Духи и божества в корейской мифологии. Мифы и Легенды * Драконы * Кореи и Японии Дракон на корейском языке

Если на севере есть высокая гора, её охраняет Черепаха-Змея,
Если на востоке есть ручей, его охраняет Голубой Дракон,
Если на юге есть обработанные поля, их охраняет Красная Ласточка,
Если на западе есть большой тракт, его охраняет Белый Тигр.
Такое место является священным, и его называют «местом,
охраняемым четырьмя богами - ками» («енсин-сюго»).

Это довольно большая тема посвящённая 4 богам-хранителям и начну пожалуй с Сэйрю (Seiryu) - бог Воды (также известен как бог войны). Его воплощение - Голубой Дракон .

Другие его названия - Huang Long , Ryujin , Chung Ryong (кор.) , Qing Long (кит.) , 青龍

Корейский дракон

Возникновение своей письменности в Корее . Дело в том, что корейцы очень долго своего языка не имели и пользовались языком Китая, точнее его символами для обозначения своих слов. В 1443 г. король Сенчжон повелел создать хунминчон ("правильные звуки для обучения народа";). В 1446 г. получившееся было обнародовано под тем же названием - "Хунминчон". Так вот первым же литературным произведением, написанном на настоящем корейском алфавите, была "Ода дракону, летящему в небеса", и произошло это в 1445 году. Из этой книги мы можем узнать, что полет корейского дракона вещь крайне, видимо, редкая, ибо как только он взлетает в небо, в Корее меняется династия императоров. Хотя при этом дракон, как и в Китае – символ правителя.

Более полный пост посвящённый императорам Китая

Корейский дракон (용, Йон) имеет ряд специфичных именно для Кореи черт, которые отличают его от драконов других культур. Наиболее близкий родственник корейского дракона, как по внешности, так и по культурной значимости - китайский дракон.
Тогда как большинство драконов в западной мифологии обычно ассоциируются с огнём и разрушением, корейские драконы в мифах обычно выступают как положительные существа, покровительствующие водоёмам и рисовым полям. Считается, что они приносят на землю дождь. Живут корейские драконы обычно в реках, озёрах, океанах или глубоких горных прудах "где дракон, там и вода, где вода, там и дракон" .
Упоминание дракона встречается повсеместно как в корейской мифологии, так и в искусстве корейцев. В политике дракон олицетворяет императора, таким образом, ванам (королям) было запрещено носить украшения с драконьей символикой. С ванами обычно ассоциировали птицу феникс.
В древних сказаниях часто можно встретить упоминание о говорящих драконах, драконах, способных испытывать такие сложные человеческие чувства, как преданность, доброта и благодарность. В одной из корейских легенд говорится о великом ване Мунму, который на своём смертном одре пожелал стать «Драконом Восточного моря, чья цель - защита Кореи».
Корейский дракон, в отличие от многих драконов других культур, не имеет крыльев, зато обладает длинной бородой.
Изредка дракона представляли держащим в одной из своих лап «драконью державу», известную под именем Ёиджу (여의주). По преданию, смельчак, который сумеет завладеть Ёиджу, станет всемогущим, однако только четырёхпалые драконы (у которых есть большой палец для того, чтобы держать державу) настолько мудры и сильны, что могут владеть Ёиджу.
Как и для китайских драконов, главное число корейских - девятка. По легенде, у них на спине 81 (=9x9) чешуйка.


Если в Китае явление дракона во сне женщины - к рождению героя или правителя, то в Корее это просто приносит счастье кому угодно.

Как и в Китае, Корейские драконы бывают пяти цветов: зелёный дракон (Чхоннён) - страж Востока и Весны, красный (Чоннён) и желтый (Хваннён) - стражи Юга и двух фаз лета, собственно Лета, и Конца Лета, белый (Пэннён) - страж Запада и Осени, и черный (Хыннён) - страж Севера и Зимы. Боги запрягают эту пятерку и передвигаются на них как по небу, так и по воде, что похоже на монгольский вариант, где Лу иногда считают просто своеобразными "лошадьми" богов.

Более подробно о корейских драконах можно прочитать пройдя по этой ссылке - elena-elk.narod.ru/Dragonology/Lessons/lesson44...

Близкие драконам существа корейской мифологии

Близким родственником дракона в корейской мифологии является Имуги (이무기) . Существует множество сказаний, посвящённых Имуги: в некоторых, к примеру, говорится, что они - безрогие существа, похожие на драконов, однако из-за наложенного на них проклятия, стать драконами не могут; в других можно найти упоминания о том, что Имуги - это своего рода «личинка» дракона, которой потребуется одна тысяча лет для того, чтобы стать полноценным драконом. Иногда они изображаются в виде гигантских добродушных змей, похожих на питонов. Живут они в воде или пещерах. По преданиям, изображения Имуги приносят удачу.
Корейский василиск, известный как керён (계룡/鷄龍) , что в переводе означает дракон-петух, появляется в мифах корейцев не так часто, как дракон. Часто их изображают впряжёнными в колесницу, ведомую одним из легендарных героев корейских мифов. В одном из таких мифов говорится об основании королевства Силла - первая принцесса этого королевства родилась из яйца василиска.

Китайский дракон

Китайский дракон (龍, лун) - в китайской мифологии и культуре символ доброго начала ян (в отличие от дракона европейского) и китайской нации в целом, прочно ассоциирующийся со стихией воды. В честь дракона установлен ежегодный праздник драконьих лодок.
По китайским поверьям, змей-лун обитает в реках, озёрах и морях, но способен и взмывать в поднебесье. В нём отчетливо проступают следы божества влаги и дождя, первоначально связанного с культом плодородия. Ритуалы по вызыванию дождя не обходились без изображений дракона уже в VI в. до н. э.


Основные породы дракона следующие:
Тяньлун - Небесный дракон, который охраняет чертоги богов и возит их на колесницах.
Фуцанлун - Дракон скрытого сокровища, который стережёт под землёй драгоценные камни и металлы и волнует землю вулканами.
Дилун - Земляной дракон, который заведует морями и реками.
Шэньлун - Божественный дракон, от которого зависят погода, ветер, дождь и который гремит с неба громом.
Последние два вида дракона в народном воображении срослись в фигуры царей драконов, которые имеют тело человека и голову дракона. Живут они в морях на востоке (Восточно-Китайское море), юге (Южно-Китайское море), западе (Индийский океан) и севере (вероятно, Байкал).

Как царь животных дракон служил символом императорской власти. Согласно китайскому мифу, Жёлтый император на исходе жизни обратился в дракона и взмыл в небеса. У настоящего императора должна быть родинка в форме дракона. Императорский трон многих династий назывался троном дракона. Во времена династии Цин китайский дракон украшал государственный стяг. За ношение одежды с фигурами дракона простолюдин подлежал смертной казни.

Девять сыновей дракона

К XVI веку китайские авторы объединили нескольких фантастических созданий, некоторые из которых уже давно появлялись в китайской скульптуре или декоративно-прикладном искусстве, под общим названием «Девять сыновей дракона» (龙生九子). Существует несколько вариантов этого списка. По одной традиции, представленной в книге «Шэнъань вайцзи» (升庵外集) поэта Ян Шэня (1488-1559), сыновья дракона, в порядке старшинства, перечисляются следующим списком:

1. Биси (赑屃, bìxì) Биси любит носить тяжести, и поэтому на него ставят стелы.
2. Чивэнь (螭吻, chīwěn) Чивэнь любит глотать, и поэтому его помещают на концах конька крыши, чтобы он проглатывал все дурные поветрия.
3. Пулао (蒲牢, pulao) Пулао любит кричать, и поэтому за него вешают колокола.
4. Биань (狴犴, bì"àn) Биань могуч и любит юстицию, и поэтому его помещают над тюремными дверьми.
5. Таоте (饕餮, tāotiè) Таоте - загадочное древнее чудовище, которое любит есть, и чья маска появляется на сосудах для жертвоприношений династий Шан и Чжоу.
6. Бася (𧈢𧏡, bāxià) Бася любит воду, и поэтому его помещают на опорах мостов, у источников, и пр.
7. Яцзы (睚眦, yázì) Яцзы - хищный зверь, который любит убивать, и поэтому им украшают рукоятки холодного оружия.
8. Суаньни (狻猊, suānní) Суаньни любит сидеть, и поэтому его обычно помещают сидящим у ног Будды или бодхисатвы.
9. Цзяоту (椒图, jiaotu) Цзяоту похож на морскую раковину и не любит, чтобы его беспокоили; поэтому его помещают на дверные ручки или пороги.

