Что такое пассионарная личность. Что означает слово "пассионарность"? Смотреть что такое "Пассионарий" в других словарях

В последние годы в самых разных местах можно услышать слово «пассионарий». Количество смелых проектов, которые кажутся противоречивыми здравому смыслу, постоянно увеличивается. Все чаще можно встретить людей, которые могут взяться за некоммерческое, но хорошее, правильное и по-настоящему интересное, которые говорят что-то странное о пути, предназначении и таланте…

Это любопытно и заразительно. Каков же он – «пассионарный дух»? Понятие пассионарности в свое время предложил Лев Николаевич Гумилев. Этот термин происходит от «passio» - страсть.


Пассионарность – это способность и стремление к перемене окружения, нарушение инерции, потенциал к прогрессу и деятельности, внутреннее стремление к деятельности, направленное на реализацию супер-важной, далекой, иррациональной цели.

Пассионарная личность – личность, человек «энергоизбыточного» типа, рисковый, активный, увлеченный до степени одержимости, который способен идти на жертвы ради достижения того, что он считает ценным.

Пассионарий не может спокойно жить повседневными заботами без манящей и увлекающей цели – он геройствует и за ценой не постоит. Причем может пожертвовать не только собой и своими интересами, но и другими. Возможны «перегибы», когда пассионарность выходит из под контроля целесообразности и из созидательной силы превращается в разрушительную.

Степени пассионарности могут быть разными, но для того, чтобы она была видима в истории, нужно много пассионариев. Другими словами, это не только индивидуальный признак, но и популяционный. Люди, обладающие данным признаком, в благоприятных условиях совершают поступки, которые в сумме меняют инерцию традиции и создают новое – например, инициируют новые этносы. Поэтому есть понятие «социальной пассионарности».

Передается ли пассионарность по наследству, еще не ясно, но то, что она заразительна, известно. Обычные люди, которые находятся в близости от эпицентра, начинают вести себя, как пассионарные. При этом, если человек отдалятся на определенное расстояние, то снова ведет себя, как обычно. Такой феномен называется «пассионарная индукция» и активно используется. В военном деле, например, когда несколько пассионариев своим примером зажигают и поднимают целую армию.

Роль пассионариев в инициировании и развитии переходов и прорывов огромна, но их число в общей человеческой массе ничтожно. Они обречены, они безудержно гибнут и сгорают.

Основную социальную массу образуют люди гармоничного типа (те, у которых желание самосохранения и импульс пассионарности уравновешены) – не сверхактивные, воспроизводящие потомство, которые умножают материальные ценности по существующим образцам, улучшают качество жизни, уживчивые.

А в фазы регресса и застоя представлены в большинстве «субпассионарии» - люди с недостатком энергии (с отрицательной пассионарностью) – они инертны, лишены воображения, не способны к созиданию, но умеют служить за деньги, создавать и поддерживать правила, ограждающие их от угроз личному комфорту, «зрители цирковых представлений и получатели хлеба», те, кто проповедует жизнь для себя, безумно равнодушные и спокойные…

Согласно закону, сформулированному Гумилевым, совокупная «работа», выполненная народом (этносом), находится в прямой пропорциональной зависимости «пассионарному напряжению». Есть различные степени и стадии пассионарного напряжения. Их всего семь: первая - фаза подъема – рост пассионарного напряжения; акроматическая фаза – стабилизация уровня напряжения на самом высоком уровне; фаза надлома – начало снижения пассионарного напряжения; затем инерционная фаза – неумолимое снижение напряжения, укрепление социальных институтов и государственной власти, накопление культурных и материальных ценностей; фаза обскурации (даже деградации) – рост численности субпассионариев и падение пассионарности ниже нулевого уровня; фаза регенерации – восстановление пассионарности на короткое время за счет уцелевших пассионариев на периферии системы; реликтовая фаза – установка пассионарного напряжения на самом низком уровне и прозябание.

Однако не нужно забывать, что следствием роста пассионарности социума может явиться война или революция.

Существуют идеи о возможности создания «пассионарных реакторов» - генераторов социальной энергии, где пассионарность может расти и поддерживаться, не становясь опасной.

Пока концепцию пассионарности не приняло ни одно научное сообщество, хотя никто и не экспериментировал. Но это может быть интересно. «Пассионарные реакторы», которые работают в определенной социальной среде и трансформируются в общество – можно было бы попробовать.

Но, может быть, уже все происходит – строится инфраструктура, которая привлекает в себя пассионариев. Сообщества, бизнес-инкубаторы, сети, движения единомышленников, клубы – это все социально-энергетические сгустки. Это еще не «реактор», но уже способ аккумулирования энергии, в том числе через индукцию – заражение. Вот от сюда и появляется ощущение самого «пассионарного духа», который концентрируется в определенных местах.

Время покажет, получится ли из этого через некоторое время что-нибудь революционное или это будут просто постепенные преобразования.

«Теории и практики» возобновляют традицию рассказывать о словах русского языка, которые вызывают сложности в употреблении и не всегда понимаются правильно. В новом выпуске рубрики «Словарный запас» разберемся с важными деятелями в истории человечества - пассионариями - и поймем, насколько это понятие относится к каждому из нас. О тех, чьи неоднозначные идеи переворачивают мир, и о том, почему в истории каждого народа наступает «время слабаков», - в материале T&P.

