Какие снаряды ставить кв 2. Учимся пробивать тяжи VI уровня

5 лет и 4 месяца назад Комментарии: 0

На КВ-2 есть выбор из двух альтернативных орудий: М-10 калибром 152 мм и ЗиС-6 калибром 107 мм. Не смотрите на разницу в уровнях, они являются формальностью и не отражают реальные характеристики. Скорее, это дань делению танков по уровням, которая мало на что влияет. Важно отметить, что эти два орудия предполагают совершенно различный геймплей, поэтому от выбора здесь многое зависит.

Введение и характеристики

Большинство игроков выбирает М-10. Кто-то смотрит на высокие показатели урона, другим же нравятся неповторимый геймплей, который предполагает это орудие. Это действительно необычная пушка, на которой в качестве основных нужно использовать снаряды с пробитием в 86 мм и уроном целых 910 единиц , фактически это фугас от САУ. Пробития снарядов в 110 мм (136 мм у премиумных) недостаточно, чтобы поражать даже одноуровневых танки, поэтому используются они крайне редко.

Можно сказать, что с М-10 советский КВ-2 превращается в эдакую САУ с броней. В пользу этого говорит не только пробитие и урон, но и просто ужасная точность (0.6), а также крайне долгое сведение (4 секунды, а полное 8 секунд). Если стрелять сразу после остановки, то промазать можно даже в упор . Зато если вы попадете в тонкую корму какому-нибудь танку восьмого уровня, то сможете нанести ему 800-1000 урона. Но стреляет М-10, мягко говоря, нечасто: скорострельность составляет всего лишь 2.5 выстрела в минуту. Действительно, как у САУ.

ЗиС-6 же является стандартным орудием для тяжелого танка шестого уровня. Пробития в 167 мм обычным снарядом хватает для поражения одноуровневых противников в лоб. Для семерок и восьмерок можно использовать подкалиберные с пробитием в 219 мм. Разовый урон в 300 единиц является хорошим показателем для своего уровня. Точность (0.45) и сведение (3.4 секунды) плохие, но это практически стандарт для тяжелых советских танков этого уровня. Скорострельность составляет 6.67 выстрелов в минуту с топовой башней.
В целом, ЗиС-6 является хорошим орудием для тяжелого танка шестого уровня. Стоит сказать, что оно является топовым для Т-150, который также является тяжелым советским танком, который находится на шестом уровне.

Вывод

Какое же орудие выбрать? Здесь все зависит от личных предпочтений. Если вы хотите играть на КВ-2, как обычном тяжелом танке, то выбирать стоит ЗиС-6. Если же вы хотите необычного геймплея с «фугаской», то выбор нужно остановить на М-10. Стоит еще раз повторить, что большинство игроков ездит на КВ-2 именно с М-10 калибром 152 мм. Все-таки с ЗиС-6 лучше играть на Т-150: у него немного лучше броня, что важно для тяжелого танка. А М-10 делает КВ-2 особенным и неповторимым.

Подготовка к «большой войне» в Советском Союзе дала мировой науке и военному делу несколько очень интересных образцов вооружения и техники. Некоторые из них оказались незаслуженно оболганы и втоптаны в грязь, как, к примеру, самозарядные винтовки. Кое-какие оказались вовсе забыты, потерявшись среди множеств образцов, разработанных за годы войны. Об их существовании знают лишь интересующиеся и специалисты. Если они и мелькают на снимках времен войны, то вызывают искреннее удивление и подозрение в фотомонтаже.

Среди незаслуженно забытой и недооцененной техники особое место занимает танк КВ-2, не попадавший в момент создания ни в одну классификационную нишу. Он вселял ужас на поле боя, но оказался бессилен перед натиском первого года войны. Он сделал первые шаги но оказался забыт.

История создания КВ-2

Межвоенный период известен в танкостроении как время чудес и воплащения самых интересных задумок конструкторов. Страна Советов здесь безусловный лидер. Помимо машин с несколькими башнями, вооруженными орудиями и пулеметами, которые внушали трепет и ужасна стоянке готовности, но на деле, в бою, стоившие не особо много.

Однако были созданы и действительно знаковые танки. Перед советско-финской войной становится ясно, что проекты танков в несколько башен – тупиковая ветка.

Специалисты из Ленинграда разрабатывают уникальный по тем временам тяжелый танк, получивший название КВ («Климент Ворошилов»). Вопреки расхожему мнению, этот танк не был создан за несколько месяцев, пока советские войска тщетно пытались прорвать линию Маннергейма. Работы по его проектированию начались еще в 1938 году, когда в Европе вовсю запахло войной.

Испытания в боях с финнами показали прекрасные боевые характеристики новой машины.

Мощная броня делала танк почти неуязвимым для финской артиллерии. Небольшие (в сравнении с Т-35 и прочими) габариты делали его незаменимым при штурме ДОТов противника.

Были и недостатки, главным из которых военные называли маломощную, для борьбы с укреплениями, 76-мм пушку. Вот тут и случилась история, народной волей обращенная на достаточно известный КВ.

Почти весь завод в течение нескольких недель работал в авральном режиме для того, что бы выполнить армейский заказ. Сам путь от приказа до готового прототипа занял рекордные 2 недели.

Рождение и боевое крещение танка

На Кировском заводе решили не мелочиться, и поставить вместо 76-мм пушки 152-мм орудие. Поскольку времени не было, установить его решили в достаточно неказистом металлическом коробе с толщиной стенок около 70-мм.

Главная проблема, заботившая всех, заключалась в опасности опрокидывания при выстреле.

Чтобы сразу расставить все точки, машину на полигоне развернули боком. Выстрел не только не опрокинул корпус, но и не повлиял на силовую установку, в чем опасались инженеры. После пробы орудия машина завелась, как ни в чем не бывало.

Испытав еще несколько узлов, установленных именно на эту модификацию, ее отсылают в действующую армию на Карельский перешеек. К моменту появления основная линия обороны была взломана, и война шла к завершению. Несмотря на это, оставалось еще большое количество огневых точек, на штурм которых и отправили опытный образец.


В бою он показал себя с самой лучшей стороны. Противотанковая артиллерия не смогла поразить ни одну машину. На одном из КВ «с большой башней», как тогда назывался танк, насчитали 48 попаданий без пробития брони. Само собой, что такое чудо с большой башней тут же оказалось на вооружении, несмотря на многочисленные технические недоработки.

