Индийские апсары. Подарок из ангкор-вата, или кто такие апсары

Я люблю вспоминать одну историю из детства. Кто-то подарил маме большую жестяную круглую банку с цейлонским чаем, расписанную красавицами в сари в причудливых позах. Помню, я сидела за уроками, когда мама подошла ко мне и прошептала: "Пойдем на кухню". Мы подкрались к стеклянной двери. И что же? На кухонном столе стояла эта банка, и моя маленькая сестренка, изгибаясь, как обезьянка, пыталась принять такую же позу, при этом постоянно теряя равновесие. В один наиболее комичный момент мы с мамой дружно рассмеялись. Сестричка обернулась и тоже засмеялась. Я пыталась тоже изобразить что-то подобное, но чуть не упала. В те годы мы очень любили индийские фильмы и индийскую музыку.

Прошло много лет. И вот Монреаль – город, в котором проживают все народы мира, в том числе выходцы с полуострова Индостан. Мне нравятся индийские лавочки, полные симпатичных украшений, красивых легчайших шифонов и золотой парчи, подушек и покрывал с орнаментальной вышивкой. Но более всего привлекают замысловатые статуэтки и монументальные тяжелые скульптуры из бронзы.

Как-то раз мы спешили в ресторан на Плато. По пути я заскочила в знакомую индийскую лавочку на улице Сен-Дени. Там всегда было много традиционных буддистских колокольчиков и больших колоколов - неподъемных, с цепями, с изображениями божеств и легендарных существ. Один громадный колокол меня особенно поразил – он был увенчан головой слона: как я узнала, так изображают бога Ганешу. Только одна цепь весила килограмм пять. Я подумала: "И куда его поставить?" Я тогда только начала собирать колокольчики и еще не помышляла ни о чем, подобном музею. Сейчас, может быть, и купила бы его.

На полочке я заметила статуэтку, напомнившую мне мою танцующую сестричку. Статуэтка стояла на возвышении, похожем на юбку колокольчика. Я протянула руку. Точно – колокольчик! Радовалась, как дитя. Спросила у хозяина, чья эта фигурка.

Апсара, - ответил он.
- Апсара? - времени выяснять, кто это, не было. Я помчалась в ресторан, сжимая в руке пакет с колокольчиком.

Та лавка вскоре, увы, закрылась, а то бы я сейчас купила Ганешу. И лишь колокольчик-апсара напоминает о ней. В прошлом году у меня появилась еще одна апсара. И я заметила - а ведь они разные! У них по-разному изогнуты руки. Тогда мне стало уже по-настоящему интересно. А много ли есть разновидностей? Из какой они страны – Индии, Камбоджи, Таиланда? Я решила побольше узнать об апсарах, и мне открылись завораживающие истории из индийского эпоса.

14 ноября 1913 года Рабиндранат Тагор узнал, что стал лауреатом Нобелевской премии по литературе

Индия всегда была мне интересна – возможно, это влияние многочисленных индийских фильмов с музыкой, танцами, которые так любили показывать в Узбекистане, где прошло мое детство. Я зачитывалась индийскими сказками о прекрасных пери. Позже познакомилась с творчеством Рабиндраната Тагора. В 2013 году исполнилось сто лет со дня получения им Нобелевской премии по литературе.

Памятник Рабиндранату Тагору в Лондоне, Gordon Square

Рабиндранат Тагор - индийский писатель, поэт, композитор, художник, общественный деятель. Яркая духовная харизматичная личность. На Западе его образ ассоциировался с Тагором-Пророком. Тагор родился в Калькутте, младший из четырнадцати детей в семье индийских браминов. Писать стихи начал рано - в восемь лет, а в шестнадцать уже сочинял первые новеллы и драмы. Он публиковал свои поэтические пробы под псевдонимом "Солнечный Лев". Весьма образный и говорящий за себя псевдоним.