Немного отличное собрание разновидностей «родственников» драконов:

1 . Пу-лао , вырезанный в верхней части колоколов и гонгов, говорит об его «привычке» громко кричать во время атаки его главнейшего врага - кита;
2. Чиу-ниу вырезался на колках скрипки из-за своей любви к музыке;
3. Пи-хси вырезался в верхней части каменных табличек из-за своей любви к литературе. Также он выражал самку и самца черепахи, склоненных к горе, и использовался в качестве пьедестала для надгробных камней с головой, направленной во все стороны. Это речной бог, наделенный сверхъестественной силой;
4. Па-хся вырезался в нижней части каменных памятников, так как считалось, что он способен поднимать огромные тяжести;
5. Чао-фенг вырезался на карнизах храмов, так как считалось, что он способен увидеть опасность;
6. Чих-вен вырезался на перилах мостов из-за своей тяги к воде. Также его изображение можно увидеть на крышах домов, так как считалось, что он способен уберечь жилище от пожара. Он стоит настороже с раскрытой пастью и иногда символически изображается в виде фигуры рыбы с поднятым хвостом;
7. Суан-ни вырезался на троне Будды из-за своей предрасположенности к отдыху. Так же его отождествляют с Чих-цу, т.е. с символическим львом;
8. Йай-цу вырезался на поверхности лезвия сабли в месте, где лезвие соединяется с рукояткой. На сабле он изображался из-за своей тяги к битве;
9. Пи-кан вырезался на воротах тюрьмы, так как имел склонность к суду и спорам и любил использовать свою силу и энергию в состоянии гнева. Имеет чешуйчатую грудь и рог.

Обычно восточного дракона изображают с жемчужиной - эмблемой солнца, которую он либо глотает, либо она висит у него на шее. В этой жемчужине заключена его сила, и, если жемчужину отнять или похитить, чудовище становится беспомощным. Жемчужина является источником энергии дракона, а также помогает дракону подниматься в небо, она способна преумножить все, к чему ни прикоснется. Жемчужина эта символизировала еще одно сокрытое от глаз сокровище - мудрость.

Ещё жемчужина считается символом Луны. Китайцы таким образом объясняли полный лунный цикл, якобы небесный дракон то больше, то меньше выпускает луну из своей пасти.


Японцы, как китайцы и корейцы, верили в духов-хранителей, защищающих стороны света. Поэтому в устройстве лагерей и постройке городов японцы руководствовались теорией о пяти первоэлементах.
Интересно, что Токио, Киото, Осака и другие процветающие города и деревни расположены с непогрешимой точностью в местах, которые считаются подходящими с точки зрения покровительства четырёх божеств.

Японский дракон

Кирин

В Сети - на блогах и форумах - часто утверждается, что японский дракон - это кирин . Но это неверно. Кирин – это японский единорог, существо с головой дракона, телом оленя и крыльями, имеющее копыта лошади, один рог на голове и шкуру пяти цветов. Очень часто чешуя заменена пятнами, как у оленя. Современные японцы этим словом называют жирафа.
Кирин – японский единорог, был заимствован из китайской мифологии во времена развития учения Онмёдо (Путь Инь и Ян), около 1200 лет назад. Согласно китайской мифологии, это существо с головой дракона, телом оленя и крыльями, имеющее копыта лошади, один рог на голове и шкуру пяти цветов. Очень часто чешуя заменена пятнами, как у оленя.

Кирин - мифическое существо, олицетворявшее стремление к щедрому урожаю и личной безопасности. Кирин - знаменитое животное, добрый вестник, а также символ долголетия, знатности, счастья, одаренного потомства и мудрого правления. Он яростный последователь справедливости и закона, и что он иногда появлялся на суде, убивал виновного и спасал невиновного. Доныне каждой весной в одном из храмов города Тоттори исполняется ритуальный танец "Кирин-лев". Танцуя, "лев" стремится взмыть вверх и улететь в небеса. Пожалуй, даже сегодня в Японии кирин считается посланником, передающим богу желание получить щедрый урожай, жить в благоденствии и безопасности.

Кирин – самое главное животное-божество. В Японии в четверку богов-хранителей - Лазурный Дракон Сейрю (Повелитель Востока), Алый Феникс Судзаку (Повелитель Юга), Черная Черепаха Генбу (Повелитель Севера) и Белый Тигр Бьякко (Повелитель Запада), было включено пятое божество, одновременно венчающее пентаграмму и стоящее в центре квадрата Хранителей Сторон Света, объединяя и гармонизируя их силы. Этим божеством становится Повелитель Природы Кирин (собственно японское развитие учения о противоположности, взаимопроникновении и неделимости Инь и Ян). В Японии Кирин в отличии от китайского Цилинь приобрел гораздо больше «агрессивных» черт. Так, к примеру, ему стало приписываться свойство требовать жертвы за дарование силы.

Японский дракон (竜 или りゅう или リュウ, Рю) - обладает тремя пальцами на каждой лапе, что отличает их от других драконов восточной мифологии.


Один из известнейших японских драконов - Ямата-но ороти 山多の大蛇. По легенде он семь лет подряд наводил ужас на страну Идзумо в верховьях реки Хи на юго-западе о. Хонсю, пожирая дочерей земного бога Асинадзути (Старец, гладящий ноги) и его жены Тэнадзути (Старуха, Гладящая руки). Явившийся на восьмой год бог Сусаноо-но микото договорился с родителями убить дракона, попросив в награду последнюю их дочь - Кусинада-Химэ. В древней японской рукописи «Нихонги» имя дракона обозначено идеограммами, которые переводятся как «змей-страшилище, восьмихвостый, восьмиглавый». А сам Ямата-но ороти описан так: «Его глаза подобны ягодам вишни, он имеет тело с восемью головами, на нём растут мох и деревья. Тело дракона покрывает собою восемь долин и восемь холмов, а брюхо его кроваво и охвачено пламенем». Сусаноо-но микото напоил дракона сакэ из восьми бочек и когда тот опьянев, уснул, убил его, разрубив на мелкие кусочки. В одном из хвостов он нашёл меч Кусанаги (Муракумо-но-Цуруги - Небесный меч из Кучащихся Облаков), который преподнёс своей сестре Богине Солнца Аматэрасу.
Японский дракон отличается от китайского ци-линя только тем, что на лапах у него три пальца вместо пяти, а у корейского дракона - четыре пальца. Важное значение имеет цвет дракона. Желтые драконы выше имперских, они являются символом центра Земли. Золотые драконы приносят богатство, мудрость и доброту. Синие и зеленые являются символами Весны, они приносят удачу и крепкое здоровье. Красный ассоциируется с бурями, югом, летом, сердцем, это символ огня, активности и удачи. Черный дракон ассоциируется со штормами, севером, зимой, местью и беспокойством. Белый представляет осень, траур и смерть.
Fuku Riu - японский дракон удачи. Не всех японских драконов надо остерегаться. Например, японского дракона удачи Fuku Riu назвать свирепым трудно. Встреча с ним благоприятна для активации удачи, процветания и изобилия.
Дракон Ryo Wo . Дракон Ryo Wo происходит от синто-религии, это морской змей. Он известен своим благородством и мудростью, является опекуном синто-веры. Люди, которые погибли в море, как сообщается, проживали в его царстве - Ryo Wo имеет подводный дворец.

На протяжении многих веков Корея являлась культурно-идеологическим посредником между Восточной Азией и населением островов Тихого океана (в основном Японии). Ее мифология формировалась под влиянием индийско-буддийской и китайской цивилизаций. Культура древних корейцев, являющаяся по своему характеру автохтонной, то есть характерной лишь для данной территории, подарила человечеству множество уникальных мифов и преданий, вошедших в сокровищницу мировой литературы.

