Что осталось от людей в городе помпеи. Краткая история помпей

Недавние раскопки показали, что в I тысячелетии до н. э. существовало поселение близ современного города Нола и в VII веке до н. э. приблизилось к устью . Новое поселение - Помпеи - было основано осками в VI веке до н. э. Их название скорее всего восходит к оскскому pumpe - пять, и известно с самого основания города, что свидетельствует о формировании Помпей в результате слияния пяти поселений. Деление на 5 избирательных округов сохранилось и в римское время. По другой версии название произошло от греческого pompe (триумфальное шествие): по легенде об основании городов Помпеи и Геркуланума героем Гераклом , тот, победив великана Гериона - торжественно прошествовал по городу.

Ранняя история города слабо известна. Сохранившиеся источники говорят о столкновениях между греками и этрусками. Некоторое время Помпеи принадлежали Кумам , с конца VI века до н. э. находились под влиянием этрусков и входили в союз городов во главе с Капуей . При этом в 525 до н. э. был построен дорический храм в честь греческих богов. После разгрома этрусков в Ките, Сиракузах в 474 до н. э. господство в регионе вновь завоевали греки. В 20-е годы V века до н. э. вместе с другими городами Кампании были завоёваны самнитами . В ходе Второй Самнитской войны самниты были разгромлены Римской республикой , а Помпеи около 310 года до н. э. стали союзниками Рима.

Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинуло город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.

Среди погибших от извержения был Плиний Старший , из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы - у Стабии .

Раскопки города

Стили настенной живописи и фресок

Стены римских домов изнутри покрывались фресками, изученными по большей части на примере Помпей, Геркуланума и Стабий. Немецкий учёный Август Мау в 1882 году предложил деление помпейских фресок на 4 стиля. Впоследствии, с открытием других памятников, эта классификация была расширена на всю римскую настенную живопись. Приведённые здесь временны́е рамки характерны для Помпей, в Риме и других городах даты могут отличаться.

  1. Инкрустационный или структуральный ( - годы до н. э.) - характеризуется рустом (кладка или облицовка стен камнями с грубой, выпуклой лицевой поверхностью) и росписью, имитирующей облицовку мраморными плитами. Возник под влиянием искусства эллинизма , часто встречаются репродукции греческих картин.
  2. Архитектурный стиль (80 год до н. э. -14 год) - на гладких стенах изображались колонны, карнизы, архитектурные композиции, пейзажи, создававшие иллюзию объёма и уходящего вдаль пространства. В росписях появляются фигуры людей, создаются сложные многофигурные композиции, часто по мифологическим сюжетам.
  3. Египтизированный или орнаментальный (с 14 года н. э.) - переход к плоским орнаментам, в обрамлении которых размещались картины, обычно пасторальной тематики.
  4. Фантастический или перспективно-орнаментальный (с 62 года н. э.) - появляются фантастические пейзажи, изображаемая архитектура напоминает театральные декорации, переставая подчиняться законам физики. Картины с изображением людей становятся динамичнее.

Городские сооружения

Форум

По сторонам от лестницы находились две триумфальные арки . Западная, вероятно, была посвящена Германику , а восточная была разобрана. Возле северной оконечности храма находится арка, посвящённая Тиберию, в её нишах, обращённых на форум, находились статуи Нерона и Друза.

Храм Аполлона

Наряду с дорическим храмом на треугольном форуме это древнейший храм Помпей. Некоторые архитектурные детали позволяют датировать его - годами до н. э. Предположительно во II веке до н. э. он был перестроен, тем не менее сохранил характерную черту греческой архитектуры: колоннаду по всему периметру храма.

Храм обращён главным входом на базилику, окружён портиком, расписанным сценами из Илиады . Сам храм окружён 28 коринфскими колоннами, 2 из них полностью сохранились. Пол выполнен в той же технике, что и пол храма Юпитера. Перед лестницей - алтарь. Сохранились также бронзовая статуя Аполлона и бюст Дианы (оригиналы в музее Неаполя, в Помпеях копии). Слева от алтаря во времена Августа воздвигнута ионическая колонна для солнечных часов .

Храм Фортуны Августа и арка Калигулы

Находится в конце улицы Форума, идущей от арки Тиберия на северо-запад. Небольшой храм с фасадом из 4 коринфских колонн был построен на средства дуумвира Марка Туллия на собственной земле. Внутри храма несколько ниш для статуй Августа, членов его семьи и, возможно, самого Туллия.

За храмом улица Форума продолжается как улица Меркурия. В её начале установлена триумфальная арка Калигулы (правил в -41 годах н. э.), сложенная из кирпича и облицованная травертином (остатки облицовки сохранились только у основания). Рядом с аркой найдена конная статуя императора, вероятно, находившаяся на ней.

Другие здания

К юго-западу от храма Юпитера находились общественные уборные, склады для торговли зерном (сейчас в них хранятся археологические находки) и весовая - место хранения эталонов римских единиц измерения, по которым проверялись те, что использовали торговцы на форуме.

Комплекс общественных зданий в районе театров

Треугольный форум

Площадь треугольной формы, окружённая колоннадой из 95 ионических колонн. В северном углу находились пропилеи с 6 ионическими колоннами, на востоке соединяется с Самнитской палестрой, Большим театром и, по длинной лестнице, с Квадрипортиком.

На площади расположен греческий храм VI века до н. э. (т. н. Дорический храм ), посвящённый Гераклу, мифическому основателю города. Храм имел размеры 21 на 28 м, выстроен из туфа, с южной стороны к нему вела узкая лестница. Позади храма находились солнечные часы. Со всех сторон окружён колоннадой: 7 колонн по короткой и 11 по длинной стороне.

Самнитская палестра

Согласно посвятительной надписи, построена дуумвиром Вивием Виницием во второй половине II века до н. э.. С трёх сторон она окружалась портиком, в южной стороне располагался пьедестал, где проводились церемонии награждения, с западной стороны пристроены бытовые помещения. Из-за своих маленьких размеров, к эпохе Августа перестала вмещать всех желающих, после чего была построена Большая палестра .

Храм Исиды

В центре двора, окружённого портиком с коринфскими колоннами, на высоком цоколе стоял храм конца II века до н. э., восстановленный после землетрясения 62 года от имени 6-летнего Попидия Цельсиния его отцом Попидием Амплиатом, надеявшимся таким образом способствовать будущей политической карьере сына.

Фасад храма оформлен портиком в 4 колонны в ширину и 2 в глубину. По сторонам находились ниши со статуями Анубиса и Гарпократа . Также в храме была ёмкость с водой из Нила .

Храм Юпитера Мейлихия

Был построен ещё в III-II веке до н. э. и посвящён Зевсу , однако был перестроен и передан культу Юпитера в 80-е годы до н. э. По форме идентичен храму Исиды, однако имеет более глубокое внутреннее святилище. Выполнен из туфа, облицован мрамором.