В ноябре 1913 года Тагор получил Нобелевскую премию мира, как человек "сближающий культуры Востока и Запада". Он был также удостоен почетной степени четырех университетов Индии, стал почетным доктором Оксфордского университета. Трудно вместить в небольшой очерк яркую и многогранную жизнь этого выдающегося сына Индии. Да и пишу я, в общем-то, не о нем. Просто я не могла не вспомнить его лирические строки о прелестной апсаре.

Стихи и поэмы Тагора пользовались у простых людей такой популярностью, что воспринимались как народные. Его песни распевали в самых далеких индийских деревнях, а их поэт написал более 3 тысяч, люди читали вслух его стихотворения, приводили его изречения, часто даже не зная, кто их автор.

Тагор любил свою страну и мечтал, чтобы она стала независимой.

Я привожу небольшой фрагмент его стихотворения, в котором он воспевает прекрасную апсару:

О апсара,
Прекрасен твой от взгляда скрытый вид!
Неутомимо пляшешь, танцовщица.
И танца твоего поток струится,
И жизни мира каждую частицу
Водою смерти очищает он
И небо раздвигает синевою.
Поэт, сегодня властвует тобою
Ножных браслетов жизни громкий звон;
И танца беспричинное движенье
Вливает в жилы буйное волненье,
Грудь наполняя звуками сраженья.
Никто не знает, что в груди твоей
Сегодня разошлись морские волны,
Леса дрожат, своим волненьем полны.

Мифы и легенды о прекрасных девах

А теперь немного о том, кто же такие апсары? Греческие нимфы, славянские русалки и водяницы, мусульманские гурии, валькирии - девы-воительницы из скандинавской мифологии, а еще обольстительные венецианские куртизанки – сложите все вместе и перед вами предстанут апсары из древних индийских эпосов. А еще добавьте магию: апсары переносились в пространстве с потрясающей скоростью, меняли свой облик, принимали любые формы и превращались в любые существа, хорошо если в лебедей, а ведь иногда - и в крокодилов.

И все же чаще всего их описывали как прекрасных полуобнаженных девушек, в одеждах из тонких шелковых струящихся тканей, украшенных драгоценностями и цветами. Это были танцующие, пленяющие, соблазняющие девы, способные своей неземной красотой и чарами совратить с пути истинного как божество, так и простого человека и даже самого непоколебимого аскета.

Название "апсара", что на санскрите означает "многоводная", взято из индуистской мифологии. Считается, что изначально апсары были полубогинями. По легенде, совершив ошибку, они были лишены божественности и стали танцовщицами богов. В старинных индийских религиозных текстах, в "Ригведе" и "Атхарваведе", апсары описываются как женские духи вод и жены гандхарвов (полубогов, воинов, возлюбленных).

Апсары - небесные танцовщицы царства повелителя богов Индры, возницы летающих колесниц. В "Махабхарате" апсары жили в царстве Индры - в прекрасных рощах на горах. И в чудесном дворце Пушкарамалини они услаждали музыкой и танцами богов и смертных воинов, геройски павших на поле битвы. Их обязанностью также было сопровождение погибших воинов на небеса. Они перевозили их в по небу в летающих колесницах, искусство управления которыми освоили не хуже воинов-мужчин.

Число апсар колеблется от двух-трех десятков до сотен тысяч. В древних книгах упоминаются апсары двух видов: "мирские" (лаукика), соблазнявшие людей, и "божественные" (дайвика). К высшему, "божественному" разряду относились апсары, находящиеся в непосредственном услужении у богов и нередко по их поручению соблазнявшие асуров или аскетов, которые благодаря своим подвигам обретали чрезмерную власть над мировым порядком и становились равными богам. Соблазненные апсарами, они теряли свою силу и становились простыми смертными.

Есть очень много известных апсар, интересны их истории, полные чудес. Из уст в уста многие поколения передавали всевозможнойные подробности жизни этих чаровниц. Так, апсары не только соблазняли богов и смертных. Иногда они влюблялись в них, вступали в законные браки и рожали детей, которые превращались в царей и героев. В "Махабхарате" есть история трогательной любви апсары Шакунталы и царя Душьянты.