История, воплотившаяся в мифах

Самые ранние образцы мифов и сказаний были обнаружены учеными в хрониках древних государств Силла, Пэкче и Когуре, находившихся в разные исторические периоды на территории, прилегающей к современному Пхеньяну. Кроме того, записи, касающиеся корейской мифологии, содержатся в китайских историях знаменитых династий. Однако наиболее полное представление об этом жанре народного творчества дает первая официальная корейская летопись, называемая «Самгук саги». Она датирована 1145 годом.

Изучая этот исторический памятник, можно заметить, что персонажи корейской мифологии взяты главным образом из истории страны или из народных сказок, а из мира богов в значительно меньшей степени. В них отражено представление людей об их предках, а также о героях, которым приписывается историческая подлинность. Отдельную группу составляют культовые мифы, в которых объясняется происхождение всевозможных обрядов. Они, как правило, связаны с конфуцианством или буддизмом, а нередко и с демонологией.

Царственный отпрыск медведицы

Начнем наш краткий обзор с мифа о Тангуне, поскольку этому персонажу традиционно отводится роль основателя древнего государства Чосон, находившегося на месте нынешней южнокорейской столицы. Как повествует легенда, сын властелина неба Хванун досаждал отцу просьбами отпустить его на землю. Наконец он добился своего. Хванун с тремя сотнями последователей покинул небо.

На земле он подарил людям законы, научил ремеслам и земледелию, отчего они зажили богато и счастливо. Увидев картину всеобщего благополучия, тигр и медведица стали упрашивать небожителя, чтобы он и их превратил в людей. Тот согласился, но с условием, что они пройдут испытание. Требовалось в течение 100 дней не видеть солнечного света, а в еде ограничиться лишь 20 дольками чеснока и стебельком полыни.

Тигр через 20 дней отказался от этой затеи, а медведица выдержала испытание и превратилась в женщину. Однако почувствовать себя счастливой ей мешала неудовлетворенная жажда материнства. Снизойдя к просьбам страдалицы, Хванун женился на ней. От их брака, согласно древней легенде, родился тот самый Тангун, унаследовавший от отца трон и основавший государство Чосон. Характерная особенность корейского фольклора заключается в том, что в нем зачастую указывается конкретное место и время описываемых событий. Так, в данном случае приводится точная дата начала правления Тангуна - 2333 г. до н. э.

Корейский вариант сотворения мира

В корейской мифологии, как и в любой другой, нашли отражение бытовавшие в народе представления о создании мира, причем в разных частях полуострова они были различными. Так, согласно одной из версий, солнце, луна и звезды - это не что иное, как земные дети, взобравшиеся на небо в поисках спасения от тигра. Возможно, того самого, которому не хватило выдержки, чтобы стать человеком. Что же касается морей, озер и рек, то они были созданы великанами по приказанию их хозяйки Халласан, такой огромной, что подушками для нее служили горы.

Объясняется в древних легендах и природа затмений. Согласно приводимой в них версии, Солнце и Луну неотступно преследуют огненные псы, посылаемые князем Тьмы. Они пытаются проглотить небесные светила, но каждый раз бывают вынуждены отступить, поскольку одно из них - дневное, необычайно горячее, а ночное слишком холодное. В результате собакам удается лишь оторвать от них по куску. С тем они и возвращаются к своему повелителю.

По поводу того, как появились на свете первые люди, в корейской мифологии приводится несколько версий. Согласно наиболее распространенной из них, небесная фея воспылала любовью к лавровому дереву. От их союза появились предки современных корейцев. Размножаясь вполне традиционным способом, они заселили всю территорию

Особая сакральность придавалась небу, где обитали многие удивительные существа корейской мифологии. Наиболее значимым среди них был владыка мира Ханыним. Его ближайшими помощниками являлись Солнце (оно изображалось в виде ворона с тремя лапами) и Луна. Ей обычно придавался облик жабы. Кроме того, небесный свод вмещал в себя бесчисленный сонм духов, контролировавших животный мир, водоемы, погодные условия, а также горы, холмы и долины.

Миф о горе Амисан

На северо-востоке Южной Кореи находится гора Амисан, верхняя часть которой раздвоена, что делает ее похожей на двугорбого верблюда. О происхождении ее столь необычной формы рассказывает древняя легенда. Оказывается, в давние времена гора имела самый заурядный вид. У ее подножья жила бедная крестьянка с сыном и дочерью. Женщина эта была скромной и незаметной, но дети у нее родились великанами. Об их отце в легенде ничего не говорится.

Однажды затеяли они состязание в силе и выносливости, причем, победитель получал право убить проигравшего. Согласно условию, мальчик должен был в тяжелых стальных башмаках пробежать за день 150 верст, а его сестра тем временем возвести каменную стену вокруг горы Амисан. Девица, как видно, была работящая. К вечеру она уже заканчивала дело, но мать вдруг позвала ее ужинать. Прервав неоконченную постройку, она отправилась домой. В это время прибежал запыхавшийся брат, покрывший за день положенное расстояние.

Увидев, что стена не готова, он счел себя победителем. Выхватив меч, он отрубил сестре голову. Однако его радость была омрачена рассказом матери о том, что из-за нее дочь не успела завершить начатое дело. Осознав ошибку, сын ощутил себя обесчещенным. Не желая сносить позор, он попытался вонзить клинок в собственную грудь, но смертоносное оружие отскочило от нее и отлетело в сторону горы. Ударившись о вершину, меч оставил выемку, придавшую ей форму двугорбого верблюда. Эта история занимает в корейской мифологии весьма заметное место. В наши дни ее рассказывают всем туристам, посещающим гору Амисан.

Сказания о добрых драконах

От жителей Китая древние корейцы переняли любовь к драконам, которых их фантазия породила необычайное множество. Каждому из них придавались особые черты, в зависимости от места его проживания. В отличие от представлений, укоренившегося среди европейских и большинства славянских народов, в Азии эти страшные с виду существа воспринимались как положительные персонажи. Корейские драконы, например, своими чудесами помогали людям, боролись со злом всеми доступными способами. Они же являлись непременными спутниками правителей.

В народном фольклоре весьма популярна легенда о жившем в давние времена драконе по имени Ен. В отличие от большинства своих собратьев, он был смертным существом. Прожив долгую жизнь при дворцах местных правителей, Ен однажды почувствовал, что его земной путь завершен. На смертном одре он обещал, что, находясь в ином мире, навсегда останется покровителем Кореи и Восточного (Японского) моря, омывающего ее берега.

Народная фантазия населяла драконами озера, реки и даже океанские глубины, откуда те посылали полям и лесам столь необходимые для них дожди. Эти мифические животные фигурируют не только в устных сказаниях корейцев, но также и во всех без исключения областях искусства. Проникли они даже в политику, где испокон века считались олицетворением императоров. При этом никому из нижестоящих правителей не разрешалось использовать их символику.

Внешним отличием корейских драконов от их родственников, распространенных по всему миру, является отсутствие крыльев и наличие длинной бороды. Кроме того, их часто изображают держащими в одной из лап некий символ власти, напоминающий царскую державу. Он называется «Еиджу». Согласно легенде, тот смельчак, который сумеет вырвать его из лап чудовища, станет всесильным и обретет бессмертие. Многие пытались это сделать, но, потерпев неудачу, сложили головы. Драконы и по сей день не упускают Еиджу из своих лап.

Ближайшие родственники корейских драконов

К числу этих фантастических существ относятся гигантские змеи, известные под названием «Имуги». О том, что они собой представляют, в корейской мифологии существует две версии. По одной из них это бывшие драконы, но проклятые богами за какую-то провинность и лишенные своего главного украшения - рогов и бороды. Отбывать наложенное на них наказание этим существам предстоит тысячу лет, после чего (при условии достойного поведения) им будет возвращен прежний статус.

По другой версии Имуги - это не провинившиеся существа, а личинки драконов, которым требуется тысяча лет, чтобы развиться в полноценных сказочных рептилий с рогами и бородой. Как бы то ни было, но их принято изображать в виде огромных добродушных змей, чем-то напоминающих современных питонов. Если верить преданию, то живут они в пещерах или глубоких водоемах. Повстречавшись с людьми, Имуги приносят им удачу.

