Что такое авиаспоттинг. Что такое споттинг

Сложно найти человека совершенно равнодушного к авиатехнике. Авиашоу и показательные полеты с участием современных воздушных судов вызывают огромный интерес у людей. Кто-то еще с раннего возраста начинает коллекционировать модели авиатехники, а для других людей любовь к авиации сочетается с увлечением фотографией. Именно о последних и пойдет речь в этой статье. А точнее о таком хобби, как авиаспоттинг.

Это увлечение, заключающееся в том, чтобы вести наблюдение за самолетами, составлять своеобразный реестр воздушной техники и подкреплять его удачными фотоснимками. С точки зрения фотографии, авиаспоттинг – это новое направление в жанровой фотосъемке, главной целью которого является фотографирование воздушных судов с максимально близкого расстояния. Сегодня подобными съемками занимаются как профессиональные фотографы, так и простые любители авиации.

Считается, что авиаспоттинг берет свое начало с 1925 года, когда добровольцы Королевской Армии (Royal Observation Corps) в Великобритании взяли на себя обязанность наблюдать за воздушными судами и фиксировать их в воздухе. Этих гражданских добровольцев специально обучали распознавать различные типы воздушных судов. Вплоть до Второй мировой войны и некоторое время после нее эти наблюдатели за небом продолжали свою деятельность.

Однако с появлением в небе реактивных, скоростных самолетов и разработки современного радиолокационного оборудования роль авиаспоттеров постепенно потеряла свою актуальность. Несмотря на это, просуществовали Наблюдательные войска в Великобритании довольно продолжительное время, и были окончательно расформированы только в начале 90-х годов прошлого столетия. В результате, авиаспоттинг из деятельности сугубо армейской превратился в мирное занятие для людей, по-настоящему увлеченных авиатехникой.

F/A — 18F HORNET Фото: Marcos Vasconcelos Photography / Foter.com / CC BY-NC-ND

Суть современного споттинга заключается в том, чтобы уметь определять тип самолета и его бортовой номер, а также делать удачные и интересные фотографии воздушных машин, дополняющих это описание. Естественно, что местом для фотосъемки в этом случае служит аэропорт или окружающая его территория. Споттеры обычно выбирают место под глиссадой взлетно-посадочной полосы, чтобы иметь возможность сфотографировать садящиеся самолеты.

Нужно отметить, что сама фотосъемка для споттера является лишь частью его увлечения, а не основой. В этой связи нужно различать собственно авиационную фотографию и авиаспоттинг. До сих пор встречаются споттеры, которые проникают на территорию аэропорта с обычной подзорной трубой и блокнотом, куда они записывают, какой самолет, где и при каких обстоятельствах они видели.

Для того, чтобы заниматься авиаспоттингом, человек, в первую очередь, должен обладать обширными знаниями в области авиатехники, а также много времени уделять путешествиям в поисках новых мест, где можно встретить разнообразные типы воздушных судов. Настоящий энтузиаст авиаспоттинга может без особого труда распознать тип воздушного судна, авиакомпанию и даже регистрационный номер судна.

Поскольку авиаспоттинг – это, прежде всего, хобби, то и цели у такого увлечения для каждого отдельного человека могут быть самыми разнообразными. Кто-то фиксирует перемещения различных бортов по аэродромам мира с целью восстановления истории авиатехники, другие же пытаются получить захватывающие и интересные кадры взлета и посадки самолетов.


Фото: wicho / Foter.com / CC BY-NC-SA

Фотографирование воздушных судов – занятие очень не простое. Этот жанр фотосъемки относится к разряду высокоскоростных. Почему высокоскоростных? Потому что самые впечатляющие и яркие фотографии воздушных объектов, несомненно, выходят в процессе их посадки или на взлете. Когда самолет находится в воздухе и идет на посадку, или стартует со взлетно-посадочной полосы, здесь-то и требуется высокоскоростная приближенная съемка. Наилучшим местом для съемки взлетающего самолета или воздушного судна, выполняющего посадку, считается расстояние в несколько десятков метров, чтобы в кадре можно было запечатлеть отличительную раскраску авиакомпании и бортовой номер воздушного судна. Как правило, это взлетно-посадочная полоса или территория, расположенная в непосредственной близости к ней. Однако получить доступ к взлетно-посадочной полосе и выбрать удачную позицию непросто – для этого требуется соответствующее разрешение.

Строгие меры безопасности не позволяют проходить на территорию аэропортов и разгуливать по территории так, как хотелось бы авиаспоттерам. Поэтому энтузиасты зачастую занимают позицию за ограждениями, вблизи траектории пролета самолетов. Впрочем, иногда споттерам предоставляется возможность сфотографировать самолет, когда он находится в неподвижном состоянии на земле, и расстояние между фотографом и воздушной техникой, таким образом, сокращается до минимума. В таких случаях часто используют съемку с нижнего ракурса (когда фотокамера находится на уровне земли), чтобы подчеркнуть всю мощь крылатых гигантов.

Нужно сказать, что подобное увлечение требует не только определенного опыта, а также умения проходить различные процедуры для получения разрешения фотосъемки на аэродроме. Авиаспоттинг также требует серьезных вложений в покупку соответствующего фотооборудования. Хорошая фототехника является одним из залогов получения качественных и интересных снимков воздушных объектов. Здесь требуется не только высококлассная «зеркалка» профессионального или любительского уровня, но и подходящая оптика. В частности, желательно иметь в своем арсенале телефотообъектив с изменяемым фокусным расстоянием, который можно использовать для съемки очень удаленных объектов, находящихся в воздухе.