Шакунтала была дочерью апсары Менаки, оставившей девочку в лесу под охраной волшебных птиц. Сиротку нашел отшельник, он то ее и вырастил. И она, конечно, превратилась в красавицу (а как же иначе?). Как-то раз в тех лесах охотился царь Душьянта. Он увидел прекрасную деву, влюбился, и они сочетались небесным браком. Царь оставил Шакунтале свое кольцо в качестве залога любви. Вот только однажды девушка уронила подарок в воды Ганга. Узнав о беременности, Шакунтала явилась во дворец, но злой недруг наслал на нее чары и возлюбленный прогнал ее, не узнав.

Мать Менака на сей раз помогла дочери - унесла ее на озеро апсар, где Шакунтала родила сына Бхарату. Тем временем слуги Душьянты принесли ему кольцо, оказавшееся в брюхе пойманной рыбы. Царь вспомнил о своей возлюбленной и отправился искать ее. После многолетних поисков он нашел Шакунталу с сыном на небе и возвратился с ними в столицу. Вот и сказке конец. Индийская версия одновременно "Золушки" и "Маугли".

Люблю истории со счастливым концом. Как вспомню индийские фильмы: наплачешься, переживая по поводу трагических перипетий жизни главных героев, а в конце уже - плачешь от радости.

Апсары в храмах – скульптуры, фрески и барельефы

Апсары вдохновляли художников, скульпторов, зодчих, поэтов, музыкантов. Изящные изваяния, барельефы и фрески апсар до сих пор украшают фасады и интерьеры многих индийских, камбоджийских, индонезийских и китайских буддийских храмов, безмолвно свидетельствуя о красоте и грации этих божественных созданий.

Особенно много статуй и барельефов апсар находится в знаменитом храмовом комплексе Ангкор-Ват в Камбодже. Статуи и барельефы апсар сохранились в древних храмах Каджурахо, в Аласканье, в храмовом комплексе Боробудур на о-ве Ява, в пещерном храме Кайлаш в Эллоре и Куладабаде, в храме в Белуре, в гротах Лонгмен в Лиаянге в Китае. Любопытно, что сохранились даже надписи с именами танцовщиц.

Ни одна из них не похожа на другую: с разным выражением лица, поворотом головы, постановкой рук, с различными изысканными украшениями и одеждой, вернее только нижней ее частью. Именно топлес они и предстают на барельефах Ангкор-Вата и других храмов.

Об Ангкор-Вате нам еще предстоит разговор. В этом году получила королевский подарок. Сын побывал в Камбодже и привез из этого знаменитого храма множество фотографий и колокольчик. Могла ли я себе представить, что у меня будет апсара из самого Ангкор-Вата!

Апсары - небесные танцовщицы царства Индры, пилоты летающих колесниц. Апсара (санскр., ударение на первый слог - "многоводные», «движение в воде» или "движущаяся вода", "вышедшая из воды".) — полубогини в индуистской мифологии Их часто сопоставляют с греческими нимфами, мусульманскими гуриями, славянскими русалками и водяницами. Но они не являются низшими природными духами (нимфами), живущими в деревьях или воде, к русалкам они также не имеют никакого отношения (русалки - это жители другого измерения). Их называют «вышедшие из воды» потому что они возникли из Океана Первичной Материи, из которой создано все во Вселенной.

Апсары занимают низшее положение в небесной иерархии, могут летать по воздуху, но большей мистической силой не обладают. Носят знак «скорпиона» на бедре.

В эпосе и, прежде всего в "Махабхарате", апсары, оставаясь женами гандхарвов, стали выполнять функции небесных танцовщиц. Они жили вместе с гандхарвами в царстве Индры Сварге - в прекрасных рощах на горах Меру, Мандара и в столице Амаравати. Там, во дворце Пушкарамалини, они услаждали богов и смертных воинов, павших героями на поле битвы, музыкой и танцами. Их обязанностью также было сопровождать погибших воинов на "небо". Причем они перевозили их в небесных экипажах - летающих колесницах, искусство управления которыми они освоили не хуже гандхарвов. Они считались наградой героя, павшего в сражении.

