Каким образом казахи оказались в составе Монголии (история). Казахи в Монголии

Заслуживает внимания мнение жителя города Алматы Бремена Нурболата Хусмагула (Nurbolat Kusmagul), студента Якобского университета.

Нурболат Хусмагул

Следующие его слова получили самую высокую поддержку: “Подавляющее большинство казахов не имеют никакого мнения - позитивного, отрицательного или нейтрального - о монголах. Это то же самое, как спросить, что думают казахи о Непале, что думают непальцы о казахах, и что - ничего вообще. Справедливости ради следует отметить, что Монголия не так далеко от Казахстана, как Непал, но, несмотря на близость стран и несколько общую древнюю и средневековую историю, мы не взаимодействовали с монголами последние пару столетий. В настоящее время между нашими странами очень мало экономического или культурного сотрудничества.

Я пишу это как казах, живущий в Казахстане, но есть значительное меньшинство (около 5% от общей численности населения) этнических казахов, проживающих в Монголии. Вероятно, у них есть свое мнение о монгольских соотечественниках, с которыми я, к сожалению, не знаком.”

Еще одна казашка по имени Гуланда Тохтархан (Gulanda Tokhtarkhan - бывшая журналистка, специалист по культуре и социальным вопросам) написала: “В Казахстане большинство людей считают, что у монголов и казахов есть какие-то кровные связи. Они также знают о казахо-джунгарской войне, которая длилась более 300 лет. Некоторые историки или тюркологи настоятельно предложили Казахстану сделать некоторые комментарии о личности Чингисхана.

Но тех казахов, которые из Монголии, мы рассматриваем как братьев или сестер. Например, я была большим поклонником казахстанской R&B группы “Орда”, и я знаю, что их члены из Монголии. Правительство Казахстана продолжает помогать строительству Баян-Өлгий каждый год.”

Гуланда Тохтархан

Другой казах из Астаны Конкал Канай (Konkal Kanay) продемонстрировал истинно казахское мышление: “Будучи казахом из Казахстана, я могу сказать, что многие казахи любят Монголию и воспринимают ее как свою Родину. Некоторые казахские кланы тесно связаны с монгольскими кланами, монгольская культура и духовность очень близки к казахским. Так что с точки зрения истории и культуры многие люди называли бы их братьями. Конечно, существуют разные мнения, но в целом интуитивно люди связывают Монголию с их духовными и историческими корнями.”

Один монгол из Улан-Батора, Хонгор Шатар пишет: “Монголы, казахи и кыргызы. Несмотря на нашу разницу, мы являемся последними представителями номадической культуры Евразии.

Я монгол и считаю, что казахи - всего лишь одни из наших давно потерянных братьев.”

Хонгор Шатар

Казах Садам Кадафи , консультант по маркетингу, пишет: “Честно говоря, я НЕ хочу обидеть кого-нибудь. Казахи считают, что монголы бедны, а их страна неразвита. Это единственное, что я могу вспомнить из того, что я слышал в своей жизни от казахов.

Я, с другой стороны, знаю монголов достаточно хорошо, чтобы не воспринимать их страну как экзотику, что было упомянуто выше, так же, как Непал когда-то считался экзотикой (для казахстанцев).

Садам Кадафи

На самом деле монголы очень похожи на казахов во многих примитивно глубоких поведенческих моделях, что меня как казаха очень удивляет. Они едят то же, что и мы, но мы все равно воспринимаем эту страну как экзотику. В то же время, Монголия очень хорошо известна в Азии (что очевидно), в отличие от Казахстана, о котором азиаты знают сравнительно мало (в зависимости от страны, но в линейной зависимости от ВВП и ППС страны).

Пожалуйста, не воспринимайте мой ответ невежественным или грубым или высокомерным, я очень уважаю монголов и любую другую нацию, я просто ответил искренне и по существу, выразив мою субъективную точку зрения, которая может быть неправильной”.

Казах Аблайхан Беннетт Оспанов (Ablaikhan Bennett Ospanov), живущий в Лондоне, пишет: “Я считаю их братьями, у нас разные религии и языки, но наша культура почти такая же, поскольку оба наши народа жили и живут в степях.”

Аблайхан Беннетт Оспанов

В аймаках Баян-Улгий (88,7 % населения) и Ховд (11,5 %), а также в столице Улан-Баторе .