Пассионарность - это внутренняя жажда деятельности, направленная на осуществление какой-то цели, которую, как правило, человеку сложно контролировать и объяснить самому себе. Она связана со способностью получать из внешней среды больше энергии, чем требуется для личного и видового выживания. Избытки энергии пассионарная личность (пассионарий) подсознательно использует для создания состояния внутреннего сверхнапряжения и фиксации на определенной идее. Такие идеи всегда связаны с изменением окружающего мира. Стремление к деятельности у таких личностей может быть осознанным или нет. Их цели часто иллюзорны, находятся вне рациональных объяснений и объективных обстоятельств, но им самим необходимость их достижения может казаться важнее собственной жизни и тем более жизни и счастья других людей.

Большинство поступков, совершаемых людьми, так или иначе продиктованы инстинктом самосохранения - личного или видового. Последний проявляется в стремлении к размножению и воспитанию потомства. Пассионарий же ради своих целей готов жертвовать и собственной жизнью, и жизнями своего потомства, которое либо не рождается, либо остается без должного внимания. Жертвенность - высшее проявление пассионарности. Смерть ради достижения цели не пугает и не останавливает таких людей, она их даже как будто не волнует. В этом смысле такое свойство личности можно назвать антиинстинктом.

Хотя о существовании биохимической энергии живого вещества и ее влиянии на психику человека говорил еще философ и классик современного естествознания Владимир Вернадский, термин «пассионарность» ввел в науку в середине прошлого века Лев Гумилев. Пожалуй, логично, что теорию о способности человека к самопожертвованию и сверхусилиям развил человек очень непростой судьбы. Сын поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой был впервые арестован в 25, провел в исправительных лагерях в общей сложности 12 лет, воевал на фронте и, несмотря на все это, добился успехов в нескольких областях науки (истории, этнологии, археологии, географии), став большим советским ученым.

Термин «пассионарность», один из ключевых в его работах, Гумилев позаимствовал у Долорес Ибаррури, одного из лидеров и наиболее ярких личностей в испанской Компартии XX века. Ее выступления во время гражданской войны 30-х годов в Испании (Ибаррури - автор исторической фразы «¡No pasarán!»), а после - в советской эмиграции были яркими и захватывающими, из-за чего однопартийцы называли ее Пассионарией, что означает «страстная». Заразительность - важное свойство пассионариев. Такие люди, как правило, блестящие ораторы, они умеют внушить волю к победе, заразить идеей или определенным отношением. Во многом на подобном эффекте основываются военные лидеры, выступая перед боем. Поэтому же так важны слова тренеров в перерывах спортивных матчей, и по этой же причине, когда в бою кто-то из солдат кричит «Ура!» и идет в атаку, остальные бросаются следом.

По теории Гумилева, образ жизни, мировоззрение, уровень и направление развития групп людей напрямую зависят от количества входящих в него пассионариев

Пассионарии - это личности производительного типа: изобретатели, первооткрыватели, созидатели, способствующие накоплению и преобразованию энергии и рационализации жизни; активные, предприимчивые и рисковые люди. Пассионарий может обладать как высоким уровнем способностей, так и низким. Являясь чертой психической конституции, пассионарность не зависит от внешних факторов и не относится к сфере этики, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушения, благо и зло, но только не равнодушие.

Среди наглядных примеров пассионариев - Кант, Христофор Колумб, Гитлер, Ньютон, Наполеон, Александр Македонский, Петр I, Жанна Д"Арк, Михаил Ломоносов. Но, конечно, так же широко, как на страницах учебников, пассионарность встречается и в повседневной жизни среди активистов, предпринимателей и борцов за «светлое завтра» - не всегда успешных, но всегда крайне энергичных.

Тип личности, находящийся посередине между двумя пассионарными крайностями, - так называемые гармонические личности, или гармоники. Пассионарность и инстинкт самосохранения у них находятся примерно на одном уровне. Гумилев писал о них так: «У подавляющего большинства нормальных особей оба этих импульса уравновешиваются, что создает гармоническую личность, интеллектуально полноценную, работоспособную, уживчивую, но не сверхактивную». Речь здесь о добросовестном, надежном и ответственном человеке, который чаще всего является хорошим семьянином и работником. Он всегда сделает достаточно, но заниматься чем-то излишним не будет.

Модусы, то есть виды пассионарности, бывают разные. Например, гордость рождает полководцев и тиранов с жаждой власти и исторической славы; алчность - бизнесменов и ученых, накапливающих знания вместо денег; тщеславие подталкивает к демагогии и творчеству; ревность вызывает жестокость, а приложенная к идее, создает фанатиков и мучеников. Каждая из этих наклонностей, помноженная на высокий энергетический потенциал и мотивацию, создает пассионариев определенного рода. Так как речь идет об энергии и импульсах, а не о сознательных решениях, то моральные оценки здесь неприменимы. Кроме того, по мнению Гумилева, уровень пассионарности человека определен с рождения. Причинами пассионарных толчков, то есть появления большого количества пассионариев в одном ареале, ученый считал активацию космического излучения. Это мнение оспаривали многие его коллеги, критикуя подобные предположения за излишний мистицизм.