Имеется в корейской мифологии и еще одно любопытное существо, представляющее собой аналог известного всем змея, обладающего многими сказочными свойствами. Называется он «Керен», что в буквальном переводе означает «дракон-петух». Ему отводится скромная роль прислужника у более весомых Сохранилось немало старинных изображений этого змея, впряженного в повозки царствующих особ. Впрочем, однажды довелось и ему отличиться. Как свидетельствует легенда, из яйца этого корейского василиска в 57 году до н. э. родилась принцесса, ставшая основательницей древнего государства Силла.

Духи - хранители жилищ

Кроме драконов, в корейской мифологии значительное место уделяется образам других сказочных персонажей, неотступно сопровождавших человека в течение всей его жизни. Это ближайшие родственники наших славянских домовых - весьма забавные существа, называемые «токкэби».

Они селятся в жилищах людей, но при этом не прячутся за печкой, а разворачивают весьма бурную деятельность: за хорошие дела награждают хозяина дома золотом, а за плохие пакостят ему. Токкэби охотно становятся собеседниками людей, а при случае даже и собутыльниками. Изображают их обычно в виде рогатых карликов, покрытых шерстью. На лицах они всегда носят маски в виде звериных морд.

Хранить свои дома от всяческих бед и несчастий древние корейцы поручали не только разного рода духам, но и божествам, составлявшим высший небесный пантеон. Известно, что неизменным почитанием пользовалась покровительница жилищ Опщин. Эта великодушная небожительница не только ограждала семьи от бедствий, но и привлекала удачу и богатство.

Однако, несмотря на все благодеяния, среди прочих корейских богов она выделялась тем, что народная фантазия «награждала» ее малоприятным обликом - змеи, паука, жабы или крысы. В реальной жизни этих существ убивать категорически запрещалось из опасения навлечь на себя гнев богини Опщин.

«Коммунистический Годзилла»

Кроме драконов, о которых речь шла выше, среди мифических животных Кореи большой популярностью пользовались химеры, называвшиеся «пульгасари». Они представляли собой фантастический гибрид тигра, лошади и медведя. У людей эти существа пользовались признательностью за то, что ограждали спящих от дурных снов. Однако за это их приходилось кормить, а питались они исключительно железом, что по тем временам было весьма накладно.

Любопытно, что в наши дни образ пульгасари нередко используется в корейском кинематографе как некий идеологический элемент. Согласно легенде, монстр был создан из рисовых зернышек, а затем помогал крестьянам в борьбе с эксплуататорами-феодалами. В связи с этим за ним даже утвердилось прозвище «Коммунистического Годзиллы».

Демоны в представлении жителей Кореи

Весьма богата корейская мифология и демонами, одна из разновидностей которых носит название «квищин». Согласно легенде, эти злобные и коварные существа появляются на свет каждый раз, когда кто-то из людей покидает мир в результате насильственной смерти или становится жертвой несправедливого приговора. В этих случаях его душа не находит упокоения. Обретя она мстит всем, оставшимся на земле.

Среди всех демонов корейской мифологии особую категорию составляют квищины, появившиеся на свет в результате безвременной кончины незамужних девушек. Эти духи тьмы крайне озлоблены, потому что они, находясь в человеческом теле, были лишены возможности исполнить главное женское предназначение - выйти замуж и родить ребенка. Изображают их в виде мрачных призраков, облаченных в траурные одежды, поверх которых ниспадают длинные пряди белых волос.

Из японского фольклора корейцы заимствовали образ Кумихо - лисы с девятью хвостами, которая имела обыкновение превращаться в женщину, чтобы соблазнять наивных мужчин. Уединившись с очередной жертвой для любовных утех, злобный оборотень пожирал ее сердце. Согласно корейской демонологии, каждая Кумихо - это в прошлом настоящая женщина, проклятая за излишнюю похотливость, поэтому обреченная губить своих любовников.

Разновидности демонов в корейской мифологии

Наряду с почитанием неба, от которого зависит благополучие и сама жизнь людей, корейцы с давних времен одухотворяют и всю видимую природу, населяя ее бесчисленными армиями демонов и духов. Принято считать, что эти фантастические существа не только наполняют собой воздух, землю и море, но также находятся в каждом ручье, овраге и лесной чаще. Ими буквально кишат печные трубы, погреба и чуланы. Едва ли можно найти недоступное для них место.

Согласно корейской мифологии, демоны бывают двух категорий, каждая из которых имеет свои характерные особенности. К первой принадлежат духи, явившиеся из ада, чтобы творить зло и всячески вредить людям. В союзе с ним действуют души умерших бедняков и тех, чей жизненный путь был полон лишений. Став после смерти демонами, они бродят по земле, вымещая свою злобу на всех, кто попадается им на пути.

Ко второй категории относятся демоны, рожденные во мрачных глубинах потустороннего мира, но способные на хорошие поступки. Их ближайшими союзниками являются тени людей, чья жизнь была преисполнена счастья и добродетели. Все они не отказываются от добрых дел, но беда в том, что по своей природе они чрезвычайно обидчивы и капризны.

Чтобы добиться от этих демонов желаемой помощи, людям приходится их предварительно «умасливать» жертвоприношениями. В Корее на этот случай была разработана целая система ритуалов, позволявшая земным людям вступать в общение с потусторонними силами. Принято считать, что счастье и благополучие каждого человека зависит именно от его умения расположить к себе добрых, но своенравных демонов.

Конь, ставший символом нации

Своеобразным порождением народной фантазии стал корейский мифический крылатый конь по имени Чхоллино, способный в мгновение ока преодолевать огромные расстояния. При всех своих достоинствах он обладал столь неистовым нравом, что никто из наездников не мог на нем усидеть. Взмыв однажды в небо, конь растаял в лазурной синеве. В Северной Корее конь Чхоллима является символом движения нации по пути прогресса. Его именем названо массовое народное движение, аналогичное тому, которое в СССР именовалось стахановским.

В столице КНДР Пхеньяне имя крылатого коня носит одна из линий метрополитена. Оно же присвоено сборной страны по футболу. Поскольку в образе этого мифического существа воплощен революционный дух северокорейского народа, его часто используют при создании плакатов и скульптурных композиций идеологической направленности. Один из них представлен в нашей статье выше.

Русалки

Кроме упомянутого выше домового по имени Токкэби, в корейской мифологии русалки тоже присутствуют. Точнее, здесь имеется одна русалка, которую зовут Ино. Она, как и славянские девы вод, является полуженщиной-полурыбой. Живет Ино в Японском море возле острова Чеджудо.

Внешне она весьма отличается от обитательниц днепровских и волжских заводей. По свидетельствам очевидцев (говорят, таких было более сотни человек), у этой «красавицы» шесть или семь пар длинных ног, отчего своей нижней половиной она напоминает не рыбу, а осьминога. Туловище, руки и голова у нее вполне человечьи, но покрыты гладкой и скользкой кожей, как у налима. Дополняет образ морской девы длинный лошадиный хвост.

Периодически русалка Ино производит на свет потомство, которое кормит грудным молоком. Она очень заботливая мать. Когда кто-либо из детей огорчает ее, горько плачет. Слезы, появившись из глаз, тут же превращаются в жемчужины. В корейском народном фольклоре ей отводится место вполне дружелюбного персонажа.

Наследницы мифических русалок

Вблизи острова Чеджудо создателями легенд была замечена еще одна разновидность морских дев, также обладавших весьма экстравагантной внешностью. Их покрывала мелкая чешуя, а вместо рук по бокам выступали плавники. В нижней части тела у них, как у всех порядочных русалок, помещался рыбий хвост. Представительницы этого вида мифических существ, получившие название «Хэне», любили весело проводить время, но далеко не всегда их развлечения были безобидны. "Доподлинно" известно, что некоторые из них, обернувшись прекрасными девами, заманивали в морскую пучину легковерных мужчин.