Апсары участвовали в войнах богов и асуров, подавая воинам прохладительные напитки или принимая участие в боевых действиях, как пилоты летающих колесниц ("Махабхарата", "Сканда-пурана" и др.).

В буддийских текстах апсары изображались небесными танцовщицами царства Шакры (Индры).

Апсары обладали сверхчеловеческими способностями и магическими силами. Они переносились в пространстве, меняли свой облик, принимали любые формы и превращались в любые существа. Чаще всего их описывали как прекрасных полуобнаженных девушек, в одеждах из тонких шелковых и других струящихся тканей, украшенных драгоценностями и цветами.

Изящные изваяния и фрески апсар до сих пор украшают фасады и интерьеры многих средневековых индийских, камбоджийских, индонезийских и китайских буддийских храмов, которые безмолвно свидетельствуют о красоте и грациозности этих божественных созданий.

Любовные увлечения и браки у апсар происходили с богами, демонами и людьми. Они не только соблазняли асуров и смертных, но иногда влюблялись в них. Встретив настоящую любовь, они становятся идеальными женами, а вступив в связь с человеком - способны дать жизнь ребенку, который превращался в царя или героя. Апсары бросали своих детей, несмотря на то, что довольно часто описывались преданными женами богов, гандхарвов и смертных, что совсем не вязалось с их обликом небесных куртизанок, который приписывают им некоторые исследователи индийского фольклора. Детей воспитывали отшельники или случайные люди. Хотя, часто бывали и исключения, поэтому апсары ассоциировались в древней Индии с плодородием, и принадлежали к белой расе. Но апсара - это слуга.

В Индии до сих пор танец считается одним из видов йоги, т.е. служением Богу.

Однако апсары известны еще одной своей обязанностью, которую они исполняют по повелению Индры. Всякий раз, когда кто-либо, в нашем мире, начинает усиленно предаваться аскезе, йоге, Индра пребывает в страхе за свое могущество и трон. К таким йогам и посылают апсар с приказом «очаровать и соблазнить», хотя разгневанный йог-мистик мог наслать на них страшное проклятье и превратить, например, в камень до следующего воплощения на Земле Вишну. Мистическая сила, накопленная аскезой в течение сотен и тысяч лет, быстро истощается в чувственных наслаждениях. Нарушение целомудрия или даже пробуждение любовной страсти лишает йога его мистической силы, обретенной им в аскезе.

Происхождение апсар было различно. В «Рамаяне» упоминается, что одни апсары возникли при пахтании Молочного Океана, а наиболее знаменитых (таких как МЕнака, Урваши, ТиллОттама и др.) создал Брахма, а остальные были дочерьми Дакши. Число апсар колеблется по различным данным от нескольких десятков до сотен тысяч. Один из древних текстов сообщает о существовании 35 миллионов апсар, добавляя при этом, что только 1060 из них - апсары по существу.

Их главная функция - придать двору Индры своим присутствием и искусством соблазнительную прелесть, вот почему иногда их называют "дочерями наслаждения"


Апсары занимают низшее положение в небесной иерархии, могут летать по воздуху, но большей мистической силой не обладают. Они носят знак «скорпиона» на бедре.

Апсара - обладательница мистической красоты, а это значит, что одного ее взгляда, слова или движения достаточно, чтобы влюбить в себя. "Небесная танцовщица" - это особая ступень духовного развития, поэтому использовать свой мистический дар можно было только для блага и стимула к духовному росту, а не для корысти и использования мужчин в качестве источника дохода. Небесными танцовщицами не рождались, а становились путём долгого труда над собой.

Апсары обладают высоким лбом, лотосоподобными глазами, точеным носом, чувственными губами, высокой грудью и полными бедрами. Небесные красавицы, танцующие богам, символизируют идеальную красоту, совершенные достоинства, владение искусствами и волшебством. Они приносят счастье, исполняют желания и излучают благоприятные энергии.