По другой гипотезе, базирующейся на некоторых находках на территории храма, он был посвящён Асклепию .

Квадрипортик

Квадрипортик (площадь с портиком) служил местом, где собиралась публика театров до начала спектакля и во время антрактов. После землетрясения 62 года, разрушившего казармы гладиаторов в северной части города, под казармы приспособили квадрипортик. Здесь найдено оружие, ныне хранящееся в Национальном музее Неаполя.

Большой театр

Большой театр, ставший культурным центром города, был построен в III-II веках до н. э., с использованием природного склона для размещения сидений для зрителей. При Августе театр был расширен архитектором Марком Арторием на средства Марка Олкония Руфа и Марка Олкония Целера путём создания надстройки над уровнем земли, поддерживающей верхние ряды мест. В результате он стал способен вместить до 5000 зрителей. Мог быть накрыт навесом: кольца для него сохранились до наших дней.

Нижние несколько рядов (ima cavea ) предназначались для знатных горожан. Два балкона над боковыми входами, также построенные Марком Арторием - для жриц и организаторов представлений. Сцена была декорирована колоннами, карнизами и статуями, датируемыми временем после 62 года.

Малый театр

Амфитеатр и Большая палестра

Центральные термы

Заложены сразу после землетрясения 62 года н. э., однако к 79 году так и не был завершён бассейн, а портик палестры даже не начат. Трубы, по которым подавалась вода, уже существовали, однако печи так и не сложены. Имели полный набор залов, однако лишь в одном экземпляре (без деления на мужское и женское отделения).

Пригородные термы

Располагались в 100 метрах за Морскими воротами на искусственной террасе. Из-за своего положения были найдены и разграблены уже в древности. Интересной их особенностью являются большие окна с видом на море. Бассейны декорированы фресками с изображением водопадов и горных пещер, а также мозаиками. Однако наибольшую известность термы получили из-за 16 эротических фресок в четвёртом стиле (в их числе единственное известное древнеримское изображение лесбийского секса), найденных в начале 1990-х в аподитерии. Их наличие породило гипотезу, что в здании на втором этаже функционировал лупанарий , что, однако, отвергается археологами, изучавшими термы, и большинством историков.

Лупанарий

Помимо лупанария в городе существовало как минимум 25 предназначенных для проституции одиночных комнат, часто они располагались над винными лавками. Стоимость данного вида услуг в Помпеях составляла 2-8 ассов . Персонал был представлен в основном рабынями греческого или восточного происхождения.

Производственные здания

Обеспечение пищей

В Помпеях обнаружено 34 пекарни, полностью удовлетворявшие нужды горожан и экспортировавшие свою продукцию в соседние поселения. Наиболее известны пекарня Попидия Приска и пекарня на улице Стабий , в которой сохранилось 5 ручных мельниц . Жернова двух типов: один неподвижный конусовидный (meta ), другой в форме песочных часов без дна и крышки (catillus ), надевавшийся на него сверху. В полость верхнего жёлоба засыпалось зерно, и он приводился в движение рабами или волами . Изготовлены жернова из вулканических пород . Многие пекарни не имели прилавков для продажи хлеба, либо поставляя его оптом, либо разнося по домам или продавая на улице с рук.

Также в Помпеях производился рыбный соус «гарум », который в больших количествах шёл на продажу в другие города. Раскопан целый цех по его приготовлению, в котором сохранились амфоры для перевозки продукта. Технология состояла в следующем: рыбу, очищенную от костей и растёртую, выдерживали в солёной (морской) воде в течение нескольких недель. Часто к ней добавляли зелень, пряности, вино. Приправляли им самые разнообразные блюда.

В Помпеях была развита система термополиев (всего насчитано 89 заведений), снабжавших людей горячей пищей и позволявших им отказаться от приготовления её дома (многие дома в Помпеях не имели кухни).

Ремёсла

Одним из важнейших ремёсел в городе было производство шерстяных тканей. Найдено 13 цехов по обработке шерсти, 7 прядильных и ткацких мастерских, 9 красильных. Важнейшим производственным этапом было валяние шерсти, которое осуществлялось в Древнем Риме фуллонами (fullones ). Особенности технологии позволяли им заниматься также стиркой одежды горожан.

Наиболее широко известна помпейская сукновальня Стефания - перестроенный под мастерскую жилой дом. Фуллоны валяли и отмывали шерсть от пота животного и грязи в яйцеобразных чанах, которых у Стефания было три. Там же производилась очистка грязной одежды. В качестве моющего средства использовали соду или постоявшую 1-2 недели мочу , которые омыляли жир , находящийся в ткани. Ёмкость для сбора мочи, например, стояла в здании Евмахии на Форуме. Бросив шерсть или очень грязную ткань в чан, фуллон топтал его ногами (saltus fullonicus - танец фуллонов, как назвал этот процесс Сенека).

Затем шерсть и ткань следовало тщательно прополоскать в больших ёмкостях, которых у Стефания также было три. Относительно чистые и деликатные вещи в его сукновальне стирали в бывшем имплювии его тосканского атрия . Помимо этого, в сукновальне стояли ёмкости для отбеливания и покраски вещей. Осуществлялось здесь и глажение одежды, для туник даже имелся особый пресс.

В другой сукновальне (всего их в Помпеях 18), расположенной на улице Меркурия, найдены фрески, пролившие свет на весь технологический процесс фуллонов .

Жилые дома

Оригиналы большинства произведений древнеримского искусства (фресок, мозаик) выставлены в Национальном археологическом музее Неаполя . В самих домах находятся копии.

Дом Трагического поэта

Является типичным римским домом II века до н. э. и знаменит своими мозаичными полами и фресками, изображающими сцены из греческой мифологии. Находится напротив терм Форума. Назван по выложенной в полу мозаике репетиции трагического спектакля. У входа в дом выложена мозаика с изображением собаки и с надписью «Cave Canem » («Берегись собаки»). По сторонам входа находились торговые помещения.

Стены атрия были украшены изображениями Зевса и Геры , сценами из Илиады . Фрески перемещены в Археологический музей Неаполя.

Дом Хирурга

Один из древнейших помпейских жилых домов, выстроенный в IV-III веках до н. э. Получил название из-за того, что в нём обнаружены многочисленные хирургические инструменты . Фасад сложен из известняковых блоков, внутренние стены выполнены в технике opus africanum (вертикальные конструкции из положенных друг на друга чередующихся вертикальных и горизонтальных блоков, между которыми стена выкладывалась более мелкими камнями или кирпичами). Сохранились фрески в первом и четвёртом стиле.