По теории Льва Гумилева, пассионарностью обладают как отдельные личности, так и целые этносы (народы). Более того, образ жизни, мировоззрение, уровень и направление развития таких групп людей, по его мнению, напрямую зависит от количества входящих в него пассионариев и, соответственно, общего уровня пассионарности данного этноса. «Пассионарная теория этногенеза» - главный труд ученого, который объясняет формы взаимодействия, достижения, упадок и смерть народов сменой фаз этногенеза. Лев Николаевич различал семь таких фаз:

Подъем - интенсивный рост пассионарного напряжения этноса. Характеризуется ростом всех видов его активности;

Акматика - временная стабилизация пассионарности на высшем для этноса уровне. Характеризуется преобладанием пассионариев жертвенного типа, высокой частотой событий этнической истории;

Надлом - резкое снижение пассионарного напряжения. Сопровождается острыми конфликтами пассионариев внутри этнической системы, ростом числа субпассионариев;

Инерция - плавное продолжение снижения уровня пассионарности. Сопровождается укреплением государственной власти, интенсивным накоплением материальных и культурных ценностей, интересом к достижениям прошлого;

Обскурация - окончательное снижение пассионарного напряжения до уровня ниже нулевого (гомеостатического) из-за значительного увеличения числа субпассионариев. Деградация этнической и общественной системы, невозможность конструктивной деятельности, за исключением направленной на удовлетворение элементарных потребностей;

Регенерация - кратковременное восстановление пассионарности этноса за счет пассионариев, сохранившихся на окраинах ареала;

Реликтовая фаза - завершение процесса этногенеза, стабилизация пассионарного напряжения на предельно низком уровне. Существование, исключающее как эксцессы, так и какую-либо историческую активность.

Продолжительность всего цикла этногенеза составляет примерно 1 200–1 500 лет. Первые четыре фазы, согласно теории, длятся примерно по 250–300 лет, а заключительные могут быть очень короткими, потому что в состоянии низкой пассионарности велика вероятность ассимиляции или уничтожения этноса другими народами. Но при благоприятных условиях последние фазы могут длиться и неопределенно долго, а этнос - существовать как памятник самому себе.

Как говорить:

Неправильно: «Это крайне пассионарная идея!» Идея может быть захватывающей, пассионарным - человек или группа людей.

Правильно: «Паша у нас пассионарий: победил на олимпиаде по физике, не выходит из дома без гальванометра и исписал формулами все стены в подъезде».

Правильно: «Пассионарность этой семьи высокая, их инициативы измучили всех вокруг».

Больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения , и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды. Судят о повышенной пассионарности того или иного человека по характеристике его поведения и психики .

Пассионарии являются людьми нового склада в популяции и ломают сложившийся уклад жизни, из-за чего вступают в конфликт с обществом . Они организуются в группы (консорции ), те, в свою очередь, становятся ядрами новых этносов , образующихся обычно через 130-160 лет после «толчка», и выдвигают идеологии , становящиеся их доминантами .

В контексте [прояснить ] определение используется в значении «предприимчивые, активные и рисковые люди, стремящиеся к выполнению поставленной задачи, преодолевающие страх смерти».

Источники

  • Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. - СПб. : Кристалл, 2001. - ISBN 5-306-00157-2 .
  • Мичурин В. А. . - М ., 1993.

Напишите отзыв о статье "Пассионарии"

Отрывок, характеризующий Пассионарии

В этот же вечер, Пьер поехал к Ростовым, чтобы исполнить свое поручение. Наташа была в постели, граф был в клубе, и Пьер, передав письма Соне, пошел к Марье Дмитриевне, интересовавшейся узнать о том, как князь Андрей принял известие. Через десять минут Соня вошла к Марье Дмитриевне.
– Наташа непременно хочет видеть графа Петра Кирилловича, – сказала она.
– Да как же, к ней что ль его свести? Там у вас не прибрано, – сказала Марья Дмитриевна.
– Нет, она оделась и вышла в гостиную, – сказала Соня.
Марья Дмитриевна только пожала плечами.
– Когда это графиня приедет, измучила меня совсем. Ты смотри ж, не говори ей всего, – обратилась она к Пьеру. – И бранить то ее духу не хватает, так жалка, так жалка!
Наташа, исхудавшая, с бледным и строгим лицом (совсем не пристыженная, какою ее ожидал Пьер) стояла по середине гостиной. Когда Пьер показался в двери, она заторопилась, очевидно в нерешительности, подойти ли к нему или подождать его.
Пьер поспешно подошел к ней. Он думал, что она ему, как всегда, подаст руку; но она, близко подойдя к нему, остановилась, тяжело дыша и безжизненно опустив руки, совершенно в той же позе, в которой она выходила на середину залы, чтоб петь, но совсем с другим выражением.
– Петр Кирилыч, – начала она быстро говорить – князь Болконский был вам друг, он и есть вам друг, – поправилась она (ей казалось, что всё только было, и что теперь всё другое). – Он говорил мне тогда, чтобы обратиться к вам…
Пьер молча сопел носом, глядя на нее. Он до сих пор в душе своей упрекал и старался презирать ее; но теперь ему сделалось так жалко ее, что в душе его не было места упреку.
– Он теперь здесь, скажите ему… чтобы он прост… простил меня. – Она остановилась и еще чаще стала дышать, но не плакала.
– Да… я скажу ему, – говорил Пьер, но… – Он не знал, что сказать.

