными в одном из углов пластикового корпуса. Выдвинув ручку с другой стороны, такой чемодан можно было катить в наклонном положении. Но особой популярности этот чемодан не снискал (хотя его производят и поныне): на поворотах или неровностях он заваливался на бок и к тому же не помещался на верхних полках в салоне авиалайнера.

46-летний пилот американской авиакомпании Northwest Airlines Роберт Плат в полной мере прочувствовал на себе нелегкую ношу путешественника. Он никогда не считал себя изобретателем и даже не мог предполагать, что его решение буквально изменит мир. В 1988 году в своем гараже в городке Бока-Рейтон во Флориде Плат прикрутил к своей любимой вертикальной сумке два небольших мебельных колеса, купленных в ближайшем строительном магазине. К боковой стороне сумки он пришил карман, маскирующий выдвижную ручку, изготовленную из металлических стержней и трубок. Широкая колея двух колес обеспечивала устойчивое качение даже при крутых поворотах и позволяла преодолевать достаточно крупные препятствия.

Дорожная сумка на колесах стала непременным атрибутом современного путешественника.

Полевые (или полетные) испытания подтвердили все лучшие качества идеи Плата. Пилоты и стюардессы взирали на необычную конструкцию с нескрываемым удивлением, которое спустя некоторое время перерастало в зависть. Через пару дней один из коллег обратился к Роберту с просьбой модернизировать и его сумку (естественно, не бесплатно). Потом еще один. Когда число заказов перевалило за десяток, Плат стал выдавать коллегам, приводившим ему следующих покупателей, «комиссионные» в виде скидки в $5 на следующую покупку. В 1989 году Плат подал патентную заявку на «дорожную сумку, снабженную колесами и выдвижной ручкой», названную им Rollaboard. В этом же году Плат основал компанию Travelpro, а в 1991 году, когда патент номер 4995487 был зарегистрирован, он уволился из авиакомпании.

Глядя на пилотов и стюардесс, с легкостью катящих свои сумки по проходам аэропортов, пассажиры тоже начали интересоваться, где можно купить это «чудо техники». Спрос был столь высок, что уже за первый год своего существования компания Travelpro продала сумок на $1,5 млн. А к 1999 году, когда Плат отошел от дел и продал свою долю в компании, продажи составляли $50 млн. Изобретение Роберта Плата изменило мир путешествий: мало кто сегодня отправляется в путь без дорожной сумки или чемодана на колесах. Изделия Travelpro оказались настолько популярными, что авиакомпании вынуждены были даже увеличить объем верхних полок в самолетах. Единственными, кто проиграл от их появления, стали носильщики — сегодня с их тяжелой работой отлично справляются встроенные в чемодан или сумку колеса…



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...