16.04 1922 г рапалльский договор основные положения. Рапалльский мирный договор

Значимыми событиями в истории международных отношений и мировой дипломатии первой четверти XX века являются Генуэзская конференция 1922 г. и Рапалльский договор между РСФСР и Германией, подписанный во время проведения этого международного форума.

Следует отметить, что после окончания Первой мировой войны серьезными европейскими экономическими проблемами стали финансовые обязательства между союзниками и репарационные выплаты, наложенные на Германию в соответствии с Версальским договором. Непосредственное отношение к этим проблемам имели 28 государств. Основным кредитором выступали США. Главными получателями средств - около 10 млрд. долл. -Великобритания, Франция, Италия и Бельгия, которые задолжали им. Сумма наложенных на побежденную Германию репараций превышала 132 млрд. золотых марок (33 млрд. долл.).

Союзники обвиняли США, которые настаивали на возвращении долгов, в углублении кризиса в Европе и предлагали частично списать (или вовсе аннулировать) задолженность, указывая на то, что предоставление кредитов и было американским вкладом в дело победы над Германией.

Проблемы выплат многократно обсуждались на встречах в Лондоне, начиная с мая 1921 г. Среди государств-союзников отсутствовало единство в подходе к вопросам связи выплат межсоюзнических долгов и взыскания репараций с Германии. Если Франция предполагала выплачивать долги США и Великобритании из средств, взысканных с Германии, то Вашингтон и Лондон считали, что германские репарации являются отдельным вопросом. Англичане исходили из того, что разорение Германии препятствует восстановлению европейской экономики, ослабляет торговлю и угрожает британским их национальным интересам.

После Первой мировой войны европейская экономика переживала глубокий кризис. Для его скорейшего преодоления экономические проблемы необходимо было вынести на международное обсуждение. Для этого 6 января 1922 г. в Каннах (Франция) открылась сессия Верховного совета Антанты, главным вопросом которой был созыв международной экономической конференции в Генуе (Италия) в марте 1922 г. с приглашением на нее делегаций Советской России, Германии, Австрии, Венгрии и Болгарии.

В целях консолидации участников будущей конференции в резолюции форума было отмечено, что «нации не могут присваивать себе права диктовать другим принципы, на основе которых они желают организовывать свою внутреннюю экономическую жизнь и свой образ правления. Каждая страна в этом отношении имеет право избирать для себя ту систему, которую она предпочитает.» [Штейн, Б. Е Генуэзская конференция. - М.: Главн. Упр. Гос. Изд-ва, 1922. с. 26]

Генуэзская международная конференция по экономическим и финансовым вопросам прошла в Генуе (Италия) с 10 апреля по 19 мая 1922 г. при участии представителей 29 государств - Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, РСФСР, Франции, Швейцарии, Японии и др., а также 5 британских доминионов - Австралии, Индии, Канады, Новой Зеландии и Южно-Африканский Союза.

США, отказавшиеся участвовать в работе конференции (нота государственного секретаря Ч. Юза от 8 марта 1922), были представлены наблюдателем - американским послом в Италии Р. Чайлдом.

Целью конференции был признан поиск путей к экономическому восстановлению Центральной и Восточной Европы. Россия была заинтересована в скорейшем достижении этой цели. В этот период советская экономика для своего восстановления остро нуждалась в иностранных инвестициях, и конференция приобрела большое значение для страны. [Мухин И.В. Экономическая безопасность России и финансовая интеграция //Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2014. № 1 (2), с. 69-74]

Главой делегации РСФСР был В.И. Ленин, заместителем главы делегации - Г.В. Чичерин, который в Генуе, куда Ленин не выезжал, пользовался всеми правами руководителя. В состав делегации входили также Л. Б. Красин, М. М. Литвинов, В. В. Боровский и др.

Перед началом конференции российская делегация предложила пригласить на нее представителей Турции и Черногории. Отказ в приглашении делегаций этих стран был обоснован тем, что Черногория уже участвовала в выборах в югославскую скупщину и делегаты Югославии представляют ее интересы. В отношении Турции было отмечено, что конференция является европейской, а Турция - малоазиатская страна.

Для работы конференции были сформированы четыре комиссии: политическая, финансовая, экономическая и транспортная.

На конференции был принят принцип представительства, по которому во все комиссии входили делегаты каждой из пяти стран - инициаторов Генуэзской конференции, а также России и Германии. Что касается остальных 21 государств, то от них вместе в каждую комиссию избиралось несколько делегатов.

Один из докладов экспертов экономической комиссии на конференции был посвящен РСФСР. В некоторых статьях, имевшихся в первой главе доклада, содержались следующие основные требования:

Советское правительство должно взять на себя все финансовые обязательства своих предшественников, т.е. царского и Временного правительства.

Советское правительство признаёт финансовые обязательства всех бывших доныне в России властей как областных, так и местных.