Пассионарии, гармоничники, субпассионарии
Пассионарность имеют все люди, но в разных дозах. Пассионарность проявляется в разных качествах в властолюбии, гордости, тщеславии, зависти. Пассионарность не оставляет место бездействию и равнодушию.
В Википедии записано "Пассионарии - в пассионарной теории этногенеза люди, обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды. Судят о повышенной пассионарности того или иного человека по характеристике его поведения и психики.
Термин введен Л. Н. Гумилевым для пояснения коллективных процессов, вызвавших переселение и державотворчество кочевых тюркоязычных народов. Идея получила своих развитие, особенно среди азиатских авторов. Например, у Р. Рахманалиева в его труде "Империя тюрков".
В более старых исторических школах причины процессов начала переселений искали в сугубо материальных процессах - неурожай, падеж скота (голод), нападение более воинствующих соседей. Гумилев и его последователи "добавляют" к этим бесспорным фактам некую духовную "готовность" большой части этноса к коренным изменениям, в частности к расставанию с родными местами. Именно наличие большого количества таких "заряженных" на перемены пассионариев является той последней каплей, которая переполняет чашу. Но их количество должно быть достаточно велико, так как вождя-новатора должны поддержать. Иначе он закончит жизнь как изгой.
Со временем, термин, вопреки первичной трактовке, стали применять и в культурологическом контексте. Это противоречит идее Гумилева, который разбивал процесс на несколько этапов по уровню "пассионарности", первоначально нарастающей и вовлекающей в процесс другие народы, а затем спадающей, что приводит к созданию государства и оседлости. Дальнейший спад "пассионарности" приводил к постепенному "размыванию" массы агрессоров, нередко к принятию их часть чужих культурологических ценностей, религии и даже языка. Зафиксированы случаи полной ассимиляции с завоеванными, как, например, в Китае.
Расцвет культур свойственен началу периода спада "внутреннего накала" и в основном у покоренных народов. Этот феномен развития возникает "под эгидой" захватчиков, но на собственной национальной почве. Достижением исходных "пассионариев" становятся необходимые для существования государства области - учет (финансы и налогообложение), делопроизводство, органы правопорядка, почта-связь. Так в Восточную Европу попала система почтовых "ям" - размещенных на расстоянии дневного конного перехода постоянных станций со сменными лошадьми, обслуживающих в первую очередь государственных "ямщиков". Так же отметим разумное сохранение захватчиками системы самоуправление на местах, а нередко и правящей элиты.
Идея о "пассионариях" - изобретателях и творцах более поздняя и не имеет достаточного подтверждения. Пассионарии легко адаптируются и заимствуют у покоренных народов новации, но сами в них не преуспевают. Например, монголы, не имевшие опыта в создании осадных машин (в Восточнославянских летописях "пороков") захватывали их у китайцев и поручали китайским-же мастерам обслуживание и эксплуатацию.
Собственно пассионарии - особи энергоизбыточного, активного общественного типа. Антипод пассионарию - субпассионарий, особь энергодефицитного типа. По Подолинскому, пассионарий - наиболее активный субъект общественного движения производительного типа - изобретатели, первооткрыватели, созидатели, способствующие накоплению и преобразованию энергии и рационализации жизни. Противопоставляются таким пассионариям растратчики энергии, стяжатели паразитического типа.
Пассионарии являются людьми нового склада в популяции и ломают сложившийся уклад жизни, из-за чего вступают в конфликт с обществом. Они организуются в группы (консорции), те, в свою очередь, становятся ядрами новых этносов, образующихся обычно через 130-160 лет после «толчка», и выдвигают идеологии, становящиеся их доминантами.
В контексте определение используется в значении «предприимчивые, активные и рисковые люди, стремящиеся к выполнению поставленной задачи, преодолевающие страх смерти».
Л. Н. Гумилев в своих книгах развивает положения уникальной теории пассионарности: "Пассионарность как мера активности и сопротивляемости.
Для целей нашего анализа целесообразно ограничиться делением на две группы, имеющие разные знаки. Первая – это комплекс потребностей, обеспечивающих самосохранение индивидуума и вида – "потребности нужды"; вторая – мотивы иного рода, благодаря которым происходит интеллектуальное освоение непознанного и усложнение внутренней организации – "потребности роста", то, что Ф. М. Достоевский описал в "Братьях Карамазовых" как "потребность познания", ибо "тайна человеческого бытия не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить", и при этом "устроиться непременно всемирно", потому что человеку нужна общность идеалов.
Для раскрытия целей и смысла жизни, необходимо учитывать величину "эгоизма" в каждом человеке.
Формирование целей и смыслов всегда связано с наличием у некоторых индивидов необоримого внутреннего стремления к целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением окружения, общественного или природного, причем достижение намеченной цели, часто иллюзорной или губительной для самого субъекта, представляется ему ценнее даже собственной жизни. Такое, безусловно, редко встречающееся явление есть отклонение от видовой нормы поведения, потому что описанный импульс находится в оппозиции к инстинкту самосохранения и, следовательно, имеет обратный знак. Он может быть связан как с повышенными способностями (талант), так и со средними, и это показывает его самостоятельность среди прочих импульсов поведения, описанных в психологии. Этот признак до сих пор никогда и нигде не описывался и не анализировался. Однако именно он лежит в основе антиэгоистической этики, где интересы коллектива, пусть даже неверно понятые, превалируют над жаждой жизни и заботой о собственном потомстве.
Пассионарность - это страсть, любое сильное желание, без животных инстинктов. Животные инстинкты стимулируют эгоистическую этику и капризы являющиеся симптомами разболтанной психики, а равно душевные болезни. Пассионарность, конечно, – уклонение от видовой нормы, но отнюдь не патологическое явление.
Ф.ЭНГЕЛЬС О РОЛИ СТРАСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