Казахи в Монголии
Всего:
Язык казахский , монгольский
Религия ислам суннитского толка
Входит в Казахи
Родственные народы каракалпаки , ногайцы
Происхождение тюркское

История

Основная группа казахов, расселившихся в западной части Монголии, были кереи подразделения абак . Большинство из них прибыло на эту территорию из Синьцзяна в 60-70-е годы XIX века . Основные причины переселения были напрямую связаны с восстаниями тайпинов (1850-1864) и дунган (1862-1878) в Китае. С целью разрешения земельных проблем восставших китайское правительство прибегло к политике «освоения новых земель». Оно коснулось и кочевий казахов в Синьцзяне . Здесь начали появляться земледельцы из числа дунган и китайцев. Оказавшаяся без земли часть казахов была вынуждена мигрировать в Монголию . То есть, внутренняя нестабильность в крае способствовала масовому переходу казахов через Монгольский Алтай. «Мусульманское восстание в Западном Китае было выгодным для воинственных казахов-киреев. Они перешли реку Кыран, перевалили через Алтайские горы и заняли урянхайские земли до Булгына и Саксая», - пишет путешественник Г. Е. Грумм-Гржимайло. Предводителями переселенцев стали Жылкышы Актайулы (1820-1890) и Кобеш Айтбайулы (Кобеш-батыр) (1802-1888) .

Численность и расселение

Численность казахов в Монголии по результатам переписи 2010 года составила 101 526 человек (3,86% населения страны), по данным промежуточной перепси населения 2015 года 117,8 тыс. чел. (3,85% населения Монголии). Казахи проживают на территории 21 края Монголии, в 181 населенном пункте, главным образом в Западной Монголии . Наибольшей их концентрацией отличаются аймаки Баян-Улгий (88,7 % населения) и Ховд (11,5 %). Казахи также составляют 90% населения 4-го микрорайона Налайхского района Улан-Батора .

Монгольские казахи в большинстве своём ведут кочевой образ жизни и занимаются преимущественно скотоводством.

Репатриация

В рамках программы репатриации, из Монголии в Казахстан в 90-е годы переехало до 20 000 казахских семей. Поскольку монгольские казахи пользуются кириллицей, они обычно также знакомы с русским языком , а потому в целом интегрируются в Казахстане лучше китайских или иранских казахов, но хуже чем казахские выходцы из стран СНГ (Узбекистан , Туркмения). Именно монгольские казахи стали первыми «оралманами » в Казахстане в 1991 году, расселившись на территории Талды-Курганской области.

По данным монгольской стороны за 20 лет (с 1995 по 2015) гражданство Казахстана получили 40 тыс. монгольских граждан .

Образование

В девять часов вечера в Монголии выходит час радионовостей на казахском языке . Книги и телевидение отсутствуют. Казахские школы в Монголии в основном существуют в Баян-Улгийском аймаке, где многие предметы преподаются на казахском языке . В остальных районах Монголии, казахский язык в основном преподается внутри семей. В местах дисперсного расселения казахов наблюдается их частичная монголизация. В аймаке издаётся казахскоязычная газета «Жаңа өмір» (Новая жизнь).

См. также

Примечания

  1. Перепись населения Монголии 2010 года
  2. Официальный сайт Баян-Улгий аймака Архивная копия от 27 апреля 2007 на Wayback Machine
  3. История Казахстана за 8 класс (XVIII в. - 1914 г.) Авторы: З. Е. КАБУЛЬДИНОВ, А. Т. КАЙЫПБАЕВА
  4. ИЗ ИСТОРИИ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ КАЗАХОВ В МОНГОЛИЮ (70 Г.XIX - 20Г.ХХВВ.)

Фигура Чингисхана овеяна большим количеством легенд. Несмотря на противоречивое отношение к историческому деятелю и полководцу, завоевавшему многие страны Евразии, на родство с ним претендуют сразу несколько народов. Например, некоторые исследователи считают, что потомками легендарного завоевателя и его соратников являются казахи.

От кого произошли казахи

Казахи – тюркоязычный народ, живущий на просторах Центральной Азии. Данную территорию с древних времён населяли различные племена кочевников-скотоводов, все они имеют отношение к этногенезу казахов. Считается, что этот народ произошел от скифов, гуннов, кыпчаков и представителей ряда других национальностей. Не случайно, в составе казахского этноса выделяют три больших рода (старший, средний и младший жузы), каждый из которых, в свою очередь, делится на множество групп.