Все остатки сумм, записанные в кредит одного из прежних российских правительств в банке, находящемся в какой-либо стране, правительство которой давало займы России, зачисляются на счёт данного правительства.» [Генуэзская конференция 1922. Материалы Генуэзской конференции (Подготовка, отчеты заседаний, работы комиссий, дипломатическая переписка и пр.), М., 1922; Документы внешней политики СССР, т. 5, с. 127-129. - М., 1961]

Кроме признания всех долгов и возвращения (реституции) национализированных предприятий, доклад экспертов в дополнительных статьях требовал отмены монополии внешней торговли и установления для иностранных подданных в советских республиках режима, подобного режиму капитуляций в странах Востока.

Таким образом, от России потребовали уплаты 18 миллиардов рублей. По мнению российской стороны, действительная сумма долгов царского и Временного правительств не превышала 12 с четвертью миллиардов.

Насколько жесткими являлись выдвинутые требования, можно судить хотя бы по тому, что царское правительство платило накануне войны по своим долгам почти 13% государственного бюджета, или 3,3% ежегодного национального дохода; если бы новое правительство согласилось платить по этим долгам полностью, то ему пришлось бы выплачивать пятую часть ежегодного национального дохода и около 80%» всего государственного бюджета России того времени.

Предложение ввести в РСФСР долговую комиссию и третейские суды было воспринято руководством страны как покушение на её суверенитет. При этом сумма процентов, которые должна была бы уплачивать страна, равнялась всей сумме довоенного экспорта России - почти 1,5 млрд. руб. золотом.

В ответ на западные требования российская делегация заявила о контрпретензиях советского правительства в размере 30 миллиардов золотых рублей.

В сложившейся ситуации глава английской делегации Ллойд Джордж внёс предложения, подготовленные союзниками, одно из которых гласило:

«Окончательно должно быть установлено, что для советского правительства не может быть сделано никаких исключений относительно:

а) долгов и финансовых обязательств, принятых в отношении граждан других национальностей;

б) прав этих граждан на восстановление их в правах собственности или на вознаграждение за понесённые ущерб и убытки».

«Российская делегация ответила предложением полностью аннулировать военные долги на основании того, что русский народ принёс в жертву общесоюзным военным интересам больше жизней, чем все остальные союзники вместе, он понёс огромный имущественный ущерб и в результате войны потерял крупные и важные для его государственного развития территории. И после того, как остальные союзники получили по мирным договорам громадные приращения территорий, крупные контрибуции, с русского народа хотят взыскать издержки по операции, принёсшей столь богатые плоды другим державам». [Генуэзская конференция 1922. Материалы Генуэзской конференции (Подготовка, отчеты заседаний, работы комиссий, дипломатическая переписка и пр.), М, 1922; Документы внешней политики СССР, т. 5, с. 135. - М., 1961]

Чтобы предупредить обвинения в срыве конференции, советская делегация пошла на уступку. Она направила Ллойд Джорджу письмо, являвшееся ответом на предложения союзников, выдвинутые на вилле «Альбертис» (Генуя, Италия), где состоялась встреча представителей делегаций Великобритании, Франции, Италии, Бельгии и Советской России.

Российская делегация сообщала, что нынешнее экономическое положение России и обстоятельства, приведшие к нему, дают России право на полное освобождение её от всех обязательств путём принятия её встречных исков. Но советская делегация готова сделать ещё шаг по пути разрешения спора: она согласилась бы принять статьи 1, 2 и За упомянутого предложения при условии, что, во-первых, военные долги и все проценты по ним будут аннулированы и, во-вторых, что России будет оказана достаточная финансовая помощь. Далее письмо гласило: .

Русская делегация желает также ясно указать, хотя это и само собой очевидно, что русское правительство не сможет взять на себя никаких обязательств в отношении долгов своих предшественников, пока оно не будет официально признано де-юре заинтересованными державами. [Генуэзская конференция 1922. Материалы Генуэзской конференции (Подготовка, отчеты заседаний, работы комиссий, дипломатическая переписка и пр.), М., 1922; Документы внешней политики СССР, т. 5, с. 167. - М., 1961.)]

Во время конференции, 16 апреля между РСФСР и Германией был подписан двусторонний договор, получивший по месту его подписания название Рапалльский.

Со стороны России (РСФСР) договор был подписан Г.В.Чичериным. Со стороны Германии (Веймарская республика) - Вальтером Ратенау. Договор был заключён без указания срока. Постановления договора вступали в силу немедленно. Лишь пункт «б» ст.1 об урегулировании публичных и частноправовых отношений и ст. 4 о наибольшем благоприятствовании вступали в силу с момента ратификации.

По договору, оба правительства взаимно отказывались от возмещения военных расходов и военных, так же как и невоенных, убытков, причинённых им и их гражданам во время войны. Германия и Россия обоюдно прекращали платежи за содержание военнопленных.

Дипломатические и консульские отношения между Германией и Советской Россией немедленно возобновлялись. Оба правительства согласились применять принцип наибольшего благоприятствования при урегулировании взаимных торговых и хозяйственных отношений и благожелательно идти навстречу обоюдным хозяйственным потребностям. Было обусловлено, что договор не затрагивает отношений договаривающихся сторон с другими государствами.