На самом деле любому фотографу хочется запечатлеть самолет в воздухе, достаточно крупным планом, с четко различимыми деталями и в интересном ракурсе. Снять, таким образом, самолет в пилотажной зоне над взлетно-посадочной полосой – очень сложная задача, которую практически невозможно решить без применения длиннофокусной оптики и бленды (для защиты от солнца). При выборе камеры очень важен такой параметр, как скорость работы затвора, поскольку, как мы уже говорили, авиаспоттинг подразумевает высокоскоростную фотосъемку.

Конечно, проще всего снимать самолеты на стоянке – здесь нет никакой динамики и полета, но зато вероятность получения качественных, четких кадров максимальная. Новичкам можно начинать именно с таких съемок. Но все же наиболее ценные и завораживающие кадры – это те, на которых воздушная техника запечатлена в полете. Самолеты, как известно, летают очень быстро, причем высоко в небе, где для фотографа практически нет никаких ориентиров, позволяющих оценить масштаб и положение воздушного судна относительно земной поверхности.


Eva Air B-16702 Фото: Drewski2112 / Foter.com / CC BY-NC

Фотографирование движущихся в небе самолетов часто приводит к появлению сильного шума на конечном изображении даже при использовании первоклассного цифрового фотоаппарата и качественной оптики. Возникает разумное желание использовать при съемке движущихся в воздухе объектов штатив, который бы компенсировал нетвердость рук и избавил бы фотографа от необходимости установки очень коротких выдержек. Однако, как показывает практика, при съемке стремительно движущихся объектов в воздухе штатив оказывается практически бесполезным. Во-первых, он мешает фотографу вести цель, а, во-вторых, неспособствует «стабилизации» самого объекта съемки, за которым охотится авиаспоттер.

Поэтому приходится буквально ловить с рук самолеты в кадре, когда они заходят на посадку или «зависают» в верхних точках при выполнении фигур высшего пилотажа. Скорость полета при съемке самолета в крупном масштабе можно попытаться компенсировать только короткими выдержками и высокой чувствительностью. Либо опять-таки ловить те моменты, когда скорость воздушного судна сравнительно невысока. Но бывает это, к сожалению, только в верхних точках траектории, то есть дальше всего от авиаспоттера. Правда, иногда и в ближней зоне пилоты немного сбрасывают скорость, что позволяет фотографу получить примерно еще одну ступень выдержки.

При съемке движущихся объектов в воздухе существует несколько общих рекомендаций. Во-первых, лучше снимать в RAW-формате, поскольку последующая обработка отснятых кадров практически неизбежна. Во-вторых, рекомендуется снимать с достаточно короткими выдержками, чтобы минимизировать смазанность изображения. Для этого во многих случаях придется также увеличить чувствительность ISO. В-третьих, поскольку самолет движется в воздухе, то снимать нужно сериями. Тогда появляется шанс, что даже если фотограф не очень точно сфокусировался на резкость, то в одном из готовых кадров воздушное судно само подлетит на нужное расстояние. В-четвертых, стоит использовать бленду для защиты от бликов и прямых солнечных лучей.

Помимо этого, существует множество тонкостей и приемов, позволяющих сделать фотографию самолета более интересной и оригинальной. В частности, попадание в кадр облаков может существенно оживить снимок и сделать его неповторимым. При съемке самолета, стоящего неподвижно на земле, можно уделить внимание второстепенным предметам, располагающимся поблизости на аэродроме.


Фото: lilith121 / Foter.com / CC BY-NC

Приемов съемки авиатехники на самом деле огромное количество, умение находить их и правильно использовать приходит к фотографу с опытом. Впрочем, даже у опытных авиаспоттеров количество удачных кадров самолетов, движущихся в небе, которые не стыдно показать коллегам по увлечению или даже самому рассмотреть в крупном масштабе измеряется всего несколькими десятками. А число безупречных по всем показателям кадров вообще ограничивается штуками. Все дело в сложности такой фотосъемки и переоценке возможностей цифрового фотооборудования.

В России людей, по-настоящему увлеченных авиаспоттингом, пока гораздо меньше, чем в западных странах. Все дело в том, что это увлечение требует солидных затрат на покупку фотооборудования, высокой мобильности и массы свободного времени для того, чтобы путешествовать по миру. Ведь в одном аэропорту много захватывающих и разноплановых кадров сделать довольно сложно. Первый официальный «споттинг» для отечественных энтузиастов прошел в марте 2006 года в аэропорту «Внуково». Такие мероприятия с организованными группами фотографов и споттеров систематически проводятся в нескольких российских аэропортах.

К слову сказать, настоящие споттеры выбирают наиболее живописные аэродромы, к числу которых вряд ли можно отнести те, что находятся на территории России. Например, излюбленным местом для авиаспоттеров является аэропорт в Инсбруке (Австрия). Благодаря тому, что он располагается на высокогорье, в кадре на заднем плане всегда можно получить красивые заснеженные горные вершины. Также большой популярностью пользуется тропический остров Сан Мартен на Карибах. Взлетно-посадочная полоса местного аэропорта начинается очень близко к береговой линии, вследствие чего заходящие на посадку самолеты пролетают над отдыхающими на пляже туристами на высоте всего в несколько десятков метров.

Сегодня в Интернете можно найти целые сообщества авиаспоттеров и просто увлеченных авиацией фотографов, где дадут ответ на любые интересующие новичка вопросы, начиная от условий получения разрешения на проведение съемки на аэродроме и заканчивая тонкостями фотографирования самолетов в воздухе. Авиаспоттинг – это не только фотография, но и возможность завести новых друзей, разделяющих общие увлечения, погрузиться в необыкновенный мир авиации и найти повод для путешествия в другие страны для возможности съемки новых воздушных судов.