Конструкция танка

Описание нижней, ходовой части идентично . Корпус сварного типа, из катаной брони. Одним из первых танк КВ-2 получил одинаковое бронирование по корпусу, то есть все вертикальные плиты лба, кормы, борта, башни имели толщину 75 мм. Горизонтальные плиты имели толщину 55, 40 и 20 мм.

Башня, выделяющаяся своей высотой, на первых моделях имела грубые формы, была видна спешка при создании танка.

Поздние машины отличает большая изящность и эргономика в башне. Для уменьшения силуэта и снижения веса последующий выпуск получил «низкую башню». Сзади на башне была сделана бронированная дверь для разгрузки-погрузки боекомплекта, а так же удобства посадки экипажа. Новое орудие требовало большего числа танкистов. Маска орудия КВ-2, несколько раз перерабатывавшаяся, обеспечивала равновесие и защиту механизмов орудия.

Силовая установка машины включает в себя дизельный агрегат марки В-2К. Мотор имел 12 цилиндров, расположенных V-образно, номинальная мощность 500 л.с.

Позднее его модернизировали из-за большой массы танка, доведя мощность до 600 л.с. Трансмиссия механического типа с многодисковым главным фрикционом. По ходу эксплуатации именно к ней было больше всего вопросов. Ненадежность именно этого узла впоследствии сыграет трагическую роль в судьбах многих экипажей машин. Подвеска торсионного типа, с 6 опорными катками и 3 поддерживающими. Гусеница состояла из 86-90 траков шириной 700 мм.


Электропроводка однопроводного типа, вместо второго, на минус работал корпус танка. Только аварийное освещение имело два провода. Энергию давал генератор, соединенный с 4 аккумуляторами. Потребителей энергии в машине было достаточно много:

  • освещение машины снаружи и внутри;
  • подсветка приборов и прицелов;
  • электропривод поворота башни;
  • звуковой сигнал;
  • переговорное устройство и средства связи;
  • стартер и реле двигателя.

Экипаж тяжелого танка КВ-2 состоял из 6 человек. Механик-водитель и радист находились в корпусе, остальные члены экипажа в башне при орудии. Для обозрения были установлены смотровые приборы с триплексами и заслонками, в которых имелись смотровые щели. Стрельба из орудия велась с помощью оптического и перископического прицелов. На пулеметах КВ-2 могли устанавливаться собственные прицелы, позаимствованные от .

Главным оружием танка КВ-2 было 152мм гаубица М-10Т.

Выстрел из нее производился механическим путем, с помощью рычага спуска. В каждом танке находилось 36 раздельных выстрелов. Боеприпасы по штату были одного типа, осколочно-фугасного. Однако в ходе использования, танкисты грузили и стреляли из орудия почти всеми доступными гаубичными выстрелами калибра 152мм. Сюда же входят и выстрелы для морских гаубиц. Единственное ограничение было в сортировке и уменьшении заряда боеприпаса.

Для борьбы в бою с пехотой были установлены 3 стандартных пулемета ДТ. Один располагался в шаровой у стрелка-радиста, второй стоял рядом с орудием, третий защищал тыл и располагался в корме башни. Некоторые варианты КВ-2 с большой башней оснащались зенитным пулеметом на турели. В случае повреждения машины и эвакуации экипажа КВ-2 все ДТ можно было снять и использовать отдельно. Жаль, орудие вытащить было нельзя.


Обращает внимание большая высота танка, обусловленная конструкцией орудия. Но габариты компенсировались толщиной бронирования и эффективностью снарядов. Например, вес заряда в осколочно-фугасной гранате составлял 5,5-6,86 кг. Вот основные характеристики танка в сравнении с самыми знаменитыми периода Второй Мировой.

КВ-2 КВ-1 Т-34 Тигр Пантера
Вес, кг 52000 43000 30000 57000 44800
Длина, мм 6950 6675 5920 6316 6870
Ширина, мм 3320 3320 3000 3705 3270
Высота, мм 3250 2710 2405 2930 2995
Запас хода, км 150-250 200 380 195 250
Скорость передвижения, км/ч 16-34 34 36-40 20-25 25-30

Значительный вес машины несколько затруднял передвижение по мостам и слабому грунту. Но эта проблема одинаково касалась и машины КВ-1.

Боевая служба в Великой Отечественной войне

Первая документально зафиксированная встреча немцев с советским танком КВ-2 в ходе Великой Отечественной войны произошла 23 июня 1941 года. Сказать, что немцы были неприятно удивлены, не сказать ничего. Стальной монстр с огромной башней, толстым бронированием и 152мм орудием не оставлял ни единого шанса. При встрече с ним любые немецкие танки начала войны переходили в разряд танкеток.


По многочисленным свидетельствам, 37мм снаряды просто отскакивали от брони КВ-2. 152мм орудие превращало в груду обломков немецкие машины. Пулеметы надежно прикрывали от пехоты, так что проблем в бою теоретически возникнуть не должно было.

Не имевшая на тот момент аналогов система стала головной болью немцев на весь 1941 год.

Для эффективной борьбы с КВ-2 было придумано несколько тактических приемов. Самым верным способом было снайперским выстрелом перебить орудие. Лишившись пушки, машина становилась практически беззубой, с тремя пулеметами много не навоюешь. Другим уязвимым местом КВ-2 была ходовая. Перебив гусеницы или сорвав катки, артиллеристы передавали эстафету пехоте и саперам. Последние закидывали обездвиженную машину гранатами или подрывали зарядами взрывчатки.

Практиковали и расстрел КВ с помощью тяжелой артиллерии. Спасала и «палочка-выручалочка» вермахта, зенитка Flak 18/36/37, орудие калибром 88-мм.

Но главным врагом КВ-2 с большой башней стали вовсе не немецкие бронированные машины. Неразбериха первых месяцев войны, разгромленные тылы, проблемы с подвозом боеприпасов и ГСМ сделали для уничтожения грозных танков намного больше, чем противостоявшие им непосредственно в бою немецкие части. Так, из 33 штук КВ-2 в 41-й танковой дивизии в бою были потеряны только 5, остальные две трети при отступлении оставлены из-за трудностей с топливом и ремонтом.