Любопытно отметить, что в настоящее время название «Хэне» носят в Корее уникальные женщины - профессиональные ныряльщицы с острова Чеджудо. Погружаясь без акваланга на глубину до 30 метров, они занимаются промышленным сбором устриц, морских ежей и прочих даров моря. Кажется невероятным, но их средний возраст колеблется от 70 до 80 лет. Молодых последовательниц они не имеют. Ныряльщицы хэне, по признанию правительства Корей, являются визитной карточкой острова, его исчезающим культурным наследием.

Дракон (кор. 용 , ёнъ) - одна из разновидностей мифологического змея, которая ассоциируется с корейской мифологией. Корейский дракон имеет ряд специфичных именно для Кореи черт, которые отличают его от драконов других культур. Наиболее близкий родственник корейского дракона, как по внешности, так и по культурной значимости - китайский дракон.

Тогда как большинство драконов в западной мифологии обычно ассоциируются с огнём и разрушением, корейские драконы в мифах обычно выступают как положительные существа, покровительствующие водоёмам и рисовым полям. Считается, что они приносят на землю дождь. Живут корейские драконы обычно в реках , озёрах , океанах или глубоких горных прудах.

Упоминание дракона встречается повсеместно как в корейской мифологии, так и в искусстве корейцев . В политике дракон олицетворяет императора , таким образом, ванам (королям) было запрещено носить украшения с драконьей символикой. С ванами обычно ассоциировали птицу феникс .

В древних сказаниях часто можно встретить упоминание о говорящих драконах, драконах, способных испытывать такие сложные человеческие чувства, как преданность, доброта и благодарность. В одной из корейских легенд говорится о великом ване Мунму, который на своём смертном одре пожелал стать «Драконом Восточного моря, чья цель - защита Кореи».

Корейский дракон, в отличие от многих драконов других культур, не имеет крыльев, зато обладает длинной бородой .

Изредка дракона представляли держащим в одной из своих лап «драконью державу », известную под именем Ёиджу (кор. 여의주 ). По преданию, смельчак, который сумеет завладеть Ёиджу, станет всемогущим , однако только четырёхпалые драконы (у которых есть большой палец для того, чтобы держать державу) настолько мудры и сильны, что могут владеть Ёиджу. (Современная интерпретация этого мифа показана в фильме «D-wars ».)

Как и для китайских драконов, главное число корейских - девятка . По легенде, у них на спине 81 (=9x9) чешуйка.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    5 Мифических Существ, Которые Возможно СУЩЕСТВУЮТ!

    ЯПОНСКИЙ ДРАКОН и его отличия от европейского

Субтитры

Близкие драконам существа корейской мифологии

Близким родственником дракона в корейской мифологии является Имуги (кор. 이무기 ). Существует множество сказаний, посвящённых Имуги: в некоторых, к примеру, говорится, что они - безрогие существа, похожие на драконов, однако из-за наложенного на них проклятия, стать драконами не могут; в других можно найти упоминания о том, что Имуги - это своего рода «личинка» дракона, которой потребуется одна тысяча лет для того, чтобы стать полноценным драконом. Иногда они изображаются в виде гигантских добродушных

Ёнван, Ёнсин (др.-кор. мири) - царь драконов, живший в подводном дворце; хозяин водной стихии, главный из мульквисинов. О Ёнване рассказывается также, что он нашел в брюхе повелительницы рыб волшебную жемчужину (Ёый поджу, Мани поджу), исполняющую любые желания своего владельца и ограждающую его от бед.

Ёндон - один из домашних духов. Прячется за самой большой балкой в доме в течение 2-й луны, строго следя за чистотой и всячески препятствуя любому проявлению "нечистоплотности".


Ёндын мама , Ёндын хальмони ("матушка Ёндын"), в корейской мифологии богиня ветров. Каждый год в первый день 2-й луны она спускается с небес на землю в сопровождении либо дочери, либо невестки и возвращается обратно 20 числа. Если её сопровождает невестка, их поражает эпилептический припадок - и начинается штормовой ветер, который уничтожает посевы и топит суда. В народе этот ветер, дующий на юге Кореи особенно часто во 2-ю луну, называют "ёндын парам", и для предотвращения опасности крестьяне, рыбаки, мореходы устраивали молебен с жертвоприношениями Ёндын мама и ее невестке.

Ёно-ран и Сео-нё , в корейской мифологии супружеская пара, олицетворявшая солнце и луну. Согласно мифологическому преданию, записанному в "Самгук юса" и "Силла суиджон", на берегу Восточного (Японского) моря жила во времена правителя древнего корейского государства Силла Адалла-вана (154-184) супружеская пара. Однажды Ёно-ран пошел за морской капустой, и вдруг перед ним возникла скала (по другой версии, - рыба), которая доставила его в Японию, где он стал правителем. Сео-нё, не дождавшись мужа, пошла на берег и обнаружила его соломенные туфли. Когда она поднялась на скалу, та начала двигаться и привезла ее в Японию. Супруги встретились, но в Силла неожиданно перестали светить солнце и луна. Придворный астролог доложил силласкому правителю, что это произошло оттого, что духи солнца и луны покинули страну. Тогда правитель отправил послов в Японию с просьбой, чтобы те вернулись. Но они отказались, сославшись на волю небес, и предложили взамен взять с собой сотканный Сео-нё тонкий шелк, который следовало в качестве дара принести при жертвоприношении небу. Возвратившись, послы посоветовали правителю так сделать, а в Силла снова засияли солнце и луна. В предании о Ёно-ран и Сео-нё отражено раннее политическое и культурное влияние Кореи на Японию. Сходные мотивы встречаются и в японском памятнике "Нихонги" (или "Нихон сёки", "Анналы Японии").

Ирвольсонсин ("солнце - луна - звёзды - дух"), собирательное название божеств солнца, луны и звёзд, спасающих людей от наводнения и засухи. Представления о могуществе небесных тел отражены в "Самгук саги". Мифы о происхождении солнца, луны и звёзд распространены в различных вариантах и в фольклоре, где в светила превращаются обыкновенные люди.

Канчхори , злой дракон, появление которого несёт с собой засуху, губящую всю растительность. Существует народное речение: "Куда ни придёт Канчхори, там сытая осень становится голодной весной".

Касин, катхэксин , общее обозначение домашних духов. Среди них: домовой (сонджу, букв. "хозяин домашней крепости"), покровитель земельного участка при жилом доме (тходжу), урожая и одежды (седжон), охранители кухни и пищи (чован), ворот, входа (мунсин), домашнего скарба и кладовых (обви), отхожего места и наказаний (чхыксин), конюшни и домашнего скота (мабусин), покровители сыновей и внуков четырёх поколений (чосансин), беременности и детства сыновей и внуков (сансин) и др. Для умиротворения Касина совершались различные жертвоприношения; например, для тходжу ставился кувшин с зерном.

Квансеым, Кваным, самый популярный буддийский бодхисатва. Восходит к Авалокитешвара. Первоначально мужское божество, но с периода Пэкче (6 в.) в Корее и с периода Сун (11 в.) в Китае в простонародном буддизме Квансеым (в Китае Гуаньинь - женское божество, "Богиня милосердия", чьё могущество состоит во всевидении, сострадании и спасении от несчастий. Оно покровительствует также рождению и исцелению детей. Квансеым могла пройти через 33 вида перерождений. Иконография Квансеым обычно представлена в 6 формах, из которых в Корее наиболее распространены - Квансеым с тысячью рук и тысячью глаз по одному в каждой ладони, спасающая всех и всюду от всяких напастей (влияние тантрического буддизма); одиннадцатиликая Квансеым, передающая различные эмоции: жалость, гнев и т.д., Квансеым входила в одну из буддийских триад.

Квисин демоны и духи. Понятие Квисин, прежде подразделявшееся на два компонента - кви и син, связывалось с древнекитайским натурфилософским учением об инь и ян - тёмном и светлом началах. В "Хэдон чамнок" ("Разные записи о стране, что к востоку от моря", 16-17 вв.) сказано: "Человек после смерти становится квисином". Считалось, что раз Квисины, как духи (призраки) умерших, обладают такими же ощущениями и восприятием мира, как и живые люди, они выполняют различные функции, участвуя во всех людских делах. Квисины вездесущи, всепроникающи. Квисины являются объектом почитания, преклонения и страха. Квисинам нравятся тёмные углы: они селятся в старых брошенных строениях, в развалинах монастырей, крепостей, заросших прудах, пещерах.