Дом Фавна

Богатый дом, занимающий пространство между четырьмя улицами - инсулу (40 на 110 м), площадью 3000 м² - это самый роскошный дом в Помпеях. Предположительно, был построен для Публия Суллы, племянника завоевателя города, поставленного им во главе Помпей.

На пороге главного входа в дом выложена мозаичная надпись «HAVE» (здравствуй) , отсюда можно было пройти в этрусский (тосканский) атрий , сохранивший до наших дней имплювий (неглубокий бассейн для сбора дождевой воды) с богатой геометрической инкрустацией из разноцветного мрамора и статуэткой танцующего Фавна , давшей имя дому. Второй вход располагался восточнее и вёл во второй, тетрастильный (с крышей, поддерживаемой 4 колоннами), атрий, предназначенный, видимо, для гостей.

Дом Веттиев

Небольшой, однако богато украшенный дом, принадлежавший торговцам-вольноотпущенникам Авлу Веттию Конвиве и Авлу Веттию Реституту. Настенная роспись выполнена после 62 года в четвёртом стиле . Через вход и вестибюль, где находится известная фреска с изображением Приапа , можно попасть в атрий, стены которого украшены фризами с амурами и психеями . Два крыла атрия украшены медальонами с головой Медузы и Силена (справа) и фреской с дерущимися петухами (слева). Ещё один вход ведёт сюда с улицы через хозяйственные постройки.

Справа располагается второй маленький атрий с ларарием (отдельным святилищем). Прямоугольный в плане перистиль перпендикулярен направлению главного входа. Он украшен дорическими колоннами и настенной живописью. Перистиль полностью восстановлен, по оставшимся следам воссозданы даже клумбы. В перистиль открывается триклиний, стены которого расписаны амурами, подражающими деятельности людей. Видны сцены торговли, гонок на колесницах, обработки металлов, ткачества, сбора винограда, празднеств. Там же большое количество фресок, иллюстрирующих эпизоды мифов, изображения богов. В зале слева от перистиля - юный Геракл, душащий змей.

Дом Позолоченных Амуров

Граффити на стене дома называет его владельцем Поппея Абито, родственника Поппеи , второй жены Нерона.

Перистиль, вероятно, использовался для проведения театральных представлений: одна из колоннад приподнята наподобие сцены. Между колоннами были подвешены медальоны и маски. Сад перистиля наполнен бюстами и барельефами, в северной его части находится ларарий, в южной - святилище Исиды. Таблиний и триклинии украшены фресками по мотивам греческих мифов. В стену одной из комнат вставлены диски с амурами на золотых листьях.

Дом Менандра

Дом Моралиста и дом Пинария Цериале

Дом моралиста находится неподалёку от дома Лорея Тибуртина. Назван так из-за надписей в летнем триклинии (белым по чёрному):

  1. Держать в чистоте ноги и не пачкать бельё и постели,
  2. Уважать женщин и избегать непристойных речей,
  3. Воздерживаться от гнева и от драк.

В конце заключение: «В противном случае возвращайтесь к себе домой».

По соседству расположен дом Пинария Цериале , принадлежавший ювелиру. При его раскопках было найдено более сотни драгоценных камней.

Дом Юлии Феликс

Занимает одну из самых больших инсул города, однако лишь треть её застроена, 2/3 представляют собой сад. Часть дома с банными помещениями сдавалась внаём.

Дом Сада Геркулеса (Дом Парфюмера)

Это был относительно маленький дом. Вход вёл в коридор, по сторонам которого были две кубикулы и который завершался в атрии. За атрием находилось ещё несколько комнат и огромный сад, разбитый в I веке до н. э. на месте 5 подобных домов. В саду помещался ларарий со статуей Геркулеса, от которой весь дом и получил название.

Раскопан в -1954 годах , однако лишь в - в результате исследований сотрудников Мэрилендского университета было обнаружено, что сад предназначался для выращивания растений, из которых производились духи и благовонные масла. Возможно здесь также делали гирлянды из цветов. В результате этих исследований дом получил второе имя - дом Парфюмера.

Городские укрепления

Стены Помпей имеют длину 3220 м, в них 7 ворот (существование восьмых спорно). Построены по всему своему периметру уже в VI-V веке до н. э. (тогда большая часть укреплённой площади ещё не была застроена, а занята садами и огородами) из известняка и туфа, внутри заполнены землёй. При самнитском господстве с внутренней стороны была сделана насыпь, позволяющая защитникам подниматься на вершину стен и обеспечивающая им дополнительную прочность. В III веке до н. э. эта насыпь укреплена камнем. 12 башен с наиболее уязвимых северной и восточной сторон были добавлены во II-начале I века до н. э..

Геркуланские (или Соляные) ворота были полностью перестроены в эпоху Августа, потеряв защитные функции и став более похожими на трёхпролётную триумфальную арку. Между ними и Везувианскими воротами на городской стене видны повреждения, нанесённые осадными орудиями Суллы.


Город откопанный из пепла. С виду ничего особенного-обычные руины древнего города, каких немало. Но блуждая по улочкам проникаешься бытом обычных людей живших два тысячелетия назад и неожиданно погребенных под пятиметровым слоем вулканического пепла. Пепел и вулканические породы буквально законсервировали город и состояние построек очень реалистично передают жизнь и увлечения того периода.


Помпей жил обычной жизнью не подозревая, что рядом с городом высится гора убийца. Несколько столетий до погребения под пеплом город развивался, пока не проснулся Везувий. Это произошло в 79 году нашей эры. Кстати извержение подобное тому времени происходит раз в две тысячи лет, не сложно посчитать, что сегодняшний Неаполь, раскинувшийся у подножья,расположен на мине замедленного действия.
2.


А до извержения в городе была достаточно развитая цивилизация, как и во многих городах римской империи. На потеху зрителей проводились гладиаторские бои, в амфитеатрах ставили спектакли, горожане парились в банях, а особо страждущие посещали публичные дома.
На этом месте были расположены казармы, а на поляне гладиторы проводили тренировки.
3.


Так как досуг был ограничен, постановки в амфитеатрах пользовались большим успехом.
4.


Здания скрывшиеся под толщей вулканических пород, легко позволяют определить их назначение. Как во всех современных цивилизациях того времени в крупном городе обязательно должен был быть публичный дом. Лупанарий сохранился и до наших времен.
5.


Лупанарий здание с отдельными спальнями и каменными ложе, на них накидывался матрац и в основном рабы из греции обслуживали посетителей.

Настенная живопись говорит о том, что нетрадиционная любовь вполне себе процветала и в те времена. Римляне валят все на греков, греки намекают на извращенцев римлян. Тем не менее цвета нетрадиционной направленности пошли именно от римлян.
8.

Сеанс с проституткой примерно стоил как небольшая чаша вина.
9.