Сегодня мы поговорим о том, как фотографировать самолёты, а не только наблюдать за ними (о наблюдении-споттинге мы уже писали ). Для этого порой достаточно просто поднять голову вверх и посмотреть на небо. Или отправиться в отпуск на борту авиалайнера, предварительно поснимав его с самых выгодных ракурсов на перроне. Или посетить авиасалон МАКС, где будет прорва разных самолётов - боевых, грузовых и гражданских - рай для авиагурмана.

О том, где и как снимать самолёты нам расскажет Артём Каширин - создатель инстаграм-аккаунта @artemairplane .

Всем привет, зовут меня Артём, можно просто Тёма. Я работаю в месте, никак не связанном с авиацией, а увлёкся споттингом только в 30 лет. До этого я лишь заворожённо смотрел на небо, на самолёты, на пилотов и бортпроводниц, на всю эту, любимую мной, суету аэропорта. Сегодня же, спустя несколько лет, моё хобби сделало меня, без ложной скромности, одним из самых популярных споттеров в нашей стране. А это значит, что места в бизнес-классе мне заказаны, а улыбки и обнимашки от стюардесс входят в мой обязательный райдер. Шучу, конечно. Я просто стал чаще летать, кататься на официальные споттинги, авиашоу и особые показы, куда попадают только избранные журналисты и блогеры.

Вообще, слово «споттинг» произошло от английского spot - «опознать», «увидеть». Это вид увлечения, заключающийся в наблюдении за самолётами и ведении их учёта. Сначала за стальными птицами наблюдали с помощью биноклей и подзорных труб, затем пришло время фотоаппаратов. И сегодня споттинг - это ещё и съёмка самолётов.

Итак, чуть больше четырёх лет назад я был просто человеком, влюблённым в небо, путешествия и авиацию, видевшим самолёты два-три раза в год. Но однажды я купил себе фотоаппарат. Выбирая между разными фотобрендами, я остановился на Canon 600D в комплекте с объективом Canon 18-135mm. При этом я просто собирался фотографировать на отдыхе, в отпуске, в семейных путешествиях. Потом я установил на смартфон набиравшее популярность приложение FlightRadar24. Оно позволяет увидеть, что летает вокруг тебя в небе на разных эшелонах. Пользоваться им крайне просто: увидел самолёт, включил приложение и через несколько секунд ты знаешь, что это за модель авиалайнера, в какой он ливрее, откуда и куда летит, на какой высоте.

Ливрея - цветовая схема покраски воздушных судов, призванная выделить гражданское судно или сделать военный самолёт менее заметным. Ливреи бывают уникальными, иногда самолёт перекрашивается к определённой знаменательной дате или событию.

Вот тогда я осознал, что можно не только наблюдать за самолётами из терминала во время путешествий, но и самому ездить туда, где стальные птицы очень близко, где можно их видеть хоть целый день, да ещё и фотографировать.

Я хорошо помню, что 22 августа 2013 года я впервые собрался на свой личный споттинг в аэропорт Домодедово. Я ещё не знал ни точек, ни что такое глиссада, я ничего не знал, у меня было только одно желание - увидеть самолёты ближе. Кое-как я припарковался в окрестностях аэропорта, взял фотоаппарат в руки, посмотрел во Flightradar 24, убедился, что именно в этом месте взлетает самолёт и застыл…

И вот он! Эти эмоции я не забуду никогда. Красивый белый самолёт Boeing 777-200 Transaero Airlines с большой скоростью словно вынырнул из-за забора, и я его сфотографировал. Да, в режиме «автомат», но я это сделал! Кстати, самое первое в моей жизни фото самолёта, сделанное на зеркальный фотоаппарат Canon 600D, я выложил в Instagram и до сих пор не стирал его и не сотру.

После этого я влюбился в споттинг, в наблюдение за самолетами, в романтичный мир авиации.

Вернувшись счастливым домой, я понял, что хочу ещё! Но теперь к этому вопросу я подошёл более разумно. В социальной сети начали появляться знакомые по «небесному» хобби. Они рассказали, где, как и куда можно проехать или пройти для наблюдения за самолётами с близкого расстояния, под глиссадой или около.

Глиссада - траектория взлёта или снижения самолёта, в том числе непосредственно перед посадкой.

Вот на этой-то глиссаде я и начал учиться фотографировать. Сначала выходило коряво, а потом всё лучше и лучше.

Для споттинга под глиссадой или около неё на начальном этапе вполне достаточно любительской зеркалки с китовым объективом 18-135 мм. Такой комплект позволяет приобрести первые навыки фотографирования самолётов, при этом фото выходят резкими, красивыми, достаточно яркими. Да, учиться фотографировать самолёты с бюджетной техникой чуть тяжелее, но потом, при необходимости, это помогает быстро освоить технику более высокого класса.

Итак, для начала наблюдений за самолётами я советую иметь программу Flightradar24, фотоаппарат класса Canon EOS 800D, продвинутый китовый объектив типа EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS STM (если есть возможность - зум с фокусным расстоянием 70-300мм) и бинокль уровня Canon 10х30 IS II . Многие берут и рацию, но мне её заменяет приложение Live ATC. Плюс терпение и желание учиться - вот прекрасный набор споттера, который не один год будет Вас радовать и долго не заставит тратить деньги на что-то большее.

Авиашоу воплощает детские фантазии о великолепных полетах самолетов и желание быть непобедимым в реальность. Наверное, поэтому на этих «крылатых» представлениях можно увидеть все поколения семей — от дедов и мальчишек до молодых людей, которые не просто любуются аэросалоном, но и замирают с камерой в руках, глядя в небо, пытаясь вернуть свои детские ощущения и воспоминания.

Итак! Как фотографировать авиашоу?