Куронъи , в корейской мифологии большая змея. Считалось, что присутствие К. в доме - счастливое предзнаменование: опкуронъи будто бы приносит богатство и долголетие дому, ибо в её голове зарождается сверкающий драгоценный камень, благодаря которому она живёт свыше тысячи лет. Фантастические змеи-стражи с четырьмя крыльями по бокам, с раздвоенными языками, длинными телами изображались на корейском боевом флаге. У древнекорейских племён она была одним из тотемов. К. - также персонаж шаманской мифологии.

Кымган Ёкса , Кымгансин, в корейской мифологии могущественные стражи буддийской веры. Восходят к индийским Ваджрапани (через китайские Цзиньганшэнь). Скульптурные фигуры К. ё. с алмазными скипетрами ставились при входе в монастыри. В Корее особенно знамениты барельефы К. ё. в пещерном храме Соккурам (8 в.). Позже они нередко смешивались с хранителями врат (инван) и духами мунсин.

Мама сонним (букв. "уважаемый гость оспа"; иногда инверсия - Сонним мама), Мамба Хосон мамба Хогэу пёльсон ("дух в образе женщины, распространяющей натуральную оспу"), Тусин ("дух натуральной оспы"), в корейской мифологии эвфемистическое название одного из самых страшных духов заразных болезней. Когда в каком-либо месте начиналась эпидемия натуральной оспы, считалось, что его посетил Мама сонним после длительной прогулки в Цзян-нань (Китай). Духу воздавались различные почести: спешно сооружался алтарь, на который ставили вино, паровой рисовый хлеб с красной фасолью, фрукты, чтобы задобрить Мама сонним. После жертвоприношения совершался обряд провода духа (сонсин). Для этого изготавливалось соломенное чучело лошади как олицетворение Мама сонним, которое замещало больного; к нему обращались молитвы и заклинания. Затем чучело одевали, снабжали парой соломенных сандалий и деньгами, навьючивали жертвенными угощениями и относили на дорогу вдали от жилья, с тем чтобы дух мог вернуться туда, откуда пришёл, не причинив людям бедствия.

Мимёнгви , ёгви, в корейской мифологии злые духи. Ими становятся, согласно народной традиции, души людей, умерших насильственной или преждевременной смертью, души девушек, умерших незамужними, и вдовцов, не оставивших потомства.

Мульквисин, сусин, в корейской мифологии общее название водяных духов. Считалось, что душа утопленника становилась Мульквисином. В разных местах Кореи приносились жертвы духам четырёх морей - Тонхэсину (духу восточного моря) в Янъяне, Сохэсину (духу западного моря) в Пхунчхоне, Намхэсину (духу южного моря) в Наджу и Пукхэсину (духу северного моря) в Кёнсоне. Кроме того, весной и осенью во избежание наводнений и для спокойствия в стране совершались жертвоприношения духам семи водоёмов (Чхильдоксин) в виде пятицветных ритуальных денег, которые бросали в реки и бухты.

Обан Синджан, в корейской мифологии духи, охраняющие пять или четыре стороны света. Верховный дух зелёного цвета (Чхондже) находится на востоке, красный (Чокче) - на юге, белый (Пэкче) - на западе, чёрный (Хыкче) - на севере и жёлтый (Хвандже) - в центре. В пещерном храме Соккурам (Силла, 8 в., близ Кёнджу) сохранились самые ранние в Корее скульптурные изображения Обан Синджан, стоящих на демонах. Обан Синджан нашли отражение на боевых знамёнах средневековой Кореи, которые различались по цветам и направлениям; символические знаки пяти направлений ставились при выборе участка под строение, на входных воротах для изгнания злого духа оспы (Мама сонним); при совершении народного обряда чангундже 15-го числа 1-й луны у входа в селение устанавливали фигуры Обан Синджан, сделанные из камня или дерева и напоминающие столбы чансын. Имеют аналога в древнекитайской мифологии и восходят к буддийским махараджам (кор. Сачхонван).

Оп, убван, убви, упчу, один из главных домашних духов (см. Касин), ведающий хозяйственными пристройками и приносящий богатство дому. Первоначально О. - дух амбара (сачхансин), которым выступал дух кормильца семьи. Считается, что О. воплощается как в облике человека, так и в виде жабы, змеи и колонка. О. живет в амбаре, скирде или на крыше. В провинции Кёнгидо на заднем дворе крестьянских домов для О. и тхо-джу держат две скирды рисовой соломы. В Центральной и Южной Корее фетишем О. является глиняный кувшин с зерном или соевыми бобами, накрытый тряпкой. В шаманской мифологии О. (обван-тэгам) выполняет функции духа имущества. О. считается также духом, способствующим служебной карьере человека.

Саджиксин, высшие духи, покровители земли и злаков. Генетически восходят к древнекитайским Шэ цзи. Впервые культ С. распространился в древнекорейском государстве Когурё в 4 в. В 783 в Объединённом Силла был принят официально культ С, возведённый конфуцианством в государственный. С воцарением династии Ли в столичном городе Хансоне (ныне Сеул) под горой Инвансан были сооружены два храма духам земли (Куксадан) и злаков (Кукчиктан), которые считались опорой государства. Один символизировал восток, другой — запад. Возле них в направлении с севера на юг возвышались два столба, воплощавшие тело духов С.

Сансин, сансиллён, сангун («повелитель гор»), духи гор. Древнекорейские племена когурё во время большого собрания Тонмэн в 10-ю луну ставили деревянное изображение духа пещеры Сухёль («проход в подземное царство») на священное сидение и сам правитель приносил ему дары. В праздник мучхон («танцы небу») у племён йе молились духу тигра как хозяину гор, чтобы обезопасить горные дороги и селения («Сань-го чжи», «История Троецарствия», 5 в.). В государстве Пэкче поклонялись духам горных ущелий («Цзю Тан шу», «История старой династии Тан», 10 в.). В государстве Объединённое Силла во дворце совершались дары духам трёх гор (Пэнлай, Фанху, Инчжоу) и пяти пиков (Самсан оаксин), ассоциировавшихся с реальными горами. В Коре (10—14 вв.) поклонялись духам четырёх гор — Токчоксан, Пэгаксан, Сонак и Монмёк. В китайском сочинении Сюй Цзина «Гаоли туцзин» («Описание Кореи с иллюстрациями», 12 в.) сохранилось предание о духе горы Сонак («сосновая»), прежде называвшейся Косан («высокая»). При династии Ли (кон. 14 — нач. 20 в.) особенно почитаемы были духи четырёх вершин (Сааксин): Чирисан на юге, Самгак в центре, Сонак на западе и Пибэк на севере. У корейцев была распространена вера в то, что горы были местом обитания духов мифических предков. Обычно С. — духи-покровители мужского пола, но в предании о Пак Чесане («Самгук саги», 12 в., «Самгук юса», 13 в.) встречается женский С. В средние века считалось, что в С. могли превратиться правители, полководцы, знаменитые конфуцианцы.