Лупанарий всегда легко было найти по указателям на дорогах указывающих направление.
10.

Многие дома в Помпеях не имели кухонь, моэтому вдоль улочек располагалось множество термополиев, или по нашему забегаловок. Римляне все делали на ходу, заскочив в термополий на перекус бежали дальше.
11.


Прилавок термополия
12.


Мощеные улочки города.
13.


Знак "кирпич" две тысячи лет назад был буквальным
14.


В Помпеях в большенстве домах обязательно располагался имплювий-небольшой бассейн для сбора дождевой воды.
15.

Кстати с водоснабжением города до определенного времени были проблемы. Грунтовые воды в этих местах залегают на 40 метрах. Решением проблемы стал построенный аквидук. Почти 6500 кубических метров в день потреблял город. Водой по аквидуку наполнялись резервуары, а дальше по трем свинцовым трубопроводам поставлялась в городские питьевые фонтанчики, городские бани и в самые богатые дома. Фонтанчики функционируют и в наше время.
16.


В некоторых местах сохранились останки системы водоснабжения.
17.


Огромной популярностью у жителей пользовались общественные термы. Сотни рабов топили бани в подвалах, чтобы горожане имели возможность помыться.
18.


Женщины и мужчины парились отдельно. Своды бань предусмотрительно имеют арочную форму, чтобы капли пара не капали на людей а стекали к стенам. Окна для регулирования температур.
19.


20.

Убранство бань впечатляет.
21.


Сердце бани. Мраморная чаша, под ней печь.
22.


23.

Скамьи для отдыха с купелью.
24.


Во дворике бассейн для охлаждения.
25.


Эти бани были построены для горожан зажиточным торговцем в предверии выборов в Меры. Таким образом борцы за власть задабривали избирателей. В терме установлена массажная скамья с гербом того самого торговца.
26.


Помпей по тем временам был достаточно большим городом. В центре для важных мероприятий устроен огромный форум, здесь сосредоточены главные постройки, храмы, муниципалитет, трибунал, рынок и конечно же площадь где могли собраться все горожане.
27.


Эхо явления Господа Христа на землю до Помпей еще не дошло, поэтому храмы сооружены в честь мифологических богов или великих римских деятелей.
Храм Гения Веспасиана с алтарем-жертвенником.
28.


29.

Сохранившаяся работа мастеров первого столетия
30.


31.

Еще улочки Помпея.
32.


Общественный туалет
33.


34.

35.

36.

Трибунал
37.


38.

39.

При раскопках во многих местах обнаружили пустоты. Никто не мог понять что это, пока не решили одну из пустот заполнить гипсом. Результат шокировал, пустоты это люди и звери. Тела сгинули спустя века, а природа навсегда запечатлила их предсмертные муки.
40.

Собака
41.

Рыночные весы
42.

Городское кладбище. В горной породе выдалбливались ниши куда осуществляли захоронение.
43.


Внешнее укрепление города весьма добротно. Первый век-впечатляет.
44.


Помпей удивил. Обычно древние развалины нагоняют скуку и уныние. Помпей захватывает своей правдоподобностью и реальным ощущением быта того времени. Так что ни капли не пожалел, что отметил на карте местечко под названием Помпей. А на сегодня все.

Раскопки древних Помпей – это единственное место, где можно посмотреть, как в действительности выглядел древний римский город. В мире много руин поселений римского периода, например , но именно благодаря извержению вулкана Везувий город Помпеи сохранился в первозданном виде.

Нам не очень повезло во время посещения Помпей, так как шел проливной дождь. На этой странице есть много фото с места археологических раскопок. Многие из них могут показаться вам блеклыми, но мы никогда не редактируем фото, опираясь на актуальность даже в ущерб красоте.

К моменту извержения Везувия население города состояло из коренных жителей наполовину, и вторая половина состояло из римлян, которые переселились сюда. На раскопках постоянно находят керамику или просто рисунки с греческими надписями, свидетельство того, что греческая культура в Помпеях была еще широко распространена.

Архитектура Помпей почти полностью стала римской, вы можете не сомневаться, что посетите именно римский город, и посмотрите как жил народ великих завоевателей, покоривших все Средиземноморье.

Спустя 17 лет после землетрясения в 79-м году произошла ужасная катастрофа, вулкан Везувий начал свое самое сильное извержение. В воздух было выброшено огромное количество вулканического пепла, который покрыл близлежащую область слоем высотой около 6 метров. Весь город был погребен, над поверхностью остались только части колонн и стены самых высоких домов.

Когда в 1748-м году начались раскопки, инженеры обнаружили, что город Помпеи сохранился в первозданном виде и сейчас вы можете посетить его и посмотреть воочию, как жили римляне две тысячи лет назад. Сейчас археологические работы еще продолжаются, еще 25% города не раскопано.

Где находятся и как добраться до раскопок города Помпеи.

Внимание! На итальянском языке город Неаполь называется “Napoli”. Не забывайте об этом, когда будете искать нужный вам поезд или автобус.

Есть два маршрута, который вам подойдут:

Первый: Поезд Неаполь – Сорренто (Napoli – Sorrento). В этом случае вам нужно выйти на станции “Pombei Scavi”.

Второй: Поезд Неаполь – Скафати (Napoli – Scafati). В этом случае вам нужно выйти на станции “Pompei”.

У этих электричек немного разные маршруты и станции остановки около раскопок отличаются.

На оба поезда можно сесть в нескольких местах. Станции находятся около метро: Porta Nolana (3 и 4 линии), Piazza Garibaldi (3 и 4 линии), Via Gianturco (4 линия), San Giovanni a Teduccio (4 линия), Barra (4 линия), San Giorgio a Cremano (3 линия). Учтите, что 3 и 4 линии метро находятся не под землей, это фуникулеры.

Самое интересное, что можно посмотреть на раскопках Помпей.

Первое на что стоит обратить внимание – это дороги. Гордость Римского государства, некоторые из них, проложенные две тысячи лет назад, служат в Италии до сих пор. Покрытие улиц в городе выложено из обтесанного крупного камня.

На улице была проезжая часть (в центре на фото) и тротуары для пешеходов. Обратите внимание на крупные камни – это весьма интересное римское изобретение. Камни служили для пешеходов для пересечения улицы в дождливую погоду. Мы оценили такую систему лично, как раз в момент нашего посещения Помпей шел ливень.

В свою очередь повозки свободно проезжали по улице, колеса проходили между камнями. Больше фото дорог в городе смотрите в небольшой галерее фото ниже.

Не все здания в Помпеях сохранились в хорошем состоянии. Некоторые из них не вызовут у рядового туриста серьезного интереса. Мы будем рассказывать о самых интересных местах в городе.