Как и для любого фотографического жанра, фотокамер, которыми можно снимать авиашоу, превеликое множество. Выбрать можно любую — начиная от самых дорогих и заканчивая бюджетными вариантами. Просто всегда помните, что основную работу выполняет не камера, а пространство между ушами, от работы которого зависит будут ли ваши фотографии лучше, чем у других или нет.


Несколько советов для получения лучших снимков!

Снаряжение
Камера: DSLR, штатив или монопод для устранения шевеленки.

Объективы: желательно телевик 50-200 мм F2.8-3.5 для тех самолетов, что летают на уровне зрителей; 2x телеконвертер, чтобы увеличить фокусное расстояние и что-то для широкого угла, чтобы попробовать получить фотографии с драматической перспективой.

Память и аккумуляторы: не забывайте о запасных батареях. В любой момент времени в вашем кофре должны быть запасные батареи. Всякий раз, готовясь к съемке, убедитесь в том, что у вас достаточно питания для камеры и его хватит на несколько часов интенсивной съемки. Нет, пожалуй, ничего более раздражающего, чем в отличный съемочный день неожиданно обнаружить, что из-за серийной съемки у вас осталось места на карте памяти буквально для пары кадров. Чтобы судорожно не стирать «лишнее», руководствуясь только небольшим изображением на дисплее фотокамеры, закиньте в кармашек сумки или жилета парочку дополнительных карточек. Кстати, об одежде!

Одежда
Носите шляпу или бейсболку! Не стоит перегревать голову. Держите столь тонкий в настройке инструмент подальше от солнечных лучей. Наденьте брюки-карго и фотожилет. На некоторых авиасалонах вам не позволят пройти на территорию, увешанному сумками и кофрами, поэтому множество карманов и кармашков вам очень могут пригодиться. На всякий случай все самое ценное спрячьте в зиплок-пакеты, чтобы сохранить в безопасности.

Аксессуары

Солнцезащитный крем, беруши, удобная обувь и вода.

1. Если у вас есть практика съемки других быстродвижущихся объектов, она вам пригодится и на авиашоу.

2. Универсальное правило заключается в следующем: «Не снимайте с выдержкой в два раза меньшей, чем ваше фокусное на длинном конце». Другими словами, если вы используете 100-400 мм объектив, скорость затвора должна быть не ниже 1/800.

Есть исключение из правила. Для самолетов с пропеллером, т.е. поршневых, нельзя использовать короткую выдержку. Она «заморозит» движение пропеллера в воздухе и самолеты будут выглядеть неестественно. Профессионалам и сведущим людям, которые потом будут смотреть на ваши фотографии, может показаться, что машина сейчас упадет, потому что находится в нерабочем состоянии. Используйте чуть большую выдержку, чтобы захватить все едва уловимые движения и слегка размыть изображение пропеллера.

Подобное может быть достигнуто, если вы снимаете с выдержкой где-то от 1/125 до 1/180. Съемка в непрерывном режиме повысит вероятность получения хороших кадров.

3. Используйте в камере режим приоритета выдержки . Установите значение порядка 1/1000. Это поможет устранить шевеленку, вызванную дрожанием рук. Для среднестатистического фотографа данный метод прекрасно работает. Тем не менее, при прочих равных, в режиме приоритета выдержки, камера регулирует раскрытие диафрагмы, что в свою очередь приводит к размытостям другого порядка — из-за уменьшения глубины резкости. Именно поэтому увеличение скорости затвора не является идеальным решением.

4. Для тех, кому нравятся фотографии летающих объектов, когда они сняты на короткой выдержке, следует переводить камеру в мануальный режим съемки, устанавливать диафрагму на средних числах (от f5.6 до f11 в зависимости от яркости освещения) и пробовать выдержку около 1/800. Опять же, в зависимости от яркости дня.

5. После того, как у вас дойдет дело до снимков зрителей или фотографирования стационарных самолетов, переключите камеру в режим приоритета диафрагмы. Большинство шоу проходят в хорошую погоду, поэтому можно не особо беспокоиться по поводу количества света. Делайте снимки так, как для вас комфортно. Попробуйте, например, съемку с диафрагмой f9.0 или даже f2.8, если увидите что-то для макро-изображений.

6. Отправляйтесь на авиашоу пораньше. Время вам необходимо для того, чтобы осмотреться и пристреляться . Как выбрать лучшее место? Лучшее место там, где вы увидите фотографов с большими линзами. Не позволяйте им себя запугать. Тихонечко пристройтесь рядом и помните про совет номер один — качество фотографий напрямую зависит от того, что находится между ушами фотографа.

7. Будьте готовы к некоторым разочарованиям! Вы обязательно пропустите время и у вас окажется целая куча кадров с половиной самолета или размытые снимки, включающие чью-то голову. Не удаляйте ничего, пока не посмотрите все изображения на большом мониторе компьютера. Пока вы будете очищать свою карту памяти — пропустите что-нибудь важное, что в тот момент будет происходить в воздухе.

Самое главное

Авиашоу — это очень весело. Не погружайтесь в процесс съемки так глубоко, чтобы забыть, что пришлю на аэросалон для того, чтобы хорошо провести время с семьей. Безусловно круто дополнить свое портфолио великолепными кадрами, но куда будет круче, если этот поход останется в памяти вашего ребенка как самое замечательное событие и эпизод детства.

Kevin Pepper, перевод С.Заводова <

Споттинг - это, по сути, спортивная статистика. Задача в том, чтобы увидеть, описать и запечатлеть как можно больше разных самолетов, поездов, судов или птиц. А после их систематизировать и похвастаться в Интернете. Кажется, что менее увлекательным мог бы быть только марафон по бухучету. Но многие споттеры готовы отказаться от амбиций продавца месяца или менеджера года, чтобы споттить всю оставшуюся жизнь.