Первая официальная оценка Рапалльского договора содержится в коммюнике германской делегации, опубликованном в Генуе 17 апреля 1922 года. В нем выражалось убеждение германского и советского правительств в том, что «этим договором они оказали существенное содействие главной цели конференции: окончательному восстановлению европейского мира». [АВПРФ, ф.043з, оп.11 "О", п. 109, д. 12, л.286\

Германская делегация подчеркнула большое значение Рапалльского договора для Германии. В нем, в частности, говорилось: «Соглашение с Россией было для Германии тем более важно, что в этом случае возможно было прийти с одной из великих наций, участвовавших в войне, к мирному состоянию, исключающему перспективу бесконечной задолженности и допускающему восстановление нормальных отношений, свободных от бремени прошлого». [АВПРФ, ф.043з, оп.11 "О", п. 109, д.12, л.287]

«Рапалльский договор явился бомбой, разорвавшейся совершенно неожиданно на Генуэзской конференции. «Это потрясёт мир! Это сильнейший удар по конференции», - заявил американский посол в Италии Чайльд, узнав о советско-германском соглашении».

Через два дня после заключения Рапалльского договора, 18 апреля 1922 г., правительства стран Антанты, Малой Антанты, а также Польши и Португалии адресовали Германии ноту. В ней они обвиняли Германию в нелояльности по отношению к союзникам, в нарушении каннских резолюций, в том, что немецкие представители «заключили тайно, за спиной своих коллег, договор с Россией». [Кобляков, И. К. От Бреста до Рапалло. Очерки истории советско-германских отношений с 1918 по 1922 г. - М.: Госполитиздат, 1954. с. 123-125]

Основные моменты в этом договоре определили его политическое значение:

Во-первых, взаимное аннулирование всех претензий.

Во-вторых, восстановление дипломатических отношений между Германией и Россией.

В-третьих, экономическое сближение России и Германии, выходивших из изоляции благодаря Рапалльскому договору.

Таким образом, Россия разрывала кольцо экономической блокады, а Германия получала возможность расширить свою торговлю.

«Рапалльский договор дал новые основания Парижу опасаться советско-германской оси. Итогом была новая активизация усилий Франции по созданию на пространстве между Германией и Россией «непреодолимого вала» из антироссийски и антигермански настроенных малых государств. Предпринятая в Генуе попытка подвести под Версальский порядок общеевропейскую основу была перечеркнута в Рапалло.» [Д.Г.Наджафов, раздел II , гл. б Рапалльский договор,с Л 62 - в кн.: Системная история международных отношений в четырех томах, т. I «События 1918-1945»]

Текст договора не содержит секретных военных соглашений, но в Статье 5 говорится, что немецкое правительство объявляет о своей готовности поддерживать деятельность частных компаний в Советском Союзе. Такая практика позволила избежать компрометации немецкого правительства, хотя расходы покрывались напрямую военным министерством. Россия и Германия развили политику Рапалло в Берлинском договоре от 24 апреля 1926 года.

Договор был одобрен также и деловыми кругами Германии. В этом отношении является типичным заявление "Германо-восточно-европейского экономического союза", который объединял несколько сот предпринимателей и торговцев. В своем заявлении этот Союз приветствовал Рапалльский договор, так как видел в нем "единственный выход из теперешнего катастрофического состояния к лучшему будущему". [АВП РФ, ф. 048, оп. 11 "о", п. 109, д. 12, л. 293]

Отмечая важность этого договора, посол Германии в Москве граф У. фон Брокдорф-Ранцау писал: «Рапалльский договор открыл новую эру не только для германского и русского народов, и тем самым для Европы, но и для всего мира». [АВП РФ, ф. 048з, оп. «11», п. 109, д. 12, л. 294]

Рапалльский договор ратифицирован правительством РСФСР 16 мая 1922 года, а Германией - 4 июля 1922 года. Обмен ратификационными грамотами произведен в Берлине 31 января 1923 года. [«Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций», вып. 1- II , М.1928 г., с. 17), «Международная политика РСФСР в 1922 г.», с.30]

ИСТОРИКО-ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ
ДЕПАРТАМЕНТ МИД РОССИИ

16 апреля 1922 года стартовала Генуэзская конференция. Среди прочих участников там была Веймарская республика и РСФСР. Именно эти страны в итоге и подписали договор, в котором говорилось, что Германия признает СССР как государство. Она обязывалась установить с ней крепкие дипломатические и экономические взаимоотношения.


В 1921 году страны, которые входили в альянс под названием Антанта, предложили новой стране (СССР) поучаствовать в международной конференции. Они планировали обсудить несколько спорных вопросов и, по возможности, прийти к соглашению. Больше всего их волновало экономическое взаимоотношение новичка с Западом. В случае если первая сторона согласиться со всеми пунктами договора, то страны запада официально признают ее как полноценное независимое государство.

Всего в конференции принимало участие 29 стран мира. Среди них была Франция, Англия и др. В итоге всем странам удалось прийти к всеобщему согласию. Как результат был заключен Рапалльский договор. В качестве представителя СССР тогда выступал Георгий Чичерин. Германия же отправила в качестве представителя своих интересов Вальтера Ратенау.