Специфика КВ-2 предполагала прорыв сквозь оборонительные линии противника, и никак не на манёвренную войну, зачастую в окружении или отрыве от тылов. Красной Армии летом 1941 года прорывать оборону не пришлось, и бронированных гигантов пришлось разменивать на мелочь, используя для непрофильных задач.

В сентябре 1941 года Ленинград оказался в окружении, и Кировский завод был вынужден резко сократить производство боевых машин. КВ-2 с тяжелой 152-мм орудием и большой башней оказался не нужен, все возможные потенциальные производители переключились на выпуск более простого варианта КВ-1 с маленькой башней и орудием.

Перерождение грозная машина получила уже в середине войны, когда на вооружение стала поступать самоходка САУ ИСУ-152, вооруженная 152-мм орудием.

Конечно, нельзя сказать, что это были родственники, но многие моменты в «Зверобое» напоминали забытого к тому времени КВ-2. Немцы машину боялись так же, как КВ-2.

На сегодняшний момент в мире осталось пара оригинальных машин. Одна из них, находится в Москве, в экспозиции Центрального музея Вооруженных сил. Второй танк, в наиболее полной сохранности, находится в Свердловской области, в музее военной техники «УГМК». Третья модель, созданная для съемок художественного фильма «Клим Ворошилов-2», находится в Мурманской области.


Поскольку основой модели послужил ИС-2М, модель сложно назвать похожей на оригинал КВ-2, кроме башни ничего похожего там нет.
Интересно, что машины с большими башнями, подобные КВ-2, часто встречаются в технике начала войны. Переделки финской армии из советских трофеев и самоходка «Бишоп» английского производства яркие тому примеры.

Вообще же кино не слишком жалует эту модель танка.

В играх КВ-2 встречается намного чаще. В угоду играбельности КВ с 152-мм орудием из игр отличается от машины в реальности, но в бою он все равно считается одной из сильных машин. Самое эпичное появление в мировой культуре произошло в японской франшизе «Girlsund Panzer», повествующей о японских школьницах, гоняющих на различных танках со всего мира.

Заключение

Несмотря на то, что в начале Великой Отечественной войны рассматриваемый танк не имел аналогов, перелома или серьезной роли в боях он не сыграл. Причин этому была масса, от общей малочисленности этой модели до пресловутых проблем со снабжением и ремонтом. Несмотря на все это, КВ-2 послужил прототипом для советских танков с тяжелым бронированием и орудиями больших калибров. Бесценный опыт создания таких машин пригодится позже.

Сам же КВ-2, несмотря на свою устрашающую мощь, остается в тени более удачных танков, получивших непосредственное развитие в ходе войны, КВ-1 и Т-34. Однако без КВ-2 невозможно сложить полную картину героического сопротивления и трагических событий лета 1941 года. В бою КВ с большой башней показывал себя эффективно, но война внесла свои коррективы.

Видео

Первые танки KB поступили на вооружение в 20-ю тяжелую танковую бригаду. К июлю 1940 года в её составе числилось 10 KB (№№ У-0, У-2, У-3, У-11, У-12, У-13, У-14, У-15, У-16, У-17). Машины постепенно осваивались танкистами, некоторые из которых имели опыт боевых действий на этих танках, приобретенный в ходе советско-финляндской войны. Логика подсказывает, что на базе этой бригады необходимо было развернуть подготовку экипажей для новых тяжелых танков. Тем более, что бригада дислоцировалась в Ленинградском военном округе, рядом находился Кировский завод, инженеры которого могли оказать квалифицированную помощь в изучении конструкции нового танка. Кстати, такой способ подготовки предлагал начальник Автобронетанкового управления РККА Д.Павлов, который 25 апреля предложил «формировать в танковых бригадах Т-28 роты-батальоны танков KB по мере их поступления с завода» .

Однако по непонятным причинам от такого разумного решения отказались. В августе 1940 года все KB из состава 20-й тяжелой танковой бригады были переправлены в г. Львов и включены в состав новосформированной 8-й танковой дивизии 4-го мехкорпуса. В это же время в состав 2-й танковой дивизии 3-го механизированного корпуса, расположенного в районе Вильно, отгружаются 13 новых KB (из них 10 KB-2 с установками МТ-1). Кроме того, несколько танков направляются в учебные заведения – Военную академию механизации и моторизации (г. Москва), Ленинградские курсы усовершенствования комсостава танковых войск и Саратовское танкотехническое училище. Последнее в спешном порядке было перепрофилировано и с августа 1940 года стало заниматься подготовкой офицерских кадров для машин КВ.

Всего по состоянию на 1 декабря 1940 года в Красной Армии имелось 130 танков КВ. Распределялись они следующим образом:

Военный округ

К июню 1941 года картина изменилась. По состоянию на 1 июня количество KB по округам выглядело следующим образом:

Военный округ

* Кроме того, с 1 по 21 июня 1941 года с Кировского завода было отправлено в Киевский и Западный Особые военные округа 40 КВ-1 и КВ-2, а один КВ-1 поступил на Ленинградские курсы комсостава

Из этого количества в эксплуатации находилось 75 штук КВ-1 и 9 КВ-2 (из них 2 и 1 соответственно требовали среднего ремонта). Подготовка экипажей на новые тяжелые танки часто велась (если вообще велась) на любых типах танков. Например, 3 декабря 1940 года директивой начальника Генерального Штаба Красной Армии № 5/4/370 предписывалось «для обучения личного состава и сбережения материальной части боевых машин отпустить, исключительно как учебные, на каждый батальон тяжелых танков по 10 танкеток Т-27». Остается загадкой как на Т-27 можно было научиться вождению и обслуживанию КВ-1 или КВ-2. Как говориться, комментариев здесь не требуется.

Таким образом, учитывая, какое небольшое количество танков KB находилось в эксплуатации, к июню 1941 года количество подготовленных экипажей на эти машины не превышало 150.