Энгельс ярко описывает силу страстей человеческих и их роль в истории: "...цивилизация совершила такие дела, до каких древнее родовое общество не доросло даже в самой отдаленной степени. Но она совершила их, приведя в движение самые низменные побуждения и страсти людей и развив их в ущерб всем их остальным задаткам. Низкая алчность была движущей силой цивилизации с ее первого до сегодняшнего дня; богатство, еще раз богатство и трижды богатство, богатство не общества, а вот этого отдельного жалкого индивида было ее единственной определяющей целью. Если при этом в недрах этого общества все более развивалась наука и повторялись периоды высшего расцвета искусства, то только потому, что без этого невозможны были бы все достижения нашего времени в области накопления богатства".
Эта мысль пронизывает ткань работы Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Он указывает, что именно "алчное стремление к богатству" привело к возникновению антагонистических классов. Говоря о падении родового строя в обществе (в том обществе, где функционирующие этносы находятся, по нашему мнению, в фазе гомеостаза), Энгельс писал: "Власть этой первобытной общности должна быть сломлена, – и она была сломлена. Но она была сломлена под такими влияниями, которые прямо представляются нам упадком, грехопадением по сравнению с высоким нравственным уровнем старого родового общества. Самые низменные побуждения
- вульгарная жадность, грубая страсть к наслаждениям, грязная скаредность, корыстное стремление к грабежу общего достояния – являются восприемниками нового цивилизованного классового общества; самые гнусные средства-воровство, насилие, коварство, измена-подтачивают старое бесклассовое родовое общество и приводят его к гибели".
Так смотрел Энгельс на прогрессивное развитие человечества. Алчность же – эмоция, коренящаяся в сфере подсознания, функция высшей нервной деятельности, лежащая на грани психологии и физиологии. Равноценными эмоциями являются жадность, страсть к наслаждениям, скаредность, корысть, упоминаемые Энгельсом, а также властолюбие, честолюбие, зависть, тщеславие. С обывательских позиций, это "дурные чувства", но с философских-"дурными" или "хорошими" могут быть только мотивы поступков, причем сознательные и свободно выбранные, а эмоции могут быть только "приятными" или "неприятными", и то смотря какие поступки они порождают. А поступки могут быть и бывают самые различные, в том числе объективно полезные для коллектива. Например, тщеславие заставляет артиста добиваться одобрения аудитории и тем совершенствовать свой талант. Властолюбие стимулирует активность политических деятелей, подчас необходимую для государственных решений. Жадность ведет к накоплению материальных ценностей и т.д. Ведь все эти чувства – модусы пассионарности, свойственной почти всем людям, но в чрезвычайно разных дозах. Пассионарность может проявляться в самых различных чертах характера, с равной легкостью порождая подвиги и преступления, созидание, благо и зло, но не оставляя места бездействию и спокойному равнодушию.
Столь же категорично высказывался и Гегель в своих лекциях по философии истории: "Мы утверждаем, что вообще ничто не осуществлялось без интереса тех, которые участвовали своей деятельностью, и так как мы называем интерес страстью, поскольку индивидуальность, отодвигая на задний план все другие интересы и цели, которые также имеются и могут быть у этой индивидуальности, целиком отдается предмету, сосредоточивает на этой цели все свои силы и потребности, – то мы должны вообще сказать, что ничто великое в мире не совершается без страсти".
В цитированном описании социопсихологического механизма, несмотря на всю его красочность, есть немаловажный дефект. Гегель сводит страсть к "интересу", а под этим словом в XIX в. понималось стремление к приобретению материальных благ, что заранее исключает возможность самопожертвования. И не случайно, что некоторые последователи Гегеля стали исключать из мотивов поведения исторических персон искренность и бескорыстную жертвенность ради предмета своей страсти. Такая вульгаризация, к сожалению, ставшая общим заблуждением, вытекает из нечеткости формулировки немецкого философа.
Да, идеи – это огни в ночи, манящие к новым и новым свершениям, а не вериги, сковывающие движения и творчество. Уважение к предшественникам состоит в том, чтобы продолжить их подвиг, а не забывать о том, что они сделали и для чего. Пассионария не понимают даже его "друзья" и ближние.
Итак, пассионарность – это способность и стремление к изменению окружения, или, переводя на язык физики, – к нарушению инерции агрегатного состояния среды. Импульс пассионарности бывает столь силен, что носители этого признака – пассионарии не могут заставить себя рассчитать последствия своих поступков. Это очень важное обстоятельство, указывающее, что пассионарность
- атрибут не сознания, а подсознания, важный признак, выражающийся в специфике конституции нервной деятельности. Степени пассионарности различны, но для того чтобы она имела видимые и фиксируемые историей проявления, необходимо, чтобы пассионариев было много, т.е. это признак не только индивидуальный, но и популяционный.
Внутренний нажим пассионарности сильнее инстинкта самосохранения, и уважения к законам, воспитанного в нем культурой и обычаем.
Пассионарий крайне тщеславен и завистлив, но эти качества - только проявления пассионариости. Значит, не отдельные пассионарии делают великие дела, а тот общий настрой, который можно назвать уровнем пассионарного напряжения.
Пассионарии служат центром притяжения для большого количества людей истпользуя их энергию толчка растрачивая полученный импульс.
Пассионарное напряжение
Для пассионариев же характерно посвящение себя той или иной цели, преследуемой иной раз на протяжении всей жизни. Это дает возможность характеризовать ту или иную эпоху в аспекте пассионарности.
ПАССИОНАРНАЯ ИНДУКЦИЯ
Пассионарность обладает важным свойством: она заразительна. Это значит, что люди гармоничные (а в еще большей степени -импульсивные), оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя так, как если бы они были пассионарны. Но как только достаточное расстояние отделяет их от пассионариев, они обретают свой природный психоэтнический поведенческий облик. Пассионарная индукция проявляется всюду. Это общеизвестное явление объясняют отмеченные нами пассионарные индукция и резонанс. И они позволяют понять значение органических пассионариев, являющихся "затравкой" для тех, кого пассионарность заразила. Без первых вторые рассыпаются розно, как только исчез генератор пассионарной индукции и иссякла инерция резонанса. А это обычно происходит очень быстро.