Пункты договора

Рапалльский договор предусматривал мгновенное утверждение дипломатических взаимоотношений между Германией и РСФСР в полном их объеме. Стороны отказывались от каких-либо претензий относительно друг друга. Не требовали возмещения военных расходов и убытков. Также был утвержден порядок регулировки всех выплывающий после разногласий.


Рапалльский договор предусматривал мгновенное утверждение дипломатических взаимоотношений между Германией и РСФСР // Фото: pontos-news.gr


Отдельный пункт документа утверждал то, что Германия не должна претендовать на национализированные Советским Союзом предприятия. Взамен социалистическое государство обязывалось сделать точно то же самое. Иными словами, если в какой-то стране функционировал завод, принадлежащий иному государству, то он автоматически переходил в владения той страны, на чьей территории он находился. А это было больше на руку СССР, нежели всем остальным.

Кроме того, между станами был установлен так называемый режим «наибольшего благоприятствования». Он предполагал, что если какой-либо советский предприниматель посещал Германию, Англию, Францию и другое государство, то они были обязаны предоставить ему все условия для максимально продуктивной работы. Этот режим действовал и в обратном направлении.

Все пункты договора были утверждены и подписаны точно в обозначенные сроки. Это историческое событие произошло 5 ноября 1922 года в столице Германии. Его действие распространялось абсолютно на все советские республики.


Договор стал первым максимально равноправным договором после подписания Версальского мира // Фото: wikipedia.org

Последствия

Подписание договора оказалось для стран Антанты не совсем приемлемым мероприятием, хотя это было вполне ожидаемо. Договор запомнился для истории, как равноправный для абсолютно всех участников. В итоге он стал настоящим образцом дипломатии. В нем были закреплены основы, которые в дальнейшем использовались странами при заключении любых иных договоренностей.

Рапалльский договор – это образец построения идеальных международных взаимоотношений. Благодаря его подписанию РСФСР наконец избавилось от дипломатической изоляции и было принято мировым сообществом. Новоиспеченное государство приняло первое важное в своей истории решение. Кроме того, договор стал первым максимально равноправным договором после подписания Версальского мира.

После подписания договора в мировом сообществе появилось такое выражение, как «Дух Рапалло». Оно периодически использовалось при подписании документов и означало, что каждая сторона с уважением относится друг к другу.


Рапалльский договор – это образец построения идеальных международных взаимоотношений // Фото: roicullsiekemet.blogas.lt


Договор положил начало долгому и плодотворному сотрудничеству. Исследователи, изучавшие данный вопрос, часто не могут дать внятный ответ на вопрос, до которого же времени действовал данный договор. Многие сходятся во мнении, что его срок истек в марте 1941 года. Именно тогда СССР отправил в Германию последнюю партию, производимого страной сырья.

Страны Антанты предложили в 1921 году России участвовать в международной конференции, целью которой было урегулирование спорных вопросов относительно экономических претензий западных стран к российскому государству. В случае принятия этих претензий европейские страны приняли бы официально Советскую Россию. Конференция была открыта в Генуе в начале апреля. В мероприятии приняли участие двадцать девять стран. Среди них была Англия, Россия, Германия, Франция и прочие государства.

Совместные требования западных держав к России состояли в компенсации долгов Временного и Царского правительств (восемнадцать миллиардов рублей золотом), возврате национализированной большевиками собственности западной области бывшей Российской империи. Кроме того, страны Запада требовали отмены монополии на внешнюю торговлю, открытия дороги иностранным капиталам, а также прекращения революционной пропаганды в их государствах.

В ответ Советское правительство потребовало компенсации причиненного ущерба иностранной интервенцией в период гражданской войны (тридцать девять миллиардов рублей), обеспечения широкого экономического сотрудничества на базе долгосрочных кредитов Запада. Среди выдвигаемых условий было и принятие советской программы по всеобщему сокращению в вооружении и запрещению самых варварских способов военных действий.

Таким образом, ввиду взаимной неготовности пойти на политический компромисс, переговоры зашли в тупик. При этом наметился некий раскол среди держав Запада в ходе конференции. Раздражение государств Антанты по поводу отсутствия результатов на заседаниях усугублялось успехом применяемой большевиками тактики «игры на противоречиях между империалистами».

В перерывах между пленарными заседаниями конференции 14 апреля 1922 года в предместье Генуи германским министром иностранных дел Ратенау и наркомом иностранных дел Советской России Чичериным был подписан двусторонний договор (Рапалльский договор) о взаимном прекращении выдвижения требований. Отказ от претензий включал отказ от репарационных претензий, а также восстановление дипломатических отношений. Подписав Рапалльский договор, Советская Россия была признана Германией де-юре (юридически).

Ввиду своего тяжелого экономического и политического положения, Германия была вынуждена пойти на сотрудничество с Россией. Кроме того, Рапалльский договор выполнял поставленную Лениным задачу по расколу рядов стран-капиталистов.

Позднее, в 1924 году крайне заинтересованная в торговых отношениях с Россией Англия первой признала официально существование Советского государства. Ее примеру позже последовала Франция, Италия и прочие мировые державы.