К началу войны танки KB имелись в составе 2-й танковой дивизии 3-го механизированного корпуса Прибалтийского Особого военного округа (78 KB) 4, 7-й танковых дивизиях 6-го механизированного (63 и 51 KB соответственно), 29, 33-й танковых дивизиях 11-го механизированного (2 и 1 KB соответственно) корпусах Западного Особого военного округа 4-м механизированном (101 KB), 8-м механизированном (71 KB), 15-м механизированном (64 KB), 22-м механизированном (31 KB) и 19-м механизированном (5 KB) корпусах Киевского Особого военного округа, 2-м механизированном (10 KB) корпусе Одесского военного округа, а также в Саратовском танкотехническом училище (19 KB), Орловской танковой школе (8 KB), Ленинградских курсах усовершенствования комсостава танковых войск (6 KB), в Московской академии моторизации и механизации им. Сталина (4 KB) и Харьковском военном округе.

В первых же июньских боях 1941 года появление танков KB для частей вермахта стало неприятным сюрпризом. Оказалось, что ни одна немецкая танковая и противотанковая пушка не может пробить их брони. Единственным эффективным средством, способным поразить KB был огонь 88-мм зенитных орудий Flak 35/36. Например, вот как описывает столкновение с танками KB из состава 2-й танковой дивизии командир 41-го танкового корпуса немцев генерал Рейнхарт (речь идет о боях 23-24 июня в районе Россиняй – прим. автора ):

«Около сотни наших танков, треть из которых составляли Pz.IV, приготовились к контратаке. Часть из них находилась прямо перед противником, но большинство размещалось на флангах. Неожиданно с трех сторон они были зажаты стальными монстрами, пытаться уничтожить которые было пустым делом. Напротив, вскоре часть наших танков была выведена из строя… Гигантские русские танки подходили все ближе и ближе. Один из них приблизился к берегу заболоченного пруда, у которого стоял наш танк. Без колебаний черный монстр столкнул его в пруд. То же самое случилось с немецкой 15-см пушкой, которая не сумела быстро увернуться. её командир, когда увидел приближающиеся тяжелые танки противника, открыл по ним огонь. Однако это не причинило им даже минимального ущерба. Один из гигантов стремительно бросился на пушку, которая находилась в 100 метрах от него. Вдруг один из выпущенных снарядов поразил танк. Он остановился, словно пораженный молнией. «Он готов», – подумали артиллеристы с облегчением. «Да, он готов», – сказал себе командир орудия. Но вскоре их чувства сменились воплем: «Он ещё движется!» Без всякого сомнения, танк двигался, его гусеницы скрипели, он приближался к пушке, отбросил её как игрушку и, вдавив в землю, продолжал свой путь».

Рассказ генерала Рейнхарта дополняют воспоминания одного из офицеров 1-й танковой дивизии:

«КВ-1 и КВ-2 оказались в 800 метрах от нас. Наша рота открыла огонь – безрезультатно. Мы продвигались все ближе и ближе к противнику, который продолжал идти вперёд. Несколько минут нас разделяло всего 50-100 м. Каждый открыл огонь, но безуспешно: русские продолжали свой путь, все наши снаряды отскакивали от них. Мы оказались в угрожающей ситуации: атакующие русские опрокинули нашу артиллерию и вклинились в наш боевой порядок. Лишь подтянув зенитные орудия и стреляя с коротких дистанций, удалось остановить натиск вражеской брони. Затем наша контратака оттеснила русских и установила линию обороны у Василискис. Борьба завершилась».

По воспоминаниям Д.Осадчего, командира роты танков КВ-1 во 2-й танковой дивизии, «23-24 июня, ещё до вступления в бой, многие танки KB, особенно КВ-2, вышли из строя в ходе маршей. Особенно большие проблемы были с коробкой передач и воздушными фильтрами. Июнь был жаркий, на дорогах Прибалтики пыли было огромное количество и фильтры приходилось менять через час-полтора работы двигателя. Перед вступлением в бой танки моей роты сумели их заменить, а в соседних нет. В результате, к середине дня большинство машин в этих ротах поломалось» .

Печальна судьба KB из состава 6-го механизированного корпуса Западного Особого военного округа. Практически не сумев сделать по противнику ни одного выстрела, эти KB из-за отсутствия горючего были либо подорваны своими экипажами, либо просто брошены.

Более активно действовали танки KB на Юго-Западном фронте. Но и здесь основные потери этих машин были не от огня противника, а из-за неграмотной эксплуатации, отсутствия запасных частей и технических неисправностей. Ну и естественно, нельзя вырывать действия танков KB из общего состояния, в котором находились танковые войска Красной Армии к июню 1941 года. Приведем несколько документов, характеризующих действия танков KB в боях лета 1941 года на Юго-Западном фронте.

Из доклада о боевых действиях 8-го механизированного корпуса с 22 по 26 июня 1941 года (к началу войны в составе корпуса имелось 71 KB, 49 Т-35,100 Т-34, 277 ВТ, 344 Т-26, 17 Т-27 – прим. автора ):

«Водительский состав боевых машин KB и Т-34 в своем большинстве имел стаж практического вождения от 3 до 5 часов. За весь период существования корпуса боевая материальная часть и личный состав полностью на тактические учения не выводились и не были практически проверены как по вопросам маршевой подготовки, так и по действиям в основных видах боя. Тактическая сколоченность проводилась не выше масштаба роты, батальона и частично полка».

Из доклада командира 43-й танковой дивизии 19-го механизированного корпуса о боях с 22 июня по 10 августа 1941 года (к началу войны дивизия имела 5 KB, 2 Т-34, 230 Т-26 – прим. автора ):

«В 14 часов наши танки перешли в наступление (речь идёт о бое 26 июня – прим. автора )…

Преследуя пехоту противника, наши танки были встречены огнем танков противника из засад с места, но (засада) была атакована вырвавшимися вперед танками КВ и Т-34, а вслед за ними и танками Т-26… Танки KB и Т-34, не имея в достаточном количестве бронебойных снарядов, вели огонь осколочными снарядами и своей массой давили и уничтожали танки противника и противотанковые орудия, переходя от одного рубежа к другому».