СПОСОБЫ УТРАТЫ ПАССИОНАРНОСТИ
Пассионарии обречены. Правильно!
Итак, пассионарность-не просто "дурные наклонности", а важный наследственный признак, вызывающий к жизни новые комбинации этнических субстратов, преображая их в новые суперэтнические системы. Теперь мы знаем, где искать его причину: отпадают экология и сознательная деятельность отдельных людей. Остается широкая область подсознания, но не индивидуального, а коллективного, причем продолжительность действия инерции пассионарного толчка исчисляется веками. Следовательно, пассионарность – это биологический признак, а первоначальный толчок, нарушающий инерцию покоя, – это появление поколения, включающего некоторое количество пассионарных особей. Они самим фактом своего существования нарушают привычную обстановку, потому что не могут жить повседневными заботами, без увлекающей их цели. Необходимость сопротивляться окружению заставляет их объединиться и действовать согласно; так возникает первичная консорция, быстро обретающая те или иные социальные формы, подсказанные уровнем общественного развития данной эпохи. Порождаемая пассионарным напряжением активность при благоприятном стечении обстоятельств ставит эту консорцию в наиболее выгодное положение, тогда как разрозненных пассионариев не только в древности "либо изгоняли из племен, либо просто убивали". Примерно так же обстоит дело в классовом обществе. Это отметил Пушкин, написав: "...посредственность одна нам по плечу и не странна..." ("Евгений Онегин", глава восьмая, IX).
ОСОБИ ГАРМОНИЧНЫЕ
Когда пассионарность выходит из-под контроля разумной целесообразности и из силы созидательной превращается в разрушительную. Тогда гармоничные особи оказываются спасителями своих этносов, но тоже до определенного предела.
Люди этого склада – крайне важный элемент. Они умеряют вспышки пассионарности, умножают материальные ценности по уже созданным образцам. Они вполне могут обходиться без пассионариев до тех пор, пока не появится внешний враг.
Надо помнить, что повышенная беззащитность не всегда способствует процветанию.
"ВЫРОЖДЕНЦЫ", "БРОДЯГИ", "БРОДЯГИ-СОЛДАТЫ;
Наконец, в составе этносов почти всегда присутствует категория людей с "отрицательной" пассионарностью. Иначе говоря, их поступками управляют импульсы, вектор которых противоположен пассионарному напряжению.
Такие последствия и соответственно смену идеала дает потеря пассионарного напряжения системой. Лозунг "жизнь для себя" – это легкий путь в черную гибель.
Пассионарнооть отдельного человека сопрягается с любыми способностями: высокими, малыми, средними; она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой конституции человека; она не имеет отношения к этическим нормам, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие; и она не делает человека "героем", ведущим "толпу", ибо большинство пассионариев находятся именно в составе "толпы", определяя ее потентность и степень активности на тот или иной момент. Группа субпассионариев в истории наиболее красочно представлена "бродягами" и профессиональными сенатами-наемниками (ландскнехтами). Они не изменяют и не сохраняют его, а существуют за его счет. В силу своей подвижности они часто играют важную роль в судьбах этносов, совершая вместе с пассионариями завоевания и перевороты. Но если пассионарии могут проявить себя без субпассионариев, то те без пассионариев – ничто. Они способны на нищенство или на разбой, жертвой которого становятся носители нулевой пассионарности, т.е. основная масса населения. Но в таком случае "бродяги" обречены: их выслеживают и уничтожают. Однако они появляются в каждом поколени.
ГРАДАЦИИ ПАССИОНАРНОСТИ
Типичными пассионариями, но отнюдь не "героями" и не "вождями" являются: Скупой рыцарь, одержимый алчностью; Дон Гуан, стремящийся к любовным победам ради побед; Сальери из зависти убивающий Моцарта; Алеко, из ревности зарезавший Земфиру. Пассионариями и вождями, хотя и не героями у Пушкина выступают Мазепа и Пугачев (весьма далекие от исторических прототипов), а героями, но не пасссионариями – Гринев и Машенька Миронова, рискующие жизнью ради долга. Образец пассионария и героя, хотя и короля, но не "вождя" – Карл XII, "любовник бранной славы -для шлема кинувший венец", т.е. приносящий интересы своей страны в жертву своему тщеславию. Последнему противопоставлен Петр I – гармоничная личность, выполняющая свой долг перед Россией, гораздо более сильная, чем Карл XII, следующий собственным капризам. Так – в трактовке Пушкина, и это близко к действительности, ибо, за исключением личных черт: возбудимости, детской жестокости и т.п., Петр был подобен своему отцу, т.е. был человеком своего времени и продолжал одну из линий русской культурной традиции – сближение с Европой, возникшую в начале XVII в. при Михаиле Федоровиче. Но при этом Петра окружали пассионарии, например Меншиков, Ромодановский, Кикин, но они ни вождями, ни героями не были. Ни по Пушкину, ни на самом деле. Поэтому сопоставление пассионариев с вождями – домысел, цель которого описание одного из поведенческих признаков свести к банальной, давно отброшенной теории.
И ничуть не менее абсурдна другая, обратная точка зрения, сводящая все мотивы поступков самых разных людей к стремлению получить выгоду, причем под последней подразумеваются только деньги и эквивалентные им ценности. Эта вульгарная позиция субпассионарного обывателя часто выдается за материализм, с которым она на самом деле не имеет ничего общего. Обыватель, как правило, лишен воображения.
Он не может и не хочет представить себе, что существуют люди, не похожие на него, движимые иными идеалами и не стремящиеся к иным целям, нежели деньги. Концепция непосредственной выгоды никогда не была точно сформулирована, потому что тогда стала бы очевидна ее абсурдность, но как сама собой подразумевающаяся она фигурирует в рассуждениях по любому поводу и даже в научных построениях, почему и требует к себе внимания.
Затухание пассионарности
ВСПЫШКА И ПЕПЕЛ