Несомненно, Рапалльский договор стал успешным дипломатическим шагом Советской России. В результате подписания отказа от претензий Германией, западные страны не могли сформировать единую позицию в вопросе возвращения в России национализированной собственности. Вместе с этим, отказ московского правительства от предполагавшейся по репарационной доли Германии подрывал позиции французского правительства, требовавшего от Берлина репарационных выплат по-прежнему.

Вместе с этим, договор в Рапалло имел и немаловажные негативные последствия. С его подписанием началось взаимодействие России и Германии на антиверсальской основе. Военно-технические, экономические, культурные связи двух стран стали стремительно развиваться. Кроме того, началась совместная русско-германская подготовка специалистов-военных. Между Германией и Россией, несмотря на версальские запреты, было установлено тайное сотрудничество, которое продолжалось до самого прихода нацизма.

Рапалльский договор 1922 года дал основания Франции опасаться русско-германских отношений.

Раппальский договор 1922 года - между Германией и РСФСР; подписан 16. IV, во время Генуэзской конференции (...), от имени РСФСР народным комиссаром иностранных дел Г. В. Чичериным, от имени Германии - министром иностранных дел Ратенау.

Ещё до подписания советско-германского соглашения 1921 года (...) между Германией и РСФСР начались переговоры об установлении нормальных дипломатических и экономических отношений. По дороге в Геную советская делегация остановилась в Берлине, где в начале апреля 1922 года, после длительных переговоров, затягивавшихся Германией, был выработан проект договора. Однако правительство Вирта - Ратенау не решалось подписать договор с РСФСР. В это время Ратенау ещё продолжал защищать выдвинутый им проект организации международного англо-германо-американского картеля для эксплуатации богатств России. Германское правительство было убеждено в том, что Советская Россия капитулирует в Генуе перед объединёнными силами капиталистических государств, и опасалось, что в результате преждевременного подписания договора Германия потеряет право на участие в дележе "русского пирога".

После открытия Генуэзской конференции и в особенности после начавшихся между Ллойд-Джорджем и советской делегацией переговоров на вилле "Альбертис" Вирт и Ратенау стали опасаться возможности соглашения между Советской Россией и союзниками. По их инициативе переговоры, прерванные в Берлине, возобновились в Генуе.

Причины, побудившие Германию немедленно заключить договор в Раппало, можно свести к следующим: а) стремление укрепить внешнеполитические позиции вообще и ликвидировать свою международную изоляцию соглашением с Советской Россией; б) стремление ликвидировать ст. 116 Версальского договора (право России на репарации с Германии) и не допустить какого бы то ни было соглашения между Советской Россией и западными державами на её основе; в) беспочвенность расчётов на капитуляцию Советской России перед объединёнными силами капиталистических держав в Генуе; г) желание монополизировать русский рынок, в котором весьма остро нуждалась германская экономика, и добиться ликвидации монополии внешней торговли, установленной в РСФСР.

Для Советской же республики подписание этого договора означало прорыв враждебного ей единого фронта капиталистических государств.

Раппальский договор состоял из 6 статей.

Ст. 3 предусматривала немедленное возобновление дипломатических и консульских отношений между обеими странами. Все разногласия между РСФСР и Германией должны были регулироваться на следующих основаниях: а) взаимный отказ от возмещения военных расходов, военных и невоенных убытков; б) решение вопроса о судьбе коммерческих судов на основах взаимности; в) взаимный отказ от возмещения расходов на военнопленных и интернированных (ст. 1).

Согласно ст. 2 Германия признавала национализацию германской государственной и частной собственности, осуществлённую в РСФСР на основе декретов СНК.

Германия отказалась от претензий частных германских граждан, а также от собственности и прав Германии и германских государств в РСФСР, однако "...при условии, что правительство РСФСР не будет удовлетворять аналогичных претензий других государств".

Ст. 4 устанавливала, что регулирование торговых и хозяйственных отношений между двумя странами будет производиться на основе принципа наибольшего благоприятствования. При этом оговаривалось, что этот принцип не распространяется на льготы и преимущества, которые РСФСР предоставляет другой Советской республике или государству, которое раньше было составной частью Российской империи.

Раппальский договор был заключён без указания срока действия. 5. XI 1922 года путём особого соглашения действие договора было распространено на другие советские республики.

Германское правительство поставило договор на обсуждение в рейхстаге только 29. V 1922 года, т. е. через 12 дней после того, как он был ратифицирован правительством РСФСР. Против ратификации договора особенно активно выступали социал-демократы. Тем не менее Раппальский договор был ратифицирован и Германией.

Раппальский договор знаменовал собой серьёзный успех советской дипломатии, ибо он устанавливал нормальные дипломатические отношения с крупным государством Европы. Кроме того, Раппальский договор аннулировал германские претензии, связанные с национализацией имущества иностранцев в РСФСР, и тем самым значительно затруднил возможность предъявления подобных требований и со стороны Антанты.