Самый роскошный дом в Помпеях принадлежал Луцию Корнелию Сулле и его племяннику (хотя это скорее догадки, чем факты). Он называется домом фавна.

На входе в дом находится бассейн с бронзовой статуэткой фавна в центре, отсюда и название. Статуя совсем небольшая по размеру, взрослому человеку примерно по колено.

Фавн не совсем обычный. Чаще всего это божество изображают с козьими ногами и копытами. У этой скульптуры ноги человеческие, но черты и выражение лица, прическа и поза точно такие, как принято изображать именно у этого божества.

Дом имел огромные размеры 110 на 40 метров. Такой дом был признаком наивысшего статуса владельца, учитывая, что он находился в пределах городских стен. За стенами можно было построить даже еще большее строение, земля там была дешевая, и ее было много. Внутри стен такой особняк мог позволить себе только самый богатый гражданин города.

При раскопках в доме фавна было найдено огромное количество украшений из золота и серебра, самой ценной находкой из драгоценных металлов был золотой браслет в форме змеи, обвивающей руку владельца.

Но еще более ценными находками были мозаики, которых было найдено несколько десятков. Все они были удалены и заменены копиями. Оригиналы можно посмотреть в музее Неаполя. Самая ценная мозаика называется “Битва при Иссе”. Она показывает важную битву Александра Македонского в персами во главе с царем Дарием. Фото оригинала из музея Неаполя вы можете посмотреть ниже.

К большому сожалению, часть мозаики утрачена безвозвратно. Сама картина датируется 100-м годом до нашей эры, то есть она была создана уже спустя более, чем 200 лет после смерти Александра Великого. Предположительно – это копия еще более древней греческой мозаики.

В Помпеях в доме фавна вы можете посмотреть копию, установленную сюда в 2005 году. Команда из девяти мастеров из города Равенна работал над этой копией два года, возглавлял их Северо Биньями. Ее невозможно сфотографировать сверху и целиком, фото участков вы найдете в небольшой галерее фото ниже.

На территории дома находилось центральное здание с бассейном для сбора дождевой воды, отдельные здания для рабов, кухня, большой сад и несколько других хозяйственных построек. Фото из дома фавна вы найдете в небольшой галерее ниже, сад, конечно, был полностью уничтожен извержением, на фото вы увидите реконструкцию сада.

В Помпеях сохранилось несколько пекарен с жерновами для мола муки и печи для выпекания хлеба. Римляне не пекли хлеб дома, а покупали его прямо около пекарен, которые работали почти круглые сутки. В большинстве домов и квартир обычных граждан вообще не было приспособления для приготовления горячей пищи. Фото пекарни вы найдете в небольшой галерее ниже.

Следующее здание в Помпеях попадает под категорию (18+), поэтому тем читателям, кто не достиг 18 лет, мы запрещаем читать эту часть статьи. Понятно, что это никого не остановит, но попробовать стоило.

Это отлично сохранившийся публичный дом, который находился на втором этаже здания. Такие заведения в римских городах не были шикарными. Обычно бордель состоял из нескольких комнат без окон и даже без вентиляции.

Койки были очень маленького размера и покрывались соломой и шкурой сверху. Клиенты и обслуживающий персонал (мы умеет подбирать приличные синонимы) находились скорее в сидячем, чем лежачем положении. Единственным украшением комнат были фрески и изображениями явно эротического содержания. Фото смотрите в галерее ниже.

Большой амфитеатр сохранился плохо, ступени в нем были деревянными и были полностью разрушены извержением. Он использовался в основном для гладиаторских боев и подобных кровавых представлений для толпы.

Малый театр сохранился лучше, скамьи в нем были сделаны из камня. В малом театре чаще всего устраивали театральные представления, диспуты или выступления ораторов.

Центральным местом города являлась площадь, которая в римских городах называлась форумом, она служила и рынком и местом собраний граждан по политическим вопросам.

Некоторые историки утверждают, что форум вмещал всех жителей города, что сомнительно. Население Помпей в момент расцвета составляло более 20 000 человек. На фото ниже вы видите фигуры людей, думаем, что 20 000 человек на площадь просто не поместятся.

Во время извержения вулкана Везувий и гибели города погибло по разным оценкам от 2 до 16 тысяч человек. Около 1000 тел было найдено при раскопках, но в очень интересном виде. Люди были завалены пеплом прямо в тех позах в которых погибли. В пепле образовались пустоты и их заливают гипсом, чтобы получить слепок.

Помпеи (Италия) – уникальный город. Он представляет интерес как историческое наследие не только для Италии, но и для всего мира. Город находится под охраной ЮНЕСКО и, по сути, является музейным комплексом под открытым небом. Наверное, каждый образованный человек знает, что извержение вулкана Везувий уничтожило Помпеи полностью. Город был погребен под слоем вулканического пепла и камней. Об этом страшном происшествии было снято несколько кинофильмов, оно стало сюжетом романов и картин. В России самое известное произведение живописи на эту тему – «Последний день Помпеи» Карла Брюллова.

История города Помпеи


Считается, что город Помпей сначала был поселением, основанным в 6 веке до нашей эры. Об истории того времени известно мало, но, как и многие города на территории современной Италии, Помпеи не обошли стороной военные действия. Город переходил из рук в руки разных древних племен, в свое время им владели и древние греки, которые построили в Помпеях храмы в честь своих богов.

Наконец, в 1 веке до н.э. город перешел под власть Римской империи. С этого времени Помпеи (Pompeii) стремительно развивались. Здесь построили форум, амфитеатр, где проходили гладиаторские бои и другие зрелищные мероприятия. Возводились промышленные здания (пекарни, прядильни), термы (общественные бани), храмы, богатые виллы для знати. Хотя период расцвета длился всего около 150 лет, а это немного для древнего города, за это время Помпеи смогли оставить потомкам достаточно памятников архитектуры.

Извержение Везувия

Где находится Везувий? Посмотрите на географическую карту Италии, и вы увидите, что знаменитый вулкан расположен почти посередине между Неаполем и Помпеями. Роковую роль в гибели Помпей сыграл ветер, направивший огромное облако с вулканическим пеплом на город. Таким образом, Неаполь не пострадал, а Помпеи погибли, так же как и ближайшие к ним города – Геркулан и Стабии.

Извержение вулкана Везувий произошло в 79 году нашей эры. Долгое время считалось, что это было 24 августа, но последние раскопки показали, что, скорей всего, это ошибка, и извержение случилось 24 октября. Катастрофа произошла стремительно, но все же не мгновенно, поэтому большинство жителей успело бежать из города и спастись. Считается, что из 20 тысяч жителей погибло 2 тысячи. Но эти данные составлены на основе найденных человеческих останков в Помпеях, которые хорошо сохранились. Многие ученые считают, что жертв было больше, потому что горожане могли погибнуть и вне стен города, но их останки уже не найти.