Плейнспоттинг, или просто споттинг

Наблюдение за самолетами - самая массовая разновидность споттинга. Если ты видел у аэропорта кучки людей, которые рассматривают небо в бинокли, - это как раз споттеры.

Цели и задачи. Кто-то стремится увидеть все самолеты конкретной авиакомпании, а кто-то - все самолеты в определенном аэропорту. Главное - зафиксировать бортовой номер и узнать потом историю самолета на airfleets.net . Все это либо записывают в блокнот для собственного удовольствия, либо выкладывают фото с информацией на ruspotting.net или в «Инстаграм». У человека практичного может возникнуть вопрос: зачем? Ответ таков: затем же, зачем люди собирают редкие пивные банки или гербарий кувшинок Вологодской области. Споттинг - это коллекционирование впечатлений в чистом виде.

Особая удача. Плейнспоттер обычно хвастается фотографией редкого самолета. Это может быть нестандартное сочетание модели и ливреи - например, Bombardier в цветах ВВС СССР, встреченный не так давно споттерами в одном из московских аэропортов. Или самолет редкой для этих мест авиакомпании. Удачей считается и дубль - это когда в кадр попадает больше одного самолета в воздухе.

Лучшие охотничьи угодья. Остров Сен-Мартен - известен пляжем прямо под глиссадой. Остров Корфу - в заливе Халикиопулу есть дамба-перемычка, опять же под глиссадой. Аэропорт Милан-Бергамо - компаний и самолетов туда летает множество, а расхлябанность правил позволяет споттить чуть ли не на взлетно-посадочной полосе.

Трейнспоттинг

Знаменитая экранизация романа Ирвина Уэлша ни при чем. Просто британские наркоманы прозвали трейнспоттингом удачное попадание иглой в вену. А изначально трейнспоттинг - это выслеживание поездов и переписывание их номеров.

Цели и задачи. Глобальная цель трейнспоттера - увидеть, запечатлеть и переписать все локомотивы, курсирующие по стране. Некоторые фанатики стремятся увидеть и все вагоны. Как и в плейнспоттинге, здесь фиксируют номер локомотива или вагона, место и время встречи и разные детали, которые удалось разузнать: время постройки, особенности модели и т. д.

Особая удача. Иногда повезет увидеть паровоз во время работы. Обычно их используют в качестве резерва где-то в глуши, но в Польше и Германии есть регулярно работающие экземпляры. Дрезины и невиданные устройства вроде старой «Волги» на шасси от локомотива, сделанной по мотивам фильмов Кустурицы, тоже гарантируют трейнспоттеру славу на форумах.

Лучшие охотничьи угодья. Любые сортировочные станции - там происходит формирование составов и смена локомотивов. Вход туда обычно запрещен, но обозревать можно из-за забора, как и в аэропортах. Главные страны для трейнспоттеров - Британия, где и появился тренд, Польша, Германия и Швейцария.

Шипспоттинг

Чтобы им заниматься, нужно иметь под боком либо порт, либо реку. При этом быть крепко подкованным по части флотской техники. Поэтому шипспоттингом чаще развлекаются моряки вне рейсов.

Цели и задачи. Увидеть что-нибудь странное и необычное. Шипспоттеры не столько ведут статистику перемещения обычных судов, сколько выискивают редкости.

Особая удача. Атомная подлодка, танкер ледового класса, плавучий кран типа «Исполин», редкие работающие паровые суда. Или что-то вовсе головокружительное вроде экраноплана на Каспии. Особенно шипспоттеры любят нестандартные сюжеты вроде буксировки на барже самолета со снятыми крыльями. То есть это нечто среднее между споттингом и репортажной съемкой.

Лучшие охотничьи угодья. Босфор, Волго-­Каспийский канал, Кильский канал, датский пролив Большой Бельт между островами Лолланн и Зеландия. Конечно, Панамский и Суэцкий каналы не менее оживленные в смысле судоходства, но все указанное намного ближе, при этом имеет мосты, с которых удобно наблюдать водоплавающие редкости.

Бёрдвотчинг

Это настолько близкий к науке споттинг, что иногда в нее переходит. Бёрдвотчингом, то есть наблюдением за птицами и их классификацией, баловались Джимми Картер, герцог Эдинбургский, Ян Флеминг и - внезапно - Джереми Кларксон.

Цели и задачи. Увидеть своими глазами как можно больше видов птиц и зафиксировать, что они делали и куда направлялись. Рекорд пока принадлежит англичанину Джону Хорнбаклу: 9435 видов птиц из существующих в мире 10 580!

Особая удача. В отличие от прочих видов споттинга, здесь особым шиком считается не сфотографировать птицу на большом расстоянии, а рассмотреть невооруженным глазом. Особенно если это антропофобный вид, то есть сильно боящийся человека. А открыть новый вид или передать ученым ценные сведения о миграции птиц - это как раз тот момент, когда споттинг становится полноценной орнитологией.

Безопасный просмотр

Помимо общих правил - пользоваться в своей деятельности здравым смыслом, смотреть по сторонам и не трогать руками непонятное - в споттинге есть и особые ноу-хау.

Не надо качать сетку вокруг аэропорта или виснуть на ней. Сердитые люди в штатском приедут очень скоро.

Следует иметь с собой документы и камеру. Власти уже знают про споттеров, но не знают, что главное для них не съемка, а ведение учета. Если крутиться в аэропорту или около депо без камеры и что-то писать в блокнот, то это будет выглядеть крайне подозрительно.