Самин, Сасу , четыре священных животных, духи — хранители сторон света: Чхон-нён («зелёный дракон», кит. Циклу н) — востока, Пэкхо («белый дракон», кит. Бай-ху) — запада, Чуджак («красная птица», кит. Чжу-цяо) — юга и Хёнму («чёрный воин», кит. Сюань-у) — севера. Генетически восходят к китайским Сы-шэнь, или Сы-шоу. Их символика возникла под влиянием древнекитайского натурфилософского учения об инь и ян и пяти первоэлементах или стихий (у син), с которыми ассоциировались и стороны света. Они являлись соответственно символами духов Юпитера, Венеры, Марса и Луны, у каждого из которых в подчинении были стихии: дерево, металл, огонь и вода. Чхон-нён имел длинное тело, подобное пресмыкающемуся, с четырьмя конечностями с острыми когтями, с пастью, извергающей пламя; Пэкхо похож на дракона, но голова у него круглая; Чуджак своим видом напоминает красного петуха или феникса с высоким хохолком, распластанными крыльями и пышным хвостом; Хёнму имел облик черепахи, обвитой змеёй, с противостоящими друг другу головами с высунутыми языками. Барельефные фигуры С. в Китае известны с периода правления династий Хань (206 до н. э. — 220 н. э.) и Вэй (220—264). Изображения С. сохранились в настенной живописи гробниц 5 — 7 вв. на территории древнекорейских государств Когурё и Пэкче. Драконы и птицы, похожие на фениксов, часто встречаются на изразцах и черепице периода Объединённого Силла (7 —10 вв.). В Коре (10—14 вв.) и начале династии Ли при захоронении государей было принято, как и в Китае при династии Северная Вэй (386—535), наносить барельефы С. по бокам каменных гробов. Из С. черепаха и тигр были наиболее популярными персонажами в народной живописи в старой Корее. Черепаха выступала как один из четырёх духов — священных животных (сарён), приносивших удачу. Тигр, будучи связанным с силой ян (свет), почитался как царь зверей. Он был вершителем добрых и злых дел. В Корее тигр нередко выступал вестником духа гор (сансин), считался также символом удачи. Поэтому его изображение часто можно встретить на мечах и регалиях представителей аристократии. В 19 в. С. изображались также на больших военных знамёнах.

Согин, духи — стражи могил.

Сонан, Сонансин, Сонхвансин («дух крепостных стен»), в корейской мифологии дух — покровитель городов и селений. Места обитания C. — груды мелких камней — алтари С. (Сонандан, Куксудан или Хальмидан), иногда сложенные пирамидками, под священным деревом или кустарником у обочины дороги, у входа в деревню или монастырь, или чаще на перекрёстке дорог на горе, защищающей данную местность с севера. К С. женщины обращались с просьбой о ниспослании потомства, торговцы — об увеличении доходов, невесты — о благополучии в семье родителей после переезда к мужу, моряки — о предотвращении кораблекрушения и т. д. В шаманской мифологии С. — также почитаемый дух. Возле алтарей Сонандан шаманки совершали различные обряды с благодарственными воздаяниями С.

Сонджу, Сонджусин, Сонджосин, Саннянсин («дух большой балки») в корейской мифологии главный домашний дух (касин), в преданиях и народных верованиях С. — также домовой, дух — покровитель земельного участка под домом (дух Тходжу), дух 10-го месяца по лунному календарю, шаманский дух. Фетишем С. является глиняный горшок с ячменём или рисом, установленный в углу главной комнаты с деревянным полом, символом — лента белой бумаги, свёрнутая в несколько слоев (иногда сушёная рыба или сосновая ветка), в ленту белой бумаги вкладывали медную монетку, смачивали водой и прикрепляли к наружной стороне большой балки главной комнаты, затем посыпали рисовой крупой. Считалось, что от С. зависят покой, счастье, долголетие и отсутствие болезней. Ежегодно в 10-ю луну в один из «счастливых дней», обычно в день «лошади», ему посвящался обряд жертвоприношения риса (сонджукут). В обрядах сонджукут и сонджу-паджи (совершался при постройке нового дома или перенесении старого на новое место) участвовали шаманки (мудан). Существует записанный в провинции Кёнгидо шаманский миф о том, как искусный плотник Хван Уян, починивший рухнувший небесный дворец, после смерти стал духом С. Есть и другие шаманские мифы о родословной С.

Токкэби, Токкаккви («одноногий бес»), Ходжу («хозяин пустоты»), Ымхоги («дух тьмы и пустоты»), Маннян, в корейской мифологии нечистая сила из разряда квисин. Согласно одному из описаний на голове Т. рог, борода его красноватого цвета, тело зелёное, но бесплотное. По представлениям средневековых корейцев, обладал свойствами силы тьмы. Народная мифология и фольклор содержат большое число разновидностей Т. Считалось, в Т. превращаются предметы домашнего обихода и вещи, бывшие в долгом употреблении (веник, кочерга, сито, осколки гончарных изделий, тряпьё). С людьми Т. поддерживает дружеские отношения, хотя и любит проделывать шутки над ними. Особенно он привязан к тем, кто носит фамилию Ким. Поэтому его нередко величают «Учитель Ким». С помощью волшебных сил он мог превратить болото в равнину, перейти через бескрайнее море, проникнуть в запертое помещение, влезть в закрытый горшок и т. д.

Тэгам, Тэгамсин , шаманский дух богатства и удачи. До недавнего времени был распространен древний обряд в честь Т. (тэгамнори), самый хлопотный среди шаманских обрядов. Поскольку название Т. восходит к почтительному названию военного чина периода Силла (7 —10 вв.), шаманки для совершения обряда одевали форму высшего военного чиновника или военную накидку и исполняли песню о Т. с мифологическим содержанием. Т. был алчным духом. Ему ставились в качестве даров кувшин с зерном, жертвенное вино и коровья голова или нога. В шаманских мифах, рассказываемых при проведении большого обряда из 12 кругов (маданкут), название Т. часто использовалось как вежливое обращение к различным духам. Оно добавлялось к их названиям как гонорифическое слово со значением «Ваше высокоблагородие» (напр., Тходжу-тэгам, Сонджу-тэгам).

Ханыним (от ханыль, «небо», и ним — суффикс вежливости), Синмён («всевышний»), Сандже («всевышний владыка»), Чхондже («владыка неба»), Чхонван («небесный государь»), Чхонсин («небесный дух»), Санчхон («верховный небесный владыка»), Окхван сандже («нефритовый верховный владыка»), в корейской мифологии высшее божество, приносящее счастье человеку, влияющее на его душевное состояние. Обителью X. считалась звезда Тхэыльсон (кит. Тай-и). С древних времён корейцы верили, что урожай зависит от капризов X. Обряд жертвоприношения небу совершали племена пуё (ёнго), когурёсцы (тон-мэн), племена йе (мучхон). У южнокорейских племен хан жрец, ведавший дарами духу неба, назывался Чхонгуном («небесным князем»). В период Коре (10—14 вв.) X. был возведён алтарь в Кёнсоне (Сеул), при династии Ли (15 в.) — алтарь Вондан в селении Содон на реке Ханган. В шаманских мифах X. именуется Чхонним («повелитель неба»), а в религиозной секте чхондогё — Хануллим. Корейцы, исповедующие христианство, переносят имя X. на Иисуса Христа.

Хогуксин, в корейской мифологии духи — защитники страны. У древнекорейских племён было распространено поклонение X. У племён йе и мэк олицетворением X. был медведь (кома). Культ X. приобрёл общегосударственный характер со времени Объединённого Силла (7 в.). Считалось, что в X. превращались души знаменитых полководцев, государей, мудрецов. В шаманской мифологии в роли X. выступают стражи небесного мира — Чхонсинджан.

Чансын, Поксу, в корейской мифологии могущественные духи, защищающие селения от нечистой силы и напастей. В качестве фетишей изображения Ч. устанавливались у входа в селение или монастырь, на обочине или у развилки дорог деревянные, позже каменные столбы (часто разрисованные), в верхней части которых вырезались антропоморфные головы — мужские и женские. Происхождение столбов — фетишей Ч. возводят к фаллической символике либо к обители духов-сотто, выполнявшим функции духа-покровителя и его фетиша, и каменным идолам (ипсок). По своим функциям Ч. сходны с Сонансин и горными духами (сансин). В позднюю эпоху служили также пограничными знаками.

Чебоксин , Седжон, в корейской мифологии один из главных домашних духов (см. Касин). Фетишем Ч. служил глиняный кувшин с чумизой или рисом, накрытый белой бумагой. Записи о Ч. имеются уже в «Самгук юса» (13 в.). В шаманской мифологии Ч. называется Самбуль-Чесок; первая часть его имени (Самбуль) восходит к буддийской триаде (Амитабха, Авалокитешвара и Махашама), а вторая (Чесок) — к Индре. Здесь он выступает в функциях духа предков (Чосансин), духа — покровителя урожая, духа деторождения (Самсин) и долголетия.