Из доклада командира 41-й танковой дивизии 22-го механизированного корпуса от 25 июля 1941 года о боевых действиях дивизии (к началу войны в дивизии имелось 312 танков Т-26 и 31 КВ-2 – прим. автора ):

«31 [танк] KB с морскими башнями, вооруженные 152-мм пушками (речь идёт о танках КВ-2 – прим. автора ), не имел ни одного снаряда…

Водительский состав танков KB, ещё не был подготовлен, так как танки получены за 7-8 дней до начала войны. 15 танков KB, прибывшие перед началом войны, [оказались] с большими неисправностями (бортовые фрикционы, воздухоочистители). Один танк KB в боях имеет пять пробоин от ротного противотанкового ружья, глубина пробоин 50-52 мм…

Материальная часть дивизии… в период с 26.6 по 7.7.41 г. прошла 900-1000 км, не имея запасных частей и переходящих моторов, что в основном и вывело её из строя… Во время марша вышло из строя 23 КВ. Отсутствие тракторов усугубляло проблему восстановления неисправных машин. Разность скоростей движения (KB – 3-4 км/ч, Т-26 – 12-15 км/ч) и несоответствие района действий для тяжелых танков (р.Стоход) подорвали их работу, так как во всех районах севернее и северо-восточнее Ковеля нет ни одного моста, способного выдержать 60 тонн, а отыскание обходов и бродов увеличило не менее как 30-40 % их общий пройденный путь».

Из доклада командира 32-й танковой дивизии 4-го механизированного корпуса боевых действиях с 22 июня по 14 июля 1941 года (к началу войны дивизия имела 49 KB, 173 Т-34, 31 БТ-7, 70 Т-26, 38 Т-27 – прим. автора ):

«Отсутствовали ремонтные и эвакуационные средства для танков КВ. Наличие тракторов «Ворошиловец» не обеспечило эвакуацию, тракторы для буксировки KB выходили из строя от перегрузки. Очень часто проходила буксировка танка танком, и через 10-15 км буксирующий танк тоже выходил из строя (отказывало сцепление, не включались скорости, портились бортовые фрикционы). Танки KB (из этого опыта) можно буксировать трактором «Ворошиловец» только по дорогам. На пашне, на торфянике или болотистой местности танк KB можно буксировать только двумя тракторами…

Большие потери боевой материальной части (особенно танков KB) объясняются главным образом тем, что скоростные марши совершались без всяких технических осмотров и профилактических ремонтов до 75-100 км в сутки. Кроме того, водительский состав не имел достаточного опыта и навыков по эксплуатации машин на марше…

Броня наших танков 37-мм пушками немцев не пробивается; были случаи, когда танк KB имел до 100 попаданий, но броня не была пробита» .

Из доклада командира 10-й танковой дивизии 15-го механизированного корпуса о боевых действиях соединения с 22 июня по 1 августа 1941 года (к началу войны дивизия имела 63 KB, 37 Т-34, 44 Т-28, 147 БТ-7, 19 Т-26, 8 ХТ-26 – прим. автора ):

«По своему техническому состоянию танки KB и Т-34, все без исключения, были новыми машинами и к моменту боевых действий проработали до 10 часов (прошли в основном обкатку), и лишь незначительная часть этих машин имела работы до 30 моточасов (машины учебно-боевого парка)…

В основном танки KB и Т-34 имеют высокие боевые качества: крепкую броню и хорошее оружие. На поле боя танки KB приводили в смятение танки противника и во всех случаях его танки отступали.

Бойцы и командиры дивизии о наших танках говорят, как об очень надежных машинах. Наряду с этими качествами машины имеют следующие дефекты:

По танку KB:

а) При попадании снаряда и крупнокалиберных пуль происходит заклинивание башни в погоне и заклинивание бронированных колпаков.

б) Двигатель-дизель имеет малый запас мощности, вследствие чего мотор перегружается и перегревается.

в) Главные и бортовые фрикционы выходят из строя…

Эвакуация боевых машин с поля боя проводилась исключительно танками в очень тяжелой обстановке под прикрытием боеспособных машин. Боеспособный танк KB, буксируя аварийный танк и не имея запаса мощности, нередко сам выходил из строя».

Судьбу танков KB этой дивизии можно узнать из сохранившейся «Ведомости потерь боевой материальной части с 22 июня по 1 августа 1941 года»:

« Разбито на поле боя – 11;

Не вернулось с экипажами с поля боя после атаки – 11;

Осталось с экипажами в окружении противника из-за технической неисправности или отсутствия горюче-смазочных материалов – 2;

Уничтожено на сборных пунктах аварийных машин в связи с невозможностью эвакуировать при отходе – 7;

Оставлено при отходе части по техническим неисправностям и невозможности восстановить и эвакуировать – 22;

Застряло на препятствиях с невозможностью извлечь и эвакуировать – 3;

Всего – 56».

Обобщенные выводы по использованию танков (в том числе и KB) содержались в докладе начальника автобронетанкового управления Юго-Западного фронта начальнику ГАБТУ КА от 3 июля 1941 года. Там, в частности, сказано следующее:

«Отсутствие средств эвакуации, запасных частей для KB и Т-34, наличие заводских дефектов, неосвоенность эксплуатации, недостаточная обученность личного состава, слабая разведка противника в противотанковом отношении, систематические бомбардировки на марше, в районах сосредоточения и в наступлении, при большой маневренности 800-900 км без прикрытия нашей авиацией, отсутствие взаимодействия с артиллерией, на почти танконедоступной лесисто-болотистой местности, упорное сопротивление со стороны преобладающего противника и отсутствие бронебойных снарядов для KB и Т-34 – привело механизированные корпуса к огромным потерям и к небоеспособности с оставшейся в наличии материальной частью…

Командиров и механиков-водителей тяжелых танков в целях лучшей подготовки желательно готовить на заводах промышленности.

Отмечаю хорошую работу 4, 8 и 15-го механизированных корпусов, где имелись случаи, когда один танк KB выводил из строя до 10-14 танков противника» .

Сведения о причинах выхода из строя KB на Юго-Западном фронте можно узнать из «Ведомости на потери боевой материальной части мехкорпусов Юго-Западного фронта с 22 июня по 1 августа 1941 года»:

« Отправлено в ремонт на заводы промышленности – 2 (4-й мехкорпус);

Оставлено на месте расквартирования частей – 10 (2 в 4-м мехкорпусе, 6 в 8-м мехкорпусе, 2 в 19-м мехкорпусе);

Отстало в пути и пропало без вести – 24 (8 в 4-м мехкорпусе, 10 в 8-м мехкорпусе, 5 в 15-м мехкорпусе, 1 в 19-м мехкорпусе);

Передано в другие части – 1 (4-й мехкорпус);

Безвозвратные потери – 177 (73 в 4-м мех-корпусе, 28 в 8-м мехкорпусе, 52 в 15-м мехкорпусе, 2 в 19-м мехкорпусе, 22 в 22-м мехкорпусе).