Подписание Раппальского договора вызвало смятение в кругах Генуэзской конференции. Французская делегация во главе с Барту настаивала на аннулировании этого договора. Ллойд-Джордж занял в этом вопросе двойственную позицию: внешне он разделял негодование Барту, но в действительности он был прекрасно осведомлён о ходе переговоров между РСФСР и Германией и расценивал Раппальский договор как шаг, направленный против французской гегемонии в Европе. Он также считал целесообразным направить германский экспорт в Россию, чтобы этот экспорт мог служить источником для выплаты германских репараций.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

  • Б) сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров;
  • Советско-германские переговоры об урегулировании отношений начались еще задолго до Генуэзской конференции.

    Глубокие противоречия, существовавшие между Германией и Антантой, способствовали успеху этих переговоров, а обстановка, сложившаяся в Генуе, дала толчок к их скорейшему завершению.

    16 апреля 1922 г. в местечке Рапалло близ Генуи был подписан советско-германский договор, полностью восстановивший дипломатические и консульские отношения между обеими странами. Германия и РСФСР взаимно отказались от возмещения военных расходов, военных и невоенных убытков. Германия признала национализацию немецкой государственной и частной собственности в России, осуществленную во исполнение декретов Советской власти, а Советская Россия отказалась от права на получение репараций, причитавшихся с Германии на основании статьи 116 Версальского договора. Предусматривалось также развитие взаимных торговых, хозяйственных и правовых отношений на основе принципа наибольшего благоприятствования.

    Рапалльский договор означал серьезную победу миролюбивой внешней политики Советской России. В основе этого договора лежали принципы равноправия, уважения к суверенитету друг друга, взаимной выгоды договаривающихся сторон.

    Соответствуя национальным интересам двух крупнейших государств Европы, он создавал необходимые условия для разностороннего плодотворного сотрудничества и дружбы между советским и германским народами. Велико было значение Рапалльского договора для Германии. Установление нормальных дипломатических отношений с Советской Россией облегчало положение германского народа в его борьбе против грабительской политики держав Антанты, укрепляло международное положение Германии, помогало ей выйти из состояния внешнеполитической изоляции.

    Заключение Рапалльского договора вызвало смятение в лагере держав Антанты. Их представители в Генуе вручили германской делегации ноту, в которой утверждалось, что отныне Германия не может участвовать в конференции, поскольку своими действиями немцы «сами предрешили устранение Германии от дальнейшего участия в обсуждении условий соглашения между различными представленными в комиссии государствами». Против Рапалльского договора выступили и американские империалисты.



    Советское правительство положительно оценило Рапалльский договор как первое международное соглашение, фиксирующее на деле принцип мирного сосуществования государств с различными социально-экономическими системами. Составляя проект постановления ВЦИК по отчету делегации на Генуэзской конференции, В. И. Ленин писал: «Действительное равноправие двух систем собственности хотя бы как временное состояние, пока весь мир не отошел от частной собственности и порождаемых ею экономического хаоса и войн к высшей системе собственности,- дано лишь в Рапалльском договоре.

    Германия выиграла не только политически, но и экономически. Рапалльский договор открыл реальную возможность широких и взаимовыгодных деловых связей между двумя странами. Уже к концу 1922 г. германский экспорт в Советскую Россию увеличился более чем в 2 раза, а импорт - более чем в 14 раз.

    Берлинский договор 1926 года - договор о ненападении и нейтралитете, заключённый 24 апреля 1926 года в Берлине между Веймарской республикой и СССР. Одобрен Рейхстагом 10 июня 1926 года. После Локарнских соглашений, подписанных Германией с западными державами в 1925 году, Берлинский договор был призван подтвердить незыблемость положений Рапалльского договора1922 года.



    Договор регулировал торговые и уже имеющиеся военные отношения между двумя странами. Германия была также заинтересована в ослаблении положения Польши для планируемого ею восстановления своих восточных границ в довоенных пределах. Она взяла на себя обязательство сохранения нейтралитета в отношении СССР в случае возникновения военного конфликта между СССР и третьей страной, где под третьей страной в первую очередь подразумевалась Польша, образованная после Первой мировой войны на территориях, входивших в состав Германии и России. В случае начала советско-польской войны нейтралитет Германии усложнял возможность прямого вмешательства в конфликт со стороны Франции.

    Берлинским договором министр иностранных дел Германии Густав Штреземан пытался «смягчить» отношения с Советским Союзом, во избежание подозрений в переориентации политики Германии в «западном направлении» и выступить посредником в отношениях СССР с Западом.

    12. Нормализация отношений Советского Союза со странами Европы и Азии. «Полоса признаний» и особенности внешней политики СССР в 1920-е годы.

    Завершение гражданской войны и установление советской власти на всей территории бывшей царской России создали благоприятные условия для международной деятельности советского правительства.

    Во внешней политике Сов. государства в период с начала 20-х годов до 1941 г. можно выделить четыре крупных этапа:

    1)1921-27 гг. - установление дипломатических отношений с ведущими странами Запада и полоса его признаний, укрепление отношений с приграничными государствами;

    2) 1928-33 гг. - установление союзнических отношений с Германией и противостояние "демократическим" странам на европейской арене, а на Востоке - продвижение в Китай и активизация советского влияния в Афганистане и Иране;

    3) - сближение с Англией, Францией и США на основе противостояния фашисткой угрозе, политика "коллективной безопасности", стремление сохранить приобретенные сферы влияния на Востоке и избежать прямой конфронтации с Японией;

    4) 1939-41 гг. - сближение с гитлеровской Германией и императорской милитаристской Японией, а также расширение собственной сферы безопасности.