(санскр., ударение на первый слог) - в ведийской мифологии - женское полубожество, обитающее в источнике, дереве. В буддийских текстах апсарами именуют небесных красавиц-танцовщиц в царстве Индры на вершине вселенской горы СумЕру . Сонмы этих небесных дев славились непревзойдённым искусством танца, пения, музицирования и... любви. Часто с апсарами сравнивают прекраснейших земных женщин.

Чаще всего слово "апсара" переводят как "небесная нимфа", что не вполне отражает истинный смысл слова. Нимфы греческой мифологии часто скромны, робки, стыдливы, индийские апсары не отличались такими качествами. Их общее имя буквально означает "движение в воде" или "движущаяся вода", "вышедшая из воды". Обитательницы рая Индры - апсары - воплощенный принцип наслаждения. Этот мифологический образ является индийским представлением об идеальной женственности. Их красота символизирует страсть (скорпион на бедре у апсар), разрушающую царства богов или аскезу мудрецов.

Происхождение их спорно. Согласно одной версии легенды, они были созданы праотцом МАну , другие утверждают, что они возникли из вод Молочного океана, который пахтали и боги, и демоны, желая добыть бесценный эликсир бессмертия (Амрита ). Их происхождение - океан. Ни боги, ни асуры не пожелали взять их в жены (к тому времени каждый из них уже имел свою шАкти - супругу), поэтому они стали принадлежать всем (метафора: доступность красоты и изящных искусств всем?). Другая гипотеза возникновения апсар - из "воображения" бога БрАхмы , и пригрезилась же ему такая обольстительная красота...

В любом случае, они достаточно могущественные существа, способные перемещаться по воздуху, насылать сильное проклятие на неугодных им, менять облик по своему желанию, насылать любовное безумие. Их слабость - чрезмерная любовь к азартным играм (кости) и вину. Апсары способны творить чудеса. Однако, они не обладают силой творить большее благо подобно богам или полубогам - это существенное их отличие от сонмов других божеств.

Первоначально их функцией было придать двору Индры своим присутствием и искусством соблазнительную прелесть, вот почему иногда их называют "дочерями наслаждения" (сумАд атмаджА ). Они также считаются наградой праведного человека или героя, павшего в сражении, в их последующих существованиях, и (предопределение судьбы!) поэтому добродетели сложно устоять перед апсарами.

Апсары сочетаются браком, где пожелают. Хотя они достаточно разумны и хладнокровны в своих страстях, встретив настоящую любовь, апсары становятся идеальными женами.

Один из древних текстов сообщает о существовании 35 миллионов апсар, добавляя при этом, что только 1060 из них - апсары по существу, остальные, стало быть, второстепенные.

В Индии апсары известны еще одной своей обязанностью, которую они исполняют по повелению Индры. Всякий раз, когда кто-либо на земле начинает усиленно предаваться аскезе (тапАсья ), Индра пребывает в страхе за свое могущество и боится быть низложенным со своего трона. К ним и посылают апсар с "боевым заданием" очаровать и соблазнить, уведя тем самым с пути стяжания духовных благ (=магической силы). Соблазн был велик (хороши были апсары!), интенсивен (апсары старались!) и продолжителен (на выполнение "задания" могло уйти много времени).

Апсаре по имени Менака потребовалось 3 года, чтобы заставить ВишвамИтру позабыть аскезу и строгую жизнь праведника. Результатом этого союза была их дочь ШакУнтала .
Считается, что апсары генетически совместимы со всеми человекоподобными формами жизни и способны дать жизнь ребенку.

Мистическая сила, накопленная аскезой (к примеру, в течение нескольких лет!) быстро истощалась в усладах всех чувств. Считалось, что нарушение целомудрия или даже пробуждение любовной страсти лишало подвижника его магической силы, обретенной им в аскезе. Это "задание" могло быть сопряжено с большой опасностью: постоянно присутствовал риск "отметиться" проклятием вспыльчивого аскета.

Тот же самый Вишвамитра, придя в чувства, возобновил тапасью даже тогда, когда Индра послал к нему еще более прекрасную апсару по имени Рамбха увлечь его. На этот раз мудрец проклял эту, может быть, наиболее ценную из апсар и превратил её в камень на приличный срок (согласно одному источнику - на 10 000 лет, согласно другому - на 1000 лет... всё равно много...)