Всего по состоянию на 1 августа в частях Юго-Западного фронта имелось 7 боеспособных KB – 1 в 22-м мехкорпусе и 6 в 8-м мехкорпусе.»

Таким образом, видно, что несмотря на мощную броню, вооружение и героизм отдельных экипажей, танки KB не сыграли в летних боях 1941 года никакой существенной роли. Основная часть этих машин вышла из строя по техническим причинам, из-за неграмотной эксплуатации, отсутствия запасных частей, средств эвакуации и ремонта. Кроме того, немцы, выяснив что бороться обычными противотанковыми средствами в KB невозможно, с успехом использовали против этих танков 88-мм зенитные орудия Flak 36. Тем более, полное господство в воздухе позволяло использовать для борьбы с танками все дивизионы ПВО.

Большие потери в тяжелых танках вынудили командование Красной Армии принять ряд жестких мер по улучшению их использования. Например, 29 июля 1941 года начальник управления автобронетанковых войск Северо-Западного фронта полковник Полубояров своим приказом требовал от командиров танковых частей «предоставить подробное донесение и материалы расследования по каждому танку: где, при каких обстоятельствах и в каком состоянии оставлены на территории противника Т-34 и KB…

К полному уничтожению не могущих быть эвакуированными танков KB прибегать лишь в случае, когда использованы все средства для их эвакуации».

Аналогичное распоряжение было отдано командующим Резервным фронтом генералом армии Г.Жуковым в приказе № 005 от 21 августа 1941 года: «Командирам танковых соединений и частей резко повысить ответственность командиров танковых частей и подразделений за каждый потерянный танк, тем более не допускать оставления их в руках противника; не вводить в бой танки KB и Т-34 с плохо подготовленными экипажами, организуя доподготовку последних при каждой возможности».

Однако, даже такие меры не помогали. Примером тому могут послужить боевые действия 7-го механизированного корпуса Западного фронта в районе Полоцка в июле 1941 года. Перед войной корпус располагался в Московском военном округе. В первые дни войны части корпуса перебрасываются на Западный фронт. 30 июня в состав корпуса поступают 44 новых танка KB (из них 18 КВ-2), прибывших прямо с завода. После разгрузки, при следовании со станции к месту дислокации (всего 5 км) «из-за неопытности механиков-водителей на 7 танках сразу же были сожжены главные фрикционы». Для ремонта танков, в срочном порядке из Ленинграда самолетом была направлена бригада рабочих с запасными частями.

7 июля части корпуса перешли в наступление. В результате последующих боев, к 26 июля все KB (кроме одного КВ-2) были потеряны, причем 7 из них застряли в болоте, а 3 были подорваны экипажами из-за поломок.

Для улучшения подготовки экипажей танков KB в конце июля 1941 года на Кировском заводе создается танковый учебный центр. Занятия проходили непосредственно в цехах с привлечением обучаемых к работам по сборке танков. Руководителем центра был назначен старший военпред А.Шпитанов, его заместителем – военпред Н.Карлашев. Уже 6 августа из учебной команды была сформирована первая танковая рота из 10 машин, переданная в 86-й отдельный танковый батальон.

Здесь следует отметить, что в июле-сентябре 1941 года наибольшее количество танков KB имелось на Ленинградском фронте. Дело в том, что фронт получал тогда почти все KB, выпускаемые Кировским заводом. Однако положение под Ленинградом оставалось довольно тяжелым. Например, 9 сентября командование фронта получило телеграмму Сталина: «Куда девались танки KB? Где вы их расставили и почему нет никакого улучшения на фронте, несмотря на такое обилие танков KB у вас? Ни один фронт не имеет и половинной доли того количества KB, какое имеется у вас на фронте».

Действительно, ни один фронт не мог позволить себе в то время иметь отдельные батальоны танков KB, в то время как под Ленинградом было их несколько, не считая KB в составе других танковых частей. Например, 11 сентября в состав 42-й армии прибыл батальон майора Житнева, имея 29 танков КБ и 51-й танковый батальон (16 KB, 1 Т-34, 12 БТ, 9 Т-26). Довольно много KB было и в составе 1-й танковой дивизии, действовавшей под Красногвардейском. Именно здесь совершила свой подвиг рота старшего лейтенанта Зиновия Колобанова, подбившая за один день 42 немецких танка. В журнале военных действий дивизии об этих боях сказано следующее: «19 августа 1941 года в районе Б.Борница рота Колобанова уничтожила 42 танка, из них экипаж старшего лейтенанта Колобанова – 22, экипаж лейтенанта Сергеева – 8, экипаж лейтенанта Евдокименко – 4, экипаж лейтенанта Ласточкина – 4…

Колобанов подпустил к себе немецкую танковую колонну на 150 – 200 м, а лейтенант Евдокименко расстрелял её с расстояния 100 м. ()

Там же механик-водитель Иевлев протаранил два средних танка противника, а водитель Сидиков в районе Черницы протаранил средний танк».

Однако героические действия танкистов не смогли спасти положения – в конце сентября 1941 года Ленинград оказался в блокадном кольце. Боевые действия приняли здесь позиционный характер.

На других участках советско-германского фронта действия KB были ещё менее активными, так как количество потерянных в боях танков росло быстрее, чем поступление их с заводов промышленности – Кировский завод был в блокаде, в выпуск KB в Челябинске ещё только разворачивался.

Тем не менее, в немецких документах осени 1941 года встречаются донесения об эффективных атаках КВ.