    Нормализация отношений Сов. государства с европейскими странами началась с торговли. Первым договором стал советско-английский торговый договор от 16 марта 1921 г. Вскоре было подписано советско-германское временное торговое соглашение. Аналогичные соглашения вскоре были заключены с Норвегией, Австрией, Италией. Данией и Чехословакией. В 1922 г. в Генуе прошла Международная экономическая и финансовая конференция, в которой приняли участие 29 стран. Вопросы о разоружении, поставленные советской делегацией, были отклонены другими делегациями. Позиция западных держав включала требования уплаты долгов царского и Временного правительства, возвращение национализированной собственности иностранцам, предоставления иностранцам возможности заниматься в советской стране торговой и экономической деятельностью с правами, которые они имели в других странах. К согласию не пришли. Было решено передать спорные вопросы на рассмотрение на конференцию экспертов в Гаагу. Конференция в Гааге закончилась безрезультатно. Участие в Лозаннской мирной конференции в 1922 г., на которой рассматривались вопросы мирного урегулирования на Ближнем Востоке, также продемонстрировало несовместимость позиций Советской России и западных стран. Более результативно для СССР складывались двусторонние отношения. В ходе Генуэзской конференции в Рапалло был подписан двусторонний советско-германский договор(1922 г.). Его подписание было расценено, как попытка сорвать Версальскую международную систему, которая стала складываться в послевоенной Европе. В октябре 1925 г. подписывается торговый договор с Германией и консульская конвенция, в 1926 г. СССР и Германия подписали договор о ненападении и нейтралитете. Сложнее развивались советско-английские отношения. Долгое время отношения были очень напряженными. Проявлением этого был меморандум Керзона, содержащий ряд ультимативных требований: прекращение подрывной деятельности в Иране и Афганистане, прекращение религиозных преследований в СССР и др. Опасаясь эскалации напряженности, советское правительство пошло на удовлетворение ряда требований. Окончательно конфликт между Москвой и Лондоном был урегулирован в 1923 г. После этого, в январе 1924 г. СССР был официально признан Великобританией. В августе этого же года был подписан Общий договор и Договор о торговле и мореплавании. Обострение дипломатических отношений произошло в 1926 г. во время стачки английских горняков, когда советское руководство через профсоюзы оказало помощь бастующим. В 1927 г. дипломатические отношения между странами были разорваны.

    По мере того как большевистская власть укрепляла свои позиции внутри страны, усиливалась и роль СССР на международной арене. 1924 - 1925 гг. вошли в историю международных отношений как период дипломатического признания Советского государства.

    В феврале 1924 г. между СССР и Великобританией были установлены дипломатические отношения. В этом же году Советский Союз признали Италия, Норвсмия, Австрия, Греция, Швеция, Франция. В мае 1924 г. были урегулированы отношения с Китаем и заключено советско-китайское соглашение. Летом 1924 г. установились дипломатические отношения между Советским Союзом и Мексикой. Полоса признания СССР завершилась подписанием в январе 1925 г. японо-советской конвенции. На основании этого соглашения были эвакуированы японские войска с северного Сахалина и на этой части острова установлена советская власть. Всего за 1921 - 1925 гг. Советский Союз заключил более 40 различного рода договоров и соглашений.

    Позже других стран признали СССР США - в 1933 г.

    Униженная Версальским договором Германия усматривала в сотрудничестве с СССР не столько политические, сколько экономические выгоды. Отношения между странами не ограничивались только взаимовыгодной торговлей. Германия оказывала Советской республике большую техническую помощь. Особое значение имело военно-техническое сотрудничество. Немецкая фирма «Юнкере» получила возможность в обход Версальского договора строить самолеты на заводе под Москвой, оружейный магнат Крупп возводил артиллерийские заводы в Средней Азии. Значительное количество советских военных специалистов выезжало на стажировку в Германию. На предприятиях СССР трудились немецкие инженеры и другие специалисты. К 1929 г. Советский Союз имел технические соглашения с 27 германскими фирмами. Все это принесло чрезвычайную пользу развитию советской промышленности.

    Вместе с тем СССР умело пользовался ожесточенной конкуренцией между капиталистическими фирмами, создавая для некоторых из них режим наибольшего благоприятствования. Так, молодому предпринимателю из США Арманду Хаммеру покровительство оказывал сам В. И. Ленин. Хаммер получил в концессию Алапаевские асбестовые рудники. Затем он взял в концессию производство карандашей. Это принесло Хаммеру огромные доходы. Он использовал их для скупки в СССР произведений искусства. Вслед за Хаммером в советскую страну устремился автомобильный король Г. Форд. Нефтяной магнат Рокфеллер взялся за строительство нефтеперегонного завода в Батуми. В конце 1929 г. с СССР сотрудничали 40 американских фирм. Однако для огромной страны отдельные энтузиасты погоды не делали. Нужны были крупные государственные кредиты, а их то как раз Советскому Союзу и не предоставляли.