Вторжение монгольских завоевателей также не могло не повлиять на этнический состав казахов, если учесть, что основатели Золотой Орды остались жить среди покоренных народов, вступая в смешанные браки. Их потомки уже не называли себя монголами, утратив за два-три столетия любые связи с исторической родиной.

Этноним «казах» (изначально – «казак»), как определение группы племен, появился лишь в XV веке, уже после распада Золотой Орды. В переводе с тюркского языка это слово означает «свободный, вольный человек». В те времена так называли себя многие люди, не желающие подчиняться официальным властям.

Одним из государств, возникшим на руинах легендарной монгольской империи, был Узбекский улус, которым правил султан Абу-л- хайр. Его властью и политикой были недовольны двое потомков Чингисхана – Керей и Жанибек. В 1458 году вместе со своими племенами они самовольно покинули берега Сырдарьи, отказавшись быть подданными Узбекского улуса.

Желая жить свободно, эти люди перекочевали в район современной Алма-Аты. Они и назвали себя казахами. Соседние племена не раз испытывали народ, образовавшийся совсем недавно, на прочность. Войны с джунгарами, регулярные стычки с калмыками и ойратами, политическое балансирование между Китаем и Россией потребовали немало мужества, решимости и умелой дипломатии.

Так или иначе, сегодня казахи – молодой народ, играющий заметную роль на территории Евразии.

Монголы и тюрки

Казахстанский писатель Турсынбай Жандаулет в статье «Кто все-таки Чингисхан, монгол или казах?» отметил, что вопрос о родстве с легендарным завоевателем вызывает жаркие споры на его родине. Одни исследователи критикуют основателя Золотой Орды за жестокость и деспотизм, другие почитают его как великого полководца. В процессе самоидентификации казахи ищут ответы на вопрос «Кто мы?» в своей истории.

Чингисхан, кем бы он ни являлся по своему происхождению, согласно мнению писателя, оказал значительное влияние на этногенез этого народа. Более того, сам легендарный завоеватель является предком казахов. Свою версию Турсынбай Жандаулет объясняет тем, что в XII-XIII веках ещё не существовало таких народов как монголы и казахи в их нынешнем понимании. Огромные пространства Центральной и Средней Азии занимали различные племена кочевников-скотоводов, которые впоследствии стали предками современных наций.

Казахи не являются исключительно тюркским народом. Они представляют собой своеобразное смешение разных племен, среди которых есть и монгольские роды. Некоторые исследователи даже утверждают, что казахов можно назвать монголо-тюрками. А тот факт, что язык этого народа относится к кыпчакской группе тюркской семьи, объясняют тем, что основатели Золотой Орды переняли речь покорённых племён, полностью ассимилировавшись в их среде.

Одним из доводов в пользу этой версии ученые считают то, что среди монголов и казахов распространен запрет на браки между родственниками до седьмого колена. Не желая нарушить данное табу, люди довольно часто создавали семьи с представителями других племен.

Впрочем, даже казахстанские историки серьезно сомневаются в том, что сам Чингисхан был представителем их народа.

Казахские ханы – потомки Чингисхана

Генеалогию легендарного завоевателя внимательно исследовал известный казахстанский ученый Гизат Табулдин. В своей книге «Казахские ханы и их потомки», изданной в 2013 году, исследователь написал, что правители этого народа являлись прямыми потомками Чингисхана.

По данным историков, у старшего наследника великого полководца – Джучи-хана – было около 40 сыновей, рожденных разными женами и наложницами. Но обладателями политической власти и основателями правящих династий Чингизидов стали лишь шестеро детей Джучи-хана: Орда-Эжен; Батый; Береке; Шибан; Бувал и Тука-Тимур. После распада могущественной империи разные ветви когда-то единого рода вступили в вооруженное противостояние, борясь за власть.

Как полагает Гизат Табулдин, Орда-Эжен и Шибан являются предками всех казахских ханов. Потомки первого возглавили государства, образовавшиеся на руинах Золотой Орды, а династия Шибанидов в 70-х годах XV века основала Сибирское ханство, располагавшееся на среднем течении реки Иртыш. То есть, вышеупомянутые ханы Жанибек и Керей произошли от Орда-Эжена – внука Чингисхана.