Как правило, апсары сочетались браком с людьми, героями или сверхъестественными существами, которых они совлекли с пути добродетели. Завораживающе прекрасные апсары, стремящиеся отвлечь созерцающего мудреца, стали частью потока творческого вдохновения. И по сей день они - тема самых разных жанров мирового искусства. Вот такие они, апсары!

Апсары - девы неземной красоты из индийских преданий Апсара (санскр.) - в ведийской мифологии - женское полубожество, обитающее в источнике, дереве. В буддийских текстах апсарами именуют небесных красавиц-танцовщиц в царстве Индры на вершине вселенской горы СумЕру. Сонмы этих небесных дев славились непревзойдённым искусством танца, пения, музицирования и... любви. Часто с апсарами сравнивают прекраснейших земных женщин Чаще всего слово "апсара" переводят как "небесная нимфа", что не вполне отражает истинный смысл слова. Нимфы греческой мифологии часто скромны, робки, стыдливы, индийские апсары не отличались такими качествами. Их общее имя буквально означает "движение в воде" или "движущаяся вода", "вышедшая из воды". Обитательницы рая Индры - апсары - воплощенный принцип наслаждения. Этот мифологический образ является индийским представлением об идеальной женственности. Их красота символизирует страсть (скорпион на бедре у апсар), разрушающую царства богов или аскезу мудрецов. Происхождение их спорно. Согласно одной версии легенды, они были созданы праотцом МАну, другие утверждают, что они возникли из вод Молочного океана, который пахтали и боги, и демоны, желая добыть бесценный эликсир бессмертия (Амрита). Их происхождение - океан. Ни боги, ни асуры не пожелали взять их в жены (к тому времени каждый из них уже имел свою шАкти - супругу), поэтому они стали принадлежать всем (метафора: доступность красоты и изящных искусств всем?). Другая гипотеза возникновения апсар - из "воображения" бога БрАхмы, и пригрезилась же ему такая обольстительная красота... В любом случае, они достаточно могущественные существа, способные перемещаться по воздуху, насылать сильное проклятие на неугодных им, менять облик по своему желанию, насылать любовное безумие. Их слабость - чрезмерная любовь к азартным играм (кости) и вину. Апсары способны творить чудеса. Однако, они не обладают силой творить большее благо подобно богам или полубогам - это существенное их отличие от сонмов других божеств. Первоначально их функцией было придать двору Индры своим присутствием и искусством соблазнительную прелесть, вот почему иногда их называют "дочерями наслаждения" (сумАд атмаджА). Они также считаются наградой праведного человека или героя, павшего в сражении, в их последующих существованиях, и (предопределение судьбы!) поэтому добродетели сложно устоять перед апсарами. Апсары сочетаются браком, где пожелают. Хотя они достаточно разумны и хладнокровны в своих страстях, встретив настоящую любовь, апсары становятся идеальными женами. Один из древних текстов сообщает о существовании 35 миллионов апсар, добавляя при этом, что только 1060 из них - апсары по существу, остальные, стало быть, второстепенные. В Индии апсары известны еще одной своей обязанностью, которую они исполняют по повелению Индры. Всякий раз, когда кто-либо на земле начинает усиленно предаваться аскезе (тапАсья), Индра пребывает в страхе за свое могущество и боится быть низложенным со своего трона. К ним и посылают апсар с "боевым заданием" очаровать и соблазнить, уведя тем самым с пути стяжания духовных благ (=магической силы). Соблазн был велик (хороши были апсары!), интенсивен (апсары старались!) и продолжителен (на выполнение "задания" могло уйти много времени). Апсаре по имени Менака потребовалось 3 года, чтобы заставить ВишвамИтру позабыть аскезу и строгую жизнь праведника. Результатом этого союза была их дочь ШакУнтала. Считается, что апсары генетически совместимы со всеми человекоподобными формами жизни и способны дать жизнь ребенку. Мистическая сила, накопленная аскезой (к примеру, в течение нескольких лет!) быстро истощалась в усладах всех чувств. Считалось, что нарушение целомудрия или даже пробуждение любовной страсти лишало подвижника его магической силы, обретенной им в