    13. Рурский конфликт 1923 года. «План Дауэса» и его международное значение.

    Рурский конфликт - кульминационный период военно-политического конфликта между Германийк и франко-бельгийскими оккупационными войсками в Рурском бассейне в 1923 году.

    Версальским договором 1919 года на Веймарскую республику (Германию) возлагались обязательства по уплате репараций странам-победительницам в Первой мировой войне. На бескомпромиссном выполнении положений договора настаивал в первую очередь президент Франции Раймон Пуанкаре, защищавший экономические и политические интересы своей страны. При возникновении просрочек в поставках французские войска несколько раз входили на неоккупированные территории Германии. 8 марта 1921 года французские и бельгийские войска оккупировали города Дуйсбург и Дюссельдорф, находившиеся в Рейнской демилитаризированной зоне, тем самым обеспечив себе плацдарм для дальнейшей оккупации всего промышленного района в Рейнланд-Вестфалии. В Лондонском ультиматуме от 5 мая 1921 года, устанавливался график выплаты репараций на общую сумму в 132 млрд золотых марок, а на случай отказа в качестве ответных мер предусматривалась оккупация Рурского региона.

    В 1922 году с учётом ухудшающейся экономической ситуации в Веймарской республике союзники отказались от репараций в денежной форме, заменив их натуральными выплатами (сталь, древесина, уголь). 26 сентября союзническая комиссия по репарациям единогласным решением зафиксировала факт отставания Германии по срокам репарационных поставок. Когда 9 января 1923 года комиссия по репарациям заявила, что Веймарская Республика умышленно задерживает поставки, Франция использовала это как повод для ввода войск в Рурский бассейн.

    В период с 11 по 16 января 1923 года французские и бельгийские войска численностью первоначально 60 тыс. человек (позднее до 100 тыс.) оккупировали всю территорию Рурского региона, взяв находящееся там мощности по производству угля и кокса в качестве «производственного залога» в обеспечение исполнения Германией своих репарационных обязательств. Ввод оккупационных войск вызвал в Веймарской республике волну народного гнева. Правительство во главе с беспартийным рейхсканцлером Вильгельмом Куно призвало население к «пассивному сопротивлению». Выплата репараций была прекращена, промышленность, управленческий аппарат и транспорт охватила всеобщая забастовка. Франция отреагировала на это назначением 150 тыс. штрафов, которые порой сопровождались высылкой с оккупированной территории.

    Во время пассивного сопротивления германское государство взяло на себя выплату заработной платы рабочим Рурского региона за счёт дополнительного выпуска денег. Длительное время эта ситуация продолжаться не могла, поскольку обострение экономического кризиса, инфляция, простой производства и недобор налогов негативно сказывались на экономике Германии.

    26 сентября 1923 года новый рейхсканцлер Густав Штреземан был вынужден объявить о прекращении пассивного сопротивления. Под давлением США и Великобритании Франция подписала соглашение МИКУМ- союзническая контрольная комиссия по фабрикам и шахтам Рура. Оккупация Рурского региона завершилась в соответствии с принятым в 1924 году планом Дауэса в июле-августе 1925 года.

    План Дауэса (англ. Dawes Plan) от 16 августа 1924 года установил новый порядок репарационных выплат Германии после Первой мировой войны, в соответствии с которым их размер был приведён в соответствие с экономическими возможностями Веймарской республики. Чтобы запустить механизм немецкой экономики, по плану Дауэса Германии одновременно предоставлялся международный заём.

    30 ноября 1923 года Комиссия по репарациям приняла решение о создании международного комитета экспертов под председательством Чарльза Дауэса. Эксперты приступили к работе 14 января и представили свой проект 9 апреля. Договор был подписан 16 августа 1924 года в Лондоне (Лондонская конференция 1924 года) и вступил в силу 1 сентября 1924 года. Его реализация стала возможной лишь после преодоления в Германии инфляции и привела Веймарскую республику в её период расцвета - «золотые двадцатые».

    Реализованный прежде всего под давлением США и благодаря политике Густава Штреземана план Дауэса обеспечил восстановление экономики Германии. Благодаря этому плану Веймарская республика стала способна выплачивать репарации. Державы-победительницы смогли вернуть полученные от США военные кредиты. План Дауэса стал одним из первых успехов во внешней политике послевоенной Германии, придавший новый импульс отношениям США и Европы.

    Планом Дауэса устанавливалось, что в 1924 году Германия выплачивает репарации на сумму в 1 млрд золотых марок. К 1928 году размер выплат должен достичь 2,5 млрд. Благодаря защищённым траншам риски, связанные с закупкой валюты, ложились на получателя, что способствовало сохранению стабильности рейхсмарки.

    Репарации выплачивались из непосредственно перечисляемых таможенных и налоговых поступлений, а также за счёт процентов и погашения облигаций промышленности в размере 16 млрд золотых марок. Для обеспечения выплат Рейхсбанк и Имперские железные дороги были поставлены под международный контроль.



    Последние материалы раздела:

    Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
    Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

    Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

    Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
    Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

    Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

    Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
    Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

    Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...