Именно принадлежность к потомкам легендарного завоевателя делала власть ханов легитимной в глазах простого народа. Поэтому им подчинялись беспрекословно. Среди представителей династии Чингизидов оказалось немало искусных дипломатов и храбрых полководцев, которые умело управляли своим народом, потому что сами причисляли себя к казахам, а не к монголам.

У представителей династии, правящей в Центральной и Средней Азии несколько веков, осталось много потомков. Не всем из них досталась власть. Большинство отпрысков Чингисхана и его сыновей были детьми наложниц. У них, в свою очередь, тоже рождались малыши. Поэтому – чисто теоретически – любой казах (калмык, киргиз, узбек, ногаец и т.д.) может оказаться представителем легендарной династии.

Каким образом казахи оказались в составе Монголии (история) Сами казахи говорят и пишут, что 120 лет назад, преодолев Алтайские горы, они поселились в здешних местах. Но в первой половине 19-го века на территории нынешнего аймака Баян-Улгий не было ни одной казахской семьи, здесь жили одни урянхайцы.

Урянхайцы и казахи являются совершенно разными народами. Эти национальности появились в ходе исторических процессов. Монгольские казахи отделились и переехали в Монголию не из Казахстана, как понимают это сегодня, а из Синьцзяня (Синьцзян-Уйгурский автономный район, КНР). В середине 19-го века они жили на территории от подножий Алтайских гор до Синьцзяня. В летний сезон они, пройдя через Алтайские горы, проводили лето на территории урянхйцев, а осенью снова кочевали на юг через Алтай. Они проживали в окрестностях истоков рек Бухтарм и Эрчис в Синьцзяне. Сегодняшние казахи, проживающие в аймаке Баян-Улгий, отделились и переселились в Монголию именно оттуда.

Переселение казахов имело следующие причины:
- В 1850-х годах в Китае произошло восстание тайпинов, которое также коснулось мусульман и охватило весь Синьцзянь. В результате этих событий люди были вынуждены бежать за Алтайские горы

Еще одной причиной стал конфликт между племенами. Более мелкие племена, чтобы не впасть в зависимость от более крупных, двинулись в направлении Алтайских гор.

Третьей и главной причиной было то, что в 18-ом веке маньчжурское господство еще не достигло горных районов Алтая и эти земли стали благопрятным пристанищем для людей, ищущих свободу. Казахи в поисках земель, пригодных для пастбищ, пошли на соглашение с урянхайцами и в летнее время пасли свой скот в окрестностях озера Даян. Но со временем они стали оставаться там и на зимовку.

Таким образом, казахи постепенно стали оседать на землях урянхайцев и со второй половины 19-го века, а точнее с 1869 года они полностью переселились туда. С 1870 года между урянхайцами и казахами начали возникать земельные споры, которые со временем превратились в вооруженные конфликты. Известны даже случаи, когда казахи подавали маньчжурскому правителю прошение о выдаче им земель.

Крупные урянхайские князья давали казахам землю в аренду, а взамен получали скот, золото и драгоценности, меха и топливо. До 1911 года казахи входили в состав Маньчжурии, а после революции 1911 года по Указу Богдо хана они вошли в состав автономной Монголии. В результате победы народной революции в 1921 году
казахи получили земли и такие же права, как и урианхайцы.

В 1930 году ЦК партии и правительство МНР приняло постановление о выделении казахам отдельной территории. Согласно постановлению, южная граница территории является государственной границей, на востоке и севере охватывает Дэлүүн, Хонгор өлөн, Хатуу, Улгий, а землями южнее Орогта казахи могли владеть с урянхайцами на равных правах. С 1930-х годов партия и правительство стали строить школы, больницы, магазины и т.д. в местах проживания казахов. Но, несмотря на это, казахам не сиделось спокойно на одном месте, к тому же ими неоднократно проводились диверсионные работы. Весной 1931 года предводители казахских племен вместе со своими людьми начали переезжать обратно через Алтайские горы. Сотрудники партии и правительства, которые хотели этому помешать, были убиты. Ситуация иногда обострялась и превращалась в вооруженный конфликт.

Племена, которые переехали, вернулись обратно в 1932 году. Они потеряли весь скот и были на грани нищеты. Казахские князья принимали разные меры, чтобы отделить монгольских казахов от их земель, - вплоть до сговора с гоминьдановцами. В 1943-1948 годах на западных окраинах Монголии происходили беспорядки, которые были подавлены.