Чосансин, Чорён, в корейской мифологии духи предков. Обычно Ч. считаются женскими духами, относящимися к разряду домашних (см. Касин). Фетиш бестелесных духов Ч. — небольшой глиняный горшок с ячменем или рисом, накрытый бумагой. Почти во всех корейских мифах об основателях герои становятся духами первопредка рода или страны. С упрочением конфуцианства в конце 11 в. культ Ч. был канонизирован. Во время шаманского обряда Чосанкут шаманка вызывала Ч., именуя его

ИСТОРИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ КОРЕЙСКИХ КЛАНОВ. Аристократическая (в далёком прошлом даже дважды королевская) корейская фамилия Cha 차 (車) имеет много искажённых вариантов, записанных кириллицей, таких как Цхай, Чай, Чагай (Ча, Чха) и даже Цай (но не все) . Клан Cha имеет один ПОЙ (пон - 본) --- 연안 (延安) --- Ён-ан. Он может звучать с искажением как ЁНАЙ (Ёнай Ча-га) . История фамилии Cha (차) уходит в эпоху Древней Кореи, т.е. Ко-Чосон 고 조선 (Древний Чосон, основанный Тангуном) и насчитывает более двух с лишним тысяч лет. Предки Cha (Чха), будучи ещё в те времена царского происхождения, пришли с северо-запада и осели в местечке Ильтхосан (일토산) около Пхеньяна (평양) . Один из потомков царских кровей Са Щин-гап (사신갑) преобразовал фамильный иероглиф,Ванг,왕 (王) , сменил имя на Чо-мёнг 조명 (祖明) и стал величаться Ванг Чо-мёнг (왕 조명 (王 祖明)). В поздний период Древнего Тангун-Чосона (Древней Кореи) один из потомков Ванг Чо-мёнга Ванг Монг (왕 몽 (王 夢)) с семью сыновьями ушёл на юг Древней Кореи и стал жить в горах Чирисан (지리산) . Там преобразовал фамильный иероглиф в Чха (Cha) 차 (車). Иероглиф Cha 車 сформировался из иероглифа,wang, 王 (который и означает, король, царь, повелитель,) , 王 позже стал 全 , потом 申 и наконец 車 - и содержит в себе зашифрованный элемент 王 (король, царь) . Основателем клана считается Чха Му -иль (차 무일 (車 無一)), т.е. корейский предок Ванг Монг (왕 몽) ушедший с семьёй на Юг Корейского полуострова и сменивший полностью даже своё имя на Чха Му-иль. В 1 веке до н.э. на заре истории корейского раннефеодального государства Силла (신라) за большие заслуги и помощь основателю Силла королю Пак Хёккосэ Чха Му-иль получил очень высокую должность и чин при королевском дворе, утвердил фамилию Чха и укрепил свой клан, а также пользовался большим уважением. Далее потомок Чха Му-иля в 32 поколении Кон-Щин (건신 (建申)) или он же и Кон-гап (건갑 (建甲)) , занимая высокий пост при королевском дворе, получил от 39-го короля Силла Сосонг ванга (소성왕) прошение опекать наследного принца. Чха Кон-гап опекал 12-летнего принца, ставшего королём Эджанг ванг (애장왕) . Чха Кон-гап позже велит своему сыну Чха Сынг-сэку (차승색 (車 承穡)) тоже опекать и помогать молодому королю. В то время клан Чха пользовался ещё большим уважением и почитанием. Далее дядя молодого короля Ким Он-сынг (김 언승) совершает переворот, захватывает власть в стране и объявляет себя королём Хондок ванг (헌덕 왕) . Чха Сынг-сэк с сыном Чха Гонг-сук намеревались отомстить за предательство и государственный переворот, но намерения были раскрыты, и Чха Сынг-сэк с сыном вынуждены были уехать и скрываться в провинции Хвангхэдо (황해도) в горах Кувольсан (구월산) Чха Сынг-сэк скрыл от всех свою настоящую фамилию Чха и стал использовать фамилию Рю 류 (柳), которая означает дерево ивы, с таким же смыслом, что и фамилия его бабушки, у которой фамилия Янг (양 (楊)) . Чха Сынг-сэк сменил даже своё имя на Бэк (백 (栢)) , имя сына сменил на Гэ-мёнг (개명 (改名)) . Так Чха Сынг-сэк стал носить фамилию и имя Рю Бэк, а его сын Рю Гэ-мёнг. Второй сын Чха Сынг-сэка Чха Гонг-до (차 공도 (車 恭道)) стал скрываться в местечке Кангнам (강남) . Этот второй сын позже изменит фамильный иероглиф Чха (차 (車)) на Ванг (왕 (王)) , восстановив истинное значение царской фамилии, и именно этот второй сын Чха Сынг-сэка Чха Гонг-до в будущем станет прадедом основателя корейского государства Корё (고려) Ванг Гона (왕건 (王建)) в 10 веке, и королевское имя этого прадеда (т.е. сына Чха Сынг-сэка Чха Гонг-до) станет Вондок дэванг (원덕 대왕 (元德 大王)), и клан Чха ещё раз будет почитаться как королевский и в эпоху Корё. В эпоху объединённого Силла (신라) в 9 веке н.э. и в эпоху Корё(고려) в 10 веке н.э. от фамилии Cha (차) произойдёт братская фамилия Ryu 류 (柳) (кириллицей запишут как Рю, Лю, Люгай, Ню...некоторые Ю и Югай (но необходимо знать точный иероглиф. не все Ryu (Ю, Югай) родственны Cha)) .Один из представителей клана Cha (차), т.е. упомянутый Чха Сынг-сэк, скрываясь от опасности, специально сменит фамилию Cha(차) на Ryu(류) . (в СНГ корейцы будут говорить Подыль -Лю-га). В 10 веке представитель клана Рю (т.е. в прошлом Чха) в 6 поколении Рю Хэ (류해 (柳 海)) , посмертное имя которого Рю Чха-даль (류 차달 (柳 車達)) , поможет Ванг-Гону с боеприпасами и продовольствием для армии и их транспортировкой. В эпоху Корё (10 век) одному из потомков новой ветви Ryu (т.е. в прошлом Cha) снова восстановят фамилию Cha (восстановят старшему сыну Рю Чха-даля (류차달) - Чха Хё-джону (차효전)). Сделает это король Кореи Ванг Гон (왕건) в 10 веке (эпоха Корё) за огромную помощь, оказанную королю в войне и подарит (даст в правление) целый город Ён-ан (연안) и поместья в столичной префектуре (сейчас это место находится в Северной Корее около города Кэсон). Мало того, клан Чха (Cha) будут все почитать так же, как и королевский клан Ванг (основатель Ванг Гон) . Потому что дед короля Ванг Гона был из клана Чха (но сменивший фамильный иероглиф Чха 차 (Cha 車) на Ванг 왕(王), чтобы снова подчеркнуть изначальное королевское происхождение. Второму сыну Рю Чха-даля Хё-гыму (효금 (孝金)) оставят фамилию Рю и пой (пон) у Рю Хё-гыма будет Мунхва (문화 (文化)) . Так появится братская клану Чха фамилия Рю. И сейчас именно кланы Ёнай Ча-га и Подыль-Лю-га (т.е. Мунхва Рю-га) - самые кровные клановые родственники. Это история двух из около 300 корейских фамилий. За долгую историю клана Чха (차) Cha, среди представителей данного клана было немало высокопоставленных чиновников, министров, а также генералов, каллиграфов, поэтов, буддийских монахов и других выдающихся личностей, отличающихся высоким патриотизмом и правильным понятием кодекса чести. Это говорит о том, что мы можем гордиться своими предками, но хотелось бы чтоб и предки могли бы так же гордиться нами, потомками.... Чха Пхо-он (차 포온 (車 蒲溫)) – выдающийся министр, отличившийся и применивший хорошие знания в оборонной стратегии и дипломатии в эпоху Корё . Чха Чхоль-ло (차 천로 (車 天輅)) – отличился в корейской литературе, писал стихи на ханмуне, был признан даже в Китае в эпоху Чосон. И другие выдающиеся личности клана Чха древней эпохи. В 20 веке известны многие представители клана Чха, как борцы за независимость Кореи Чха До-сон (차 도선) , Чха Сок-по (차 석보) , Чха И-сок (차 이석) (состоял в комитете по государственным делам временного правительства Кореи) и др.



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...