Извержение вулкана опасно выбросом лавы. Огненные потоки уничтожают все живое на своем пути, а постройки и ландшафт видоизменяют до неузнаваемости. Но с Везувием в Помпеях было не так. В 79 году основной вред нанесла не лава, а облако из вулканического пепла и камней. Однако, оборвав жизнь Помпей, пепел хорошо сохранил под собой городские улицы, строения и даже предметы быта в домах. Также при раскопках 19 века была обнаружена еще одна особенность: на месте человеческих тел спрессованный пепел образовывал пустоты, сохранявшие предсмертные образы. Пустоты стали заливать гипсом и получались изображения людей. Сейчас такие гипсовые фигуры в разных позах выставлены в Помпеях, чтобы туристы могли оценить масштаб трагедии.

Помпеи: что посмотреть?

Раскопки в Помпеях ведутся до сих пор. Возможно, скоро археологи порадуют нас еще какими-нибудь находками. Но и сейчас город-музей представляет собой довольно большой комплекс. Даже для беглого осмотра необходимо несколько часов.

Достопримечательности Помпей, которые представляют интерес для туристов:


  • Городские ворота. Считается, что всего было семь ворот. Они не служили надежным укреплением, скорее, были просто входами и выходами из города. Сохранились также дорожные плиты с колеями от повозок. А еще жители Помпей устанавливали на дороге плоские камни, возвышавшиеся над плиткой. Это служило своеобразным пешеходным переходом, чтобы горожане не испачкали ноги в грязи в дождливые дни.
  • Большой театр (Амфитеатр) и Малый театр (Одеон). Амфитеатр вмещал 20 тысяч, а Одеон – 1,5 тысячи зрителей. В них даже были предусмотрены колонны для установки навесов от солнца. В Амфитеатре проходили спортивные соревнования, гладиаторские бои, в Малом театре шли спектакли. В Одеоне до сих пор хорошая акустика: звуки со сцены можно отчетливо слышать в дальних зрительных рядах.
  • Лупанарий. Это древнеримский публичный дом. В Помпейском лупанарии сохранились комнаты для свиданий, а также фрески на эротические темы в этих комнатах.
  • Форум. Главная городская площадь, окруженная колоннами, была центром торговой, политической и религиозной жизни. Сначала Форум располагался в центре, но по мере застройки Помпей оказался на окраине города. Здесь находится еще несколько достопримечательностей, которые заслуживают осмотра: базилика, здание муниципалитета, храм Юпитера, храм Аполлона, арка Калигулы и другие.
  • Термы (общественные бани). В Помпеях есть несколько банных комплексов. Лучше всех сохранились Стабиевы термы. Здесь можно увидеть раздевалку, фригидарий (зал с бассейном с холодной водой), типидарий (бассейны с теплой водой), гимнастические комнаты. Также здесь выставлено несколько гипсовых изображений людей, погибших при извержении Везувия.

  • Виллы и дома. Везувий (Италия) не смог разрушить многие здания, некоторые прекрасно сохранились, хотя большинство все же дошло до наших дней только в виде развалин. Но самое ценное, что во многих виллах под слоем пепла уцелели уникальные фрески и росписи. Кстати, при раскопках здания именовали по изображениям на фресках или найденным предметам, эти названия используются и сейчас. Например, Дом Трагического Поэта назван по фреске актера с трагической маской в руках. Дом Мистерий украшен изображениями мифологических сцен. В Доме Фавна установлена статуя танцующего фавна, а в Доме Хирурга нашли хирургические инструменты. Дом Моралиста назван по надписям на стенах с призывами уважать женщин, воздерживаться от драк и соблюдать чистоту ног и постели.
  • Акведук. Этот древний водопровод использовался не только для доставки питьевой воды, но и для снабжения фонтанов, которые тоже частично сохранились в Помпеях. Также много воды уходило для функционирования общественных терм.
  • Промышленные и торговые помещения. Хорошо сохранился термополий, предок современного кафе, где готовилась и продавалась еда. Также в Помпеях можно увидеть мельницы и пекарню, прядильные и ткацкие мастерские. В таких помещениях выставлены и найденные при раскопках предметы, например, древние амфоры, жернова и прочие.


Ощутить историю Помпеи поможет еще одна достопримечательность – улица Изобилия. Названа она так из-за статуи девушки, несущий рог изобилия, установленной на фонтане. Здесь можно прогуляться по древней мостовой и купить вполне современные сувениры. На улице Изобилия расположены кафе для туристов и сувенирные лавки.

Как добраться?

Где находятся Помпеи? Совсем недалеко от Неаполя. Поэтому в Неаполе предлагают экскурсии в Помпеи, но в основном на английском языке, так что с русскоязычным гидом стоит договариваться заранее. Если же вы хотите самостоятельно организовать поездку, лучше всего воспользоваться железнодорожным сообщением. От Неаполя поезд отправляется с вокзала Гарибальди и идет до станции Помпеи (Pompei). Время в пути – около получаса.

Из Рима тоже легко добраться до Помпей на поезде, только нужно делать пересадку в Неаполе (и еще переехать с Центрального вокзала на вокзал Гарибальди) или в Салерно (с вокзала на вокзал переезжать не нужно, но путь длиннее). Поездка займет около 2 часов.

Неаполь – Везувий – Помпеи – это один из популярных вариантов организованной однодневной экскурсии. Если честно, это слишком насыщенный тур, но некоторые путешественники спешат вместить как можно больше в один день. Вообще, на осмотр Помпей нужно закладывать не менее 4 часов. И то за это время вы успеете пробежаться по всем достопримечательностям «галопом». Лучше отправляться в Помпеи на целый день. А вот вечером можно посидеть в неаполитанском кафе с бокалом вина и подумать о вечности. Поверьте, поездка в Помпеи располагает к таким размышлениям.

Экскурсия на Везувий

Совместите поездки на вулкан и в Помпеи, только если у вас очень ограничено время на экскурсионную программу. И если вы выносливый турист! Дело в том, что по Помпеям нужно много ходить, достопримечательности разбросаны по довольно большому периметру. А потом еще совершать пеший подъем на вулкан по одному из туристических маршрутов.


Везувий на карте Италии находится в 15 км от Помпей. Прямой автобус довезет вас за 15 минут. А потом можно подняться пешком (фуникулеров нет) на вершину по девяти разным маршрутам. Высота Везувия почти 1300 метров. На самом верху можно увидеть кратер с дымом. По пути следования есть скамеечки для отдыха. Берите с собой удобную обувь и головные уборы от солнца. Территория вулкана считается национальным заповедником. Вход туда оплачивается, билет стоит 10 евро. В зимний период (с 1 ноября по 31 марта) парк открыт лишь до 15 часов, летом – до 17 часов.