аскезе. Это "задание" могло быть сопряжено с большой опасностью: постоянно присутствовал риск "отметиться" проклятием вспыльчивого аскета. Тот же самый Вишвамитра, придя в чувства, возобновил тапасью даже тогда, когда Индра послал к нему еще более прекрасную апсару по имени Рамбха увлечь его. На этот раз мудрец проклял эту, может быть, наиболее ценную из апсар и превратил её в камень на приличный срок (согласно одному источнику - на 10 000 лет, согласно другому - на 1000 лет... всё равно много...) Как правило, апсары сочетались браком с людьми, героями или сверхъестественными существами, которых они совлекли с пути добродетели. Завораживающе прекрасные апсары, стремящиеся отвлечь созерцающего мудреца, стали частью потока творческого вдохновения. "В сравнении с этими розовоногими небесными девами [апсарами] девушка из рода Шакья, красивейшая на земле, подобна обезображенной обезьяне, у которой отрезали уши и нос. Она не имеет никаких преимуществ, даже частично она не может равняться с ними, здесь и сравнивать нельзя. Эти пятьсот розовоногих апсар намного красивее, намного прекраснее, намного очаровательнее" (Сутра о Нанде). Апсары часто сопоставляют с греческими нимфами, мусульманскими гуриями, славянскими русалками и водяницами. Апсары описываются в "Ригведе" и "Атхарваведе" как женские духи вод и жены гандхарвов. В "Ригведе" упоминается только одна Апсара, а в "Ахтарваведе" их уже множество. Апсары - небесные танцовщицы царства Индры. Пилоты летающих колесниц В эпосе и, прежде всего в "Махабхарате", а также многих пуранах апсары, оставаясь женами гандхарвов, стали выполнять функции небесных танцовщиц. Они жили вместе с гандхарвами в царстве Индры Сварге (Гиперборее) - в прекрасных рощах на горах Меру, Мандара и в столице Амаравати. Там, во дворце Пушкарамалини (и здесь) они услаждали богов и смертных воинов, павших героями на поле битвы, музыкой и танцами. Их обязанностью также было сопровождать погибших воинов на "небо". Причем они перевозили их в небесных экипажах, сами управляя конями. Основным средством передвижения апсар по небу были летающие колесницы, искусство управления которыми они освоили не хуже гандхарвов. Апсары участвовали в войнах богов и асуров, подавая воинам прохладительные напитки или принимая участие в боевых действиях как пилоты летающих колесниц ("Махабхарата", "Сканда-пурана" и др.). В буддийских текстах апсары изображались небесными танцовщицами царства Шакры (Индры). апсары принадлежали к белой расе. Но апсара - это слуга. В Индии до сих пор танец считается одним из видов йоги, т.е. служения Богу. Апсара - обладательница мистической красоты. Что значит мистическая красота? Это значит, что одного взгляда, слова или движения достаточно, чтобы влюбить в себя. Много ли смертному надо, чтобы сойти с ума? "Небесная танцовщица" - это особая ступень духовного развития, поэтому использовать свой мистический дар можно только для блага (даже если это благо кому-то причиняет муки) и стимула к духовному росту. А не для корысти и использования мужчин в качестве источника дохода. Танцовщицами не рождались. Небесными танцовщицами становились путём долгого труда над собой. Чтобы исполнить танец на поверхности земли, нужны годы тренировок, а чтобы исполнить танец над поверхностью земли, нужна очень серьёзная духовная школа. Вы знаете что такое танец над землёй? Танцовщица умела распределять и накапливать "разнополярную" энергию в своём теле, тем самым увеличивая или уменьшая свой вес. "+" и "-" - это гравитация, "+" и "+" - это левитация. Направляя энергию с "плюсом" в ноги, можно добиться эффекта зависания в воздухе. Чем меньше разница в значениях показателей плюсов, тем больше высота зависания. У зрителя создаётся впечатление полёта. Вы знакомы с "Поэтикой" Аристотеля? Он вводит там понятие "катарсис". Катарсис - это очищение божественным огнём. Простой человек, видя театральное зрелище, плакал от переполнявших его чувств и тем самым очищал свою душу от скверны бытия. Представьте, какие чувства испытывали простые смертные, видя парящих в воздухе девушек. И по сей день они - тема самых разных жанров мирового искусства. Вот такие они, апсары!