До 1931 года казахи входили в состав аймака Чандмань уул, а в 1940 году был создан отдельный аймак Баян-Улгий. В 1991 году, после распада СССР, Республика Казахстан, которая входила в его состав, объявила о своей независимости. Более 20 тысяч казахских семей переехали жить в Казахстан.

Источник - ca-news.org
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1509098280

Являются крупнейшим этническим меньшинством в Монголии. По переписи населения 2010 года, в Монголии насчитывалось 101 тысяча 526 казахов, что составляет почти 4% населения страны. При этом в самом западном районе Монголии Баян-Улгий казахи составляют подавляющее большинство - 88,7% населения.
Монгольские казахи сохраняют свой язык и культуру, в том числе старинный промысел охоты с беркутами. Традиция охоты с беркутом имеет очень древнюю историю - об этом, в частности, свидетельствуют наскальные рисунки (петроглифы), найденные на территории Монголии и относящиеся к андроновскому периоду бронзового века (16-14 вв. до н. э.). Охотники, которые у казахов называются беркутчи, начинают обучать своих детей работе с беркутами, когда им исполняется 13 лет. До достижения этого возраста дети пробуют охоту с птицами поменьше - перепелятником, чеглоком, тетеревятником, балобаном, сапсаном и кречетом. Охоте с бекутом обучают не только мальчиков, но и девочек. Израильский фотограф Ашер Свиденский / Asher Svidensky нашел в Монголии 13-летнюю казашку Айшолпан, которая уже охотится с беркутом. Фотографии юной казахской беркутчи обошли многие мировые СМИ.

Далее - фотографии Айшолпан и других казахских беркутчи. Помимо уже упоминавшегося Ашера Свиденского, в данной подборке представлены работы британского фотографа Джимми Нельсона / Jimmy Nelson из его фотопроекта "Прежде чем они исчезнут".

монгольская -беркутчи Айшолпан:


Фотограф Ашер Свиденский и Айшолпан:

О приручении беркутов из Википедии (статья "Беркут"):
Как правило, к охоте приучают молодых, но уже летающих орлов. Процесс ловли дикой птицы занимает один - два дня: охотник расставляет сеть с приманкой (например, голубем или кекликом) в местах, где охотится птица. Пойманного беркута несколько дней морят голодом и бессонницей. Охотник неотлучно находится рядом с птицей, разговаривает с ней, играет на домбре. Затем дрессируют на кормление с руки. Поначалу дикий орёл не принимает пищу от человека и часто на него бросается, однако спустя время привыкает и становится более послушным. Следующий этап - травля на приманку с набитым соломой чучелом лисицы, привязанным на длинную верёвку (в прежние времена тренировались с живой собакой). Голодную птицу выносят на улицу с надетым на голову кожаным колпачком - клобучком (иначе томагой) и снимают его в присутствии жертвы. Накинувшейся на добычу птице не дают растерзать её, но награждают куском мяса.
Беркута также приучают к седлу, вывозят с хозяином в степь, дают привыкнуть к постоянному покачиванию и цокоту копыт. Особый момент - дрессировка на возврат к руке охотника. После долгих уроков беркут бывает готов к охоте и вместе с тем настолько привыкает с своему хозяину, что более не стремится улететь от него.
Охотятся зимой с коня, обычно утром или вечером. Беркута не держат на весу подобно лёгким соколам, а усаживают впереди беркутчи на лошадь. К выступающему изгибу седла, луке, крепится специальная подпорка с перекладиной, на которую кладётся одетая в толстую и длинную кожаную перчатку рука всадника, а сверху на неё усаживается птица. Надетый на глаза кожаный колпачок с бубенцами даёт беркуту ощущение ночи и не отвлекает на дорогу, кожаные ремешки и поводок не позволяют взлететь раньше времени. Приметив дичь, охотник с тревожным криком ослабляет путы, сбрасывает с головы беркута колпачок и подталкивает вверх. Взлетевший орёл с необыкновенной быстротой нападает на преследуемое животное, вцепляется в него когтями, бьёт крыльями, долбит клювом голову, либо перекусывает горло. Подскакивая, охотник уговаривает птицу отпустить зверя, ласково разговаривая с ним и награждая куском мяса. Приняв добычу, беркутчи тут же снимает с него шкуру, а птице снова надевает на глаза колпак, стягивает ноги путами и сажает её на седло.

юные казахи-беркутчи.



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...