Посетите Неаполь, вулкан Везувий и Помпеи. Эти достопримечательности можно осмотреть за один день. Такие туры предлагаются из Рима и других итальянских городов. Но лучше, конечно, на каждую достопримечательность оставить по целому дню. Тогда вы сможете лучше запечатлеть в памяти ваши эмоции и сделать много-много эффектных фото.

Древний город Помпеи (Италия): достопримечательности, Везувий, карта

Помпеи (Италия) – уникальный город. Он представляет интерес как историческое наследие не только для Италии, но и для всего мира. Город находится под охраной ЮНЕСКО и, по сути, является музейным комплексом под открытым небом. Наверное, каждый образованный человек знает, что извержение вулкана Везувий уничтожило Помпеи полностью. Город был погребен под слоем вулканического пепла и камней. Об этом страшном происшествии было снято несколько кинофильмов, оно стало сюжетом романов и картин. В России самое известное произведение живописи на эту тему – «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. История города Помпеи Считается, что город Помпей сначала был поселением, основанным в 6 веке до нашей…

Обзор

Сумма всех оценок статьи:

Помпеи сегодня.

При каждом последующем взрыве наружу вырывались смертельные раскаленные газы, пепел и настоящий дождь из обломков породы, а за этим всем следовали пирокластические потоки, более смертельные, чем лава, из-за их высокой температуры и скорости. Когда все было кончено, Помпеи и его жители оказались похоронены под 6 метрами вулканического мусора и пепла.


Погибший во сне горожанин.

После погребения в окаменевшем пепле в течение более 1900 лет, жертв Помпеи сумели раскопать с помощью современных технологий. Так ученые наконец смогли увидеть цивилизацию, погибшую почти 2 тысячелетия назад, и буквально «застывшую во времени».


Горожане сгорели заживо.

До недавнего времени основной причиной смерти жителей Помпей считалось удушье, вызванное смертоносными вулканическими газами и пеплом. Но недавнее исследование, проведенное вулканологом Джузеппе Мастролоренцо и его коллегами, показало, что сотни смертельных случаев произошли во время четвертого пирокластического взрыва, который первым достиг Помпей. Ученые определили, что в смертельном потоке было гораздо меньше золы, чем считалось ранее - около 3 сантиметров. Тем не менее, температура составляла не менее 300 градусов по Цельсию, поэтому люди погибали мгновенно.


3/4-ти горожан застыли в позах, в которых находились в момент смерти.

Позы людей показывают, как они погибли: одни оказались в ловушке внутри зданий, а другие пытались прикрыть собой членов семьи. Когда этих несчастных жертв раскопали современные ученые, они использовали технологию гипсового литья (в одном случае - литья из смолы) для сохранения окаменевших фигур людей. Мягкие ткани жертв давно разложились, внутри каждой такой окаменевшей фигуры находится скелет. Поэтому это не статуи или реплики, а настоящие трупы, которые были залиты гипсом, чтобы предотвратить их разрушение.

Из примерно 2000 найденных мертвых тел было сделано всего 86 таких гипсовых слепков фигур людей. Условия для создания подобной фигуры редки, что объясняет, почему их не сделали из всех найденных останков. Раскопки все еще проводятся в Помпеях и сегодня. Но гипс повреждает хрупкие останки трупов, поэтому археологи больше не производят новые «скульптуры со скелетами внутри». Более того, что сохранились не только позы жертв на момент смерти, но и выражение их лиц, которое показывает агонию.


Застывшие в агонии.

Одна из жертв подняла руки над головой в защитном жесте - отчаянной рефлексивной попытке предотвратить надвигающуюся гибель. Лицо застыло в бесконечном крике, показывая прекрасно сохранившиеся зубы во рту. Протянув руки, мать и ее ребенок встречают смерть. Один человек сидит, закрыв лицо руками, как бы смирившись с тем, что вот-вот должно произойти. Другие пытаются уползти, в тщетной попытке спастись от неизбежной участи. Ряд окаменевших останков был найден свернувшимися в позе эмбриона или обнимающими своих близких.

Никто не знает, как он проведет последние минуты, столкнувшись с такой страшной перспективой. Однако в случае одного человека у археологов возник ряд вопросов. Его окаменевшие останки лежат на спине, с раздвинутыми ногами, причем человек прижал руки к низу живота. Таким образом, хотя большинство из раскопанных жертв явно демонстрируют ужас и ожидание последних моментов жизни, одна жертва, возможно, решила поступить совсем по-другому.


Сад беглецов - место, где нашли самую большую группу жертв.

Из примерно 2000 жителей Помпей, которые, как считается, погибли в результате бедствия, археологи обнаружили только около 1150 тел. Это означает, что большинство из 20-тысячного населения города сумело бежать, когда началась вулканическая активность. Больше всего жертв, погибших в одном месте, нашли в «Саде беглецов». Там искало убежища и погибло тринадцать человек. В Доме Мистерий нашли останки девяти человек (считается, что крыша здания рухнула и завалила этих людей). В термальных ваннах и на рыбном рынке нашли еще по две жертвы, а на Олиториуме (рынок) обнаружилось еще несколько.


Останки домашнего пса, найденные на рынке Олиториум.

В Помпеях были найдены останки нескольких животных. Поскольку это был процветающий город, у многих жителей были домашние животные, в основном собаки. У большинства состоятельных жителей также были лошади и сельскохозяйственные животные. К тому же, в окрестностях города бродили дикие животные, которые также не смогли убежать и были обречены.


Останки свиньи на рынке Олиториум.

На рынке Олиториум были обнаружены останки свиньи, а также маленькой собаки (предположительно, чьего-то домашнего животного), которая лежала на спине, а ее лапы были так скрючены, будто в последние мгновения животное испытывало страшную боль. Предполагается, что владельцы привязали бедную собаку в атриуме, и она сумела пережить первую фазу извержения, взобравшись по золе и пемзе, пока те засыпали дом... но цепь не пустила ее дальше, и четвертое извержение убило пса.


Останки лошади на улице Помпей.

Владельцы, возможно, оставили собаку охранять их ценности, в надежде вернуться, когда извержение закончится. Но этим они обрекли ее на страшную смерть. Недавно археологи обнаружили несколько лошадей в конюшне одной из вилл Помпей. Похоже, что погибло по меньшей мере три лошади, двое из которых были запряжены и, возможно, подготовлены к спешной эвакуации. Однако, этого сделать не успели.


Хлеб сохранил свою форму и текстуру.