Apsaras (अप्सरस्) — написание слова "апсарас" на санскрите и его латинская транскрипция написание слова "апсарас" на санскрите и его латинская транскрипция написание слова "апсарас" на санскрите и его латинская транскрипция написание слова "апсарас" на санскрите и его латинская транскрипция

Апсары — вариант русскоязычного названия Апсарас вариант русскоязычного названия Апсарас вариант русскоязычного названия Апсарас вариант русскоязычного названия Апсарас

Рыжеволосая дева из легиона небесных соблазнительниц, что мимоходом прерывали покаяние наисуровейших аскетов,.. – и испуг волнующе смешивался с призывом, когда апсара вскрикивала на бегу.

Г.Л. Олди «Гроза в безначалье»

Когда боги пахтали первоначальный Молочный океан (редкий случай – дэвы и асуры объединились для одного дела), одним из самых полезных результатов сего занятия было появление весьма соблазнительных красоток (поговаривают, что это так пошутил Брахма). Понятно, своей большой мутовкой боги напахтали много чего хорошего и полезного, чего надо было бы поделить между собой, но эти… В общем, дабы окончательно не портить себе настроение после удачного окончания пахтания было принято решение, что появившиеся красотки будет принадлежать всем (ну, типа, у каждого и так уже есть жена, все такое…). То есть, никому. Собравшихся это решение устроило, тем более что еще необсохшие девицы уже вовсю подмигивали и дэвам , и асурам, каждым изгибом своего тела обещая каждому… Много обещая, короче.

Как оказалось, первоначальный божественный наказ «присматривать за плодородием» апсары поняли по-своему, став культивировать навыки… ну, скажем, чувственной любви и всех сопутствующих этому занятию штук. Песни там, танцы, музицирование всякое. По итогу, боги положительно восприняли профессионализм апсар в этой области и громовержец Индра забрал в свое небесное царство – Индралоку (оно же Сварга).

Впрочем, забрал, видимо, не всех. Часть апсар осталась выполнять роль русалок-дриад; их стали называть – лаукика (мирские). Те, которые удостоились вознесения в Индралоку, стали называться дайвика (божественные) .

Понятно, никакой верховный владыка этого не допустит. Ну, постарается не допустить. Индра, в частности, использует для этого соблазнительниц-апсар (это у брахманов тапас накапливается самоистязанием, а у индуистов – телесным воздержанием и умственным отвлечением).

«Что за блажь? - удивился ты. - Я должен думать о вечном, желать очищения перед последним рубежом - а я… Но, может, это тоже вечное - сомнения ученика перед испытанием? Так было, есть и будет всегда. А та змея… допустим, она была послана богами, чтобы помочь мне преисполниться духовного пыла! Хотя вряд ли: боги чаще подсылают к аскетам апсар-танцовщиц …» .

Обычно последние справляются с заданием, как минимум – отвлекая аскета от самосозерцания, как максимум – унося от аскетов в лоне своем будущих героев или красавиц. Хотя, бывало, и долго все это длилось, – отвлечение аскета от тапасьи, в смысле, – да и просто опасно бывало. Разозленный отшельник запросто мог превратить очаровательную, но отвлекающую от великого апсару в камень. Скажем, лет на тысячу. Или на десять тысяч. А х… А что ему, отшельнику?!

Свое нерабочее время апсары обычно проводят с мужьями-ганхарвами или людьми. С последними они сочетаются как по указанию начальства (это такое людям благоволение богов, типа подарок), так и по своей воле (влюбляются если).

Говорят, в таких случаях лучше жены не сыскать.



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...