Теперь можно сказать, что "пусковой момент" этногенеза – это внезапное появление я популяции некоторого числа пассионариев и субпассионариев; фаза подъема – быстрое увеличение числа пассионарных особей в результате либо размножения, либо инкорпорации; акматическая фаза – максимум числа пассионариев; фаза надлома – это резкое уменьшение их числа и вытеснение их субпассионариями: инерционная фаза – медленное уменьшение числа пассионарных особей; фаза обскурации – почти полная замена пассионариев субпассионариями, которые в силу особенностей своего склада либо губят этнос целиком, либо не успевают погубить его до вторжения иноплеменников извне. Во втором случае остается реликт, состоящий из гармоничных особей и входящий в биоценоз населяемого им региона как верхнее, завершающее звено.
Эту внутриэтническую эволюцию проделали все этносы, которых мы считаем примитивными только потому, что их незаписанная история тонет во мгле веков. Но ту же картину мы наблюдаем в истории, причем особенно четко это просматривается на субэтнических целостностях, например на сибирских казаках.
Как объяснить несовпадение "расцветов" пассионарного и творческого?
ПАССИОНАРНОСТЬ СЛАБАЯ. НО ДЕЙСТВЕННАЯ
Творческое сгорание Гоголя и Достоевского, добровольный аскетизм Ньютона, надломы Врубеля и Мусоргского – это тоже примеры проявления пассионарности, ибо подвиг науки или искусства требует жертвенности, как и подвиг "прямого действия". В процессах этногенеза ученые и артисты тоже играют важную роль, хотя и другую, нежели деятели политической истории. Они придают своему этносу специфическую окраску и таким образом либо выделяют его из числа прочих, либо способствуют межэтническому общению, благодаря чему возникают суперэтнические целостности и культуры. К пассионариям же, хотя и меньшего напряжения, относятся безымянные строители готических соборов, древние русские зодчие, сочинители сказок и т.п., по внутреннему влечению выбравшие эти трудные профессии. Понятно, что к ним принадлежат и талантливые летописцы, которые попадают в этот раздел по принятой нами классификации.
Обратим внимание на относительно слабые, но творческие степени пассионарного напряжения системы. Их две: одна на подъеме до "перегрева" системы, который мы будем называть "акматической фазой", и вторая-в надломе, знаменующая переход к фазе, которую мы назвали "инерционной". Образно говоря, оба интересующих нас момента являются перегибами кривой роста (плюс-минус) пассионарности этнической системы, причем даже при спаде до полной потери напряжения еще далеко. При относительно невысоком уровне пассионарности стереотип поведения и общественный императив человека не таковы, чтобы незаметно для него самого толкнуть его на добровольную смерть ради им самим выбранной идеальной или даже иллюзорной цели. Но имеющееся в этносе этого периода пассионарное напряжение достаточно для того, чтобы к оной цели стремиться и хотя бы немного изменить окружающую его действительность. Вот тут-то, если у человека есть соответствующие способности, он предается науке или искусству, дабы убеждать и чаровать современников.
Стихи ли, картины ли, театральные представления – все это действует на воспринимающих людей и меняет их, причем мы не ставим здесь вопроса: к лучшему или к худшему? Если же эти способности отсутствуют – человек накапливает богатство, делает служебную карьеру и т.п. Исторические эпохи, где господствует данный уровень пассионарности, рассматриваются как расцвет культуры, но за ними всегда следует один из двух возможных жестоких периодов: либо при подъеме пассионарности происходит уже описанный "перегрев", либо при медленном ее спаде наступает упадок.
Мы показали, что личность даже большего пассионарного напряжения не может сделать ничего, если она не находит отклика у своих соплеменников. А именно искусство является инструментом для соответствующего настроя; оно заставляет сердца биться в унисон. И поэтому можно утверждать, что Данте и Микеланджело сделали для интеграции итальянского этноса никак не меньше, чем Цезарь Борджиа и Макиавелли. И недаром эллины чтили Гомера и Гесиода наравне с Ликургом и Солоком, а древние персы Заратустру даже предпочитали Дарию I Гистаспу. Пока пассионарность пронизывает этнос в разных дозах – идет развитие, что выражается в творческих свершениях; но поскольку не может быть поэта без читателя, ученого – без учителя и учеников, пророка – без паствы, а полководца – без офицеров и солдат, механизм развития лежит не в тех или иных персонах, а в системной целостности этноса, обладающего той или иной степенью пассионарного напряжения.
Субпассионарии - это люди живущие без цели и смысла.
Субпассионарии
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Субпассионарии - в пассионарной теории этногенеза люди, которые в силу неспособности абсорбировать из окружающей среды достаточное количество энергии не могут полноценно адаптироваться в среде. Субпассионарность (недостаток энергии) проявляется в неспособности сдерживать инстинктивные вожделения, в асоциальном поведении, паразитизме, недостаточной заботе о потомстве. Люди такого типа хорошо известны во все эпохи и встречаются практически во всех этносах. Их называют бродягами, босяками, бомжами и т. д. Обычно они скапливаются в крупных городах, где есть возможность жить, не работая, а паразитируя, и развлекаться. Такое сосредоточение субпассионариев приводит к громадному росту алкоголизма, ситуативной преступности, наркомании, стихийных беспорядков. Все это следствия основной черты субпассионариев - неспособности контролировать свои вожделения, даже если их удовлетворение идет во вред себе и окружающим.
Гармоничные особи (гармоничники) - особи, пассионарный импульс которых равен по величине импульсу инстинкта самосохранения. (В. Ермолаев. Толковый словарь понятий и терминов этногенеза, 1989 г).
Пассионарность это атрибут не сознания а подсознания. Инстинкт самосохранения отсутствует - анти-инстинкт, безудержный эгоизм, но влечение к истине и красоте. Атрактивность - аналог пассионария. Поэты, правдолюбцы, люди с неуёмной жаждой деятельности. Пограничники. Пушкин был пассионарий, Александр Македонский, Иррациональность поведения а не разум - славу ставил выше целесообразности. Пассионарность - это способность к изменению окружения и обстоятельств, люди горящие страстью. Фаза подъема - отчаянные готовые к идеалу победы. жертв ради Аттрактивность аналог пассионарности, но у них больше разумного эгоизма.
Аттрактивность - (от лат. attrahere - «привлекать») - привлекательность, в основном естественное состояние чего либо, не вызывающее раздражение, а наоборот манящее, вызывающее некое притяжение, симпатию. Атрактивность - влечение к абстрактным ценностям истины, красоты и справедливости.Свойство человека вызывать к себе симпатию и доверие у др. людей