Под толстым слоем пыли и золы был обнаружен полностью сохранившийся древний хлеб. Хотя в нем нет на самом деле ничего экзотического, рассказать о нем стоит. Это была прекрасно сохранившаяся круглая буханка, разделенная на восемь частей, и отмеченная штампом пекаря (хлебопекарни в ту эпоху обычно ставили штампы на хлебе своего производства, чтобы можно было сразу найти, кто произвел любую буханку). Данный хлеб сохранил свою форму и текстуру в течение 2 тысячелетий под 9-метровым слоем пепла и земли.

После этой находки ученые из Университета Цинциннати провели исследование, пролившее свет на то, чем питались и что пили жители древних Помпей. Исследователи проанализировали остатки органики из кухонь и туалетов (да-да, все верно, древние окаменевшие фекалии).


Общественный туалет.

Они смогли определить, что рацион помпейцев состоял в основном из зерна, чечевицы, оливок, яиц, орехов, рыбы и мяса. В рацион более высокопоставленных граждан входили также импортные продукты, такие как экзотические специи, моллюски, морские ежи, фламинго и даже жирафы.

Соавтор исследования Стивен Эллис, профессор Университета Цинциннати, сказал: «Это считается единственной костью жирафа, когда-либо обнаруженной в результате археологических раскопок в римской Италии». Наконец, помпейцы увлекались гарумом, ферментированным рыбным соусом, который делали из внутренностей рыбы (соленую рыбу оставляли ферментироваться (или гнить) на два месяца на солнце). Некоторые современники сравнивают гарум с тайским рыбным соусом. Но в древних Помпеях это считалось чем-то вроде кетчупа.


У жителей Помпей были здоровые зубы.

Недавнее сканирование показало, что у жителей Помпей были на удивление здоровые жемчужно-белые зубы. Хотя в 79 г. н. э. не было надлежащей стоматологической помощи, у жителей Помпей состояние зубов было намного лучше, чем у среднестатистического европейца. Исследователи указывают, что зубы помпейцев были во многих отношениях даже лучше, чем у людей сегодня. Это связано с тем, что рацион местных жителей был здоровым, с обилием фруктов и овощей, а также с низким содержанием сахаров. Кроме того, в воздухе и питьевой воде города было высокое содержание фтора из-за близости к вулкану.


«Две девы» на самом деле оказались мужчины.

Ранее считалось, что эта знаковая пара окаменевших останков из Помпей - две женщины, которые обнялись перед лицом надвигающейся смерти. Когда археологи нашли их, то назвали «Две девы». Однако в начале 2017 года исследователи обнаружили, что обнимающиеся индивидуумы были мужчинами, и вполне возможно, что любовниками.

Компьютерная томография и результаты ДНК костей и зубов подтвердили, что они определенно мужчины, а также не родственники. Одному было 18-20 лет, а другому - более 20. Один положил голову на грудь другого, как бы ища утешения или убежища. Конечно, уже нельзя утверждать, что они были геями, но результаты ДНК и поза, в которой они были найдены, заставили ученых предположить, что между ними могла существовать эмоциональная связь.


Ох, уже эти желания.

Сексуальные привычки жителей Помпей заставили бы покраснеть и современных людей, ведь древний Рим и Помпеи считались гедонистскими культурами без комплексов. Помпеи впервые были открыты в конце XVI века рабочими, которые рыли канал, чтобы изменить курс реки Сарно. Они сообщили о своем открытии итальянскому архитектору Доменико Фонтана, который был настолько поражен откровенными фресками и другими предметами сексуального характера, что приказал закопать все заново.


Слишком скандальные сцены.

Найденные предметы считались слишком скандальными и оскорбительными для той эпохи. В итоге артефакты остались погребенными до XVIII века. И даже после того, как начали повторные целенаправленные раскопки, большинство «сокровищ Помпей» скрывали. В 1819 году Франциск I, будущий правитель Королевства обеих Сицилий, был настолько потрясен явно эротическим характером предметов, привезенных ему из Помпеи, что приказал запереть их в секретном кабинете. Доступ к артефактам ограничивался только самыми зрелыми господами с отсутствием избыточной морали.


Ну очень откровенные сцены.

Большинство этих артефактов не были доступны для публики до 2000 года. Помпейцы украшали фаллическими символами мебель, масляные лампы и даже музыкальные подвески. Эротические сцены были изображены на мозаиках и фресках на стенах домов. Эротика была повсюду. Самым известным объектом является подробная скульптура бога Пана, занимающегося прелюбодеянием с козой. Эта вещь принадлежала Люциусу Понтифику, тестю Юлия Цезаря.


бордели - самые популярные заведения в Помпеях.

Также в древних Помпеях были очень популярны бордели, которых на момент извержения в городе было 35 штук. Цены на услуги были написаны на стенах заведения. А какие услуги можно получить внутри, было также нарисовано на стенах борделей, причем во всех подробностях. Но вопреки изображениям на стенах, работники секс-индустрии, по-видимому, вели мрачную жизнь. В комнатах были каменные кровати и отсутствовали окна, а также любые удобства.


Тюрьма для рабов.

Несмотря на многочисленные раскопки Помпей, мрачная история рабства в этом месте до конца не изучена. Все, что известно, ученые узнали из картин, фресок и мозаик, найденных при раскопках. Однако ясно, что рабство было обычным явлением в Помпеях. Будь то слуги, наложницы или работницы секс-бизнеса, рабы были в обществе Помпей повсюду. Как и в других обществах, рабы были собственностью, а владельцы могли делать с ними что угодно, по своему усмотрению.

У рабов были различные обязанности, одной из наиболее любопытных среди которых был сбор и использование мочи в качестве чистящего средства. Они замачивали грязную одежду своих хозяев в ваннах, наполненные собранной мочой и водой, после чего забирались в ванну и топтали одежду ногами, подобно тому, как давят виноград. А самая грустная картина рабства, найденная во время раскопок, - это рабская тюрьма. Когда Везувий уничтожил Помпеи, прикованный раб не смог сбежать. Его нашли лежащим лицом вниз, а кандалы все еще сковывали его лодыжки.


Самый невезучий парень в Помпеях.

Стоит только представить себе хаос падающего огня, пепла и густой дым. Земля дрожит и трескается под ногами. Здания вокруг рушатся. Горячая лава лавиной мчится навстречу, пожирая все на своем пути. А теперь стоит представить, что удалось выбраться из этого ужаса, и в голове только одна мысль: «Да! Я смог спастись». И затем внезапно падающий камень сносит голову.

Да... явно это был неудачный день для «самого невезучего парня в Помпеях». Никто не знает его имени. Известно лишь то, что его скелетные останки были найдены под огромным валуном через 2000 лет после его кончины. Археологи смогли предположить, что он бежал из города, но не смог увернуться от огромного валуна. Голову бедняги так и не нашли.


Артефакты Помпей.

Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...