Так, 2 ноября командующий 4-й полевой армией фельдмаршал Клюге доложил в штаб группы армий «Центр» о столкновении, частей 34-й пехотной дивизии с тяжелыми советскими танками, произошедшем 13 октября. В донесении отмечалось, что по этим танкам было выпущено большое количество бронебойных снарядов, а также снарядов калибра 105-мм, однако, бронированные машины «…уничтожив 3 лёгкие полевые гаубицы, 7 средних и одну лёгкую противотанковые пушки… отошли назад… Несмотря на многочисленные попадания бронебойных снарядов, в том числе и в башню, вражеские танки недостаточно быстро выводятся из строя и не пробиваются насквозь… В случае атаки большого количества таких танков мы могли бы потерпеть локальное поражение…»

Однако, к концу 1941 года большая часть КВ-1 (с пушками Ф-32 и Л-11) и почти все КВ-2 (за исключением нескольких машин) были потеряны. На смену им пришли танки Челябинского завода с пушками ЗИС-5 (см. далее ).

Правда, отдельные KB ранних выпусков (до ноября 1941 года), судя по фотографиям, встречались на фронте до лета 1942 года. Под Ленинградом эти машины воевали аж до весны 1944 года.

Немного об использовании трофейных танков КВ. Судя по имеющимся данным, в частях вермахта их было не очень много и вряд ли превышало 50 единиц. Судя по фотографиям, на некоторых из них, для улучшения обзорности, устанавливали командирские башенки от немецких танков Pz. Ill и Pz.IV.

Один КВ-1 (с дополнительным бронированием) осенью 1941 года был захвачен финнами в районе Петрозаводска. Весной 1942 года этот танк вошел в состав финской армии и использовался в её составе до конца 1954 года!

Советский тяжелый танк КВ-2

В ходе военных действий в период советско-финского конфликта обнаружилась уязвимость нашей танковой техники при прорыве мощных укреплений линии Маннергейма с железобетонными огневыми точками и надолбами. Пушки танков Т-26 и БТ по своей мощности не могли подавить артиллерийские доты и дзоты противника, а тонкая противопульная броня не давала возможности подойти ближе на необходимую для огневого поражения дистанцию. Не мог о полной мере решить эту задачу и новый опытный КВ-1 со своим 76,2-мм орудием.


Видео: советский тяжелый танк КВ-2

Нужны были машины с надежной броневой защитой и мощными орудийными системами калибра 130. 152. 210, 230 мм. Была разработана программа, названная "Большой триплекс", предусматривающая создание на базе тяжелых танков Т-35 и с самостоятельной ходовой частью самоходных артиллерийских установок. Конструкторы разработали установки СУ-14 Бр-2 с гаубицей-пушкой калибра 152 мм и СУ-100 Y co 130-мм пушкой. Но они получились громоздкими, мало маневренными и главное, не выдерживали огня противотанковой артиллерии.


Советский тяжелый танк КВ-2

Решение проблемы предложил Н.Л. Духов: устанавливать на своем тяжелом танке КВ-1 152-мм гаубицу-пушку. В это было трудно поверить: ведь калибр 76,2 мм для танков был предельным. И сразу же возникло множество вопросов: не опрокинется ли при выстреле танк, как смогут выдержать большую массу ходовая часть и трансмиссия и ряд других.


Советский тяжелый танк КВ-2

Но несмотря на это, конструктор был уверен в расчетах и надежности своей машины, база KB-1 уже была испытана. Ходовая часть танка состояла из широкой мелко звенчатой гусеницы цевочного зацепления, шести сдвоенных опорных катков на борт с внутренней амортизацией, трех поддерживающих катков, направляющего колеса с устройством натяжения и ведущего колеса заднего расположения со съемным зубчатым венцом О В кормовой части находились моторное и трансмиссионное отделения. Надежными и неуязвимыми показали себя торсионная подвеска, планетарные механизмы поворота. Дизель В-2К конструкции И.Я. Трашутина также отличался повышенной надежностью и достаточной мощностью. Лобовая 75-мм броня корпуса с любой дистанции не пробивалась снарядами противотанковых орудий.


Советский тяжелый танк КВ-2

Для того чтобы смонтировать в танке 152-мм гаубицу МЛ-20С, пришлось изготовить более высокую башню, в результате чего повысилась фронтальная проекция танка и несколько снизилась его скорость (в данном случае не главное его качество).


Видео: тест-драйв советского танка КВ-2

Экипаж КВ-2 состоял из шести человек. 8 отделении управления располагались командир, механик-водитель и радист-пулеметчик с пулеметом ДТ. Поскольку замок был поршневого типа и автоматики не имел, обслуживание МЛ-20С требовало, кроме наводчика и заряжающего, еще и замкового.
КВ-2 отличался от других танков еще одной особенностью - он мог стрелять бетонобойными снарядами. Это качество КВ-2 применяли и позже, в начале Великой Отечественной войны, когда, случалось, танки оказывались без снарядов к 152-мм орудию и тогда в ход шли бетонобойные.
Об этом вспоминал в своей книге "Воспоминания и размышления" маршал Советского Союза Г.К. Жуков.


Советский тяжелый танк КВ-2

"Бетонобойный снаряд имел взрыватель, который срабатывал с замедлением, т.е. сначала он проникал в толщу бетона, а затем взрывался. А попадая в башню танка, он просто срывал ее, отбрасывая в сторону."

Вначале 1940-х годов КВ-2 еще не называли самоходной установкой, но было очевидно, что такая машина очень нужна и ей уготовано решать специфические задачи. Поскольку высокая башня была весьма уязвима, в 1940 г. конструкторы увеличили наклон лобового броневого листа и тем снизили ее высоту, убрали из корпуса пулемет.

Герой Советского Союза Г. Пенежко вспоминает о своей первой встрече с КВ-2. Бой шел в селе Ситном. На окраине его показались громадные ярко-желтой окраски немецкие танки «Рейнметалл». 45-мм пушка танка БТ, в котором находился Г. Пенежко. конечно, не могла пробить его лобовую броню. Но отступать было некуда, и он дал команду механику «огонь», а сам нажал педаль спуска. Однако выстрела не последовало из-за того, что под педалью застряла гильза снаряда. Через прицел Пенежко увидел, что у немецкого танка вместо башни лишь облако дыма! Что же произошло? Выглянув из люка, он увидел, что на месте, где стоял немецкий танк, дымится черное пятно и валяются исковерканные листы брони, а позади разворачивается вправо громадная башня нашего КВ-2. Оказывается, это был его выстрел, после чего гремит еще один, и у очередного немецкого тяжелого танка слетает башня и разваливается корпус.