Геополитический глоссарий

Пассионарность

термин Гумилева. Внутренняя энергетика этноса, движущая сила культурного, политического и геополитического созидания.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Пассионарность

(от фр. passion - страсть) - в концепции Льва Гумилева повышенная тяга к действию у людей, возникающая из-за специфической способности усваивать больше энергии, чем необходимо для нормальной жизнедеятельности. Появляется в результате мутаций.

Русская Философия. Энциклопедия

Пассионарность

(от лат. passio - страсть)

термин, введенный в научный оборот Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. П., по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в результате мощных всплесков биохимической энергии космоса, открытой и описанной В. И. Вернадским, концентрирующейся в сравнительно небольших областях земной поверхности. На основе этой идеи Гумилев создал пассионарную теорию этногенеза, в центре к-рой представление об этносе как о биосферном, несоциальном феномене человеческого поведения. Пассионарные "толчки" порождают повышенную социальную активность, способствующую при определенных историко-гео-графических условиях образованию новых этносов и этнических систем (суперэтносов). Энергия П. обеспечивает создание и существование в биосфере Земли всего многообразия этнических систем - природных коллективов людей с общим стереотипом поведения, на к-рый накладывает отпечаток географическая среда, культурная традиция и этническое окружение. Пассионарная теория этногенеза развивает сформулированную Савицким и др. идеологами евразийства концепцию естественного братства рус. народа с народами, проживающими на территории Евразии.

Л и т.: Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989; Он же. География этноса в исторический период. Л., 1990; Он же. От Руси к России. Очерки этнической истории. М., 1992; Онже. Из истории Евразии. М., 1993; Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1973.

В. П. Кошарный

Этнографический Словарь

Пассионарность

термин, введенный в этнологию Л.Н.Гумилевым, означающий биохимическую энергию живого вещества биосфервы, определяющая способность этнических коллективов проявлять активность; повышенная тяга к действию.

понятие, употреблявшееся Л.Н. Гумилевым для объяснения особенностей процесса этногенеза.

П. могут обладать как отдельные личности, принадлежащие к конкретному этносу, так и этносы в целом. Для пассионарных личностей (пассионариев) присущи исключительная энергичность, честолюбие, гордость, исключительная целеустремленность, способность к внушению. Л. Н. Гумилев дал следующее определение этого понятия: "Пассионарность - это способность и стремление к изменению окружения, ... к нарушению инерции агрегатного состояния среды".

П. является атрибутом не сознания, а подсознания. Проявление П. фиксируется в истории этноса особенно важными событиями, которые качественно изменяют жизнь этноса. Такие изменения возможны при наличии П. как признака не только у индивида, но и групп людей. Таким образом, пассионарный признак приобретает популяционный (очень часто встречаемый, закономерный) характер. К личностям, обладающим пассио-нарностью, могут быть отнесены Наполеон, Александр Македонский, Ян Гус, Жанна Д"Арк и др. Для пассионариев характерно посвящение себя одной цели, длительное энергетическое напряжение, соотносимое с пассионарным напряжением всего этноса.

Кривые роста и падения П. являются общими закономерностями этногенеза. Личности, обладающие свойством пассионарности, по мнению Гумилева, способны оказывать огромное влияние на других людей: могут способствовать развитию этноса и прогрессу его общественной жизни, но могут и серьезно препятствовать этому. С точки зрения П., этногенез - это ряд фаз, определяемых деятельностью пассионариев: фаза подъема - увеличение количества пассионариев; акматиче-ская фаза - наибольшее число пассионариев; фаза надлома - резкое уменьшение их числа; инерционная фаза - медленное уменьшение их численности; фаза обскурации - замена пассионариев субпассионариями- возможное исчезновение этноса.

(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999 )



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...