Если видишь что-то военное - не снимай и не рассказывай об этом на форумах. Были случаи, когда люди получали срок даже за перепост информации из Интернета, оказавшейся гос­тайной. И если кто-то случайно выпустил на улицу секретный ядерный паровоз на подвод­ных крыльях, тебе не стоит отвечать за чужое разгильдяйство.

Жаргон споттеров

Выльник - локомотив ВЛ80. Вообще-то он «Владимир Ленин».

Демих - локомотив производства Демиховского машиностроительного завода, который делает электрички.

Двухсистемники - электровозы, которые могут питаться и от переменного тока, и от постоянного.

Светофор - JatAirways (из-за рисунка на ливрее).

Рюмка - здание в Шереметьеве.

Батонщики - споттеры, которые снимают распространенные самолеты (вроде аэрофлотовских «Боингов») в три четверти кадра, на фоне неба и без номера. У правильных споттеров даже в таком кад­ре обязательно видны номер и полностью ливрея.

Баян - Л-410.

Баба с коромыслом - Ан-148.

Сороконожка - Ан-225 «Мрия».

Винтоплюх - вертолет Ми-14.

Инструменты споттинга

Бинокль - не слишком большой, с 8-10-кратным увеличением и резиновым покрытием, чтобы не скользил.

Камера - на вкус. Но помни: чем больше пикселей, тем медленнее фокусировка и дольше сохранение.

Штатив. Если ты шипспоттер и снимаешь с борта судна, обмотай руку чем-то мягким, используй как подставку и ни на что не облокачивайся, чтобы вибрация не передалась на камеру. Но во всех прочих случаях штатив пригодится.

Определитель птиц для бёрд­вотчеров - например, онлайн-версия Collins Birds Guide.

ФОТО: SHUTTERSTOCK; TASS; GETTY IMAGES

25.09.2011 19303 Тематические статьи 0

Пленительный мир авиации манит и притягивает к себе миллионы людей по всему миру. Кто не мечтал в детстве стать летчиком, кто может остаться равнодушным при посещении авиашоу, когда на Ваших глазах многотонные машины грациозно вальсируют в небе, а песня реактивных двигателей заставляет содрогаться землю под ногами? Огромные пассажирские авиалайнеры и стремительные истребители, более смахивающие на этажерки старинные летательные аппараты и стрекозообразные вертолеты - на фотоснимке грациозные очертания стальной птицы подчеркнут ее изящность, красоту, динамичность.

В этой статье фотошколы мы рассмотрим технические вопросы авиафото. Поймать в объектив самолёт, только что мчавшийся по взлетно-посадочной полосе в момент его отрыва от земли, или проносящийся высоко в небесной синеве... Это - мир, где все решают секунды. Остановить мгновение, запечатлеть на фотографии объект, движущийся с такой скоростью, что за его перемещением не успевает человеческий глаз - в этом изюминка авиационной фотографии, особое удовольствие от процесса подобной фотосъёмки.

Далее будут рассмотрены особенности фотосъемки, как за пределами территории аэропорта, так и непосредственно на летном поле. Возможность оказаться в самом центре событий представляется во время авиасалонов или дней открытых дверей на военных авиабазах, а также на официальных фотосессиях (плэйн-споттингах) в гражданских аэропортах. Однако, особо хочется отметить, что находясь на территории аэродрома, в погоне за красивым кадром, эффектным ракурсом никогда не следует забывать о собственной безопасности и безопасности экипажа и пассажиров воздушного судна. Никогда не следует находиться на взлетно-посадочных полосах и рулежных дорожках непосредственно на траектории движения самолета.

Вам понадобятся:

Фотокамера
Для съемки самолетов в воздухе предпочтительнее фотокамера с высокой скоростью серийной съемки (далее будет рассмотрено, в каких случаях это потребуется).

Объектив
Оптимально использовать светосильный телеобъектив. При этом, объектив с фиксированным фокусным расстоянием, конечно, позволит вам получить бескомпромиссные по качеству изображения снимки, однако, в большинстве случаев при съемке зум-объективом, вы будете все же иметь большую свободу выбора ракурса и как следствие, получите больше разнообразных по сюжету фотографий. Например, на авиашоу, во время выполнения демонстрационных полетов в пределах пилотажной зоны, расположенной на безопасном расстоянии от зрителей, с широким диапазоном высот и скоростей, расстояние до объекта съемки будет постоянно изменяться и поэтому использование объектива с переменным фокусным расстоянием будет предпочтительнее. Использование же объектива с фиксированным фокусным расстоянием может быть оправданным, например, при съемке за пределами гражданского аэропорта заходящих на посадку один за другим, по одной и той же траектории, рейсовых пассажирских самолетов.

При съемке статической экспозиции на авиасалоне или самолетов на стоянках в аэропорту используйте широкоугольный объектив. Пока самолет на земле, можно неторопливо выстроить кадр, обратить внимание на детали, подождать красивого света, рассветного или закатного, например. Выбрать наиболее выгодный ракурс, низкую или высокую точку съемки.

Также при съемке на территории аэропорта может быть оправдано использование двух фотокамер, на одной из которых будет установлен широкоугольный объектив, а на другой телеобъектив (одна камера для самолетов на статической экспозиции и на рулении или буксировке в непосредственной близости от Вас, вторая - для самолетов в воздухе, и находящихся на большом расстоянии на стоянках).

Техника съемки

1. Съемка с проводкой
Движущийся по полосе самолет смотрится эффектнее, если фотография передает скорость его движения. Готовая оторваться от земли машина с уже поднятой передней стойкой шасси, или мгновение назад коснувшаяся земли, или проходящая в полуметре над полосой до или после касания - все эти сюжеты получатся одинаково красивыми при съемке с проводкой.
Соответственно, Вам необходимо располагаться как можно ближе к точке отрыва самолета от взлетно-посадочной полосы или к точке касания. Угадать эти точки заранее со стопроцентной уверенностью невозможно, однако общие закономерности позволят свести вероятность занять неправильную позицию к минимуму.