Советский тяжелый танк КВ-2

КВ-2 был выпущен небольшой серией, но достойно воевал и явился основой для создания в дальнейшем тяжелых артиллерийских установок.

Во время советско-финской войны 1939-1940 гг. войска РККА (Рабоче Крестьянской Красной армии) остро нуждались в эффективном средстве борьбы с тяжело укрепленными оборонительными сооружениями финских войск линии Манергейма. 76 мм орудие тяжелого танка КВ-1 не подходило для подобной задачи, а использование артиллерии порой было невозможным.

Поэтому в 1940 году на Ленинградском Кировском заводе под управлением Котина был разработан танк, способный «заменить» артиллерийский расчет. Танк был разработан за две недели путем неимоверных усилий инженеров, работающих по 15 и более часов в сутки.

Первый образец танка, построенный через месяц после начала проектирования, вышел на полигон под обозначением У-1, позднее переименованный в КВ-2 (тяжелый штурмовой танк Клима Ворошилов)

Особенностью танка было его крупнокалиберное орудие – гаубица М-10Т образца 1938 года калибром 152 мм. Для установки такого огромного орудия была разработана новая башня, огромного размера. Стоит отметить, что до 1941 года КВ-2, как и КВ-1 назывался «танк с большой башней» и «танк с малой башней» соответственно. Первое испытания стрельбы показало, что танк не переворачивается при выстреле с такого огромного калибра, как думали некоторые члены комиссии. Всего было два вида башен, первая МТ-1 была отклонена из-за того, что её легко было поразить, другая же башня МТ-2 имела меньшую область поражения, и именно с ней танк пошел в серийное производство.

Для того времени подобных танков в мире не существовало. Для немцев встреча с этим тяжелым монстром оказалась полной неожиданностью. КВ-2 не могли пробить ни 88мм ни 105мм орудия вермахта, что делало из КВ-2 настоящего стального монстра, способного поразить своим орудием любой немецкий танк.

Во время ВОВ танкам КВ-2 приходилось стрелять, тем, что под руку подвернется. Базовый запас снарядов очень быстро коначался, а эшелоны с боеприпасами подолгу не могли пробиться. Поэтому с гаубицы порой стреляли бетонобойными снарядами, коих было в избытке. При попадании такого 70 килограммового снаряда по легким немецким танкам PZ III, от них мало что оставалось. Танк раскурочивало полностью.

Вооружение тяжелого штурмового танка КВ-2

Танк КВ-2 пробовали оснастить несколькими видами орудий. Первое из них, с которым танк и пошел в серию, была гаубица калибра 152 мм М-10Т.

Данное орудие обладало целым набором недостатков, которые сводили практически к минимуму его эффективность на поле боя в поздние периоды ВОВ. Главным недостатком орудия был его вес, который делал вращение башни весьма затруднительным занятием, а на склонах и подавно было невозможно повернуть башню. Штатный электромотор попросту не мог справиться с весом башни танка. Ко всему прочему из танка можно было стрелять только во время его полной остановки. Т.к. отдача орудия попросту могла вывести из строя, как саму башню, так и агрегаты танка. Поэтому КВ-2 был весьма легкой мишенью для авиации и крупнокалиберной артиллерии.

Характеристики пушки М-10Т:

  • Масса орудия, кг — 2300
  • Боекомплект, сн., — 36
  • Начальная скорость полета Оскол.-Фугас. снаряда, м/с, — 436
  • Начальная скорость полета Бетонобойного снаряда, м/с, — 530
  • Прицельная дальность, м, — неизвестно
  • Максимальная дальность полета, м — 14000
  • Углы вертикальной наводки, град.: -3°…+18°
  • Скорострельность, выстрел./мин. — от 2 до 3.

Бронепробиваемость:

Углы склонения приведены по отношению к горизонтали.

  • Оскол.-Фугас., На расстоянии 1500 м, мм/град. — 72/60°
  • Боекомплект орудия – 36 осколочно фугасных снарядов весом в 40 кг каждый.

Дополнительное вооружение:

  • Три пулемета Дягтерева 7,62-мм. Первый спаренный с орудием, второй курсовой, третий кормовой.

Кроме гаубицы М-10, на танк КВ-2 пробовали поставить орудие с меньшим калибром ЗиС-6, разрабатываемое для танков КВ-3 и КВ-5. Испытания КВ-2 со 105 мм пушкой провалились.

Тактико-Технические Характеристики КВ-2

  • Масса, т — 52
  • Экипаж, ч. — 6. Командир, Наводчик, Заряжающий(2), Механик-Водитель, Стрелок-Радист.

Размеры танка

  • Длина корпуса, мм — 6950
  • Ширина корпуса, мм — 3320
  • Высота, мм — 3250

Бронирование КВ-2

  • Лоб корпуса (верх), мм/град. — 75/Неизвестно
  • Борт корпуса (верх), мм/град. — 75/Неизвестно
  • Корма корпуса (верх), мм/град. — 60-75/Неизвестно
  • Днище, мм — 30-40
  • Крыша корпуса, мм — 30-40
  • Лоб башни, мм/град. — 75/0
  • Маска орудия, мм/град. — 110
  • Борт башни, мм/град. — 75/0
  • Корма башни, мм/град. — 75/0

Ходовые качества танка Клим Ворошилов 2

  • Мощность двигателя, л.с. — 600
  • Максимальная скорость, км/ч — 34
  • Запас хода по шоссе, км — 255
  • Удельная мощность, л.с./т — 11,5
  • Преодолеваемый подъём, град. — 36°

Боевое применение штурмового танка Клим Ворошилов 2

Советско-Финская война(1940) — Участвовало всего 2 опытных образца.

Великая отечественная война. Всего было выпущено 334 танка КВ-2. Практически все были потеряны в начале войны.

На это есть ряд причин:

  • Частые поломки трансмиссии. На то время вся серия танков КВ имела одну из самых ненадежных трансмиссий.
  • Нехватка горючего. Из-за чего приходилось бросать танки.
  • Неопытность экипажа. Экипажи были пересажены с легких танков Т-26.

Много целых танков было оставлено на поле боя. Как раз эти самые брошенные КВ-2 активно использовали немцы.



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...