При выборе точки съёмки важно учесть не только положение солнца, но и направление ветра. Взлёт и посадка обычно осуществляются против ветра, но на крупных авиашоу, где в кабинах самолетов сидят, как правило, летчики-испытатели ведущих конструкторских бюро, взлетать и садиться могут и по ветру.
Длина разбега (и, как следствие, точка отрыва) зависит, кроме направления и скорости ветра, еще и от веса взлетающего самолета и мощности его двигателей. Так же учитывайте технику взлета- например, отечественные самолеты, как правило, отрываются от земли позже своих западных аналогов. Вес взлетающего самолета будет тем больше, чем дальше ему предстоит лететь (из-за веса топлива на борту). При съемке в гражданском аэропорту, заранее изучив расписание, можно узнать, куда отправляется тот или иной самолет.

2. Короткие выдержки.
К сожалению, получение резкого качественного кадра при съемке с проводкой, гарантировано на сто процентов далеко не всегда и поэтому, если, например, на авиашоу Вам представилась возможность снять единственный полет уникальной машины, будьте готовы к тому, что, возможно, снимок получится неудачным. Съемка на короткой выдержке даст более предсказуемый результат (но и тут Вы, конечно, не застрахованы от неудачи на сто процентов).
Чтобы исключить смазывание изображения, снимайте с выдержкой, значение которой будет меньше обратной пропорции фокусного расстояния объектива. Например, при использовании объектива с фокусным расстоянием 500 мм, не устанавливайте выдержку длиннее 1/500. Использование штатива при съемке полетов неприемлемо, однако, можно попробовать использовать монопод.

3. О ракурсах и сюжетах

Избегайте снимать самолеты в воздухе (в первую очередь пассажирские авиалайнеры) в профиль. Тонкий и длинный силуэт разрежет кадр пополам, оставит много незаполненного пространства (такой ракурс на слэнге авиафотографов называется «боковик» или «батон»). Не «пеките батоны», смотреть их зрителю быстро наскучит, но в то же время помните, что именно такая фотография лучше всего демонстрирует ливрею (раскраску) авиалайнера. Снимайте в таком ракурсе только самолеты в самых красивых и необычных ливреях.
Или снимайте «боковики» самолетов на земле. Попавшие в кадр наземные объекты, заполнят пустое пространство, сделают кадр плотнее (например, сделанные с проводкой фотографии самолета на полосе тоже можно назвать «боковиками»).
Однако если ливрея самолета не представляет экстра интереса, лучше снять самолет на земле в 3/4, в таком ракурсе он будет смотреться еще эффектнее.

Можно поэкспериментировать, попробуйте снять самолет в 3/4 не только спереди, но и с хвоста, с низкой или с высокой точки съемки. Но помните при этом, что длинное тонкое крыло превратиться на снимке в узкую полоску, и если оно будет присутствовать в кадре целиком, оставит, таким образом, также много незаполненного пространства. Кроме того, постарайтесь никогда не размещать крыло на уровне горизонта.

Чтобы сделать кадр с самолетом в воздухе более плотным, максимально заполнить пустое пространство снимка, снимайте самолет на вираже. Причем вираж должен выполняться на фотографа - чтобы самолет показал ему, освещенную солнцем верхнюю плоскость. Иначе на снимке будет «пузо». Хуже «боковика» может быть только снимок с «пуза». С этого ракурса практически любой самолет выглядит некрасиво. К тому же, «пузо» практически никогда не будет освещено солнцем, хотя исключения тоже бывают - например, зимой солнечный свет, отраженный от снега, нижнюю часть самолета все же подсветит, а прямой солнечный свет может попасть на «пузо» взлетающего авиалайнера на рассвете или перед закатом, когда солнце невысоко над горизонтом, а самолет набирает высоту с большим тангажом (высоко «задрав нос»). В отличии от «пуза» пассажирских авиалайнеров, «пузо» истребителя или спортивного поршневого самолета может оказаться на солнце во время выполнения фигуры высшего пилотажа «бочка» (когда самолет летит «вниз головой»). Как правило, эта фигура высшего пилотажа выполняется с убранным шасси, тем необычнее и интереснее будет смотреться на фотографии самолет, «пузо» которого окажется на солнце, а «спинка», наоборот, в тени во время выполнения бочки с выпущенным шасси.

Выбирая позицию для съемки вблизи аэродрома (вне его территории), в случае если Вам доступны только точки за обеими торцами полосы, позволяющие делать только фотографии самолета, находящегося в воздухе, предпочтительнее будет «посадочный торец». Взлетевший самолет пройдет над Вами на большей высоте, чем садящийся. К тому же, взлетевший самолет к моменту прохода торца полосы, скорее всего, уже успеет убрать шасси, в то время как садящийся предстанет перед Вами во всей красе в посадочной конфигурации - с выпущенными на максимальный угол закрылками и шасси, с включенными фарами.

Экспериментируйте, попробуйте включить в композицию окружающий пейзаж, солнце, облака, тени на облаках, дымы, тепловые ловушки в момент их отстрела (салют). Особенно красив момент синхронного отстрела ловушек несколькими самолетами в составе пилотажной группы, например, во время роспуска, или при выполнении одним из них (соло) высшего пилотажа.
Однако, помните, что общепринятые в художественной фотографии законы композиции в авиафото не действуют (включая правило третей и золотого сечения).

Поскольку Вашему зрителю интересно в первую очередь видеть на фотографии именно самолет, а не окружающий его пейзаж или небо, снимайте самолет крупно, стараясь заполнить им весь кадр, располагая его посередине фотографии. Авиафото - это, в какой-то мере, та же предметная фотография или макро. Как правило, облакам, теням и дымам основной роли на снимке не отводится.
Уделите внимание реактивной струе от двигателя. Особенно эффектно она будет смотреться на фоне наземных объектов, но если их в кадре нет, можно оживить снимок и реактивной струей просто на фоне облаков. Ищите ракурс, при котором в реактивной струе одного самолета (за ней) окажется другой самолет. Например, при съемке на перроне. Или при съемке парных посадок. Или при съемке вблизи аэропорта с интенсивным трафиком, когда второй самолет в воздухе в кадр попадает случайно. Помните, что наличие в кадре второго самолета всегда оживляет снимок.

Но и не забывайте о том, что «размытый» самолет - это, брак, неудачный кадр. Будь то самолет, оказавшийся в реактивной струе двигателя другого борта или его работающей ВСУ - вспомогательной силовой установки, в мареве, поднимающемся от бетона полосы в жаркий день, или в дрожащем теплом воздухе за окном. Помните, что снимая зимой из теплого помещения через открытое окно (например, из номера приаэродромной гостиницы с видом на летное поле), вы тоже можете столкнуться с дрожащей «стеной» теплого воздуха за открытым окном.

При съемке самолета обращайте внимание на стоящие с ним по соседству другие борта, не запущена ли на них ВСУ. Теплый воздух не всегда заметен глазу, ориентируйтесь по звуку работающей ВСУ. При съемке у полосы в жаркий день, снимать получится только самолеты, находящиеся над полосой на определенной высоте (где марева уже не будет).

Попробуйте запечатлеть на фотографии срывы воздушного потока. Они возникают при сочетании определенных значений влажности воздуха, его температуры и углов атаки, с которыми пилотируется самолет. Общая закономерность - чем выше влажность воздуха, тем больше эффект. Соответственно, идеальные условия для съемки - солнце, только-только вышедшее после грозы. Влажность воздуха в этот момент еще высокая, но и солнечный свет уже есть.

Также, появившееся непосредственно после грозы солнце, дает Вам возможность снять всю красоту взлетов и посадок на мокрую полосу, особенно эффектен будет процесс включения реверса на пробеге (особый режим работы двигателя, при котором тяга двигателя направляется в обратную сторону, используется при торможении после посадки).

Можно попробовать снимать не только после дождя, но и непосредственно в дождь, туман или снег. Брызги за самолетом или поднятая им снежная пыль могут немного оживить скучный кадр. Но помните, что солнечного света в таких условиях будет не хватать, и самолет на снимке окажется серым, неконтрастным.

Попробуйте запечатлеть срыв с лопастей винта турбовинтового самолета или вертолета. Общие закономерности возникновения этого явления такие же, как описано выше. Также, сделать снимок более выразительным могут помочь пыль или снег, поднимаемые вертолетами при взлете и посадке, брызги за взлетающим с воды или садящемся на воду гидросамолетом.

Снимайте турбовинтовые самолёты на длинной выдержке, чтобы их винты сливались в замкнутый круг. Во многом всё зависит от скорости вращения и количества лопастей. Но подобные кадры получится снять, скорее всего, только когда самолет неподвижен или на рулении.

Самое сложное в авиационной фотографии - это встречный пилотаж, когда многотонные машины стремительно несутся навстречу друг другу. Мгновение, еще мгновение … и … самолеты разошлись в разные стороны. Скорость одного из них относительно другого при этом могла достигать 1500 км/ч и выше. Здесь, как нигде больше, пригодится высокая скорость серийной съемки. Однако никакая, даже самая современная и скоростная камера не позволит сделать серию кадров, в которой гарантированно будет идеальный снимок. Везение при съемке встречного пилотажа Вам потребуется как никогда, но определенная техника получения удачных фотографий поможет приблизиться к конечному результату. Выберите самолет, который в момент пересечения курсов будет к Вам ближе. Это не так просто как кажется, Ваш глазомер может Вас обмануть, остается опять надеяться на удачу. Ведите выбранный самолет в видоискателе, и старайтесь при этом не упускать из вида вторую машину, идущую ему навстречу. В момент пересечения траекторий полета (или за мгновение до него, если у Вас получится) нажимайте на спуск, заранее установив режим серийной съемки. Выберите из полученной серии удачный кадр (в случае его наличия). Других советов, к сожалению, не существует. Но вероятность получить хороший снимок все же не так мала, как может показаться на первый взгляд.

В заключение хочется отметить, что авиационная фотография не ограничивается вышеописанными сюжетами и приёмами съемки. Продолжайте экспериментировать, ищите новизну.

Попробуйте себя в «авиамакро» (снимайте крупным планом стойки шасси, турбины или винты двигателей, сопло ВСУ, винглеты на крыльях и т.д.) или «интерьерной съемке» (обыграйте в кадре ряды разноцветных кресел в пассажирском салоне авиалайнера или неповторимое сочетание стрелок, индикаторов и ламп на приборной доске в кабине пилота, роскошь салонов самолетов бизнес-авиации и просторные грузовые кабины военно-транспортных самолетов-гигантов).

Помните также об юридических аспектах подобной фотосъемки. Например, некоторые авиакомпании запрещают фотографировать в салоне своих самолетов. Несанкционированно фотографировать в непосредственной близости от аэродромов разрешено тоже не во всех странах мира. Будьте готовы к общению с представителями САБ - службы авиационной безопасности.

Фото Дм. Маркелов, МАКС-2009



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...